Патриотическое воспитание школьников.
(из опыта работы Гришиной О.М. и Смирновой Г.А.)
(
Слайд 1)
Актуальность темы: 21 век – век компьютеризации, инноваций, новых технологий.
Это важно, это современно. Но проблема воспитания остается одной из самых важных
проблем на данном этапе времени. Проблема патриотизма в наше время – это одна
из актуальных и серьезных проблем общества. Мы должны передать эстафету памяти,
показать подрастающему поколению величие и самоотверженность подвига советских
людей, завоевавших Победу. Воспитывая у детей патриотизм, мы воспитываем и
духовно – нравственные качества. Это всё взаимосвязано.
Цель темы: ( на
слайде 2) обобщение опыта работы по патриотическому воспитанию
школьников.
Назначение темы: (
Слайд 2 )обмен опытом патриотического воспитания
школьников.
Описание педагогического опыта
В одном из выступлений
президент Российской Федерации В.В.Путин сказал: «Мы должны строить свое
будущее на прочном фундаменте. И такой фундамент – это патриотизм».
Патриотическое воспитание всегда являлось одной из важнейших задач школы, ведь
детство и юность - самая благодатная пора для привития священного чувства любви
к Родине.
Без патриотического воспитания мы можем потерять страну. В слове патриотизм
заключены высшие смыслы человеческого существования, связанные с историей
державы, с памятью ушедших поколений и их славных дел. В нашем понимании,
патриотизм – это качество нравственное, это сокровенное чувство, которое
находится глубоко в душе человека. И о патриотизме судят не по словам, а по
делам человека.
Наше общество испытывает духовно-нравственный кризис.. Сегодня много говорят о
возрождении патриотического воспитания детей и молодежи. И это правильно,
только человек, знающий и уважающий историю своей Родины, своего народа, своей семьи,
гордящийся славой своих предков, переживающий за свою страну, может быть
истинным гражданином, способным взять на себя груз ответственности за Россию.
Ребенок должен знать героические страницы истории своей семьи, испытывать
гордость за близких людей, что в конечном итоге приведет к воспитанию такого
великого чувства, как любовь к Родине. Поэтому роль учителя в воспитании
подрастающего поколения огромна - он может стать объединяющей силой и
поддержкой для родителей и детей. В своей работе
мы используем следующие направления патриотического воспитания. ( слайд 3)
1.Воспитание патриотических чувств через изучение материалов о семье.
В рамках данного направления:
- изучаем историю своего рода через составление генеалогических древ «Мое семейное древо»;
- создали библиографический альбом о земляках нашего посёлка, участниках и
ветеранах Великой Отечественной войны;
- провели конкурс сочинений – рассуждений на тему «От истории семьи к истории
страны»;
- проводим конкурсы рисунков «Мама, папа, я – наша дружная семья», «Пусть всегда будет мама».
Узнавая о своих корнях, о своих предках, дети через жизнь близких им людей
познают историю Родины, она становится ближе и понятнее, поскольку окрашивается
их переживаниями.
2. Воспитание
патриотических чувств через углубленное изучение истории школы и создание
имиджа школы.
При работе по данному направлению использовались следующие формы воспитательной
работы:
- сбор материала и оформление стенда «Они защищали Родину»;
- сбор материала и оформление стенда «История школы»;
- проведение профессиональных праздников: День Знаний, День Учителя;
- проведение акции «Милосердие», поздравление ветеранов школы, тружеников
тыла, ветеранов труда, чье детство было опалено войной.
Опыт работы показал, что патриотическое воспитание способствует сплочению
классного коллектива, духовному обогащению личности ребенка, проявлению его
лучших качеств: доброты, отзывчивости, милосердия, стремления сделать хорошее
для старшего поколения.
3. Воспитание
патриотических чувств через осознание причастности к судьбе малой Родины, ее
прошлого, настоящего и будущего.
Система мероприятий, направленных на познание историко -
культурных корней, осознания неповторимости Отечества, его судьбы,
неразрывности с ней, формирование гордости за сопричастность к деяниям предков
и современников и исторической ответственности за происходящее в обществе,
формирование знаний о родном селе, районе.
По данному направлению провела следующие мероприятия:
- проект «Моя
семья в годы Великой Отечественной войны»;
- сбор материала о героях своей семьи и размещение этого материала на
сайт «Дорога
памяти»;
- оформление стенда о наших земляках «Они защищали Родину»;
- изучение истории возникновения наших сел;
- конкурс рисунков «Красоты
моего края»:
- внеклассного мероприятия «День земли»;
- в школьных музеях проведен классный час «Неизвестный солдат»,
- внеклассное мероприятие «Не должно быть в России забытых героев», посвящённое
Дню Неизвестного Солдата; Работая в этом направлении, стараемся воспитывать в
детях любовь к Родине, к традициям и истории своей страны. Особое место в этом
направлении занимает изучение истории Великой Отечественной войны. Считаю, что
проведение мероприятий к 78-летию Победы в Великой Отечественной войне это
идеальные условия для развития патриотических ценностей у школьников.
По данному направлению провели следующие мероприятия:
- ежегодно 3 декабря отмечаем праздник – День Неизвестного Солдата – в память о
российских и советских воинах, погибших в боевых действиях на территории нашей
страны или за ее пределами;
- ежегодно 9 декабря проводим с учениками мероприятие «День Героев Отечества»;
открытие Парты Героя.
- традиционное участие в школьных мероприятиях, посвященных
общегосударственному празднику День защитника Отечества;
Ежегодно в канун празднования Дня Победы мы с ребятами участвуем:
- в акциях «Георгиевская
ленточка», «Бессмертный полк»;
- урок мужества «Колокола
нашей памяти», посвященный битве за Москву;
- внеклассное мероприятие, посвящённое Дню Победы «Не забудем это никогда»;
- историко-музыкальная гостиная «Песни опалённые войной»;
- историко-литературная гостиная «Духовные корни Победы»;
- урок мира «Вспомним
всех поимённо»..
Участвуем в акции « Нет забытых могил» «В памятниках Великой
Отечественной войны запечатлена история победы нашего народа. Мы не вправе
забывать о местах захоронения героев, подаривших нам мирное небо над головой.
Акция «Нет забытых могил» - один из важных этапов патриотического воспитания
будущего поколения, которая является частью акции «Вахта Памяти» Очистили
памятники от листвы и травы, поправили покосившиеся кресты, обновили звёздочки,
собрали весь мусор вокруг могил, возложили цветы. Минутой молчания почтили
память всех погибших в Великой Отечественной войне. Время многое разрушает: не
вечны люди, не вечны камни, не вечен даже свет далёких звезд. Но пока мы живы,
пусть могилы тех, кто отстоял нашу Родину, будут неподвластны времени. Пусть
они напоминают о том, что люди, уходя из жизни, оставляют за собой светлую
память. Пусть это будет маленькая частичка доброты, благодарности и уважения
всем тем, кто прошел все тяготы и принял на себя удары своей нелегкой судьбы. И
пусть нам никогда не будет «всё равно». Мы обещаем помнить!
Участвуем в акции «Свеча памяти».
Ежегодно в День памяти и скорби 22 июня зажигаем с учениками свечи в честь 27
миллионов погибших в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов и всех павших
в боях за Родину. Проводим митинг около обелиска, посвящённого Дню памяти и
скорби - 22 июня на тему «Защитникам – слава и память»;
- возложение венков и цветов к обелиску воинам, павшим в годы Великой
Отечественной войны. На всех патриотических мероприятиях чтим память славных
воинов минутой молчания. Эта акция большое имеет значение в воспитании детей.
Каждое мероприятие – это результат сотрудничества классного руководителя,
учителей, родителей и детей. При выборе формы проведения и методов организации
деятельности детей на всех этапах подготовки и проведения мероприятия включаем
в деятельность каждого ребенка с учетом его желания и способностей. Все
мероприятия, проведенные в комплексе, способствуют воспитанию истинных
патриотов своего Отечества.
Многие мероприятия были проведены в школьном музее и в музейной комнате Боевой
и Трудовой Славы. Всё, что изучают и о чем узнают дети в музее, есть часть
жизни их предков, история их родного края, государства. Очень важно научить
уважать и любить то место, где мы родились и выросли, где жили наши предки.
Важное место в решении этой задачи занимает непосредственный контакт
воспитанника с историческими материалами, элементами культуры, осуществляемый в
условиях музеев и музейных комнат. Они обладает огромным
образовательно-воспитательным потенциалом, так как сохраняют, и экспонирует
подлинные исторические документы. Участие детей в поисково-собирательной
работе, изучении и описании музейных предметов, создании экспозиции, проведении
экскурсий, конференций способствует заполнению их досуга. В процессе
исследовательской деятельности учащиеся овладевают различными приемами и
навыками краеведческой деятельности. Принимают активное участие со своими
краеведческими работами в районной и областной конференции памяти Юдина, в
областной конференции памяти Чижевского, в образовательном форуме «Мой род -
мой народ». (Вот некоторые из них: «Они защищали Брестскую крепость», «Командир
знаменитой Т-34», «Небо стало ареной боев, а он победителем в нем»», «Фронтовые
письма», «История села», «Они были первыми»). Большая работа проводится по
подготовке школьных экскурсоводов из числа учащихся 8-9 классов, их рассказы
должны быть доходчивы, интересны и понятны для всех посетителей от 1 до 9
класса. Организация экскурсий - это живой контакт, взаимодействие с
посетителями, способность передать особый мир исторической памяти, сохранённой
в предметах, которые говорят на своем «безмолвном» языке об исторических
свершениях, событиях разных эпох. Поисково-исследовательской деятельностью
музейных комнат – это ещё воспоминания ветеранов, малолетних узников и
тружеников тыла Великой Отечественной войны. Собранные сведения оформлены в
альбомах, и экспозициях, используются при проведении экскурсий и уроков
Мужества. С сентября 2022 года участвуем в реализации Всероссийского
образовательного проекта «Музейный час», который проводится с целью знакомства
с историческим прошлым, героическими страницами истории России, судьбами
замечательных людей, памятниками истории и культуры.
4. Воспитание
патриотических чувств через экскурсии – это
главное средство патриотического воспитания учащихся. Они воспитывают, помогают освоиться и
адаптироваться ребенку в окружающем мире. Кроме того, помогают выработать
уважительное отношение к истории, многонациональной культуре, традициям своей
страны; уважение к своему и другим народам; памятникам архитектуры, прививают
любовь к Родине, родному краю. Побывали с учащимися в столице России, в Москве.
Попутешествовали по Арбату, по Красной площади. ВДНХ посетили исторический парк
«Россия – моя история». Выставка Петр Великий 350 лет,», здесь окунулись в
Петровскую эпоху, узнали о повседневной жизни людей того времени, и об истоках
укрепления мощи страны. В посёлке
Снегири Истринского района Подмосковья, где 81 год назад, на одном из самых
ближних к Москве рубежей обороны, были остановлены немцы, расположен интересный
военно-исторический музей. Центральное место в нём уделено подвигу простого
солдата. Переходя из зала в зал много узнаёшь про ужасное время битвы за
Москву, когда враг находился всего в 40 км от центра столицы. А это ведь даже
при не самом успешном продвижении всего пару дней пути. Экспонатов много - от
боевой техники, документов, карт, военной формы и наград до личных вещей,
найденных в местах боёв. Можно увидеть землянку партизан, а также обстановку
избы и квартиры тех времён, из которых, вынужденно покинув родных, уходили люди
на фронт.
Отдельный зал с говорящим названием "У войны не женское лицо"
посвящён женщинам. Равнодушно нельзя смотреть и на воспроизведённую зенитную
точку с манекенами управляющих ей молодых девушек. Особо потрясает детская
фигурка рядом - маленький мальчик помогает, подносит снаряды. Партизанский зал
словно переносит в полутёмный зимний лес, в настоящую землянку. Кажется, отряд
вот-вот вернётся с задания.
5. Воспитание патриотических
чувств через участие в Образовательно-культурном форуме «Мой род – мой
народ». Форум начался с молебна, который отслужил в храме «Достойно есть»
духовно-просветительского центра «Вера, Надежда, Любовь» г. Обнинска, президент
форума «Мой род – мой народ», благочинный 3-го округа Калужской митрополии,
директор Духовно-просветительского центра «Вера, Надежда, Любовь» протоиерей
Сергий Вишняков. Затем участники форума поехали в город Малоярославец, где в
Православном молодёжном центре «София» состоялось торжественное открытие форума.
Участников и гостей форума ждала интересная экскурсия по ПМЦ «София». Побывали
в Свято-Никольском Черноостровском женском монастыре, затем отправились в
православный молодёжный лагерь «Златоуст». Первым мероприятием с участниками
форума был кинонурок (на основе материалов кинофестиваля «Встреча» г. Обнинск),
проведённый к.п.н. директором воскресной школы Вера, Надежда, Любовь С.И.
Абрамовым. Очень интересным стало вечернее мероприятие «Вечер знакомств,
творческая презентация коллективов. Защита работ в номинации «Мой герб»,
проведённое организаторами форума – учителями высшей квалификационной категории
Т.Г. Ламыкиной и Н. И. Куликовой.
После окончания работы секций конференции и небольшой
прогулки по осенней калужской природе лагеря ждала встреча с интересным
человеком – насельником Высоко-Петровского монастыря г. Москвы Героем
Советского Союза иноком Киприаном (Бурковым). О. Киприан провёл с детьми и
взрослыми беседу в диалоговом режиме на тему «Цель жизни человека». В ходе
беседы дети задавали интересные вопросы и получили нужные жизненные советы. Завершился форум по
православному обычаю благодарственным молебном. Участники форума долго не могли
расстаться друг с другом, только мысль о будущей встрече заставляла сдержать
слёзы прощанья! Но, Бог даст, такая встреча планируется в следующем году. До
встречи – лагерь «Златоуст», до встречи на ХIХ форуме «Мой род – мой народ».
В заключение хочется сказать, что патриотическое воспитание обучающихся –
процесс сложный и многогранный. Воспитать человека любящим свою землю, свой
народ, быть готовым к защите своей Родины – очень непростая задача. Но она,
безусловно, осуществима, если мы, педагоги, будем выполнять ее с любовью и
добротой, не забывая мудрых слов: «Ученик – это не сосуд, который нужно наполнить знаниями, а факел,
который нужно зажечь!» Всё, что вкладываем мы в наших детей сегодня,
завтра даст соответствующие результаты. Сегодня мы воспитываем патриотов,
деловых людей, значит, можно быть уверенными в развитии и становлении
нормального общества и сильной державы.
Патриотами люди не рождаются, честь, настойчивость, чуткость не приходят сами
по себе. Эти и другие качества необходимо целенаправленно и ежедневно
воспитывать в детях, прежде всего в семье, но и в значительной степени в
школе. Думаем, что наш опыт поможет детям любить свой родной край, его
чудесную природу, щедрых и трудолюбивых людей, которые живут в стране с
красивейшим названием Россия.
«России не станет
тогда, когда не станет последнего патриота» - Н. М. Карамзин.
Надеемся, что наши ученики будут настоящими патриотами! И нас будет много.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.