«Выставочные экспозиции Липецкого Областного краеведческого музея»

  • Домашняя работа
  • docx
  • 14.08.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Липецкий областной краеведческий музей сейчас находится по адресу: г. Липецк, ул. Ленина, д.1.В декабре 1907 года в Липецкую городскую думу поступил доклад доктора Липецкого курорта Михаила Павловича Трунова (1867-1942). В нем подчеркивалась необходимость устройства в Липецке просветительных учреждений: народной библиотеки-читальни, воскресной школы, воскресных чтений и общеобразовательного музея, которые «могли бы быть организованы под общим названием Народного дома имени Петра Великого». Однако материальные средства города не позволили городской думе взять на себя расходы по устройству и содержанию этих учреждений. Однако мысль об устройстве Народного дома не заглохла и спустя некоторое время воплотилась в жизнь.В 1918 году открылся Народный музей, в основу которого был положен национализированный музей Петровского общества. В нем появилось два новых отдела – художественный и революционный. В художественный отдел поступили вещи из бывших помещичьих усадеб. В годы Великой Отечественной войны музей не работал, часть экспонатов – мебель и картины – была передана на благоустройство госпиталей, в большом количестве размещавшихся в городе. В 1956 году музей получил статус областного. Он разместился в Христорождественском соборе. В 1959 году состоялось открытие первой стационарной экспозиции, в полном объеме отразивший историю края.Документ Microsoft Office Word (.docx)
Иконка файла материала Липецкий краеведческий.docx
Выставочные экспозиции Липецкого Областного краеведческого музея Липецкий областной краеведческий музей сейчас находится по адресу: г. Липецк, ул.  Ленина, д.1.В декабре 1907 года в Липецкую городскую думу поступил доклад доктора  Липецкого курорта Михаила Павловича Трунова (1867­1942). В нем подчеркивалась  необходимость устройства в Липецке просветительных учреждений: народной библиотеки­ читальни, воскресной школы, воскресных чтений и общеобразовательного музея, которые  «могли бы быть организованы под общим названием Народного дома имени Петра  Великого». Однако материальные средства города не позволили городской думе взять на  себя расходы по устройству и содержанию этих учреждений. Однако мысль об устройстве  Народного дома не заглохла и спустя некоторое время воплотилась в жизнь.                   Михаил Павлович Трунов родился 21 октября 1867 года в Воронеже в семье служащего.                                                                         Окончив в 1891 году медицинский факультет Московского университета, он работал  земским врачом в Воронежской и Калужской губерниях. В январе 1906 года был  приговорен Московской судебной палатой к ссылке в Сибирь за отказ освидетельствовать  новобранцев, посылаемых на Русско­японскую войну, а также за участие в организации  Крестьянского союза и бойкот выборов в 1­ю Государственную думу. Однако по  состоянию здоровья осужденного место ссылки было заменено на Липецк. В июле 1906  года Трунов приехал в этот город, где прожил 19 лет.          Работая врачом местного курорта, он активно занимался общественной  деятельностью, стал инициатором создания Липецкого Петровского общества и  краеведческого музея, первым директором которого был с 1918 по 1925год, также как и  основоположником библиотечного и архивного дела в Липецке.Судьба Трунова сложилась  трагично. Дважды при советской власти он подвергался репрессиям – в 1925­м и 1931году, когда проходил по «делу краеведов» и был приговорен к пяти годам лагерей с  заменой высылкой в  Сибирь. Отбыв срок, в Липецк он больше не вернулся, жил и работал под Ленинградом в  поселке Лисий Нос, где и умер во время блокады в 1942 году.               Другим человеком, который стоял у истоков краеведческого музея был Владимир  Илларионович Жуков. Сын бывшей прачки и рабочего­инструментальщика из Петербурга                                                                                  был установлен и воспитывался в семье генерал­майора Иллариона Жукова. С детских лет  Владимир писал стихи, занимался рисованием. Находился под сильным влиянием своего  родственника, русского фольклориста, историка литературы Ореста Федоровича Миллера. В.И. Жуков в 1887 году работал учеником слесаря при железнодорожной станции Грязи,  принимал участие в скачках, забастовках в Липецке и Грязях. По своим взглядам он был  народником и идеалистом, но ни к какой партии не принадлежал.           В целях повышения своего образовательного уровня Жуков уезжает в Москву, где  учится в художественной студии художника Савича, работает в Малом театре со многими  известными артистами. Великая русская актриса Мария Николаевна Ермолова подарила  ему свою фотографию с дарственной надписью: «Один из двух путей избрать ты должен. И  раз избрав возврата нет тебе!» ­ тем самым утвердив его в роли служителя искусств.         В 1891 году крестьяне Александровки избрали Жукова санитарным попечителем по  борьбе с холерой и голодом. Именно с 1891 года Жуков начал серьезно заниматься  общественной работой. В самые тяжелые годы эпидемий Жуков ездил по деревням и селам с желанием помочь людям, облегчить их страдания. В одной из холерных изб, где вымерла  вся семья и в живых осталась только маленькая девочка, Жуков встретил княжну Марию  Аполлоновну Волконскую, которая стала его женой.Живя в Липецке, Владимир Илларионович отдавал свои знания и силы Петровскому обществу, почетным членом которого стал в 1910 году. Им была оформлена первая  экспозиция музея.         После революции Жуков выполнял различные работы: по починке огнестрельного  оружия, слесаря­ремонтника при курорте, декоратора курорта, художника театра­курзала.  В 1927­1928 годах он оформил Музей революции  им. Плеханова. В1930­егоды Жуков оказался под пристальным наблюдением ОГПУ за то,  что жена его была княжеского происхождения. Один раз он даже находился под  следствием, в его квартире произвели обыск, а сам он провел 23 часа в тюрьме.          Последней мечте  Жукова не удалось осуществиться. Он хотел устроить историко­ бальнеологический музей при Липецком курорте.         Умер Владимир Илларионович в 1946 году. Жизнь он прожил «честно и не для себя. А только для общего блага, для Родины. Лично для себя ничего не приобрел, работал  исключительно на пользу общества, для практической жизни был не годен».         …В своем докладе в Думу М.П. Трунов так писал о музее: «Некоторые под словом  «музей» понимают собрание исключительно диковинок или предметов старины, я имею в  виду такой музей, где будут собираться материалы из различных областей природы и  человеческого знания для изучения природы вообще и человека в частности». С этой целью в конце 1909 года при совете Общества образовали комиссию для историко­ статистического исследования Липецка и уезда. Выработали программу по обследованию  народного образования и кустарных промыслов в уезде.          Для сбора средств совет устраивал в курзале Минеральных Вод концерты­балы  летом, а зимой – спектакли. К участию в них привлекалась творческая интеллигенция:  артисты, музыканты. Вырученные средства поступали в Ломоносовский фонд, который был создан в 1910 году для выдачи стипендии крестьянским детям Липецкого уезда в средних  учебных заведениях.          Большое значение Общество придавало комплектованию общедоступной библиотеки­ читальни. В конце 1909 года в ней насчитывалось 2500 сочинений в количестве 4178 томов. За счет Общества приобретено было всего около 100  томов, а остальные пожертвованы частными лицами и учреждениями. Большая часть  экспонатов музея – также дары частных лиц. В память своих умерших отцов Трунов и  Хренников передали в библиотеку 1097 книг в течение 1909года. От Л.Н. Толстого были получены в дар его сочинения последних лет. Издатель  «Русского Архива», липецкий землевладелец Петр Иванович Бартенев, прислал  издаваемый им журнал за несколько лет, где печатались статьи по истории царствования  Петра 1. В 1918 году открылся Народный музей, в основу которого был положен  национализированный музей Петровского общества. В нем появилось два новых отдела –  художественный и революционный. В художественный отдел поступили вещи из бывших  помещичьих усадеб. В годы Великой Отечественной войны музей не работал, часть экспонатов – мебель и  картины – была передана на благоустройство госпиталей, в большом количестве  размещавшихся в городе. В 1956 году музей получил статус областного. Он разместился в  Христорождественском соборе. В 1959 году состоялось открытие первой стационарной  экспозиции, в полном объеме отразивший историю края. В 1991 году Христорождественский собор был возвращен верующим, и  областному  краеведческому музею вновь пришлось поменять адрес. Сегодня он располагается в здании бывшего Дома политического просвещения. В Липецке Дом политпросвета отдали под  областной краеведческий музей. В помещении со сценой ныне зал музыкальной культуры.  Он оформлен раритетами, создающими культурно­нравственное настроение. Это изделия  кустарей: полиромановская (она же липецкая) игрушка конца XIX – начала XX  веков.Кроме романовской, была представлена и  добровская игрушка. Правда, такого  понятия нет, принято говорить об изделиях задонских гончаров. Как бы то ни было, в  Добром так делали забавные вещицы из глины.В этом же зале стекло, восточный,  западноевропейский и русский фарфор. И, конечно, музыкальные инструменты. Среди нихте, что сделаны народным умельцем А.М. Уваровым: свирель, жалейка, колотушка, рожок,  пищалка, гусли звончатые – то, чем радовали слух про липчан. Представлены  духовные и струнные инструменты – рояль XIX века, фисгармония, фортепиано, а также  артистические костюмы. Экспозиция зала рассказывает о земляках, известных деятелях  музыкальной и театральной культуры. Среди них Н.А. Обухова, уроженка деревни  Хворостянка. Ее бюст выполнен другим земляком липчан, скульптором Алексеем  Михайловичем Измалковым, уроженцем села Измалково, сыном тамошнего гончара и, по  преданию, крестьянским И.А. Бунина. В зале музыкальной культуры около двухсот экземпляров. В штате музея работают  профессиональные  музыканты, проводящие вечера и концерты. В XVIII – XIX веках Липецк успешно играл роль уездного центра. Хотелось бы  написать: во­первых, он плавил и ковал железо, а этим могли похвастаться не все уездные  города. Во­вторых, он поил заезжую публику своей железистой водой, отчего повидал  много гуляющей и жуирующей знати. Липчане не терялись и зарабатывали деньги. В  окрестных городах и селах тоже не зевали. Об этом наглядно свидетельствует  нумизматическая коллекция музея, оформленная гравюрами местных художников,  купеческим интерьером, книгами и копиями документов.Коллекция построена в основном  на кладах, найденных на липецкой земле, а их насчитывается полтора десятка. В одном  около тысячи монеток, битых с концы XUI века до петровских времен.Особое впечатление  производит огромная, больше ведра, глиняная кубышка, туго набитая бумажными  деньгами. Вместе с ней найдены и демонстрируются глиняная банка с банкнотами и  бутылочка, некогда заполненная золотыми монетами. История этого клада примечательна.  Он был зарыт раренбургским купцом Михайловым в арочном проеме своего дома в 1917  году. Купец вскоре после революции умер. Скончались его жена и сын. Осталась невестка,  жившая в Москве у племянницы. Естественно, достать клад она не могла, так как дом былдавно реквизирован и в нем обитали чужие люди. Перед смертью, на рубеже 1960­х годов,  наследница  шепнула о кладе племяннице. Муж последней, очень ответственный работник,  написал письмо в Липецкое УВД…                                                                           Добыть клад оказалось непросто. В Раненбурге, уже переименованном в Чаплыгин,  было, как установили, 6 семейств купцов Михайловых. Найдя дом и применив  миноискатель, долго рыли землю, но только на третий день извлекли на сет кувшин и банку с деньгами, имевшими теперь лишь исторический интерес. Продолжив раскопки на  следующий день, милиция добралась и до золотых монет, основная часть которых, как  водится, была передана государству, а несколько штук попали в музей… После того, как купец Михайлов закопал свою кубышку, началась эпоха деньго ­  творчества (пользуясь выражением старшего хранителя музея Татьяны Дмитриевны  Цупко). Пошли деньги колчаковские, донские и всяческие прочие. Среди них есть и  раритеты – липецкие боны 1918 года и контрамарки разных обществ. Это время было для  Липецка самым значительным. Подумать только:                люди объединились в общества и сами рисовали себе деньги! Почему забыт этот ценный                   опыт, ума не приложу. В наше время он оказался бы очень кстати. И все же если не самое главное, то весьма существенное в Липецком краеведческом  музее – живопись. Можно говорить, что это наполовину картинная галерея или что музейработает как выставочный зал, можно поддерживать или не принимать такой концепцию,  но факт есть факт.                Впрочем, изобразительного искусства не бывает мало, а в  данном случае иконы и картины представлены в краеведческом аспекте. Зал иконописи, если рассматривать работы именно с точки зрения познания края,  рассказывает о церковной истории этой северной части Воронежской епархии. В пояснение заметим, что по традиции границы епархий  соответствуют границам областей (бывших губерний), но Липецкая область, как самая  молодая, отдельной епархии никогда не представляла ( в мае 2003 года принято решение о  разделении Воронежской епархии на Воронежскую и Борисоглебскую, Липецкую и  Елецкую). Сам Липецк сколько­нибудь  значимым духовным центром не был. В нем после XVIII века даже не существовало хотя  бы одного монастыря. Был монастырь – «Поройская пустынь», но он был закрыт в XVIII  веке. Церкви, разумеется, были старательно украшены, но закрывали и грабили их так, что  осталось немногое. Только вещами из Троицкого храма распорядилось государство.  Отсюда в музей попали Евангелие, облачение, митра, иконы же собраны разными путями и  в основном представлены XVIII – началом ХХ века. С исторической точки зрения особую роль для коллекции играет икона с изображением  Тихона Задонского и Митрофания Воронежского. Оба они возглавляли епархию и были  причислены к лику святых. Вполне уместна в иконном зале и старая копия «Иоанна  Крестителя» Мурильо, происходящая, видимо, из какого­то дворянского дома. Зал светской живописи, так или иначе, тоже знакомит с историей края. Среди  атрибутированных работ выделяется острохарактерный портрет П.А. Демидова из имения  Хозиковых в Тележенке. К липецкой земле знаменитый меценат и просветитель имел  непосредственное отношение: его дочь Анастасия вышла замуж за Марка Ивановича  Хозикова, купившего по совету Демидова Тележенку и построившего в ней имение.  Прокофия Акинфиевича мы хорошо знаем по парадному портрету работы Д.Г. Левицкого.Этот же портрет незаурядного, готового к коварству и жесткости богача написан  талантливым нельстивым художником, увы, неизвестным. И опять – увы, от имения  Хозикова не сохранялось ничего, кроме нескольких портретов поздних представителей  рода, экспонируемых в музее. Зал живописи не блещет обилием громких имен. Но дело провинциального музея,  может быть, состоит именно в том, чтобы сохранять  имена второго, третьего ряда. Это притом, что всегда лестно иметь этюд классики. В  бывшем Доме политпросвещения обитают женский портрет работы А.В. Маковского  (члена известной семьи художников); вид Москвы с Воробьевых гор А Мокрицкого,  портрет молодой радостной послушницы,                                                                предположительно В.К. Штернберга, ныне известного благодаря портретам членов семьи  последнего императора; подлинник И.В. Айвазовского «Севастополь» и хорошие  дореволюционные копии с его же работ; «Дорога» Ф.А. Васильева – очень характерный для этого художника пейзаж с пасмурным, но светлым небом, мостиком, мокрой низиной и  гнутыми вербами; работы И.Шишкина, А.Васнецова, К.Юона, Л.Пастернака, В.Мешкова. В каждом зале должен быть «необычный» экспонат, хотя бы для концентрации  внимания рассеянной публики и ее эмоционального разогрева. В нашем случае это  мерцающая, выполненная уникальной техникой на фарфоре – копия работы Крюкова с  живописного оригинала голландского художника XVII века Экгоута «Свидание». «Фирменное липецкое» достояние – портрет Н.А. Касаткина в детстве,  выполненный его отцом. К этому же ряду относится работы Веры Дмитриевны  Болдыревой­Семеновой­Тянь­Шанской, внучки известного географ П.П. Семенова­Тян­ Шанского, бывшей профессиональной художницей. Этот портрет ее сестры Ариадны,  выполненный не позднее 1914 года. Это далеко не единственная работа художницы,  находящаяся в музее. Здесь гордятся работами Ивана Владимировича Космина. Он родился в селе  Слепуха Елецкого уезда (ныне Долгоруковского района) в крестьянской семье, и еще дореволюции стал известен как талантливый художник. Также здесь хранится портрет,  который был создан в 1947 году и подарен Антонине Ахматовой, но она возвратила его  художнику, видимо, потому, что была изображена декольтированной и не считала удобным показывать его  односельчанам. Ребенок на руках женщины был нарисован позднее, была и присланная  художнику фотография, что ввело наследников в заблуждение. А  узнала Антонину Ахматову на рисунке ее дочь, работавшая смотрительницей музея. Какая странная и справедливая вещь – искусство, если идущие нам на смену  поколения будут помнить не череду секретарей, «помов» и «завов», а крестьянку села  Талицы, в саду которой росли дивные антоновские яблоки. Если могильные плиты  настырно возвращаются со свалок и ложатся под плафонами музеев. Если нет уже в  Липецке Дома политпросвещения, а есть просто Дом просвещения. Липецкий областной краеведческий музей сейчас имеет филиалы: Данковский  краеведческий музей, Дом­музей им. Плеханова, Историко­революционный музей г. Грязи,  Историко­революционный музей р.Ц. Долгоруково, Лебедянский исторический музей,  Отдел истории Липецкого областного краеведческого музея в г. Задонске. В фондах музея  около 120 тыс. единиц хранения; коллекции: естественно­научных материалов,  археологическая, этнографическая (материалы XIX­нач. ХХ века бывших уездов  Воронежской, Тамбовской, Рязанской, Орловской губерний ), нумизматическая; образцы  продукции Липецких железодательных заводов XVIII века, связанное с именем Петра I  ( якоря, пушки, ядра и др.); личный фонд Г.В. Плеханова, вещевые, фото и документальные материалы по истории края.Сейчас в краеведческом музее проходит выставка работ из фонда воронежского  художника Крамского. Среди них такие как: «Портрет Александры Федоровны» (Брюллов  К.П.), «Портрет скульптора Витали» (Тропинин В.А.), «Морской вид» (Айвозовский),  «Итальянское утро» К.П. Брюллов, Киселева Е.А. «Маруся», Крамской И.Н. «Портрет  сына».Большим событием стала реконструкция музея в связи с приездом коллекции  Эрмитажа (состоялись 2 выставки). В прессе была острая полемика по поводу  целесообразности для города больших затрат на ремонт, системы  безопасности. Но время доказало, что интерес липчан к культурному наследию стоил того. Липецкий областной краеведческий музей является одним из важнейших центров  культуры Липецка, а также Данкова и Ельца. Старейшим членом союза художников  являлся Ф.Мелихов  Мелихов Федор Семенович, родился в 1881 году в бывшей Харьковской губернии, в селе  Яремовка. Его отец умер, когда маленькому Феде едва исполнилось четыре года. Большого достатка в семье не было, и дети рано начинали работать. По окончании сельской трехклассной школы двенадцати лет от роду мальчика отдают «в  люди» в г. Изюм, сначала в слесарную мастерскую, а потом в бакалейную лавку. Позже он  переезжает в Ростов – на – Дону. В отрочестве, работая в Ростове – на – Дону, Федор  мечтает стать художником. В свободное от работы время он много рисует. Наконец, настал день, когда молодой человек, которому не было и 16 лет, поехал в Москву с намерением  поступить на учебу в Училище живописи, ваяния и зодчества. Федор Семенович поступил в 1ый класс общеобразовательного отделения. На общеобразовательном отделении Училища  основы рисования и начальные сведения по перспективе вели художники: С. В. Иванов, С.  А. Коровин, С. В. Малютин, Н. А. Клодт и В. Н. Бакшеев. Каждый из преподавателей  Училища оставил свой след в душе молодого художника, но особую роль в становлении его как художника сыграли В. А. Серов и К. А. Коровин. Этих художников считал он своими  главными учителями.  Значение Коровина для Федора Семеновича определялось еще и тем, что по окончании  Училища в 1909 году он один год работал в его собственной мастерской и, в тоже время, на правах второго помощника (первым был Клодт) работал иногда декоратором в Большом  театре в Москве, где главным декоратором был Коровин. Здесь Ф. С. Мелихов прошел  хорошую школу театрального художника, которым ему было суждено стать в дальнейшем. В начале 1915 года Федор Семенович был мобилизован в армию. Жена с сыном, после  мобилизации Федора Семеновича, переехала к родственникам на свою родину в Липецк.Через полтора года, когда Мелихов был уволен из армии по состоянию здоровья, он  переехал  в Липецк к жене, где с этого времени жил безвыездно. Первое время Мелихову пришлось работать чертежником в аэропланных мастерских, затем преподавателем изобразительных искусств в школах города и инспектором по  изобразительным искусствам в Уездном отделе народного образования. Потом  он работал  в созданных им совместно с И. В. Крестовским и другими художниками Государственных  учебных художественных мастерских или, как их иначе называли, художественной студии,  совмещая работу в отделе народного образования.  С конца 1921 года до конца 1926 года Мелихов работал на выборной должности  Секретарем Липецкого Уездного отдела профсоюза работников просвещения. В конце  1926 года Ф. С. Мелихов был направлен на работу заведующим Липецким краеведческим  музеем, где работал с января 1927 года. Все время работы в музее Федор Семенович также  исполнял общественное поручение – был секретарем Липецкого общества краеведения.  Прожив большую жизнь, Федор Семенович оставил после себя мало произведений  станковой живописи. В сохранившихся эскизах декораций к спектаклям и эскизах  костюмов действующих лиц художник проявляет большую выдумку, изобретательность. В  натурных пейзажных рисунках, а также в композиционных рисунках оформительского   характера, выполнявшихся Федором Семеновичем в разное время его самостоятельной  работы, видна уже зрелая рука художника.  Из уцелевших работ Ф. С. Мелихова, выполненных масляными красками, интересен  портрет матери, выполненный еще в июне 1904 года, т.е. еще до окончания им  общеобразовательного отделения Училища.  Ко второй половине 30 – ых годов относится создание Федором Семеновичем портрета  сына – Федора Федоровича Мелихова. Сын в это время учился в Воронеже, и в один из  приездов на каникулы был написан портрет.  Всматриваясь в немногие сохранившиеся полотна Мелихова, а значит на какое ­ то время  глядя на мир его глазами, с благодарностью чувствуешь, как словно очищается твоя душа.  Способность передать языком красок и линий тончайшее движение мыслей и чувств в  огромной степени зависит от профессионального мастерства художника, которым в  высокой степени обладал Ф. С. Мелихов.  Нельзя измерять творчество художника при помощи циркуля и линейки. Он сам по себе, и  все, что он делает – это чистая работа подсознания. Чтобы понять песню жаворонка, не  разрезают его пополам, а смотрят его жизнь. Так и художники, большие и малые,удачливые и неудачливые, все они заняты созданием удивительных миров, каждый из  которых является версией или трактовкой мироздания. Порой, эти мира достаточно  драматичны, но ведь жизнь состоит не из одних плюсов. И природа, создавая свои творенья, уже закладывает в них элементы саморазрушения. Так, в только что распустившемся  цветке уже начались процессы увядания, незаметные для нашего глаза. Нельзя относиться к этому как к несчастью, все это дыхание Вселенной.