Выступление "Использование коучинговой технологии на уроках русского языка и литературы"
Оценка 4.9

Выступление "Использование коучинговой технологии на уроках русского языка и литературы"

Оценка 4.9
docx
19.03.2022
Выступление "Использование коучинговой технологии на уроках русского языка и литературы"
Использование коучинговой технологии на .docx

Использование коучинговой технологии

на уроках русского языка и литературы в школе.

Коучинг – это раскрытие потенциала человека с целью

максимального повышения его эффективности.

Коучинг не учит, а помогает учиться.

Тимоти Голви

Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь: определить дальнюю и ближнюю перспективу, наметить план действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей.   Поэтому без системы мотивации к познанию и волевой саморегуляции обучение не будет результативным. 

 Новые стандарты и форматы работы не спешат приходить в наши  школы – педагоги привыкли видеть себя в старых схемах. Выбор всегда делает учитель, он отвечает за результат ученика, в этом его социальная миссия. Однако параллельно с консервативными установками стали заявлять о себе новые образовательные стратегии, обеспечивающие вовлеченность ученика в процесс своего образования.

Современный учитель русского языка и литературы, шагая в ногу со временем, должен постоянно искать новые стандарты и формы своей деятельности, так как он отвечает за результат ученика, в этом его социальная миссия.

Параллельно с консервативными установками рождаются новые образовательные стратегии, позволяющие эффективно вовлекать обучающихся в процесс обучения.

Коучинг – это умение личности, создавая осознанность и ответственность в другом человеке, способствовать его движению к решению  личных и профессиональных задач.

      

       Основой взаимодействия в коучинге является уважение и принятие человека, а главным инструментом являются открытые стимулирующие осознанности  вопросы, которые не содержат критики, оценок и советов.

       Взаимодействуя таким образом, коуч способствует  росту и развитию личности.


Ключевые установки и ценности коучинга (англ. coaching – обучение, тренировки) нам знакомы, они естественным образом включаются в любое учебное занятие: развитие навыков целеполагания и проектирования, разработка гипотез и продвижение проектов, опора на творческую инициативу, позитивную мотивацию, желание пробовать, ошибаться, идти дальше. Что важно – они близки к форматам личностного развития, причем не только наших учеников, но и самих учителей. За счет глубокой включенности во взаимодействие учитель тоже получает стимул для изменения качества своей жизни.

Итак, представьте, что вы коуч.

Перечислю пять установок коуча:

1.      «Со всеми моими учениками все ОК»;

2.     «Каждый из них способен сделать для себя наилучший выбор»;

3.     «Изменения не только возможны, но и неизбежны»;

4.     «У каждого ребенка есть все ресурсы для того, чтобы достичь желаемого»;

5.     «Любое намерение ребенка основано на позитивном стремлении для себя».

Как видим, в педагогичности установок не приходится сомневаться.

В формулировании целей урока продолжают доминировать глаголы: дать, рассказать, показать, объяснить, поставить ученика в ситуацию субъекта, оценить, проверить и т.д. Квалификационное требование к умению учителя привлечь учащихся к постановке целей урока чаще всего реализуется посредством задания учителем типового алгоритма, в соответствии с которым дети формулируют цель. Учитель таким образом нацеливает ученика на деятельность и результаты урока, а не спрашивает у него, чего тот ждет от урока, какую цель ставит перед собой. Учащиеся об этом и не задумываются, и не умеют это делать. Даже если учитель даст им образец формулирования цели, то для ученика она останется формальной, так как это не его цель, а учителя.

И в сугубо личностно-развивающей технологии проектного обучения учитель сам задает тему проекта, распределяет задания, дает указания по выполнению каждого этапа проектирования и каждого действия в нем, сам оценивает качество выполнения проекта и выставляет отметку. И таким образом из технологии выхолащивается ее развивающая, личностно-ориентированная сущность: технология инновационная, а суть остается традиционной.

Поэтому главная задача обучения состоит в том, чтобы помочь ребенку понять себя, разобраться в своих проблемах и мобилизовать свои внутренние силы и возможности для их решения и саморазвития.

Основоположник гуманистической педагогики К.Роджерс, основываясь на собственном педагогическом опыте, выделил условия личностно-ориентированного (значимого) учения, заложив, таким образом, идеи современного коучингового подхода в образовании:

— наполненность содержания обучения жизненными проблемами учащихся, создание ситуаций учения, в которых бы обучающиеся могли взаимодействовать с важными для них лично проблемами и вопросами, которые они хотели бы разрешить;

— принятие учителем учащегося таким, каков он есть, и понимание его чувств. К.Роджерс подчеркивает необходимость теплого принятия, безусловного позитивного отношения учителя к ученику;

— недирективная, диалогичная позиция учителя к источникам и способам получения знаний;

— необходимость учителя опираться на самоактуализирующуюся тенденцию своих учащихся. 

Умение задавать эффективные вопросы, которые помогают людям открыться, думать о себе – одна из важнейших компетентностей коуча. Используя сильные вопросы, коуч в совместной интенсивной работе подводит человека к тому, чтобы он сам нашёл ответы и принял на себя ответственность за принятые решения, направляет внимание на будущее, а не на прошлое, на поиск решений, а не на застревание на проблемах.

Стимулируя рефлексию обучающихся по осмыслению своих образовательных и жизненных потребностей, целей, своих потенциальных возможностей и индивидуальных особенностей, создает условия для самостоятельной успешной, компетентностной деятельности, для проектирования индивидуального образовательного маршрута, для индивидуально-личностного саморазвития.

Технологично эти признаки проявляются в образовательном процессе посредством:

— совместного с учеником моделирования и погружения в жизненную ситуацию (воображаемую или инсценированную), ориентированную на непосредственное эмоциональное проявление индивидуальных ценностей и открытие для себя смысла в том, что подлежит усвоению;

— вербализации учеником своих оценочно-смысловых установок в контексте изучаемого предметного материала и эмоциональное переживание столкновения личностных смыслов ученика с теми, которыми наполнено изучаемое содержание, посредством выведения его на уровень решения проблем (моральных, социальных, экологических, исторических, религиозных, этнических;

— постижения и раскрытия социальной и личностной значимости изучаемого содержания с позиций личностных ценностей как собственных смыслообразующих оснований своей жизни (мировоззрения, смысла жизни, самоотношения);

Эти приемы аксиологической направленности встраиваются в любую педагогическую (образовательную) технологию личностно-ориентированного обучения (имитационно-ситуативную, разноуровневую, персонифицированную, модульную, проектную, сотрудничества в команде и др.). Особенностью же коучингового подхода в реализации этих технологий является:

— диалогический характер общения учителя с учащимися в формате четырех этапов проектированияи 4 вопросов планирования и реализации урока.

1. Этап мотивации и постановки цели (этап вдохновения).

Учитель-коуч помогает учащимся вдохновиться собственным видением привлекательного будущего учебного результата (к концу урока, изучения темы, к завершению учебного года, школы и т.д.);

2. Этап планирования эффективных действий для достижения цели.

3. Этап реализации плана (приверженность цели).

Используются известные педагогические технологии развивающего и личностно-ориентированного образования, но на основе коучингового взаимодействия учителя и учащихся.

4. Этап завершения (рефлексия).

Создание доверительных отношений посредством применения техник: присоединения (проявлением интереса, повтором слов и фраз, позой, взглядом); тоны голоса; глубинное слушание.

Техники коуча крупным планом

В приведенных выше способах актуализации субъектной позиции обучающихся в образовательном процессе на основе коучингового подхода предметом ценностного для личности осмысления являлось изучаемое предметное и метапредметное содержание и приобретаемые при этом новые смыслы, как когнитивная и компетентностная основа творческого потенциала личности. При этом важно, чтобы и смысловая ценность самой субъектной творческой деятельности была предметом ценностного осмысления обучающихся с позиций значимости для личностного саморазвития и успешной самореализации.

 


 

Использование коучинговой технологии на уроках русского языка и литературы в школе

Использование коучинговой технологии на уроках русского языка и литературы в школе

Что важно – они близки к форматам личностного развития, причем не только наших учеников, но и самих учителей

Что важно – они близки к форматам личностного развития, причем не только наших учеников, но и самих учителей

К.Роджерс подчеркивает необходимость теплого принятия, безусловного позитивного отношения учителя к ученику; — недирективная, диалогичная позиция учителя к источникам и способам получения знаний; — необходимость учителя…

К.Роджерс подчеркивает необходимость теплого принятия, безусловного позитивного отношения учителя к ученику; — недирективная, диалогичная позиция учителя к источникам и способам получения знаний; — необходимость учителя…

Эти приемы аксиологической направленности встраиваются в любую педагогическую (образовательную) технологию личностно-ориентированного обучения (имитационно-ситуативную, разноуровневую, персонифицированную, модульную, проектную, сотрудничества в команде и др

Эти приемы аксиологической направленности встраиваются в любую педагогическую (образовательную) технологию личностно-ориентированного обучения (имитационно-ситуативную, разноуровневую, персонифицированную, модульную, проектную, сотрудничества в команде и др
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.03.2022