Высшая нервная деятельность человека

  • docx
  • 12.05.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 399.docx

Дата

 

 

 

Завуч по УР    

Класс

 

____________Р.С-С.Алиханова

Высшая нервная деятельность человека

Тип урока- комбинированный

Методы: частично-поисковый, про­блемного изложения, репродуктивный, объясни­тельно-иллюстративный.

Цели:

-осознание жизни как наивысшей ценности, умение строить свои отношения с природой и обществом на основе уважения к жизни, ко всему живому как уникальной и бесценной части биосферы;

-разностороннее развитие личности учащихся: наблюдательности, устойчивого познавательного интереса, стремление к самообразованию и применению полученных знаний на практике;

-формирование санитарно- гигиенической культуры, их экологического мышления и нравственности.

Задачи:

Образовательные: обладать определенными эко­логическими знаниями и гигиеническими знаниями - важную составляющую культуры каждого человека;

Развивающие: развивать познавательно - практическую направленность, свободу и творческую мысль, обще-учебные умения работы с научно- популярной литературойи интернет источниками

Воспитательные: воспитывать учащихся средствами данного урока для развития физически и нравственно здорового человеческого об­щества.

Ход урока:

Организационный момент
Тестовый контроль знаний.
Задание: Перечень свойств и признаков распределить к соответствующему анализатору или их группе анализатора.
Перечень признаков
  1. Масса  1) Зрительный 
  2. Размеры  2) Слуховой
  3. Температура  3) Мышечный
  4. Форма  4) Осязательный
  5. Окраска  5) Вкусовой 
  6. Запах  6) Обонятельный
  7. Объем  7) И зрительный и осязательный
  8. Особенности поверхности  8) И зрительный и мышечный
  9. Расположение тела в пространстве  9) Вестибулярный аппарат
10. Расстояние до предмета
11. Прочность и хрупкость
12.Характер звука
13.Вкусовые качества

Ответы: 1) – 2, 4, 5, 7, 8, 9, 10; 2) – 7, 10, 12; 3) – 1, 2, 4, 7, 11; 4) – 3, 4, 8; 5) – 13; 6) – 6; 7) – 2, 3, 4, 5, 7, 8, 9, 10; 8) – 1, 2, 4, 5, 7, 8, 9, 10, 11; 9) – 9

Изучение нового материала

ОСНОВА ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Высшая нервная деятельность (ВИД) это деятельность вы­сших отделов подкорковых образований, обеспечивающая совмест­но с деятельностью других отделов мозга нормальное существование Организма и его постоянное приспособление к беспрерывно меняю­щимся условиям внешнего мира. Основой ВНД являются условные и сложные безусловные рефлексы — инстинкты. Общие закономер­ности ВНД, установленные в опытах над животными, свойственны 1гякже и человеку. Однако кора головного мозга человека обладает большей способностью к синтезу, обобщению, отвлечению от дей­ствительности, более полному и осознанному восприятию явлений Внешнего мира.

Большое значение в развитии этих способностей человека име­ла вторая, сигнальная система, которая играет ведущую роль при взаимосвязи с первой сигнальной системой. Она определяет обонятельную деятельность человека и лежит в основе мышления. Учение И. П. Павлова о зависимости ВНД человека от условий •существования организма имеет и в настоящее время не только Практическое, но и огромное теоретическое значение.

ФУНКЦИИ МОЗГА В ОРГАНИЗМЕ

Интерес к изучению мозга стремительно растет во всем мире преувеличения можно сказать, что человечество в равной мере используют две животрепещущие проблемы: космос и мозг. От развития этих направлений люди ожидают очень многого. Однако познание и того и другого несмотря на весьма ощутимые успехи, ещё очень больших материальных и духовных затрат.

История изучения мозга и его функций - это история ожес­точенной борьбы противоположных воззрений и идей, борьбы ма­териалистических и идеалистических воззрений. Так было не только в прошлом, не менее остро обстоит дело и сейчас.

Несколько предшествующих веков кропотливой работы по изу­чению анатомии мозга подготовили почву для возникновения ряда идей о его функциональной деятельности. Известие, что мозг отве­чает на обычные физические раздражители, привлекло к его иссле­дованию большое количество ученых, целые научные школы.. Вни­мание исследователей было также сосредоточено на выяснении связи отдельных частей головного мозга с органами чувств. Было установ­лено, что от органов чувств к различным, строго определенным час­тям мозга тянутся нервные проводники — волокна. Большой вклад в эту область знания был сделан академиком В. М. Бехтеревым. В дальнейшем указанное направление теоретически и эксперименталь­но было разработано академиком И. П. Павловым и его школой на основании изучения условных рефлексов и получило широкую известность как механизм анализаторов. Наблюдения врачей добави­ли к этим данным сведение об участках мозга, имеющих отношение к функции речи. Так постепенно формировались научные представ­ления о локализации функций в мозгу.

Сложность и многообразность функций мозга можно рассмот­реть на примере деятельности мозга как эндокринной системы, которая вырабатывает гормоны, разносимые кровью по всему организму и воздействующие на различные органы и ткани.

https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/data/images/u144886/t1509946035aa.png
 

 

Высшая нервная деятельность

 

В основе учения о высшей нервной деятельности лежат идеи о рефлекторных механизмах психических процессов, которые впервые сформулировал И.М. Сеченов.

И.П. Павлов экспериментально подтвердил эти идеи и создал новый раздел в науке - физиологию высшей нервной деятельности. Высшая нервная деятельность обеспечивает индивидуальное поведенческое приспособление человека к изменяющимся условиям окружающей и внутренней среды, носит рефлекторный характер, осуществляется с помощью условных и безусловных рефлексов.

Безусловные рефлексы постоянно возникают при действии соответствующих раздражителей на определенные рецеп-торные поля. Они являются врожденными, наследственными, видовыми, всегда возникают при определенных условиях и сохраняются в течение всей жизни организма. К ним относятся ориентировочный, оборонительный и др. рефлексы. Инстинкт - цепь последовательно осуществляемых рефлекторных актов.

Условные рефлексы позволяют приспособиться к еще не наступившему событию. Для их образования необходимы следующие условия: неоднократное совпадение во времени действия двух раздражителей — безразличного сигнального, или условного (свет, звук и др.), и безусловного, т. е. вызывающего безусловный рефлекс (наличие потребности в пище, воде, безопасности и т.д.). Условный раздражитель должен несколько предшествовать безусловному раздражителю, т. е. сигнализировать о нем. При образовании условного рефлекса возникает временная связь между центрами анализатора условного раздражителя и центром безусловного рефлекса. Условный рефлекс Павлов назвал временной связью, потому что этот рефлекс появляется только в то время, пока действуют условия, при которых он сформировался. Условные рефлексы являются основой навыков, привычек, обучения, воспитания, развития речи и мышления у ребенка, трудовой, общественной и творческой деятельности.

Наряду с возбуждением в коре возникает и торможение, т.е. задержка одних реакций для осуществления других. В процессе адаптации человека и животных к внешней среде изменяется их поведение, следовательно, образуются новые и затормаживаются прежние условные рефлексы. Благодаря внутреннему торможению биологически нецелесообразных реакций организма, возможна выработка новых условных рефлексов.

У человека и у животных механизмы образования условных рефлексов одинаковы. Однако человек резко отличается по своему поведению от животных благодаря особым механизмам нервной деятельности, к которым относятся речь, память, сознание, отвлеченное мышление.

Речь

Речь является средством общения, между людьми в процессе труда, социальной, духовной, личной жизни: Возникновение и развитие речевой деятельности, слова, языка привело к дальнейшему развитию высшей мереной деятельности, к обогащению ее опытом предыдущих поколений. Специфической особенностьюхлысшей нервной деятельностй:.чвловеюа!является наличие у него двух систем сигнальных раздражителей: одна система раздражителей, как и у животных, состоит из непосредственных воздействий факторов внешней и внутренней среды организма. Другая состоит из слов, обозначающих воздействия этих факторов. И.П. Павлов соответственно назвал их первой и второй сигнальными системами. Слово стало для человека сигналом первичных, действующих через органы чувств раздражителей — сигналом сигналов. В словах обобщаются конкретные для данного предмета и общие свойства предметов; происходит отвлечение от конкретных предметов и, следовательно, создаются возможности для отвлеченного абстрактного мышления. Это значительно расширяет возможности приспособлениям окружающей среде.

Сон

И.П. Павлов полагал, что сон - это торможение основных отделов коры - больших полушарий, благодаря которому происходит восстановление работоспособности нейронов. Исследования последних лет показали, что сон - это не только отдых мозга, но и активная перестройка его работы, необходимая для упорядочивания полученной в период бодрствования информации.

Ритм сна и бодрствования связан со сменой дня и ночи. Он является таким же естественным состоянием человека, как периодически наступающий голод, жажда и другие потребности. Невозможно выспаться впрок, так же как невозможна напиться и наесться на длительное время.

Сон дает наиболее полный отдых центральной нервной системе. Грудные дети спят 20-22 ч, школьники - 9-11 ч, взрослые люди - 7-8 ч. При недосылании человек теряет работоспособность. Сон состоит из 4-5 циклов, сменяющих друг друга, фазы медленного сна и фазы быстрого сна.

 


СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ БОРЬБЫ С ПАТОЛОГИЧЕСКИМИ ИЗМЕНЕНИЯМИ ФУНКЦИЙ ГОЛОВНОГО МОЗГА

 

Патологические изменения функций головного мозга в боль­шинстве случаев связаны с травмой головного мозга или врожден­ными пороками его развития. Проявляются патологические изменения по-разному в зависимости от места и сложности трав­матического воздействия.

Во многих странах мира засняты фильмы, содержащие кадры показа больных: скрюченные руки и ноги; неуверенная, дрожащая походка, изнурительное содрогание рук и усиление дрожи при попытке что-либо сделать; беспомощные, безнадежные глаза. В конце фильма те же люди после операции: у них отсутствует или значи­тельно уменьшилась дрожь при движении, наблюдается явное воз­рождение личности.

https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/data/images/u144886/t1509946035ab.png

Издавна описаны психологами случаи различного рода нару­шений речевой деятельности: путаницы, оговорки и другие дефек­ты. Давно замечено, что некоторые люди искажают слова или имена, Которые ассоциируются у них с неприятными воспоминаниями или отрицательными эмоциями. Часто удаётся выявить причины, вы­зывающие эти явления. Это позволяет утверждать, что подобные явления не случайный срыв, а организованный процесс, когда где-то в бесчисленных каналах связей мозговых структур, определяю­щих слова и поступки, подменяется или уничтожается сигнал, чреватый неприятными ощущениями.

Методы Электрофизиологии прочно вошли в повседневную прак­тику медицины и сегодня широко используются в неврологической. И психиатрической клинике. Например, с их помощью можно быст­ро, точно и без вреда для организма определять локализацию различных очаговых поражений ткани мозга (кровоизлияния, опу­холи).

Современные достижения науки и техники (и главным обра­зом электроники) дают в руки медицины новые методы борьбы с болезнями, еще совсем недавно считавшимися неизлечимыми.

В последние годы уже тысячам людей были введены в раз­личные структуры мозга электроды, с тем чтобы исправить те или иные дефекты в деятельности мозга.

Подумайте и ответьте. 1. Какое-значение в познании окружающего мира имеет ВНД человека? 2. Каковы функции мозга в приспособлении человека к изменяющимся условиям окружающей среды? 3. Почему голов­ной мозг, можно рассматривать как эндокринную систему? 4. Каков механизм познания окружающего мира? 5. Каковы патологические изменения функций головного мозга и каковы современные методы его лечения?