Воспоминания современников и письма Г.Флобера как источник сведений о личности писателя
Оценка 4.8
Работа в классе
doc
чтение +1
Взрослым
01.04.2018
По воспоминаниям современников мы легко можем представить природные черты Флобера.
Так вспоминает о Флобере друг его юности Максим Дюкан: «Каким красавцем был он в 1843 г. Светлые волосы падали по плечам; громадные серые глаза смело смотрели из-под чёрных ресниц: высокий рост, густая золотистая борода, громкий голос и звонкий смех делали его похожим на молодого галла. Я просто был поражён его героической красотой». А вот какую пометку делает Жюль Гонкур в мае 1859 года, описывая свою первую встречу с Флобером: «Звонят. Это Флобер. Ему сказали, что мы где-то видели дубину, которой убивают людей, дубину почти что карфагенскую, и он хочет узнать, где находится эта коллекция. Он нам рассказывает о затруднениях с его карфагенским романом. И он начинает любоваться, с восторгом ребёнка перед игрушечной лавкой, и целый час веселится, восхищаясь нашими папками, книгами, нашими маленькими коллекциями. Флобер очень высок, широкоплеч, с красивыми большими глазами навыкате…». В таком же роде впечатления от первой встречи с Флобером у Анатолия Франса в 1873 году, только более смелыми и восторженными словами переданное: «Ростом высокий, с широкими плечами, он был обширен, сверкающ и звучен». А вот как описывает его Ги де Мопассан: «Юношей он был поразительно красив. Знаменитый врач, старый друг его родителей, сказал как-то его матери: «Ваш сын - это Амур в отрочестве».
Все эти несходные друг с другом свидетели сошлись в описании внешности Флобера, хотя во всём остальном они относились к нему по-разному.
Было удивительное несоответствие между его внешностью и внутренним миром
Воспоминания современников и письма Г.Флобер.doc
Воспоминания современников и письма Г.Флобера как
источник сведений о личности писателя
По воспоминаниям современников мы легко можем представить природные черты Флобера.
Так вспоминает о Флобере друг его юности Максим Дюкан: «Каким красавцем был он в 1843 г. Светлые волосы
падали по плечам; громадные серые глаза смело смотрели изпод чёрных ресниц: высокий рост, густая
золотистая борода, громкий голос и звонкий смех делали его похожим на молодого галла. Я просто был поражён
его героической красотой». А вот какую пометку делает Жюль Гонкур в мае 1859 года, описывая свою первую
встречу с Флобером: «Звонят. Это Флобер. Ему сказали, что мы гдето видели дубину, которой убивают людей,
дубину почти что карфагенскую, и он хочет узнать, где находится эта коллекция. Он нам рассказывает о
затруднениях с его карфагенским романом. И он начинает любоваться, с восторгом ребёнка перед игрушечной
лавкой, и целый час веселится, восхищаясь нашими папками, книгами, нашими маленькими коллекциями. Флобер
очень высок, широкоплеч, с красивыми большими глазами навыкате…». В таком же роде впечатления от первой
встречи с Флобером у Анатолия Франса в 1873 году, только более смелыми и восторженными словами
переданное: «Ростом высокий, с широкими плечами, он был обширен, сверкающ и звучен». А вот как описывает
его Ги де Мопассан: «Юношей он был поразительно красив. Знаменитый врач, старый друг его родителей,
сказал както его матери: «Ваш сын это Амур в отрочестве».
Все эти несходные друг с другом свидетели сошлись в описании внешности Флобера, хотя во всём остальном
они относились к нему поразному.
Было удивительное несоответствие между его внешностью и внутренним миром.
История его писательства, богата всякими чудачествами, искусственностями и жертвами, которые создал себе
Флобер. Двадцатилетним юношей он покинул Париж и заперся в провинции. Флобер, почти всё время проводя в
кабинете, избегая длительных прогулок, не интересуясь сельскими работами, прожил в Круассе почти 40 лет.
Иногда на несколько зимних месяцев уезжал в Париж, изредка и на очень короткое время его навещали друзья,
потом тянулись дни полного одиночества, которое будет делить с ним прожившая до глубокой старости мать и
после её смерти племянница. Но обе только жили в том же доме, мало участвуя в жизни Флобера.
Чем было вызвано это уединение? Дюкан пытается объяснить это болезнью (эпилепсией). Насколько это верно
неизвестно, но известно, что припадки, частые в молодости и возобновившиеся перед смертью почти
совершенно прекратились в средний период жизни Флобера.
Поражает, как радушны, с каким открытым сердцем написаны его многочисленные письма, с какой болью
принимал он известия о потере друзей, как нежна дружба Флобера с «бабушкой» Жорж Санд. Письма –
практически единственная форма, в которой этот художник соглашался высказывать свои взгляды на искусство.
Флобер не умел обращаться с прямыми, не претворёнными в образах суждениями сразу ко многим. Отшельник,
он нуждался сразу в конкретном адресате, способном выслушать и понять. И те мысли, которые Флобер доверял
письмам, в самом деле были его лучшими мыслями – блестяще и в то же время свободно сформулированными,
эмоциональными, продуманными, заострёнными. Например, такое письмо к племяннице: «Да, прелестная моя
племянница, мне очень нравится «Возмездие», я нахожу эти стихи потрясающими. Хотя в основе своей книга
эта глупая, потому что обругать следовало Францию, народ.
Мне неизвестно сочинения Бюхера, о котором ты пишешь, но я с удовольствием вижу, что моя бывшая ученица
обратилась к серьёзной литературе… Попроси Монсеньора, чтобы он дал тебе «Пир» и «Федона» Платона.
Поскольку ты, котик мой, любишь идеальное, ты будешь в этих книгах пить его из самого источника. Как
произведения искусства, эти вещи великолепны».
Он с острой болью относился к своему одиночеству, но считал его неизбежным. В одном из своих писем 1867
года он пишет: «Целые недели я провожу и словом не обменявшись с живым существом, и в конце недели не
могу припомнить ни одного дня, ни какого бы то ни было факта. По воскресеньям видаю свою мать и
племянницу, вот и всё. Всё моё общество состоит из толпы крыс, которые поднимают на чердаке над моей
головой адский топот, когда не стонут дождь и ветер за окном. Ночи черны, как чернила, и молчание окружает
меня, как в пустыне. Чувствительность безмерно возбуждена при подобной обстановке, сердцебиение бывает по
пустякам. Всё это результаты милых наших занятий. Вот что значит мучить душу и тело».
В своих письмах Флобер затрагивает разные темы. Остановимся хотя бы на его взглядах на искусство. «Но
время красоты миновало. Человечеству, хотя бы оно обрело её вновь, она в наши дни ни к чему. Чем дальше, тем больше искусство будет научным, ровно как наука станет художественной. Расставшись у основания, на вершине
оба встретятся. …А пока мы в тёмном коридоре, движемся во мраке ощупью. Рычага нет, почва ускользает из
под ног, всем нам, литераторам и писакам, не достаёт точки опоры». (Луизе Коле. Круассе, 24 апреля 1852.)
Флобер считал, что сойдутся пути науки и искусства, но в то же время осознавал разницу между целями
искусства и науки. «В старину думали, что сахар можно добывать из сахарного тростника. Теперь его добывают
почти из всего; то же и в поэзии. Будем извлекать его из любого предмета, ибо она есть во всём и везде; нет
такого атома материи, что не заключал бы в себе мысль; приучим себя смотреть на мир как на произведение
искусства, приёмам, которого мы должны подражать в своих произведениях» (Луизе Коле. Круассе, 27 марта,
1853.) Здесь он видит свой мир до краёв наполненным красотой. За несколько месяцев до смерти Флобер
сформулировал следующий афоризм: «Поэзия, подобно солнцу, заставляет и навозную кучу отливать золотом»
(Ги де Мопассану. Круассе, 19 <16>, 1880.)
Иные высказывания Флобера можно толковать в духе «искусства для искусства». «Думаю, в будущем признают,
что любовь к человечеству – нечто столь же жалкое, как любовь к Богу. Тогда будут любить справедливость как
таковую и ради неё самой, Красоту ради красоты» (Луизе Коле. Круассе, 2627 мая 1853).
О книге своей мечты он пишет в письме к Луизе Коле от 16 января 1852 года: «Что же кажется мне прекрасным,
что я хотел бы написать, мечтал он, это книга ни о чём, книгу без внешней привязи, которая держалась бы
сама по себе, внутренней силой стиля, как земля держится в воздухе без всякой опоры…». Это была даже
скорее не мечта, а воплощение одной из центральных тем его поэтики.
Флобер старался «хорошо писать. В письме к Ж. Санд читаем: «Я считаю, что сама по себе закруглённость
фразы ничего не стоит, а всё дело в том, чтобы хорошо писать, потому что «хорошо писать» значит
одновременно хорошо чувствовать, хорошо мыслить и хорошо выражать».
В письмах Флобера хорошо видно, как автор работает над своими книгами: «Всякий новый сюжет для меня как
женщина, в которую влюблён» (Луизе Коле, 1846). «Будем любить, любить, не всё ли равно, какого младенца
родит Муза! Разве не в её поцелуях самое чистое наслаждение?» (Луи Буйе, 1805.) «Искусство – это
изображение, только об изображении следует думать. Душа художника должна быть как море – столь же
широка, чтобы не видно было берегов, и столь же чиста, чтобы звёзды небесные отражались до самого её дна».
(Луизе Коле, 1852) «Работа над книгой всегда была для меня возможностью жить особым образом,
переместиться в определённую среду. Я пишу, как другие играют на скрипке, лишь для собственного
развлечения». (Пауле Сандо, 1859)
Из писем Флобера видно, с каким усердием он работал со словами. Иногда в день пишет не более двух страниц.
Порой наступали времена, когда он не писал ничего: «Скоро уже три месяца, как я не сдвинулся с места. Я веду
существование ровное, как мой письменный стол, и такое же неподвижное».
Воспоминания современников и письма Г.Флобера как источник сведений о личности писателя
Воспоминания современников и письма Г.Флобера как источник сведений о личности писателя
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.