Выступление для учителей начальных классов при работе с детьми ОВЗ Современные тенденции и инновации в образовании. Опыт применения современных технологий в школе

  • docx
  • 19.11.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Современные технологии в начальной школе.docx

Современные технологии в начальной школе: плюсы и минусы

Современные технологии стали важной частью образовательного процесса в начальной школе. Учителя активно используют различные методики и инструменты для достижения образовательных целей. К ним относятся:

  • проектные методы,
  • информационно-коммуникационные технологии (ИКТ),
  • здоровьесберегающие технологии,
  • портфолио учащихся,
  • проблемное обучение и другие педагогические технологии.

Особенно важное место занимают информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), которые позволяют работать с информацией в различных форматах, способствуют быстрому доступу к ресурсам и значительно расширяют возможности обучения.

Цели использования ИКТ в начальной школе

Основная цель использования ИКТ - стимулирование учебно-познавательной активности каждого ученика через вовлечение в творческую деятельность. Основной целью применения информационных технологий - повышение результативности обучения посредством активизации познавательной деятельности, повышение интеллектуального развития учащихся, эффективности образовательного процесса и качества образования.

Задачи использования ИКТ в начальной школе

  • Повышение уровня комфортности обучения.
  • Снижение дидактических затруднений учащихся.
  • Развитие мотивации к обучению.
  • Развитие информационного мышления школьников, формирование информационно-коммуникативных компетенций.
  • Развитие навыков самообразования и самоконтроля у младших школьников; повышение активности и инициативности на уроке и во внеурочной деятельности.

Примеры использования ИКТ в учебном процессе

Рассмотрим использование ИКТ на примере темы «Природные зоны»:

  • Объяснение нового материала. В начале урока можно использовать вопросы для создания проблемной ситуации. Например, через сервис "Удоба" создается задание из картинок, по которым ученики определяют, о какой природной зоне будет идти речь.
  • Формирование навыков. Платформа «Учи.ру» позволяет ученикам выбирать природные зоны на основе их описаний.
  • Закрепление знаний. Платформа «Я-Класс» помогает эффективно закреплять и проверять полученные знания.
  • Самостоятельная работа. Использование словарей и интегрированных заданий для развития навыков самостоятельного обучения.
  • Контроль знаний. Для проверки знаний учащихся можно использовать тесты и кроссворды.

Преимущества использования ИКТ

1.     Индивидуальный подход. ИКТ позволяет учитывать разные возможности и способности учащихся, а также дифференцировать учебный материал.

2.     Эстетический уровень. Применение мультимедийных элементов (музыка, видео, изображения) делает уроки более увлекательными.

3.     Повышение познавательной активности. Интерактивные платформы помогают ученикам легче усваивать материал, особенно тем, у кого есть трудности в обучении.

4.     Комфортное повторение материала. Ученики могут самостоятельно тренироваться на различных образовательных платформах, что снижает нагрузку на родителей.

5.     Индивидуализация обучения. Использование ИКТ позволяет создавать уроки с любимыми персонажами для младших школьников, что способствует индивидуальному подходу.

6.     Расширение кругозора. Онлайн-экскурсии по городам, природным зонам и музеям обогащают знания и развивают межпредметные связи.

7.     Развитие навыков самообразования. ИКТ способствует формированию у учащихся способности самостоятельно находить информацию и повышать уровень знаний.

Недостатки использования ИКТ

1.     Влияние на здоровье. Длительное использование компьютера может негативно сказываться на зрении и общем состоянии здоровья. Для минимизации этого влияния необходимы регулярные физические минутки и использование специальных защитных очков.

2.     Привыкание к яркому визуальному ряду. Ученики могут терять способность к работе с текстом, если не чередовать способы подачи материала.

3.     Снижение творческой активности. Постоянное использование готовых решений снижает уровень креативного мышления, что можно компенсировать творческими заданиями.

4.     Зависимость от игровых форм. Привычка к игровым заданиям может негативно повлиять на концентрацию и внимание учеников.

5.     Перегрузка информацией. Избыток данных и частое переключение внимания ухудшают способность к анализу информации. Решением могут стать практические задания и уроки, требующие внимательного анализа и наблюдения.

Применение современных технологий в начальной школе имеет свои плюсы и минусы. Важно учитывать как положительные, так и отрицательные аспекты и использовать технологии с разумным подходом. Сбалансированное использование ИКТ позволяет каждому ученику раскрыть свой потенциал, улучшить качество знаний и успешно применять их на практике.


 

Скачано с www.znanio.ru