Использование коучинговой технологии
на уроках русского языка и литературы в школе.
Коучинг – это раскрытие потенциала человека с целью
максимального повышения его эффективности.
Коучинг не учит, а помогает учиться.
Тимоти Голви
Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь: определить дальнюю и ближнюю перспективу, наметить план действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей. Поэтому без системы мотивации к познанию и волевой саморегуляции обучение не будет результативным.
Новые стандарты и
форматы работы не спешат приходить в наши школы – педагоги привыкли видеть
себя в старых схемах. Выбор всегда делает учитель, он отвечает за результат
ученика, в этом его социальная миссия. Однако параллельно с консервативными
установками стали заявлять о себе новые образовательные стратегии,
обеспечивающие вовлеченность ученика в процесс своего образования.
Современный учитель русского языка и литературы, шагая в ногу со временем, должен постоянно искать новые стандарты и формы своей деятельности, так как он отвечает за результат ученика, в этом его социальная миссия.
Параллельно с консервативными установками рождаются новые образовательные стратегии, позволяющие эффективно вовлекать обучающихся в процесс обучения.
Коучинг – это умение личности, создавая осознанность и ответственность в другом человеке, способствовать его движению к решению личных и профессиональных задач.
Основой взаимодействия в коучинге является уважение и принятие человека, а главным инструментом являются открытые стимулирующие осознанности вопросы, которые не содержат критики, оценок и советов.
Взаимодействуя таким образом, коуч способствует росту и развитию личности.
Ключевые установки и ценности коучинга (англ. coaching – обучение, тренировки)
нам знакомы, они естественным образом включаются в любое учебное занятие:
развитие навыков целеполагания и проектирования, разработка гипотез и
продвижение проектов, опора на творческую инициативу, позитивную мотивацию,
желание пробовать, ошибаться, идти дальше. Что важно – они близки к форматам
личностного развития, причем не только наших учеников, но и самих учителей. За
счет глубокой включенности во взаимодействие учитель тоже получает стимул для
изменения качества своей жизни.
Итак, представьте, что вы коуч.
Перечислю пять установок коуча:
1. «Со всеми моими учениками все ОК»;
2. «Каждый из них способен сделать для себя наилучший выбор»;
3. «Изменения не только возможны, но и неизбежны»;
4. «У каждого ребенка есть все ресурсы для того, чтобы достичь желаемого»;
5. «Любое намерение ребенка основано на позитивном стремлении для себя».
Как видим, в педагогичности установок не приходится сомневаться.
В формулировании целей урока продолжают доминировать глаголы: дать, рассказать, показать, объяснить, поставить ученика в ситуацию субъекта, оценить, проверить и т.д. Квалификационное требование к умению учителя привлечь учащихся к постановке целей урока чаще всего реализуется посредством задания учителем типового алгоритма, в соответствии с которым дети формулируют цель. Учитель таким образом нацеливает ученика на деятельность и результаты урока, а не спрашивает у него, чего тот ждет от урока, какую цель ставит перед собой. Учащиеся об этом и не задумываются, и не умеют это делать. Даже если учитель даст им образец формулирования цели, то для ученика она останется формальной, так как это не его цель, а учителя.
И в сугубо личностно-развивающей технологии проектного обучения учитель сам задает тему проекта, распределяет задания, дает указания по выполнению каждого этапа проектирования и каждого действия в нем, сам оценивает качество выполнения проекта и выставляет отметку. И таким образом из технологии выхолащивается ее развивающая, личностно-ориентированная сущность: технология инновационная, а суть остается традиционной.
Поэтому главная задача обучения состоит в том, чтобы помочь ребенку понять себя, разобраться в своих проблемах и мобилизовать свои внутренние силы и возможности для их решения и саморазвития.
Основоположник гуманистической педагогики К.Роджерс, основываясь на собственном педагогическом опыте, выделил условия личностно-ориентированного (значимого) учения, заложив, таким образом, идеи современного коучингового подхода в образовании:
— наполненность содержания обучения жизненными проблемами учащихся, создание ситуаций учения, в которых бы обучающиеся могли взаимодействовать с важными для них лично проблемами и вопросами, которые они хотели бы разрешить;
— принятие учителем учащегося таким, каков он есть, и понимание его чувств. К.Роджерс подчеркивает необходимость теплого принятия, безусловного позитивного отношения учителя к ученику;
— недирективная, диалогичная позиция учителя к источникам и способам получения знаний;
— необходимость учителя опираться на самоактуализирующуюся тенденцию своих учащихся.
Умение задавать эффективные вопросы, которые помогают людям открыться, думать о себе – одна из важнейших компетентностей коуча. Используя сильные вопросы, коуч в совместной интенсивной работе подводит человека к тому, чтобы он сам нашёл ответы и принял на себя ответственность за принятые решения, направляет внимание на будущее, а не на прошлое, на поиск решений, а не на застревание на проблемах.
Стимулируя рефлексию обучающихся по осмыслению своих образовательных и жизненных потребностей, целей, своих потенциальных возможностей и индивидуальных особенностей, создает условия для самостоятельной успешной, компетентностной деятельности, для проектирования индивидуального образовательного маршрута, для индивидуально-личностного саморазвития.
Технологично эти признаки проявляются в образовательном процессе посредством:
— совместного с учеником моделирования и погружения в жизненную ситуацию (воображаемую или инсценированную), ориентированную на непосредственное эмоциональное проявление индивидуальных ценностей и открытие для себя смысла в том, что подлежит усвоению;
— вербализации учеником своих оценочно-смысловых установок в контексте изучаемого предметного материала и эмоциональное переживание столкновения личностных смыслов ученика с теми, которыми наполнено изучаемое содержание, посредством выведения его на уровень решения проблем (моральных, социальных, экологических, исторических, религиозных, этнических;
— постижения и раскрытия социальной и личностной значимости изучаемого содержания с позиций личностных ценностей как собственных смыслообразующих оснований своей жизни (мировоззрения, смысла жизни, самоотношения);
Эти приемы аксиологической направленности встраиваются в любую педагогическую (образовательную) технологию личностно-ориентированного обучения (имитационно-ситуативную, разноуровневую, персонифицированную, модульную, проектную, сотрудничества в команде и др.). Особенностью же коучингового подхода в реализации этих технологий является:
— диалогический характер общения учителя с учащимися в формате четырех этапов проектированияи 4 вопросов планирования и реализации урока.
1. Этап мотивации и постановки цели (этап вдохновения).
Учитель-коуч помогает учащимся вдохновиться собственным видением привлекательного будущего учебного результата (к концу урока, изучения темы, к завершению учебного года, школы и т.д.);
2. Этап планирования эффективных действий для достижения цели.
3. Этап реализации плана (приверженность цели).
Используются известные педагогические технологии развивающего и личностно-ориентированного образования, но на основе коучингового взаимодействия учителя и учащихся.
4. Этап завершения (рефлексия).
Создание доверительных отношений посредством применения техник: присоединения (проявлением интереса, повтором слов и фраз, позой, взглядом); тоны голоса; глубинное слушание.
Техники коуча крупным планом
В приведенных выше способах актуализации субъектной позиции обучающихся в образовательном процессе на основе коучингового подхода предметом ценностного для личности осмысления являлось изучаемое предметное и метапредметное содержание и приобретаемые при этом новые смыслы, как когнитивная и компетентностная основа творческого потенциала личности. При этом важно, чтобы и смысловая ценность самой субъектной творческой деятельности была предметом ценностного осмысления обучающихся с позиций значимости для личностного саморазвития и успешной самореализации.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.