Выпускная квалификационная работа на тему: "Использование исторического материала во внеурочной деятельности для развития познавательного интереса к математике в начальной школы"
Оценка 4.9

Выпускная квалификационная работа на тему: "Использование исторического материала во внеурочной деятельности для развития познавательного интереса к математике в начальной школы"

Оценка 4.9
docx
27.05.2024
Выпускная квалификационная работа на тему: "Использование исторического материала во внеурочной деятельности для развития познавательного интереса к математике в начальной школы"
Tezisy.docx

Тезисы выпускной квалификационной работы

Специальность: 44.02.02 Преподавание в начальных классах

Тема: Использование исторического материала во внеурочной деятельности для развития познавательного интереса к математике в начальной школы

Актуальность: Современное образование нацелено на развитие творчества, самостоятельности и активности сегодняшних школьников. Задачей учителя является воспитание активно мыслящей личности.

Ученик должен уметь творчески подходить к изучаемому материалу, проявлять активность в процессе обучения, желать изучать окружающий его мир. В настоящее время к изучению математики предъявляются определенные требования. По итогам обучения в соответствии с Федеральным Государственным Образовательным Стандартам НОО младшие школьники должны уметь продемонстрировать предметные, личностные и метапредметные результаты. Если школьники демонстрируют при этом высокое качество данных результатов, то можно сделать вывод о том, что они достигли определённого уровня культуры. Одним из средств для достижения таких результатов является использование исторического материала при изучении математики. Но для достижения больших результатов целесообразно будет использовать исторический материал во внеурочной деятельности, так как именно внеурочная деятельность позволяет использовать разнообразные формы работы без ущерба для предметных результатов.

В соответствии с Письмом Минпросвещения России от 05.07.2022 "О направлении методических рекомендаций" (вместе с "Информационно-методическим письмом об организации внеурочной деятельности в рамках реализации обновленных федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования") младшие школьники должны  показать достижение планируемых результатов освоения основных образовательных программ (предметных, метапредметных и личностных), осуществляемую в формах, отличных от урочной.

Цель: разработать комплекс внеурочных занятии для проведения внеурочной деятельности с использованием исторического материала для развития познавательного интереса младшего школьника

Объект: процесс формирования познавательного интереса к математике в начальной школе.

Предмет: использование исторического материала во внеурочной деятельности для развития познавательного интереса к математике.

Гипотеза: можно предположить, что использование исторического материала как средства развития познавательного интереса во внеурочной деятельности, положительно повлияет на повышение уровня познавательного интереса у младших школьников.

Задачи:

1.     Изучить литературу по рассматриваемой проблеме;

2.     Определить содержание базовых понятий работы: внеурочная деятельность, познавательный интерес, исторический материал как средство формирования познавательного интереса.

3.     Изучить особенности формирования познавательного интереса младших школьников к математике;

4.     Рассмотреть исторический материал как средство развития познавательного интереса к математике;

5.     Разработать комплекс внеурочных занятии направленных на развитие познавательного интереса к математике через исторический материал.

6.     Применить разработанный комплекс внеурочных занятии во внеурочной деятельности для развития познавательного интереса к математике через исторический материал в период преддипломной практики;

Для реализации поставленных задач использован комплекс методов:

·        Теоретические (изучение и анализ психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования; формулирование выводов)

·        Практические (разработка и применение комплекса задании на внеурочных занятиях для развития познавательного интереса к математике с использованием исторического материала)

В первой главе рассмотрены теоретические основы организации внеурочной деятельности в начальной школе, основы развития познавательного интереса во внеурочной деятельности, проанализированы особенности организации внеурочной деятельности с использованием исторического материала для развития познавательного интереса к математике в начальной школе.

Во второй главе представлен разработанный комплекс заданий для 2 класса по математике для внеурочных занятии для развития познавательного интереса к математике с использованием исторического материала и результаты диагностик, которые помогли определить уровень сформированности познавательного интереса к математике до и после их проведения комплекса внеурочных занятий.

Исследование проводилось на базе МАОУ «СОШ №14» г. Соликамска среди младших школьников второго «А» класса в 2023-2024 учебном году.

В работе принимали участие 30 человек в возрасте 8-9 лет (2 класс).

Исследование проводилось в 3 этапа:

·                   Первый этап констатирующий.

Цель констатирующего этапа – выявить первоначальный уровень сформированности познавательного интереса у обучающихся 2-х классов.

На констатирующем этапе исследования были отобраны две диагностических работы для учащихся 2 класса на определение познавательного интереса.

·                   Второй этап – формирующий.

         На данном этапе был реализован цикл внеурочных занятий «Загадки истории математики» по ученому предмету «Математика», направленный на развитие познавательного интереса младших школьников посредством использования исторического материала. Данный цикл занятий был реализован с 1 марта 2024 года по 22 марта 2024 года в течение четырёх недель.

Цель формирующего этапа– проверить результативность и эффективность применения исторического материала для повышения познавательного интереса к математике на внеурочных занятиях у младших школьников.

В совокупности было проведено 4 занятия с использованием различного исторического материала формы заданий и универсальные учебные действия, формируемые на данном занятии. При этом каждый исторический материал который был использован повышал познавательный интерес к изучению такого учебного предмета как «Математика».

Рабочие листы составлены таким образом, что учащиеся сначала узнают историческую информацию о разнообразных математических явлениях, а затем выполняют предложенные задания, в которых отражают полученную информацию.

В первом задании учащиеся по ходу внеурочного занятия через дополнительный наглядный материала обучающиеся узнают какой исторический аспект будет представлен.

Далее учитель рассказывает об истории возникновения тех или иных математических понятий в различных странах, а после выполняют предложенные задания, с помощью учителя.

Задания представленные в рабочих листах, подобранны таким образом, чтобы дети увидели разнообразие исторического материала в математике и узнали, что такой учебный предмет как «Математика» в разных странах развивался в своем темпе и в разных направлениях.

·                    Третий этап контрольный. Диагностика проводилась в конце марта 2024 года на 2 «А» классе.

Цель контрольного этапа – выявление уровня сформированности уровня познавательного интереса у обучающихся 2-х классов после применения исторического материала на внеурочных занятиях в течение месяца.

По окончанию формирующего этапа были проведены повторные диагностические работы, для них подобраны задания аналогичные предыдущим.

Таким образом, анализируя результаты констатирующего этапа исследования и контрольного, мы увидели положительную результативную динамику у младших школьников. Так как показатели сформированности познавательного интереса у обучающихся второго «А» класса выше на контрольном этапе, нежели на констатирующем, следовательно, наша гипотеза подтвердилась. Исторический материал может стать эффективным средством повышения познавательного интереса к математике.

Теоретическая часть работы будет полезна студентам специальности Преподавания в начальных классах, а также учителям начальных классов. Практическая значимость разработанного комплекса внеурочных занятии, состоит в том, что данный комплекс занятии могут использовать учителя начальных классов для того, чтобы развивать у младших школьников познавательный интерес к математике.


 

Тезисы выпускной квалификационной работы

Тезисы выпускной квалификационной работы

Предмет: использование исторического материала во внеурочной деятельности для развития познавательного интереса к математике

Предмет: использование исторического материала во внеурочной деятельности для развития познавательного интереса к математике

Исследование проводилось на базе

Исследование проводилось на базе

В первом задании учащиеся по ходу внеурочного занятия через дополнительный наглядный материала обучающиеся узнают какой исторический аспект будет представлен

В первом задании учащиеся по ходу внеурочного занятия через дополнительный наглядный материала обучающиеся узнают какой исторический аспект будет представлен
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.05.2024