ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ (ДИПЛОМНАЯ) РАБОТА КОММУНИКАЦИЯ – ВЕДУЩАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ
Оценка 4.8

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ (ДИПЛОМНАЯ) РАБОТА КОММУНИКАЦИЯ – ВЕДУЩАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ

Оценка 4.8
Исследовательские работы
docx
технология
Взрослым
15.05.2018
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ  (ДИПЛОМНАЯ) РАБОТА  КОММУНИКАЦИЯ – ВЕДУЩАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ (ДИПЛОМНАЯ) РАБОТА КОММУНИКАЦИЯ – ВЕДУЩАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ ВВЕДЕНИЕ Коммуникация – обмен вербальной информацией между людьми с помощью невербальных способов. Повышенный интерес к речевому образу действий определен антропоцентрической парадигмой нынешнего языкознания, которая активизировала заинтересованность к личностным и общественным сторонам речевой деятельности говорящего. Работа медицинской сестры относится к такому виду деятельности, где общение есть такая же неотъемлемая часть профессии, как специальные навыки и умения. Медицинские сестры, как труженики системы «человек – человек», непрерывно введены в процесс общения, предусматривающий разные и многоплановые отношения с пациентами, их родственниками, коллегами. Деятельность сестер милосердия предполагает четкое и координированное взаимодействие на базе позитивных взаимоотношений, взаимопонимания и благоприятного социально – психологического климата. Медицинские сестры не склонны придавать особой роли общению и выполнять тщательную подготовку и организацию коммуникативного пространства в нем. В значительной мере это связано с тем, что в процессе обучения в медицинском колледже у студентов формируется установка на лечение заболевания с помощью манипуляций, без выделения значимости общения с пациентом в будущей деятельности. Между тем Сократ говорил: «Нельзя лечит тело, не леча душу». Погрешности в профессиональном общении – самый частый фактор деонтологических нарушений, конфликтных ситуаций, недовольства и жалоб пациентов, их родственников. Практика показывает, что коммуникативная неподготовленность нередко приводит к различным затруднениям в лечебно – профилактической деятельности. Так, обсуждая медицинских сестер, пациенты реже затрагивают их профессиональные обязанности, а чаще жалуются на неадекватность общения. Опыт представителей российских административных органов здравоохранения, связанных по долгу своей работы с анализом жалоб от пациентов, говорит о том, что большинство их определено скорее неудачами общения с пациентами, нежели действительно плохой медицинской помощью. Доказано также, что в случае отсутствия хороших взаимоотношений либо между медицинским работником и пациентом, либо в коллективе лечебно – профилактического учреждения повышается вероятность медицинских ошибок. Коммуникация стала одним из важнейших показателей качества подготовки специалиста в любой области человеческой деятельности, демонстрирующим уровень развитости основных представлений, знаний и навыков в сфере межличностного взаимодействия на общественно и профессионально приемлемом уровне. Тем не менее, как заверяют научно – теоретические и социологические исследования, эффективность процесса формирования коммуникации студентов колледжей главным образом сдерживается недостаточно оперативным отзывом психолого – педагогической науки на потребности практики в научно – методическом обеспечении процесса коммуникативной подготовки будущих специалистов. Между тем образовательное учреждение имеет для решения этой задачи высокие возможности. Собственно поэтому представляется актуальным изучение коммуникации студентов в образовательном процессе колледжа, обнаружение и практическая реализация которых связана с осмыслением продуктивных подходов и идей, скопленных в отечественной и зарубежной теории и практике профессионального образования. За последние годы в связи с преобразованиями в здравоохранении роль медицинских работников среднего звена резко поднялась. Проведена крупная законодательная работа по увеличению общественной значимости профессии медицинской сестры . Внесенные изменения предъявляют к «сестринскому делу» новые требования. Медицинская сестра не просто является исполнителем назначений врача, а переходит в новую категорию работников – специалистов, выполняющих конкретные креативные функции. В связи с этим модифицируется содержание и структура профессиональной подготовки среднего медицинского персонала. Главным образом это касается преодоления его ограниченной коммуникации. Учитывая выше изложенное, можно сделать вывод, что исследование проблемы коммуникации, ее сущности, структуры, форм и методов формирования становится актуальным для повышения качества профессиональной подготовки медицинской сестры. Актуальность проблемы и недостаточность теоретической и практической ее разработанности определили тему исследования «Коммуникация – ведущая составляющая в деятельности медицинской сестры». Цель исследования – выявить, теоретически обосновать и экспериментальным путем аргументировать эффективность организационно – педагогических учений, повышающих коммуникацию будущих медицинских сестер. В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи: 1. Провести теоретический разбор исследований проблемы общения в системе профессиональной подготовки медицинской сестры. 2. Определить условия обучения, влияющие на развитие общения обучающихся медицинского колледжа. 3. Выделить личностные особенности обучающихся медицинского колледжа, затрудняющие подготовку к профессиональному общению. 4. Разработать комплексную методику изучения личностных особенностей обучающихся медицинского колледжа, затрудняющих подготовку к профессиональному общению. 5. Провести экспериментальное изучение развития личностных особенностей обучающихся медицинского колледжа, влияющих на подготовку к профессиональному общению. 6. Провести анкетирование медицинских сестер для получения теоретических данных – насколько представления медицинских сестер о затрачиваемом на пациента времени совпадают с фактическими данными. Объект исследования – процесс подготовки медицинских работников в медицинском колледже на основе коммуникативного подхода. Предмет исследования – организационно – педагогические условия и педагогические технологии формирования коммуникации студентов медицинского колледжа на учебных занятиях. Методы исследования – комплекс методов, позволяющих осуществить поставленные задачи, обеспечить достоверность результатов и обоснованность выводов. В их числе: теоретические (разбор и обобщение результатов теоретических и экспериментальных исследований в педагогике и психологии по теме исследования, моделирование); методы сбора эмпирической информации (анкетирование, наблюдение, беседа, опрос, психодиагностические методы, экспертная оценка, анализ документов); методы качественного и количественного анализа эмпирических данных. Практическое значение работы: Подробное раскрытие материала по данной теме позволит медицинским сестрам повысить уровень коммуникации. Данная работа включает в себя: 1. Введение; 2. Теоретическую часть: несет информацию о коммуникации медицинской сестры, зонах комфорта, функциях общения, уровнях общения, основных стилях общения, анализе деятельности медицинской сестры. 3. Практическую часть: несет информацию об исследованиях, проведении анкетирования, опросов, проведении беседы. 4. Приложение.
Бориванова.docx
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Московской области «Московский областной медицинский колледж №2» Коломенский филиал ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ  (ДИПЛОМНАЯ) РАБОТА КОММУНИКАЦИЯ – ВЕДУЩАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ Бориванова Мария Игоревна ­ _________________________________                                                                         (подпись) Выполнил(а) специальность 34.02.01 Сестринское дело 492 «А» группа Руководитель Симонова Светлана Александровна ­ ______________________                                                                         (подпись) преподаватель первой квалификационной   категории Коломенский филиал ГБПОУ МО «Московский областной медицинский колледж №2» К защите допустить Заведующий отделом по учебно­воспитательной работе Наименование филиала Коломенский____________________/Я.Е Садофьева/ Выпускная квалификационная работа выполнена с оценкой ____________________________________ 1 Дата защиты «_____» ______________ 20___г. Секретарь ГЭК _________________________ ­ __________________________                                        (Фамилия И.О.)                             (подпись) СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ  3 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ С ПАЦИЕНТОМ 7 1.1 Коммуникация медицинской сестры  7 1.2 Зоны комфорта 8 1.3 Функции общения 8 1.4 Уровни общения  8 1.5 Основные стили общения 9 1.6 Анализ деятельности медицинской сестры 9 ИССЛЕДОВАНИЕ   УЧАСТИЯ   МЕДИЦИНСКИХ   СЕСТЕР   В   ВЕДЕНИИ КОММУНИКАЦИИ 16 2.1 Описание отделения 2.2 Анкетирование медицинских сестер отделения 2.3 Анкетирование, опрос студентов медицинского колледжа 2.4 Беседа «Навыки эффективного общения»  26 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29 СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 31 ПРИЛОЖЕНИЕ 33 16 16 22 ВВЕДЕНИЕ Коммуникация – обмен вербальной информацией между людьми с помощью невербальных способов. Повышенный   интерес   к   речевому   образу   действий   определен антропоцентрической   парадигмой   нынешнего   языкознания,   которая активизировала заинтересованность к личностным и общественным сторонам речевой деятельности говорящего.  Работа   медицинской   сестры   относится   к   такому   виду   деятельности,   где общение   есть   такая   же   неотъемлемая   часть   профессии,   как   специальные 2 навыки и умения. Медицинские сестры, как труженики системы «человек – человек»,   непрерывно   введены   в   процесс   общения,   предусматривающий разные   и   многоплановые   отношения   с   пациентами,   их   родственниками, коллегами.   Деятельность   сестер   милосердия   предполагает   четкое   и координированное   взаимодействие   на   базе   позитивных   взаимоотношений, взаимопонимания и благоприятного социально – психологического климата. Медицинские   сестры   не   склонны   придавать   особой   роли   общению   и выполнять   тщательную   подготовку   и   организацию   коммуникативного пространства в нем. В значительной мере это связано с тем, что в процессе обучения в медицинском колледже у студентов формируется установка на лечение   заболевания   с   помощью   манипуляций,   без   выделения   значимости общения с пациентом в будущей деятельности. Между тем Сократ говорил: «Нельзя   лечит   тело,   не   леча   душу».   Погрешности   в   профессиональном общении – самый частый фактор деонтологических нарушений, конфликтных ситуаций,   недовольства   и   жалоб   пациентов,   их   родственников.   Практика показывает,  что   коммуникативная   неподготовленность   нередко  приводит  к различным затруднениям в лечебно – профилактической деятельности. Так, обсуждая   медицинских   сестер,   пациенты   реже   затрагивают   их профессиональные обязанности, а чаще жалуются на неадекватность общения. Опыт   представителей   российских   административных   органов здравоохранения,   связанных   по   долгу   своей   работы   с   анализом   жалоб   от пациентов, говорит о том, что большинство их определено скорее неудачами общения с пациентами, нежели действительно плохой медицинской помощью. Доказано   также,   что   в   случае   отсутствия   хороших   взаимоотношений   либо между медицинским работником и пациентом, либо в коллективе лечебно – профилактического   учреждения   повышается   вероятность   медицинских ошибок. Коммуникация стала одним из важнейших показателей качества подготовки специалиста в любой области человеческой деятельности, демонстрирующим уровень   развитости   основных   представлений,   знаний   и   навыков   в   сфере межличностного   взаимодействия   на   общественно   и   профессионально приемлемом уровне. Тем не менее, как заверяют научно – теоретические и социологические   исследования,   эффективность   процесса   формирования коммуникации   студентов   колледжей   главным   образом   сдерживается недостаточно   оперативным   отзывом   психолого   –   педагогической   науки   на потребности   практики   в   научно   –   методическом   обеспечении   процесса коммуникативной   подготовки   будущих   специалистов.   Между   тем образовательное   учреждение   имеет   для   решения   этой   задачи   высокие возможности.   Собственно   поэтому   представляется   актуальным   изучение коммуникации студентов в образовательном процессе колледжа, обнаружение и   практическая   реализация   которых   связана   с  осмыслением   продуктивных подходов   и   идей,   скопленных   в   отечественной   и   зарубежной   теории   и 3 практике профессионального образования. За   последние   годы   в   связи   с   преобразованиями   в   здравоохранении   роль медицинских работников среднего звена резко поднялась. Проведена крупная законодательная работа по увеличению общественной значимости профессии медицинской сестры1. Внесенные изменения предъявляют к «сестринскому делу» новые требования. Медицинская сестра не просто является исполнителем назначений врача, а переходит   в   новую   категорию   работников   –   специалистов,   выполняющих конкретные   креативные   функции.   В   связи   с   этим   модифицируется содержание   и   структура   профессиональной   подготовки   среднего медицинского   персонала.   Главным   образом   это   касается   преодоления   его ограниченной коммуникации. Учитывая   выше   изложенное,   можно   сделать   вывод,   что   исследование проблемы   коммуникации,   ее   сущности,   структуры,   форм   и   методов формирования   становится   актуальным   для   повышения   качества профессиональной подготовки медицинской сестры. Актуальность проблемы и недостаточность теоретической и практической ее разработанности определили тему исследования «Коммуникация – ведущая составляющая в деятельности медицинской сестры». Цель исследования – выявить, теоретически обосновать и экспериментальным путем   аргументировать   эффективность   организационно   –   педагогических учений, повышающих коммуникацию будущих медицинских сестер. В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи: 1. Провести   теоретический   разбор   исследований   проблемы   общения   в системе профессиональной подготовки медицинской сестры. 2. Определить   условия   обучения,   влияющие   на   развитие   общения обучающихся медицинского колледжа. 3. Выделить   личностные   особенности   обучающихся   медицинского колледжа, затрудняющие подготовку к профессиональному общению. 4. Разработать комплексную методику изучения личностных особенностей обучающихся   медицинского   колледжа,   затрудняющих   подготовку   к профессиональному общению. 5. Провести   экспериментальное   изучение   развития   личностных особенностей   обучающихся   медицинского   колледжа,   влияющих   на подготовку к профессиональному общению. 6. Провести   анкетирование   медицинских   сестер   для   получения теоретических данных – насколько представления медицинских сестер 11  приказы МЗ РФ: №4 от 09.01.2001 г. «Об отраслевой программе развития развития сестринского дела в Российской Федерации»; № 390 от 31.12.97 г. «О   мерах   по   улучшению   сестринского   дела   в   Российской   Федерации»  по улучшению сестринского дела в Российской Федерации» 4 о   затрачиваемом   на   пациента   времени   совпадают   с   фактическими данными. Объект   исследования   –   процесс   подготовки   медицинских   работников   в медицинском колледже на основе коммуникативного подхода. Предмет   исследования   –   организационно   –   педагогические   условия   и педагогические   технологии   формирования   коммуникации   студентов медицинского колледжа на учебных занятиях. Методы   исследования   –   комплекс   методов,   позволяющих   осуществить поставленные   задачи,   обеспечить   достоверность   результатов   и обоснованность   выводов.   В   их   числе:   теоретические   (разбор   и   обобщение результатов теоретических и экспериментальных исследований в педагогике и психологии   по   теме   исследования,   моделирование);   методы   сбора эмпирической   информации   (анкетирование,   наблюдение,   беседа,   опрос, психодиагностические   методы,   экспертная   оценка,   анализ   документов); методы качественного и количественного анализа эмпирических данных. Практическое значение работы: Подробное   раскрытие   материала   по   данной   теме   позволит   медицинским сестрам повысить уровень коммуникации. Данная работа включает в себя: 1. Введение; 2. Теоретическую часть: несет информацию о коммуникации медицинской сестры,   зонах   комфорта,   функциях   общения,   уровнях   общения, основных стилях общения, анализе деятельности медицинской сестры. 3. Практическую часть: несет информацию об исследованиях, проведении анкетирования, опросов, проведении беседы. 4. Приложение. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ С ПАЦИЕНТОМ 5 1.1 Коммуникация медицинской сестры Общение   –   это   сложный   социально   –   психологический   процесс взаимопонимания   между   людьми,   происходящий   с   помощью   передачи словесной   (вербальной)   и   бессловесной   (невербальной)   информации.   Это неизменный, динамический процесс передачи информации от отправителя к получателю,   процесс   установления   и   развития   контактов   между   людьми пробуждаемый потребностями совместной деятельности. В последние годы в науке   все   чаще   вместо   слова   «общение»   используется   термин «коммуникация». Существует два способа коммуникации: вербальный и невербальный. Способ коммуникации зависит от содержания сообщения и индивидуальных качеств получателя сообщения. Например, слепой человек понимает лучше словесную информацию. Глухой же человек может читать, в том числе и по губам. Вербальная   информация   проявляется   в   высказываниях   или   написанных чувствах, мыслях, наблюдениях. Речевое общение происходит между людьми с помощью устной или письменной речи. Важно, что говорят и как говорят. Важно, чтобы общение было эффективным. Невербальная   информация   отражает   поступки   или   поведение   того,   кто передает   информацию   с   применением   прикосновения,   мимики,   жестов, символов,   позы   вместо   слов.   Наука,   изучающая   невербальное   общение, называется   кинесикой.   например, прикосновение рукой к руке, позволяют сообщить пациенту о сопереживании, поддержке;   однако   пациент   быстро   распознает   искусственное   отношение, поэтому   эти   приемы   использует   внимательная   и   деликатная   медицинская сестра. Основой   для   коммуникации   служат   такие   факторы,   как   сопереживание, уважение   и   искренность,   деликатность,   как   признание   прав   на   свободу мыслей, чувств и достойное лечение и уход. Целью процесса взаимопонимания для медицинских сестер гуманистического склада является исследование тайны, которой остается пациент.   Невербальные   способы   общения, Различают   следующие   зоны   комфорта:   сверхинтимная,   интимная,   личная, социальная, общественная (таблица 1, приложение А). 1.2 Зоны комфорта Сверхинтимная Интимная Личная Социальная Общественая от 0 до 15 см 15–46 см 46–120 см 120–360 см более 3 метров Таблица 1 «Зоны комфорта» 1.3 Функции общения Существуют следующие функции общения: 1. Контактная – установление состояния взаимной готовности к общению; 6 2. Информационная, познавательная – обмен информацией, сообщениями; 3. Побудительная – стимуляция активности партнера; 4. Координационная – взаимное ориентирование и согласование совместной деятельности; 5. Функция понимания – адекватное понимание смысла сказанного, действий, состояния своего партнера; 6. Эмотивная, эмоциональная – обмен эмоциями между партнерами (улыбка, первый шаг к обмену эмоциями); 7. Установление отношений – осознание места своего партнера в системе межличностных, деловых и производственных отношений; 8. Оказание влияния – изменение поведения, состояния, знаний, представлений партнера; 9. Взаимодействие   и   восприятие   себя   через   другого  (умение   поставить себя на место собеседника). 1.4 Уровни общения Психология чаще всего выделяет 3 уровня общения. Внутриличностное   общение   –   слова   не   произносятся   вслух,   а   человек мысленно общается с самим собой. Межличностное – общение между людьми происходит с определенной целью, когда   коммуникация   приобретает   открыто   взаимный   характер,   где   она представляет собой взаимную передачу и принятие информации. Общественное  – общение одного человека с аудиторией. Общение на этом уровне требует соблюдения определенных правил, традиций, принятых норм. 1.5 Основные стили общения Для   того   чтобы   видеть   «подробности»   коммуникативного   процесса, научиться   по   целостному   впечатлению   от   ситуации   общения   получать недостающую информацию, объединить компоненты общения в определенный стиль   общения   и   представить,   как   тот   или   иной   стиль   воздействует   на отношения между людьми, на их здоровье, необходимо уметь диагностировать (различать) стили общения: – конвенциальный (деловой); 7 – примитивный; – манипулятивный; – актуализированный. Конвенциальный (деловой) стиль предполагает довольно большое расстояние между людьми.  Выражения эмоций  в  данном стиле  ограничены. Участники общаются как носители назначенных служебных функций. Примитивный  стиль   общения   предполагает  присутствие  между  людьми «театральных» или «обыденных» отношений. Эмоции при этом показывают в зависимости   от  ситуации  и  подчиненности.   Правилами   взаимодействия становятся примитивные отношения: один перебивает другого, произносятся реплики,   выражаются   агрессивные   чувства.   Участники   общаются   «на публику». Манипулятивный  стиль.   Это   вид   деструктивного   поведения  в   общении, который проявляет пагубное влияние на здоровье человека. Человек выбирает этот   стиль   общения   тогда,   когда   ему   выгодно   утрировать   свою   силу   или показывать свою слабость. Актуализированный   стиль   показывает   мотивированные,   прочувственные доводы   поведения.   Человек   принимает   решения   спокойно,   без   обид, высказывания делаются в доброжелательной форме. Такому человеку можно доверять,   он   может   быть   глазами   «слепца».   Это   вид   конструктивного поведения человека. 1.6 Анализ деятельности медицинской сестры Ретроспективный анализ2 моделей с 1919 по 1994 годы показал, что главной составляющей сестринской деятельности являлся уход. Ни одна из моделей не содержит более ­ менее четкого определения или расписания ухода, и как следствие,   нельзя   заявлять   о   какой­либо   общепринятой   модели   в   рамках страны. Авторы моделей выделяют от 5 до 9 элементов ухода. Единственный элемент ухода, встречающийся у всех рассматриваемых авторов выполнение назначений врача.   –   Отсутствие   в   моделях   отдельных   авторов   психологической   поддержки больного как элемента ухода и превалирование элементов, направленных на 22Анализ проведен С.А. Мухиной, И.И. Тарновской, A.JI. Гребеневым, A.A. Шептулиным, Е.Я. Гагуновой, Ю.Ф. Пауткиным. 8 достижение   физического   комфорта,   можно   рассматривать   как   следствие ситуации,   сложившейся   в   российском   здравоохранении,   когда   в   центре внимания   медперсонала   находится   болезнь,   поражающая   определенные органы и системы, а конкретный человек с его психическими особенностями не является элементом системы. Ряд авторов3  объясняют применение к психике пациента щадящего режима одной   из   значимых   задач   общего   ухода,   и   в   то   же   время   при   описании выполнения различных манипуляций не показывают, как его достичь. Они не подчеркивают   значительность   индивидуальных   особенностей   человека, являющегося объектом сестринского вмешательства. Отношения   между   врачом   и   сестрой   строятся   по   принципу   «медицинская сестра – это помощник врача». Медицинская сестра не определяет цели, не планирует свою деятельность, а выполняет назначения врача. Таким   образом,   сфера   специфической   самостоятельности   деятельности медицинской сестры была тесна и примитивна. Цели, которые медицинской сестре приходилось ставить, и решения, которые ей доводилось принимать самостоятельно,   составляли   малую   часть   ее   деятельности   и   были,   как правило, весьма не сложными. Можно проследить расширение и усложнение этой   сферы,   сопровождавшееся   постепенными,   порой   скачкообразными изменениями представления о содержании деятельности медсестры в целом. Напряженная ситуация с медицинской помощью в России во многом связана с тем,   что   здравоохранение   поставило   в   фокус   не   человека   с   его потребностями,   а   заболевание.   В   процессе   профессиональной   подготовки медицинских   сестер   у   них   формируется   установка   на   лечение   болезни   с помощью манипуляций, без выделения необходимости общения с пациентом в профессионально   важную   задачу.   Сквозь   профессиональное   общение проявляются   индивидуальные   особенности   и   пациента,   и   медсестры. Взаимодействие   с   пациентом   без   учета   его   психической,   социальной   и духовной   сфер   делает   систему   здравоохранения   механистической   и негуманной вообще и в любом конкретном акте взаимодействия медсестра ­ пациент в частности. В   анализированных   мною   моделях   общение   не   рассматривается   как профессионально   –   важная   категория,   и,   как   следствие,   в   программах подготовки   сестринского   персонала   время   на   психологию   общения выделяется в недостаточном количестве. 3С.А. Мухина, И.И. Тарновская. 9 В   настоящее   время   по   мнению   Всемирной   Организации   Здравоохранения, сестринское   дело   должно   реализовывать   в   обществе   следующие   функции: обеспечить   руководство   сестринской   помощью;   обучение   пациентов,   их родственников,   клиентов,   персонала,   обучающихся   школ   и   медицинских колледжей элементам ухода; деятельность  в качестве  эффективного члена междисциплинарной   команды;   развитие   практики   сестринского   дела   через критическое мышление и научные разработки. В исследовании мною подробно рассматриваются некоторые аспекты труда медицинской   сестры,   обеспечивающей   сестринскую   помощь.   Работа медицинской сестры может быть описана через совокупность трех сторон:  1 2 3 профессиональная деятельность; профессиональное общение; профессиональная личность.  В процессе труда медицинская сестра в рамках профессионального общения общается   с  сотрудниками,   с   родственниками   пациента,   с   представителями других   организаций.  Общение   с   пациентом   является   стороной профессиональной   деятельности   медсестры   наряду   с   выполнением манипуляций.   Попытка   рассмотреть   общение   медсестры   с   пациентом   как профессиональную деятельность связано с его спецификой. Современная теория сестринского дела выделяет четыре основные категории: пациент, сестринское дело, здоровье, окружающая среда.  Я считаю нужным ввести пятую категорию – общение. Она, на мой взгляд, должно стать системообразующим понятием в теории сестринского дела. Это связано   с   тем,   что   общение   присутствует   почти   во   всех   сферах профессиональной   деятельности   медицинской   сестры.   Благодаря   общению медицинская сестра понимает, что значит для пациента быть здоровым, как он пытается   быть   здоровым   и   что   намерен   для   этого   сделать.   Т.е.   пациент принимает решения сравнительно своей деятельности в прошлом, настоящем и будущем. Общение предваряет собой всю манипуляционную деятельность медицинской  сестры и потом идет с ней параллельно. Часть деятельности медицинской   сестры,   как   уже   объяснялось   выше,   снабжается   только профессиональным   общением.   Посредством   общения   основывается окружающая   среда   –   совместное   пространство   деятельности   медицинской сестры и пациента. В работе я рассматриваю сестринское дело как процесс профессионального общения   медицинской   сестры   с   пациентом,   направленный   на   достижение 10 оптимального уровня жизнедеятельности пациента, на развитие личности и медицинской   сестры,   и   пациента.   Исследовано   специфическое   содержание модели общения медицинской сестры с пациентом, которое включает: личное пространство   пациента,   личное   пространство   медицинской   сестры, образованное   коммуникативными,   перцептвными   и   интерактивными умениями   и   навыками,   и   общее   пространство   общения   и   манипуляций (таблица 2). коммуникативная Обмен информацией между общающимися лицами Таблица 2 «Стороны общения» перцептивная Восприятие друг друга собеседниками по общению и установление на этой основе взаимопонимания интерактивная Режим взаимодействия. Обмен не только знаниями и умениями, но и действиями При   общении   медицинская   сестра   и   пациент   формируют   вокруг   себя   и собственное, и  совместное пространство  общения  и  манипуляций,  которые постоянно вносить изменения в процесс общения. Общее   пространство   медицинской   сестры   и   пациента   (окружающая   среда) определяются:  личностью   медсестры   и  личностью  пациента,  в  том  числе   оценкой   и пониманием как себя, так и друг друга;   личными мотивами и практическими целями вступления в контактное взаимодействие обоих участников;  социальными   положениями   и   ролями   сестры   и   пациента,   их коммуникативными функциями;  их отношением к существующим законам и правилам общения;  сообщениями, их предметами (код, содержание, обработка);  временем,   пространством,   обстановкой   рассматриваемого   акта общения;  местом   предоставленного   акта   в   целостной   последовательности коммуникативных актов. Совместное   пространство   –   это   окружающая   среда,   факторы   которой оказывают   влияние   на   достижение   пациентом   оптимального   уровня жизнедеятельности через развитие его личности, а также на формирование личности   медсестры.   Собственное   пространство   медицинской   сестры формирует   и   регулирует   функционирование   совместного   деятельного профессионального пространства.   перцептивной   и Следующий   анализ   специфики   коммуникативной, интерактивной   сторон   профессионального   общения   медицинской   сестры   с пациентом   сосредоточен   на   выявление   личностных   качеств   медицинской 11 сестры, оказывающих влияние на ее общение. Важнейшим   в   профессиональной   деятельности   медицинской   сестры выступает невербальное общение. Этому   следует   уделять   повышенное   внимание   при   подготовке   будущих медицинских сестер. Во­первых,   это   связано   с   тем,   что   каждый   невербальный   код   несет   для медицинской сестры диагностически значимую информацию об устойчивых и динамических   физических   и   психологических   особенностях   пациента. Особым   образом   подготовленная   медицинская   сестра   может   верить   этой информации, так как элементы невербального поведения сложно воссоздавать по собственному желанию.  Во­вторых,   специфика   деятельности   медицинской   сестры   предполагает употребление   в   ее   практике   невербальных   компонентов,   приемлемых   для общения   только   близких   людей,   поэтому   она   вдвойне   обязана   быть чувствительна к невербальной информации, поступающей от пациента.  В­третьих, с помощью невербальных компонентов медицинская сестра может выявлять   ассоциативную   связь   как   позитивных,   так   и   негативных   реакций пациента. Во   время   обучения   в   медицинском   колледже   необходимо   формировать, развивать и улучшать следующие коммуникативные умения и навыки: умение активного   восприятия,   усвоения   и   воссоздания   обратной   связи;   умение предотвращать   возникновение   коммуникативных   преград   как   со   своей стороны,   так   и   со   стороны   пациента;   навыки   диалогического   стиля взаимодействия; умение выражать мысли с учетом личностных особенностей пациента;   навыки   активного,   бездейственного,   эмпатического   слушания, умения задавать вопросы и реагировать на просьбы, жалобы, обращения. Проведенный   разбор   перцептивной   стороны   профессионального   общения медицинской сестры и пациента показал, что в сознании каждой медицинской сестры   складывается   свой   тип   пациента.   Это   образ   –   обобщенный безупречный (какими должны быть пациенты), обобщенный реальный (каковы пациенты на самом деле) и индивидуальный (образ конкретного пациента).  Сестринская профессия в целом относится к «рискованной», с точки зрения стереотипизации   представлений   медицинской   сестры   о   пациентах,  о   самой себе,   о   своей   работе.   Восприятие   пациента   как   «плохого»   может способствовать   оправданию   медицинской   сестрой   своей   недостаточной добросовестности   и   в   дальнейшем   оказывает   влияние   на   развитие 12 представления о собственной деятельности как бесполезной, унизительной, временной. Поэтому важно, с одной стороны, целенаправленно формировать адекватный,   отвечающий   действительности,   образ   пациента   во   время психологической   подготовки   медицинской   сестры   в   колледже,   с   другой стороны,  вовремя  скорректировать уже  сложившийся. Медицинская  сестра должна быть расположенной к принятию новой информации о пациенте и о себе, к изменению своих суждений. Для обеспечения адекватной оценки и понимания пациента и самих себя у медицинских   сестер   в   процессе   обучения   необходимо   формировать   и развивать:  1. навык несомненно положительного отношения к пациенту; 2. умение вербализации эмоциональных переживаний; 3. вчувствование, отзывчивость; 4. саморефлексию и общественную рефлексию; 5. профессиональную наблюдательность, профессиональное понимание. Специфика   интерактивной   стороны   профессионального   общения медицинской   сестры   с   пациентом   состоит   в   том,   что   в   процессе взаимодействия нрав медицинской сестры выступает стимулом для изменения поведения пациента путем создания благоприятной окружающей среды. На организацию окружающей среды влияют личные мотивы и цели вступления в связь   медицинской   сестры   и   пациента,   их   социальные   положения   и   роли, контактные позиции; отношение к принятым законам и правилам общения. Авторы   теорий   потребности4  выделяют   4   потребности,   действующие   на деятельность   человека.   Это   потребности   в   достижении,   в   аффилиации,   в преобладании, в познании. Я полагаю, что медицинская сестра должна быть осведомлена об уровне выраженности этих потребностей у себя, так как они предназначают   эффективность   ее   профессионального   общения.   Анализ иерархичной соподчиненности потребностей показал, что на первом уровне располагаются   потребности   в   достижении   и   познании;   на   втором   – потребность в преобладании, на третьем – потребность в общении. Эти знания поддержат медицинскую сестру в ее собственном развитии. В   соответствии   с   философией   и   отраслевой   программой   развития 44 H. Murray, D. McClelland, A. Maslow, F. Herzberg, V. Vroom, C. Alderfer, К. Обуховский 13 сестринского   дела   в   РФ   в   процессе   профессиональной   деятельности медицинская   сестра   выступает   в   роли   «Специалиста   по   оказанию соматической, психологической и социальной помощи пациенту». Значение пациента – «Активно сотрудничающий с медицинской сестрой индивид».  Исследование   представлений   пациентов,   медицинских   сестер,   врачей   и обучающихся медицинского колледжа показал, что идеальный пациент для всех   категорий   обследуемых   –   это   в   основном   пассивное   лицо, «неукоснительно,   беспрекословно,   идеально   выполняющее   назначения, указания, предписания, распоряжения врача». Это позволяет предположить, что  медицинские  сестры  еще  не  готовы   перейти  к  субъект  – субъектному взаимодействию с пациентами. Для обеспечения результативного взаимодействия с пациентом обучающимся колледжей   нужно   развивать:   потребности   в   познании,   достижении, преобладании, общении; установку на сотрудничество; навыки и умения вести себя в конфликтах. Анализ   литературы   позволил   акцентировать   личностные   качества медицинской сестры, выказывающие влияние на эффективность ее общения с пациентом. Это потребности в аффилиации, в познании, в преобладании, в достижении;   коммуникативно   –   организаторские   склонности;   эмпатия; акцентуация; эмоциональная устойчивость; положительный образ пациента и медицинской сестры; развитие профессионального самосознания. ИССЛЕДОВАНИЕ УЧАСТИЯ МЕДИЦИНСКИХ СЕСТЕР В ВЕДЕНИИ КОММУНИКАЦИИ 14 2.1 Описание отделения Преддипломная практика проводилась в ГБУЗ МО КЦРБ. Сначала в поликлинике №2, а затем в отделении челюстно – лицевой  хирургии. Поликлиника №2 располагает прекрасной лечебно – профилактической базой, снабженной всем требуемым оборудованием, что дает возможность проводить полный   комплекс   инструментальных   и   диагностических   обследований,   и реализовывать впоследствии грамотное лечение по поставленному образцу. Отделение челюстно – лицевой хирургии состоит из перевязочной, 8 палат, кабинета   заведующего   отделением,   операционной, сестринской   комнаты,   кабинета   старшей   медицинской   сестры,   кабинета физиолечения, процедурного кабинета, ванной комнаты, буфета, бельевой.   ординаторской, 2.2 Анкетирование медицинских сестер отделения Мною была составлена анкета для медицинских сестер для получения данных –   как   представления   медицинских   сестер   о   затрачиваемом   на   пациента времени сходятся с фактическими данными (приложение Б). Опрошены   были   9   медицинских   сестер   отделения.   Анкетирование проводилось на добровольной основе, анонимно, каждый участник получил лист с вопросами и вариантами ответов и устные руководства по заполнению. Пол участников – женский. Возраст – 25 ­ 45 лет. Все работают в данном отделении более полугода, смены 1 раз в трое суток продолжительностью 24 часа. 1. Как   вы   считаете,   сколько   времени   затрачивается   медицинскими сестрами в сутки на каждого пациента? 15 11% 33% 56% более 1, но менее 3 часов, % более 3, но менее 5 часов, % более 30 минут, но менее  одного часа,% Рисунок 1 – Время на одного пациента. Исходя   из   результатов,   большая   часть   медицинских   сестер   отделения сходится во мнении, что в течении суток каждому пациенту уделяется от 1 до 3 часов. Распределение всех ответов лежит в диапазоне от 30 минут до 5 часов. 2. Сколько   раз   за   сутки   пациент   взаимодействует   с   медицинскими сестрами?  16 22% более 30,% 56% от 10 до 20,% от 20 до 30,% 22% Рисунок 2 – Количество взаимодействий с пациентом за сутки Исходя   из   результатов,   большая   часть   медицинских   сестер   считает,   что взаимодействует с каждым пациентом от 20 до 30 раз в сутки. Распределение всех ответов располагается в интервале от 10 до 30 раз и более. 3. Нужно ли выделять больше времени на каждого пациента?  17 33% да, % нет, % 67% Рисунок 3 – Время на пациентов Основываясь на результатах, большая часть медицинских сестер считает, что выделяет недостаточно времени на пациентов. Никто не конкретизировал, что вызывает больше времени. 18 4. Если   требуется   больше   времени,   то   чему   бы   его   выделялось   в первую очередь?  33% уход, % общение, % 45% не требуется, % 22% Рисунок 4 – Распределение дополнительного времени Основываясь на результатах, большая часть медицинских сестер предлагает использовать прибавочное время на уход за пациентами (обеспечение гигиены, кормление), во вторую очередь ­ на общение. Никто не указал надобность выделения большего времени на манипуляции. 19 5. Важна   ли   роль   медицинской   сестры   в   эффективности   лечения? 44% не очень важна, % важна, % 56% Рисунок 5 – Роль медицинской сестры в эффективности лечения пациентов Основываясь на результатах, большая часть медицинских сестер считает, что их роль в эффективном лечении пациентов не очень важна. Прочие, с малой разницей в количестве голосов, считают, что важна. Сравнение ответов на данный   вопрос   с   ответами   на   вопрос   о   необходимости   выделения дополнительного   времени   на   каждого   пациента   показывает,   что   между ответами есть связь – те, кто считает, что роль медицинской сестры важна, чаще   предпочитали   ответ   о   необходимости   выделения   дополнительного времени. Напротив, те, кто считает, что роль маловажна, чаще отвечали, что дополнительное время уделять не требуется. Рассмотрение итогов анкетирования показал, что большая часть медицинских сестер оценивает количество взаимодействия с пациентом как недостаточное и полагают, что следовало бы уделять больше внимания, в первую очередь, уходу, во вторую, общению с пациентом. При этом воздействие медицинской сестры   на   эффективность   лечения   считается   маловажным,   что,   возможно, определяет   объем   текущей   деятельности   и   происхождение   рассуждений   о том,   что   можно   было   бы   уделять   больше   времени,   если   бы   в   отделении функционировало больше медицинских сестер. При устном обсуждении было 20 сказано   и   поддержано   всеми   мнение,   что   при   текущей   численности медицинских сестер, для пациентов делается все необходимое и возможное. Анализ итогов опроса, сосредоточенного на изучение идеальных и реальных образов   пациентов,   медицинских   сестер   и   врачей   показал,   что   пациенты придают   большое   значение   общению   в   процессе   лечения.   Безупречную медицинскую сестру пациенты видят как умеющую общаться.  2.3 Анкетирование, опрос студентов медицинского колледжа В характеристиках идеальной медицинской сестры обучающиеся всех 4 – х курсов медицинского колледжа также преобладают конструкты, связанные с компетентностью   в   общении   (60   –   80%).   Сами   сестры   считают,   что   в структуре   качеств   совершенной   медицинской   сестры   56%   характеризуют компетентность   в   общении,   а   44%   ­   компетентность   в   выполнении манипуляций. Немного иная характеристика дана врачами. По их структуре больше   70%   качеств   определяют   манипуляционную   компетентность медицинской   сестры.   Таким   образом,   врачам   главным   образом   нужна «медсестра – умелая». Анализ   суждений   медицинских   сестер   о   пациентах   обнаружил,   что   в подавляющем  большинстве случаев они воспринимают истинных пациентов как   отрицательных   воспринимаемых   партнеров.   Это   может   негативно отражаться на деятельности медицинской сестры. Анализ   суждений   обучающихся   о   медицинских   сестрах   и   пациентах обнаружил, что обучающиеся младших курсов медицинского колледжа имеют отрицательные образы реальных медицинских сестер и пациентов, хотя у них нет   опыта   практических   контактов   с   выше   перечисленными   субъектами общения.   У   обучающихся   старших   курсов   такая   направленность   образов сохраняется, и они начинают работать с негативной стереотипизацией образа медицинской сестры и пациента. Тест   КОС5  можно   проводить   с   одним   испытуемым,   а   также   с   группой. Участникам   теста   раздаются   тексты   опросника,   бланки   для   ответов   и зачитывается инструкция. Цель обработки результатов – получение индексов коммуникативных   и   организаторских   особенностей.   Для   этого   ответы участника   сопоставляют   с   дешифратором   и   подсчитывают   количество совпадений отдельно по коммуникативным и организаторским особенностям. Уровень   развития   КОС   характеризуется   оценками   по   шкале   следующим образом:  Участники,   получившие   оценку   1,   ­   это   люди   с   низким   уровнем проявления КОС;  Участники, получившие оценку 2, имеют КОС ниже среднего уровня. Они не рвутся к общению, чувствуют себя связанно в новой компании, коллективе, выбирают проводить время наедине с собой, ограничивают 55Коммуникативно – организаторские склонности 21 свои знакомства, видят трудности в установлении контактов с людьми и в   выступлении   перед   аудиторией,   не   знают   как   найти   выход   из положения в незнакомой ситуации, не защищают свое мнение, нелегко переживают обиды;  Для   участников,   получивших   оценку   3,   характерен   средний   уровень проявления КОС. Они стремятся к контактам с людьми, раздвигают круг   своих   знакомств,   борются   за   свое   мнение,   рассчитывают   свою работу,   однако   потенциал   их   склонностей   не   отличается   высокой стабильностью;  Участники,   получившие   оценку   4,   относятся   к   группе   с   высоким уровнем   проявления   КОС.   Они   не   прячутся   в   новой   обстановке, стремительно   находят   друзей,   постоянно   пытаются   расширить   круг своих   знакомых,   берутся   за   общественную   деятельностью, поддерживают   близких,   друзей,   выражают   инициативу   в   общении,   с наслаждением   принимают   участие   в   организации   общественных мероприятий;  Участники,   получившие   высшую   оценку   5,   имеют   очень   высокий уровень   проявления     КОС.   Они   чувствуют   потребность   в коммуникативной   и   организаторской   деятельности   и   энергично стремятся к ней. 8% 7% 6% 5% 4% 3% 2% 1% 0% уровень низкий, % уровень средний, % уровень высокий, % студенты 2 курса студенты 4 курса 22 Рисун ок 6 – Уровень распределения коммуникативных склонностей 8% 7% 6% 5% 4% 3% 2% 1% 0% уровень низкий, % уровень средний, % уровень высокий, % студенты 2 курса студенты 4 курса ок 7 – Уровень распределения организаторских склонностей  Рисун Результаты исследования уровня развития КОС, представленных на рисунках 6,7,   обучающихся  2­го   и   4­го   курсов   выявили   тенденцию   к   увеличению количества обучающихся с низким и ниже среднего уровнем развития КОС и на   снижение   количества   обучающихся   с   очень   высоким   уровнем   развития КОС. В целом сравнительный разбор частотных распределений данных КОС, полученных в начале и в конце обучения, не обнаружил значимых изменений между выборками. Т.е. сформированная в настоящее время в медицинском колледже   окружающая   среда   не   содействует   развитию   у   учащихся коммуникативно­организаторских склонностей. При   разборе   результатов   исследования   эмоциональной   отзывчивости учитывались   различные   показатели   для   юношей   и   девушек.   Среди обучающихся 2­го курса почти 25% девушек и 33% юношей имеют низкий уровень развития эмпатических тенденций, 67% девушек и почти 50% юношей –   средний   уровень   развития.   Около   10%   девушек   и   20%   юношей   имеют высший уровень развития эмпатических тенденций (Рисунок 8). 23 120 100 80 60 40 20 0 высокий уровень  развития эмпатической  тенденции средний уровень  развития эмпатической  тенденции низкий уровень  эмпатической тенденции Девушки Юноши ок 8 – Эмоциональная отзывчивость Рисун Ко времени завершения обучения доля девушек с низким уровнем развития эмпатических тенденций увеличилась более, чем в два раза, а доля девушек со средним   уровнем   уменьшилась   в   два   раза.   Доля   испытуемых   с   высшим уровнем увеличилась малосущественно. Среди юношей участники с высоким уровнем   развития   эмпатических   тенденций   не   обнаружены.  Также   заметно увеличилась   доля   юношей   с   низким   уровнем   эмпатических   тенденций   и снизилась со средним. Эмпатия   ­   самый   важный   показатель   результативности   профессионального общения медицинской сестры с пациентом, именно на ее развитие необходимо сосредоточить   внимание   во   время   обучения   в   медицинском   колледже. Наличие   среди   участников   выпускных   групп   девушек   и   юношей   с   низким уровнем   развития   эмпатических   тенденций   доказывает   наличие   проблем   в подготовке   медицинских   сестер.   Развитие   эмоциональной   отзывчивости зависит от значительных факторов, среди которых я выделяю следующие:  1) жизненный опыт, воспитание в семье, образовательных учреждениях, в том числе медицинском колледже;  2) умения: дешифровать невербальную информацию, поступающую от другого человека; рефлексировать; поставить себя на место другого. Для выработки умений необходимо в программу подготовки медицинских сестер включать личностно   ­   ориентированные   тренинги,   проводимые   психологом. Непосредственный эмоциональный отклик определяется представлениями о пациентах.   Мы   видим   из   результатов   опроса   по   изучению   совершенных   и реальных образов пациентов, что у обучающихся еще до непосредственного 24 контакта   с   пациентами   сложилось   представление   о   них,   как   о «отрицательных личностях». Возможно, эта установка мешает попыткам «вчувствования» во внутренний мир пациента. Во   время   проведения   методик   я   попросила   обучающихся   предварительно оценить у самих себя уровень развития измеряемых личностных качеств, а затем   сравнила   выборочные   средние   величины.   Рассматривая   результаты обучающихся 2­го курса, можно сделать вывод, что из 19 переменных только по 5 переменных у обучающихся сформировано адекватное представление о себе.  У обучающихся 4­го курса уже по 8 переменным сформировано адекватное представление о себе. Увеличение количества адекватных представлений о  себе со 2 по 4 курс связано с развитием самосознания и саморефлексии. Данные   исследования,   полученные   с   помощью   методики   «Кто   я   такой?», говорят   о   том,   что   94%   участников   имеют   средний   и   высокий   уровень самосознания   личности.   Это   говорит   о   том,   что   обучающиеся   часто   и сознательно   ставят   себя   предметом   своей   личной   аналитической   и самоопределяющей рефлексии. У 66% обучающихся 2­го курса в образе Я присутствуют   профессионально­ролевые   объекты.   На   4­м   курсе   уже   88% обучающихся   распознают   себя   с   профессией.   Можно   сделать   вывод   о положительной   динамике   развития   профессионального   сознания   во   время обучения в медицинском колледже от 2 по 4 курс.  2.4 Беседа: «Навыки эффективного общения» Для   исправления   личностных   особенностей   обучающихся,   влияющих   на общение,   мною   разработана   и   проведена   беседа   «Навыки   эффективной коммуникации»: «Мы   все   попадали   в   обстановку   тотального   непонимания.   Либо   мы чувствовали, что нас не понимают, либо те, с кем мы общались, ощущали это неприятное чувство. И мы порой оставались в неведении относительно того, что  именно  случалось. Терялись  в догадках   вроде ­ как   мы  могли  так  не понимать друг друга, в чём было наше заблуждение? Поражались упрямству других людей, которые никак не могли понять того, что мы пробовали им сказать. Наилучшая политика деловой беседы – это положительная, заинтересованная, уважительная установка. Важную роль играют самые первые произносимые слова. Желательно узнать имя и отчество вашего собеседника до диалога с ним. Если этого невозможно сделать, необходимо откровенно спросить его. Постарайтесь   помнить   его   имя   и   отчество.   Не   забудьте,   что   самый желанный для человека звук это звук его собственного имени, его правильное (без   искажений)   употребление   в   начале   и   в   ходе   разговора!   Возьмите   на 25 заметку   самые   важные   данные   о   собеседнике,   возможно,   из   медицинской документации, а затем ссылайтесь на них в ходе беседы. Заводите  беседу  с так  называемого «Вы ­ подход».  Попробуйте  поставить себя на место собеседника, представить себе его интересы. Это отразится на содержании формы ваших высказываний. Сравните, к примеру сказать: Я бы хотела… Вы желаете… Меня заинтересовало… Это должно Вас заинтересовать… Я поняла, что… Вам будет любопытно узнать. Выберите   определенный   стиль   ведения   разговора:   высоту   тона,   тембр, громкость,   длительность,   частоту   пауз,   скорость,   присутствие   и   характер пауз, жестов, интонацию и т.п. Отклонение стиля беседы может привести к несогласию   собеседника   участвовать   в   разговоре.   Рассматривайте   причины изменения   поведения   собеседника;   осмыслите   причины   трудностей;   по возможности,   конкретно   установите   стилевые   и   иные   рассогласования. Применяйте для диагностики ситуации неречевое (невербальное) поведение и выражение чувств, которые часто являются правдивее слов. Положительные эмоции люди не скрывают, и это вы поймете по выражению лица. Конечно, мимику можно сознательно контролировать, она зависит от национальных и культурных стереотипов. Это представляет значительные трудности. Гораздо более «честными» оказываются многие иные неречевые знаки: поза, жесты, взаимное   расположение,   расстояние   между   собеседниками,   зрительный контакт и другое. Результативность   общения   зависит   и   от   условий   беседы   –   места,   время, наличие   помех   (гул,   наличие   посторонних,   хаос   в   комнате   и   т.д.).   Стоит помнить,   что   тяжело   больной   человек   не   может   слушать   истинно внимательно,   в   таких   условиях   общение   становится   формальным   и неэффективным.  1. Обращайтесь к пациенту по имени­отчеству и на «Вы». 2. Приступайте к беседе с указанием вашего имени­отчества, должности. 3.   Смотрите   пациенту   в   глаза   на   равном   уровне,   будьте   улыбчивым;   если пациент лежит, сядьте на стул, стоящий рядом. 4.   что конфиденциальность   являет   условие   создания   доверительных   отношений   с пациентом. 5. Стимулируйте вопросы вашего пациента. 6.   доходчиво, положительной интонацией вашего голоса.   Обеспечьте   конфиденциальность   вашей   беседы.   Помните,   Объясняйте   неспешно,   пользуйтесь   исключительно 26 7. Придерживайтесь принципов эффективного умения слушать. 8. Выражайте мастерство общения медицинской сестры с пациентом. 9. Показывайте   непрерывную   инициативу   в   создании   психологического климата при общении с пациентом. 10. Будьте   естественны   при   разговоре,   создайте   атмосферу   доверия, взаимопонимания. Разбор   данных   до   и   после   беседы   показал,   что   статистически   достоверно поменялась только нужда в познании. Это объясняется тем, что отдельной беседы недостаточно для приобретения значительных   изменений.   Необходима   целевая   комплексная   программа подготовки   обучающихся   медицинских   колледжей   к   профессиональному общению, которая должна охватывать психологические знания как составные части   внутри   всех   специальных   дисциплин   и   специально   разработанные личностно­ориентированные тренинги, проводимые психологом. Реализованные   исследования   показывают,   что   проведение   тренингов психологом   среди   вновь   поступивших   обучающихся   помогает   им   быстрее приспосабливаться   к   новой   обстановке,   содействует   сближению педколлектива   с   обучающимися,   ознакомлению   с   их   проблемами,   дает возможность учесть их в дальнейшей работе. ЗАКЛЮЧЕНИЕ По   итогам   проведенного   мною   исследования   можно   сделать   следующие выводы: 1. Изменения   в   подготовке   медицинских   сестер   могут   в   существенной степени содействовать исправлению ситуации в организации доступной медицинской помощи населению России. 27 2. Разбор исследований последних лет показал, что общение в сестринской деятельности   рассматривается   как   главный   компонент   многими авторами, но никаких конкретных шагов, устремленных на подготовку будущих медсестер к профессиональному общению, не предлагается. 3. Разработана  модель  для  подготовки  медсестер   к  профессиональному общению. Модель охватывает: собственные и совместное пространство манипуляций   и   общения   (окружающая   среда),   которые   создают медсестра   и   пациент   в   процессе   общения,   и   которые   формируются личностью медсестры и пациента; их мотивами и целями вступления в контактное взаимодействие; их социальными статусами и ролями, их коммуникативными   ролями;   их   отношением   к   принятым   в   данном социуме   соглашениям   коммуникативного   сотрудничества;   кодом, содержанием и обработкой сообщения; временем, местом, обстановкой акта  общения;  местом  данного акта  в  целостной  последовательности коммуникативных актов.  4. Установлены   условия,   обеспечивающие   формирование   и   развитие профессионального   общения,   в   рамках   модели   общения   в   системе «медицинская сестра – пациент». 5. Результативность профессиональной деятельности медицинской сестры во многом обеспечивается развитием у нее высокого уровня стремлений к общению как избирательной направленности на связанную с общением деятельность,   основанной   на   потребности   заниматься   этой деятельностью   и   тяге   совершенствовать   свои   умения   и   навыки, связанные с общением. 6. В   профессиональной   деятельности   медицинской   сестры   наиболее важными   компонентами   общения   являются   коммуникативный   и перцептивный, так как они содействуют развитию ее профессионально значимых качеств: безусловно положительного отношения к пациенту, эмпатии, социальной рефлексии, наблюдательности. Коммуникативные и перцептивные умения и навыки содействуют развитию у медицинской сестры диагностических способностей. 7. Раскрыты   и   описаны   личностные   особенности   обучающихся   воздействующие   на   результативность медицинских   колледжей, профессионального общения. 8. Разбор личностных особенностей обучающихся показал присутствие у них барьеров общения на всех курсах обучения. Выявленные барьеры доказывают   необходимость   комплексной   целенаправленной   работы   в течение   всего   времени   обучения   в   медицинском   колледже,   которая должна включать тренинг личностного роста, проводимый психологом; 28 введение модулей по общению с различными категориями пациентов в рамках   специальных   предметов   (терапия,   хирургия,   инфекционные болезни,   педиатрия   и   т.д.);   проведение   тренингов   по   общению   для преподавателей; проведение семинаров по общению с практикующими медицинскими   сестрами,  особенно   со   старшими   сестрами   отделений, которые   курируют   производственную   практику   обучающихся; консультации с родителями. 9. Разработана,   адаптирована   и   внедрена   в   практическую   работу медицинского   колледжа   беседа   «Навыки   эффективного   общения», которая   оказывает   влияние   на   развитие   компетентности   в   общении обучающихся медицинского колледжа и их будущую профессиональную деятельность. Таким образом, традиционно сложившиеся в нашей стране представления о медицинской   сестре   как   о   помощнике   врача,   низкий   общественный   и профессиональный   статус   средних   медицинских   работников,   отсутствие научных принципов и подходов к системе их подготовки и использования, значительное выбывание из профессии ввиду отсутствия перспектив привели к   возникновению   множества   сложившихся   на   сегодняшний   день существующих   проблем   отечественного   здравоохранения   и   послужили толчком к проведению реформ в сестринском деле. Таким образом, выполненная мною работа подтвердила актуальность данной темы,   выносимой   на   защиту.   В   ходе   своего   исследования   я   получила необходимые навыки коммуникации. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 1. Постановление Правительства Российской Федерации от 05.11.97 N1387; 2. Беляева,   В.В. Навыки   невербального   общения   с   пациентами   в   практике медсестры / В.В. Беляева // Сестринское дело. – 2012; 3. Беляева,   В.В. Коммуникации   в   практике   медицинской   сестры   /   В.   В. 29 Беляева // Сестринское дело. – 2012; 4. Мухина С.А., Тарновская И.И. Теоретические основы сестринского дела Учебник. — 2­е изд., исправл. и доп. — 2012; 5.   Девятых   С.Ю. Содержание   и   структура   образа­стереотипа   "пациент"   у выпускников медицинского колледжа / С. Ю. Девятых // Вестник Витебского государственного медицинского университета. – 2012;  6. Шпаргалка по основам сестринского дела Г.И. Дядя ­ 2014; 7. Пименова, М.А. Медицинская сестра и пациент: трудности общения / М. А. Пименова // Сестринское дело. – 2013;   8. Степанушкина, Е.А. Управление конфликтами и стрессами в сестринской практике / Е.А. Степанушкина // Медсестра. – 2012; 9.   Проблема   коммуникации   по   линии   «врач   ­   пациент»   Барсукова   М.И., Дорогойкин Д.Л., Кочеткова Т.В. – 2016; 10.   Основы   эффективности   медицинской   коммуникации   Воробьева   О.И.   – 2016; 11. Стивен фон Течнер, Х.Мартинсен – Введение дополнительную коммуникацию: жесты и графические символы для людей с двигательными       с     расстройствами аутистического спектра. – 2015;     и     интеллектуальными     в     альтернативную     нарушениями,       а     также     и               субъект,   12. Человек, Международной конференции, посвященной 80­летию А. В. Брушлинского. 10–11 октября 2013 года. Том 3 – 2013;     в     современной     психологии.       Материалы     личность     13. Шарков   Ф.И.Коммуникология   :   социология   массовой   коммуникации   : учебное пособие ­ 2012; 14. Болотова А. К., Жуков Ю. М. ­ Психология коммуникаций – 2015;   15. О. Е. Морозова – Введение методические рекомендации – 2014;  16. https://psibook.com/research/psihologicheskie­osobennosti­obucheniya­ obscheniyu­uchaschihsya­meditsinskih­uchilisch.html;     коммуникации.       в     теорию     Учебно     – 17.http://knigi.link/prakticheskaya­psihologiya­obschenie/zanyatie­1112­otsenka­ 30 kommunikativnyih­30236.html; 18. А.А. Леонтьев – Психология общения – 2016; 19. А.Н. Леонтьев – Лекции по общей психологии – 2014; 20. А.Н. Леонтьев – Становление психологии деятельности – 2014; 21. Л.А. Петровская – общение, компетентность, тренинг – 2017. Приложение А 31 Приложение Б 32 Анкетирование медицинских сестер отделения челюстно – лицевой хирургии 1. Как вы считаете, сколько времени затрачивается медицинскими сестрами в сутки на каждого пациента?  а. Менее 30 минут б. Более 30 минут, но менее одного часа в. Более 1, но менее 3 часов г. Более 3, но менее 5 часов д. Более 5 часов 2. Сколько раз за сутки пациент взаимодействует с медицинскими сестрами?  а. 10 и менее б. Более 10, менее 20 в. Более 20, менее 30 г. Более 30 3. Нужно ли выделять больше времени на каждого пациента?  а. Да б. Нет 4.   Если   требуется   больше   времени,   то   чему   бы   его   выделялось   в   первую очередь? а. Уходу (гигиена, кормление и др.) б. Манипуляциям (измерение АД, сахара в крови, инъекции и т.п.) в. Общению (ответы на вопросы, профилактические беседы) г. Больше времени не требуется 5. Важна ли роль медицинской сестры в эффективности лечения?  а. Очень важна 33 б. Важна в. Не очень важна г. Незначительна д. Медсестра никак не влияет на эффективность лечения Опрошены   были   9   медицинских   сестер   отделения.   Анкетирование проводилось на добровольной основе, анонимно, каждый участник получил лист с вопросами и вариантами ответов и устные руководства по заполнению. Пол участников ­ женский. Возраст – 25 ­ 45 лет. Все работают в данном отделении более полугода, смены один раз в трое суток продолжительностью 24 часа. 34

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ (ДИПЛОМНАЯ) РАБОТА КОММУНИКАЦИЯ – ВЕДУЩАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ  (ДИПЛОМНАЯ) РАБОТА  КОММУНИКАЦИЯ – ВЕДУЩАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ (ДИПЛОМНАЯ) РАБОТА КОММУНИКАЦИЯ – ВЕДУЩАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ  (ДИПЛОМНАЯ) РАБОТА  КОММУНИКАЦИЯ – ВЕДУЩАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ (ДИПЛОМНАЯ) РАБОТА КОММУНИКАЦИЯ – ВЕДУЩАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ  (ДИПЛОМНАЯ) РАБОТА  КОММУНИКАЦИЯ – ВЕДУЩАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ (ДИПЛОМНАЯ) РАБОТА КОММУНИКАЦИЯ – ВЕДУЩАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ  (ДИПЛОМНАЯ) РАБОТА  КОММУНИКАЦИЯ – ВЕДУЩАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ (ДИПЛОМНАЯ) РАБОТА КОММУНИКАЦИЯ – ВЕДУЩАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ  (ДИПЛОМНАЯ) РАБОТА  КОММУНИКАЦИЯ – ВЕДУЩАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ (ДИПЛОМНАЯ) РАБОТА КОММУНИКАЦИЯ – ВЕДУЩАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ  (ДИПЛОМНАЯ) РАБОТА  КОММУНИКАЦИЯ – ВЕДУЩАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ (ДИПЛОМНАЯ) РАБОТА КОММУНИКАЦИЯ – ВЕДУЩАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ  (ДИПЛОМНАЯ) РАБОТА  КОММУНИКАЦИЯ – ВЕДУЩАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ (ДИПЛОМНАЯ) РАБОТА КОММУНИКАЦИЯ – ВЕДУЩАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ  (ДИПЛОМНАЯ) РАБОТА  КОММУНИКАЦИЯ – ВЕДУЩАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ (ДИПЛОМНАЯ) РАБОТА КОММУНИКАЦИЯ – ВЕДУЩАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ  (ДИПЛОМНАЯ) РАБОТА  КОММУНИКАЦИЯ – ВЕДУЩАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ (ДИПЛОМНАЯ) РАБОТА КОММУНИКАЦИЯ – ВЕДУЩАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ  (ДИПЛОМНАЯ) РАБОТА  КОММУНИКАЦИЯ – ВЕДУЩАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ (ДИПЛОМНАЯ) РАБОТА КОММУНИКАЦИЯ – ВЕДУЩАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ  (ДИПЛОМНАЯ) РАБОТА  КОММУНИКАЦИЯ – ВЕДУЩАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ (ДИПЛОМНАЯ) РАБОТА КОММУНИКАЦИЯ – ВЕДУЩАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ  (ДИПЛОМНАЯ) РАБОТА  КОММУНИКАЦИЯ – ВЕДУЩАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ (ДИПЛОМНАЯ) РАБОТА КОММУНИКАЦИЯ – ВЕДУЩАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ  (ДИПЛОМНАЯ) РАБОТА  КОММУНИКАЦИЯ – ВЕДУЩАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ (ДИПЛОМНАЯ) РАБОТА КОММУНИКАЦИЯ – ВЕДУЩАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ  (ДИПЛОМНАЯ) РАБОТА  КОММУНИКАЦИЯ – ВЕДУЩАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ (ДИПЛОМНАЯ) РАБОТА КОММУНИКАЦИЯ – ВЕДУЩАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ  (ДИПЛОМНАЯ) РАБОТА  КОММУНИКАЦИЯ – ВЕДУЩАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ (ДИПЛОМНАЯ) РАБОТА КОММУНИКАЦИЯ – ВЕДУЩАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ  (ДИПЛОМНАЯ) РАБОТА  КОММУНИКАЦИЯ – ВЕДУЩАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ (ДИПЛОМНАЯ) РАБОТА КОММУНИКАЦИЯ – ВЕДУЩАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ  (ДИПЛОМНАЯ) РАБОТА  КОММУНИКАЦИЯ – ВЕДУЩАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ (ДИПЛОМНАЯ) РАБОТА КОММУНИКАЦИЯ – ВЕДУЩАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ  (ДИПЛОМНАЯ) РАБОТА  КОММУНИКАЦИЯ – ВЕДУЩАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ (ДИПЛОМНАЯ) РАБОТА КОММУНИКАЦИЯ – ВЕДУЩАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ  (ДИПЛОМНАЯ) РАБОТА  КОММУНИКАЦИЯ – ВЕДУЩАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ (ДИПЛОМНАЯ) РАБОТА КОММУНИКАЦИЯ – ВЕДУЩАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ  (ДИПЛОМНАЯ) РАБОТА  КОММУНИКАЦИЯ – ВЕДУЩАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ (ДИПЛОМНАЯ) РАБОТА КОММУНИКАЦИЯ – ВЕДУЩАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ  (ДИПЛОМНАЯ) РАБОТА  КОММУНИКАЦИЯ – ВЕДУЩАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ (ДИПЛОМНАЯ) РАБОТА КОММУНИКАЦИЯ – ВЕДУЩАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ  (ДИПЛОМНАЯ) РАБОТА  КОММУНИКАЦИЯ – ВЕДУЩАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ (ДИПЛОМНАЯ) РАБОТА КОММУНИКАЦИЯ – ВЕДУЩАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ  (ДИПЛОМНАЯ) РАБОТА  КОММУНИКАЦИЯ – ВЕДУЩАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ (ДИПЛОМНАЯ) РАБОТА КОММУНИКАЦИЯ – ВЕДУЩАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ  (ДИПЛОМНАЯ) РАБОТА  КОММУНИКАЦИЯ – ВЕДУЩАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ (ДИПЛОМНАЯ) РАБОТА КОММУНИКАЦИЯ – ВЕДУЩАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ  (ДИПЛОМНАЯ) РАБОТА  КОММУНИКАЦИЯ – ВЕДУЩАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ (ДИПЛОМНАЯ) РАБОТА КОММУНИКАЦИЯ – ВЕДУЩАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ  (ДИПЛОМНАЯ) РАБОТА  КОММУНИКАЦИЯ – ВЕДУЩАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ (ДИПЛОМНАЯ) РАБОТА КОММУНИКАЦИЯ – ВЕДУЩАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ  (ДИПЛОМНАЯ) РАБОТА  КОММУНИКАЦИЯ – ВЕДУЩАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ (ДИПЛОМНАЯ) РАБОТА КОММУНИКАЦИЯ – ВЕДУЩАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ  (ДИПЛОМНАЯ) РАБОТА  КОММУНИКАЦИЯ – ВЕДУЩАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ (ДИПЛОМНАЯ) РАБОТА КОММУНИКАЦИЯ – ВЕДУЩАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ  (ДИПЛОМНАЯ) РАБОТА  КОММУНИКАЦИЯ – ВЕДУЩАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ (ДИПЛОМНАЯ) РАБОТА КОММУНИКАЦИЯ – ВЕДУЩАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ  (ДИПЛОМНАЯ) РАБОТА  КОММУНИКАЦИЯ – ВЕДУЩАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ (ДИПЛОМНАЯ) РАБОТА КОММУНИКАЦИЯ – ВЕДУЩАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ  (ДИПЛОМНАЯ) РАБОТА  КОММУНИКАЦИЯ – ВЕДУЩАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ (ДИПЛОМНАЯ) РАБОТА КОММУНИКАЦИЯ – ВЕДУЩАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ  (ДИПЛОМНАЯ) РАБОТА  КОММУНИКАЦИЯ – ВЕДУЩАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ (ДИПЛОМНАЯ) РАБОТА КОММУНИКАЦИЯ – ВЕДУЩАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ  (ДИПЛОМНАЯ) РАБОТА  КОММУНИКАЦИЯ – ВЕДУЩАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ (ДИПЛОМНАЯ) РАБОТА КОММУНИКАЦИЯ – ВЕДУЩАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ  (ДИПЛОМНАЯ) РАБОТА  КОММУНИКАЦИЯ – ВЕДУЩАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.05.2018