Выразительные средства языка для описания природы в рассказе К. Паустовского «Мой дом». 3-й класс
Оценка 4.8

Выразительные средства языка для описания природы в рассказе К. Паустовского «Мой дом». 3-й класс

Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
чтение +1
Взрослым
02.04.2018
Выразительные средства языка для описания природы в рассказе К. Паустовского «Мой дом». 3-й класс
Цель: познакомиться с рассказом К.Паустовского “Мой дом”. Задачи: • развивать умение осознанно, правильно, выразительно читать вслух, самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам; • развивать способность внимательного отношения к слову, сознательного использования выразительных средств; • воспитывать чувство прекрасного, любовь к природе; • учить высказывать свое мнение о произведении; развивать память, связную речь; • познакомиться с творчеством К.Паустовского. Оборудование. Интерактивная доска. Демонстрационный материал: флипчарт, П.И. Чайковский “Времена года. Октябрь. Осенняя песнь”, звук сверчка. Раздаточный материал: листы с заданиями для работы в группах, правила работы в группе.
Выразительные средства языка для описания природы.doc
Выразительные средства языка для описания природы в рассказе К. Паустовского «Мой дом». 3-й класс Цель: познакомиться с рассказом К.Паустовского “Мой дом”. Задачи:      развивать умение осознанно, правильно, выразительно читать вслух, самостоятельно прогнозировать  содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам; развивать способность внимательного отношения к слову, сознательного использования выразительных  средств; воспитывать чувство прекрасного, любовь к природе; учить высказывать свое мнение о произведении; развивать память, связную речь; познакомиться с творчеством К.Паустовского. Оборудование. Интерактивная доска. Демонстрационный материал: флипчарт, П.И. Чайковский “Времена года. Октябрь. Осенняя песнь”, звук  сверчка. Раздаточный материал: листы с заданиями для работы в группах, правила работы в группе. Ход урока I. Организационный момент. II. Актуализация знаний. 1. Урок литературы мы начнем с удивительной музыки Петра Ильича Чайковского (Времена года. Октябрь.  Осенняя песнь). Слайд 2. ­ О чём думали, слушая музыку? Почему об осени? ­ Кто из вас прочитает строки русских поэтов об осени? (Дети читают наизусть несколько строк из  стихотворений) ­ А почему о природе так часто говорят стихами? Такой вопрос задала Настя своему папе. Вот что он ответил. “Попробую тебе объяснить, ­ не сразу ответил папа – понимаешь, стихотворения обращаются к чувствам людей, они легче вызывают определенные переживания,  настроение. Хотя о красоте природы, о чувствах, которые она вызывает, можно писать и …) ­ Продолжите фразу. (Можно прозой) ­ Как Вы думаете, чему будет посвящен наш урок? (Описанию осени в прозе) ­ Авторы учебника предлагая вам познакомиться с новым произведением, обращаются к вам с такими  словами. Слайд 3. ­ Какие задачи будем решать на уроке? (На уроке мы будем учиться вдумчивому осознанному чтению, чтобы не  пропустить ни одной мысли, будем находить в тексте выразительные средства языка, с помощью которых автор  нарисует картины природы.) III. Вступительная беседа, работа с иллюстрацией. Антиципация чтения/ прогнозирование содержания. ­ Как внимательный читатель начинает знакомиться с новым произведением? 1) Слайд 4. ­ Узнайте, произведение какого автора будем читать. ­ Кто здесь лишний? Почему? (Тютчев и  Бальмонт – поэты) ­ Что уже можете сказать о Паустовском? (Слайд с фото и годами жизни) ­ Какие произведения Паустовского вам знакомы? (“Кот­ворюга”, “Жильцы старого дома”) ­ Откройте учебник на с. 179. Перед вами новое произведение. 2) ­ Следующий шаг внимательного читателя? (Читаем название произведения) ­ Раздел, произведения из которого мы читаем, посвящён осени. Как мог рассказ “Мой дом” оказаться в составе  этого раздела? (Видимо, К.Паустовский рассказывает о доме в период осени, включает в рассказ осенние  пейзажи и т.д.) 3) ­ Рассмотрим иллюстрацию. (Это говорят дети) ­ Что изображено на иллюстрации? Кого мы видим? ­ Где происходит действие? 4) ­ Предположите, к какому жанру относится это произведение? ­ Из скольких частей состоит? (Из 2­х частей) 5) ­ Прочитайте ключевые слова: Слайд 6. Словарная работа. облетающий сад осенняя ночь сверчок безмолвие воды счастье густой сад высокий частокол западня для котов берут дом в осаду кукан с рыбой Слайд  16 вцепиться мертвой  хваткой ­ Предположите, о чем будет этот рассказ. ­ Прочитаем, ведя диалог с автором, и проверим, какие ваши предположения оправдаются. IV. Работа с текстом во время чтения. Первичное чтение 1­й части рассказа. Беседа по содержанию. Часть 1: дети читают вслух (комментированное чтение, ведут диалог с автором). Маленький дом, где я живу в Мещёре, заслуживает описания. (О чём хочется спросить у автора? ­ Интересно,  почему? Что­то будет интересное. Что такое Мещёра? Слайд 7) Это бывшая баня, бревенчатая изба, обшитая  серым тёсом. (То есть досками.) Дом стоит в густом саду, но почему­то отгорожен от сада высоким частоколом.  Этот частокол – западня для деревенских котов, любителей рыбы. Каждый раз, когда я возвращаюсь с ловли,  коты всех мастей – рыжие, чёрные, серые и белые с подпалинами – берут дом в осаду. Они шныряют вокруг,  сидят на заборе, на крышах, на старых яблонях, подвывают друг на друга и ждут вечера. Все они смотрят, не  отрываясь, на кукан с рыбой – он подвешен к ветке старой яблони с таким расчётом, что достать его почти  невозможно. (­ Что значит, почти? Значит, всё­таки возможно…) Вечером коты осторожно перелезают через частокол и собираются под куканом (Какой появился вопрос? ­  Почему осторожно?). Они подымаются на задние лапы, а передними делают стремительные и ловкие взмахи,  стараясь зацепить кукан. Издали кажется, что коты играют в волейбол. Потом какой­нибудь наглый кот  подпрыгивает, вцепляется в кукан мёртвой хваткой, висит на нём, качается и старается оторвать рыбу.  Остальные коты бьют от досады друг друга по усатым мордам. Кончается это тем, что я выхожу с фонарём из  бани. Коты, застигнутые врасплох, бросаются к частоколу, но не успевают перелезть через него, а  протискиваются между кольями и застревают. Тогда они прижимают уши, закрывают глаза и начинают отчаянно кричать, прося пощады. Осенью весь дом засыпан листьями, и в двух маленьких комнатках становится светло, как в облетающем  саду. (О чём хотите спросить автора? ­ Почему посветлело в доме? (Листья опали, деревья стоят голые, поэтому  светлее.) Трещат печи, пахнет яблоками, чисто вымытыми полами. Синицы сидят на ветках, пересыпают в горле  стеклянные шарики, звенят, трещат и смотрят на подоконник, где лежит ломоть чёрного хлеба. ­ Чем хотите поделиться после прочтения 1 части? ­ От чьего имени ведётся рассказ? (От 1 лица, от имена автора) ­ Каким вы представили дом? ­ Оправдались ли наши предположения? Какие? ­ Большая часть наших предположений оправдалась. ­ А о чём будем читать дальше? V. Работа с текстом во время чтения. Первичное чтение 2­й части. Перечитывание и беседа по содержанию 2­й части. ­ Послушайте вторую часть. Почувствуйте настроение автора. ­ Почему же маленький дом в Мещёре заслуживает описания? (2 часть читает учитель) ­ Оправдались ли предположения? ­ Какие осенние картины представили? Рассказ Паустовского наполнен картинами – чувственными образами; автор их нашёл, заметил, и даёт нам  возможность увидеть, почувствовать это! ­ Сейчас еще один раз перечитаем 2 часть рассказа, чтобы лучше понять с помощью каких литературных  приемов К.Паустовскому удалось показать красоту осенней природы, окружающей его дом. ­ Какие литературные приёмы знаете? (Карточки на доске: олицетворение, сравнение, эпитеты) 1 картина – “Описание беседки в глубине леса”. (1 абзац). ­ О какой излюбленной части дома рассказал К. Паустовский? (О беседке в глубине сада) ­ Какое ощущение возникает у писателя по утрам? (Просыпается внутри зажжённой ёлки) ­ Почему у него возникает такое ощущение? (Словно наступил Новый год, на ёлке горят разноцветные  фонарики) ­ Найдите в тексте описание. ­ Какие краски использует К. Паустовский для этой осенней картины? ­ Что он этими красками раскрашивает? (Листья) ­ А вы бы какие краски добавили? ­ Кто навещает писателя по утрам? ­ Прочитайте отрывок про воробьёв, карандашом подчеркните слова, которые помогают нам представить их  поведение. ­ Какие нашли слова? (Воробьи подбираются к ним, слушают тиканье то одним, то другим ухом,… Воробьи  знакомятся с часами, нападают на неприятеля, показывают, кто главный) ­ Объясните выражение “смертельно занимают”. (Очень сильно, даже не боятся присутствия человека.) ­ Прочитайте выразительно отрывок про воробьёв. 2 картина – “Ночной осенний дождь” (2, 3 абзацы). ­ Какие запахи и звуки наполняют осенний сад? Докажите чтением. ­ Что автор говорит о шуме дожде? (Шумит вполголоса, как человек) ­ Какой приём использует автор, рассказывая о дожде? (Олицетворение) ­ Отвесный дождь: это как? (Идет абсолютно прямо) ­ Как называется такой приём? (Эпитет) ­ Кто не спит, кроме Паустовского? (Бабочка) ­ Прочитайте её описание. ­ На что бабочка похожа? Почему? Слайд 8 ­ Какой приём использует автор? (Сравнение) 3 картина – “Туманный рассвет” (4 абзац). ­ Назовите участников отрывка. (Автор, лягушка, листья, рожок пастуха, туман) ­ Как описывает К.Г. туман? Зачитайте! ­ Может ли туман шуршать? (В тумане ничего не видно, а под ногами шуршат листья) ­ Какой прием использует Паустовский? (Олицетворение) ­ Что называют околицей деревенские жители? (Изгородь вокруг деревни) 4 картина – “Песня сверчка” (5 абзац). ­ Какие звуки раздаются в бане? (Песня сверчка, шаги, звон чашек) ­ Почему сверчок не обращает внимания ни на шаги, ни на звон чашек? (Увлечён пением, привык к К.Г., баня ­ его дом) ­ Сверчок заводит свою песню… А может сверчок пел так. (Слушаем песню сверчка). Слайд 9 5 картина – “Уход на рассвете” (6 абзац). ­ Какие вопросы к автору у вас появились? (Почему пёс цепной? ­ Почему у пса такая необычная кличка? – Почему не идёт вместе с хозяином? – Почему  вздыхает?) 6 картина – “Затерянность в огромном мире” (7 абзац). ­ Какие краски появились в этой картине? (Восток розовеет) ­ Какие звуки наполнили эту картину? (Никакие) ­ Как об этом говорит автор? (Безмолвие воды – тишина, молчание) ­ Почему рассказчик называет сентябрьский день пустынным? (Никого нет рядом, П. оказался один на один с  природой) ­ А в каких словах автор передает ощущение счастья наедине с природой? ­ В чём же, по­вашему, секрет счастья в этом затерянном уголке природы осенью? (К. Паустовский общается с природой, отдыхает, наблюдает, у него рождаются новые мысли. П. любит свой край  тонко и поэтично. Природа вдохновляла автора. Значит, он счастлив.) VI. Работа с текстом после чтения. Концептуальная беседа по тексту. ­ Что, по­вашему, вкладывает К. Паустовский в понятие “Мой дом”? Только ли это старая бревенчатая изба? (Это и сад, и колодец, и пёс Дивный, и коты, и любопытные воробьи, и беседка, заросшая виноградом, и природа,  которую он наблюдал и понимал... Это мир вокруг него...) ­ Какие литературные приемы использовал К. Паустовский для описания красоты осенней природы,  окружающей его дом? ­ Согласны ли вы с утверждением Настиного папы, что о красоте природы, о чувствах, которые она вызывает,  можно писать и в прозе? Слайд 10 ­ Что теперь можете сказать о человеке, написавшем этот рассказ? VII. Работа в группах. ­ Сейчас вам предстоит поработать в группах, обсудить и выполнить творческие задания. 1 группа. ­ Какое из предложенных слов в отрывке является авторским. Выберите его и подчеркните. Слайд 11 “Впереди – (длинный, скучный, пустынный) сентябрьский день. Впереди – затерянность в этом огромном мире  пахучей листвы, трав, осеннего увядания (тихих, затишливых, спокойных) вод, облаков, низкого неба. И эту  затерянность я всегда ощущаю как (радость, праздник, счастье)”. 2 группа. – Как вы думаете, какие стихотворные строчки очень подходят ко второй части рассказа К. Паустовского “Мой  дом”? Обоснуйте свой ответ. Слайд 12 3 группа. ­ Какая картина подходит ко 2 части рассказа Паустовского “Мой дом”? Подпишите её строчками из  рассказа. Слайд 13 Приложение 4 VII. Домашнее задание. Слайд 14 1. Подготовь выразительное чтение понравившегося фрагмента рассказа. 2. Выпиши в тетрадь на страничку "Осень" цитаты, которые особенно понравились. 3*. Нарисуй иллюстрацию ко 2 части рассказа. VIII. Рефлексия. ­ Оцените свою работу на уроке словами, которые начинаются с первой буквы вашего имени и являются  прилагательными. Слайд 15

Выразительные средства языка для описания природы в рассказе К. Паустовского «Мой дом». 3-й класс

Выразительные средства языка для описания природы в рассказе К. Паустовского «Мой дом». 3-й класс

Выразительные средства языка для описания природы в рассказе К. Паустовского «Мой дом». 3-й класс

Выразительные средства языка для описания природы в рассказе К. Паустовского «Мой дом». 3-й класс

Выразительные средства языка для описания природы в рассказе К. Паустовского «Мой дом». 3-й класс

Выразительные средства языка для описания природы в рассказе К. Паустовского «Мой дом». 3-й класс

Выразительные средства языка для описания природы в рассказе К. Паустовского «Мой дом». 3-й класс

Выразительные средства языка для описания природы в рассказе К. Паустовского «Мой дом». 3-й класс

Выразительные средства языка для описания природы в рассказе К. Паустовского «Мой дом». 3-й класс

Выразительные средства языка для описания природы в рассказе К. Паустовского «Мой дом». 3-й класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.04.2018