Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Многопрофильный лицей города Димитровграда Ульяновской области» имени Заслуженного учителя школы Российской Федерации Ривгата Рашитовича Ибрагимова
Скрытникова
Екатерина Максимовна,
Учитель начальных классов
Выступление на конференции по теме «Работа с одаренными детьми. Выявление одаренных детей»
Успешность работы с талантливыми детьми во многом зависит от того, как организована работа с этой категорией учащихся в начальной школе.
Выявление талантливых детей - продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребенка. Эффективная идентификация талантливых посредством какой-либо одноразовой процедуры тестирования невозможна. Поэтому вместо одномоментного отбора таких детей необходимо направлять усилия на постепенный, поэтапный поиск талантов в условиях общеобразовательной школы.
Проблема выявления талантливых детей имеет четко выраженный этический аспект. Идентифицировать ребенка как “талантливого” либо как “неталантливого” на данный момент времени - значит искусственно вмешаться в его судьбу, заранее предопределяя его субъективные ожидания. Многие жизненные конфликты “одаренных” и “неодаренных” коренятся в неадекватности (и легкомысленности) исходного прогноза их будущих достижений. Следует учитывать, что детская талантливость не гарантирует талант взрослого человека. Соответственно, далеко не каждый талантливый взрослый проявлял себя в детстве как одаренный ребенок.
С учетом вышесказанного могут быть сформулированы следующие принципы выявления талантливых детей:
1) комплексный характер оценивания разных сторон поведения и деятельности ребенка, что позволит использовать различные источники информации и охватить как можно более широкий спектр его способностей;
2) длительность идентификации (развернутое во времени наблюдение за поведением данного ребенка в разных ситуациях);
3) анализ его поведения в тех сферах деятельности, которые в максимальной мере соответствуют его склонностям и интересам;
4) использование тренинговых методов, в рамках которых можно организовывать определенные развивающие влияния, снимать типичные для данного ребенка психологические “преграды” и т.п.;
5) подключение к оценке талантливого ребенка экспертов;
6) преимущественная опора на экологически валидные методы психодиагностики, имеющие дело с оценкой реального поведения ребенка в реальной ситуации, таких как: анализ продуктов деятельности, наблюдение, беседа, экспертные оценки учителей и родителей, естественный эксперимент.
Процесс установления талантливости нельзя основывать на единой оценке. При выявлении одаренных детей более целесообразно использовать комплексный подход. При этом может быть задействован широкий спектр разнообразных методов: различные варианты метода наблюдения за детьми, специальные психодиагностические тренинги, экспертное оценивание поведения детей учителями, родителями, воспитателями, а также включение детей в специальные игровые и предметно-ориентированные занятия, экспертное оценивание конкретных продуктов творческой деятельности детей профессионалами, организация различных интеллектуальных и предметных олимпиад, конференций, спортивных соревнований, творческих конкурсов, фестивалей, смотров и т.п., проведение психодиагностического исследования с использованием различных психометрических методик в зависимости от задачи анализа конкретного вида таланта.
Однако и комплексный подход к выявлению талантливости не избавляет полностью от ошибок. В результате может быть “пропущен” талантливый ребенок или, напротив, к числу талантливых может быть отнесен ребенок, который никак не подтвердит этой оценки в своей последующей деятельности (случаи рассогласования диагноза и прогноза).
Навешивание ярлыков типа “талантливый” или “ординарный” недопустимо не только из-за опасности ошибок в диагностических заключениях. Как убедительно показывают психологические данные, такого рода ярлыки могут весьма негативно повлиять на личностное развитие ребенка.
Признание роли социальных условий, в которых развивается ребенок, требует создания специализированных методов выявления талантливости с учетом целого ряда факторов (экономических, культурных, национально-этнических, семейных, в том числе физического здоровья ребенка и особенностей его социализации).
Специальную область составляют экспериментально-психологические исследования талантливых, которые проводятся с целью получения новых теоретических и эмпирических данных о природе детской талантливости. Эти исследования могут использовать самые разнообразные психологические методики, направленные на выявление структуры разных видов одаренности, а также закономерностей взаимоотношений талантливого ребенка с окружающей социальной средой. Без таких исследований невозможен прогресс в практической деятельности, связанной с выявлением, обучением и развитием талантливых детей.
Можно выделить два этапа выявления талантливых детей.
1 этап – аналитический – при выявлении одаренных детей учитываются их успехи в какой-либо деятельности: учебной, художественной, физической, вокальной и т.д.
Этот этап (1-4-й год обучения) характеризуется тем, что дети охотно осваивают навыковое содержание учения под руководством учителя и самостоятельно. На этом этапе очень важно организовать урочную и внеурочную деятельность как единый процесс, направленный на развитие творческих, познавательных способностей учащихся, предложить такое количество дополнительных образовательных услуг, где бы каждый ученик мог реализовать свои эмоциональные, физические потребности.
На первом этапе выявления талантливых детей учитываются сведения о высоких успехах в какой-либо деятельности ребенка от родителей и педагогов. Могут быть использованы также результаты групповых тестирований, социологических опросных листов. Это позволит очертить круг детей для более углубленных индивидуальных исследований.
Второй этап (5-8-й год обучения) можно обозначить как диагностический. На этом этапе проводится индивидуальная оценка творческих возможностей и способностей ребенка через различные виды деятельности: учебную и внеклассную.
Современное социально-экономическое положение, сложившееся в нашей стране, к сожалению, во многом не способствует расцвету талантов. Появилось большое количество семей, находящихся в крайне сложных материальных условиях. У детей из таких семей нередко ограничен кругозор, речь неправильна, может сопровождаться ненормативной лексикой (если семья имеет и низкий культурный уровень). Учителя в школах зачастую не могут в таких детях разглядеть признаки одаренности, так как их заслоняют встречающиеся трудности и проблемы в развитии. Поэтому психологи при работе с данной категорией школьников рекомендуют обращать внимание на следующие характеристики одаренных детей:
Для таких учащихся может быть характерно отклоняющееся поведение. Они негативно относятся к учителям, одноклассникам, даже собственным успехам. Им трудно ставить перед собой долгосрочные цели. При решении своих проблем могут быть чрезвычайно вспыльчивыми, агрессивными, склонны к насилию. Практика показывает, что при организации обучения, призванного компенсировать недостатки окружения, дети добиваются высоких результатов, в противоположном случае наблюдается резкое снижение интеллектуального уровня, проявление асоциальных форм поведения.
Способные дети часто не распознаются взрослыми, т.к. оценивается прежде всего успеваемость и успешность обучения в школе
Невозможно выявление талантливых детей исключительно психологом и только с помощью психологических тестов. Так английский ученый Б.Саймон, анализируя содержание тестов, пришел к следующим выводам:
1) тесты не измеряют природный интеллект;
2) в любом случае они являются тестами знаний, умений, навыков, полученных в школе, родительском доме;
3) возможно натаскивание на выполнение тестов.
Основными методами выявления талантливых детей являются
· наблюдение,
· анкетирование,
· тестирование,
· разнообразные задания разного уровня трудности, направленные на формирование каждого навыка
.
Результаты исследования
В начальных классах нашей школы проводилась комплексная работа классных руководителей, социального педагога, психолога школы по выявлению талантливых детей. Мы использовали результаты психологической диагностики детей, проводимой психологом в адаптационный период первоклассников, наблюдения родителей, классных руководителей, сведения о посещении обучающимися кружков, музыкальной школы, библиотек (поселковых и школьной), а также анкетирование, проводимое социальным педагогом среди детей начальных классов. Мы исходили из того, что специалисты выделяют несколько видов таланта.
У детей, одаренных в сфере академических достижений, наиболее развиты могут быть отдельные склонности - к языку и литературе, математике или естествознанию, но самое главное, такие дети обладают отличительным даром – склонностью к активной познавательной деятельности. Поэтому путем тестирования психолога и опроса классных руководителей выявлено, что эти учащиеся обладают высоким уровнем общего интеллектуального развития и почти все они - отличники. По нашим данным их 17 % общего количества учащихся начальной школы.
Если же у ребенка преобладают художественные способности, он с ранних лет проявляет склонность к рисованию или музыке. Таких детей в начальной школе выявлено 15%. Нужно отметить, что в эту цифру вошли и ученики, посещающие музыкальную школу ,то есть имеющие повышенную мотивацию к обучению музыке.
Дети с преимущественным преобладанием контактности, потребности в общении и лидерстве отличаются инициативностью, высокими организаторскими способностями, их обычно легко выбирают на главные роли в играх и занятиях, они уверенно чувствуют себя среди сверстников и взрослых. Социально талантливые люди обладают рядом присущих им характеристик. Одним из проявлений социальной одаренности является лидерская одаренность, которая представляет собой набор умений лидера, позволяющих достичь группе поставленных перед ней целей при взаимном удовлетворении друг другом и с чувством личной самореализации. Методом анкетирования обучающихся и проведенной в каждом классе социометрии, мы можем сказать, что так называемым социальным (или межличностным) талантом обладают 16% учеников младших классов.
Одаренность в двигательной сфере проявляется в умении владеть своим телом, высокой степенью психомоторных реакций, ловкостью, развитием двигательных навыков (бег, лазание, прыжки), физической силы. Таких обучающихся 14% среди их ровесников. Этот талант востребован не только в спорте, хореографии, но и в механике, строительстве, домашнем хозяйстве, любом ручном труде.
Выделены дети с наибольшей склонностью к обучению иностранному языку. Талантливых детей в этой области в нашей начальной школе 15%.
Психологи отмечают, что для талантливых детей большое значение имеет самооценка. Самооценка и характер ее изменений существенно влияют на ход психического развития ребенка. Ряд авторов считают, что талантливые дети нередко обладают заниженной самооценкой и социальной неуверенностью. Самооценка талантливого ребенка имеет тенденцию к резким изменениям в ответ на малейшие неудачи. Повышенная требовательность к себе, стремление доводить все до совершенства, желание не подводить неуспехами родителей могут становиться причинами самобичевания и самоунижения.
Выводы
1. В первых классах нашей школы выявлено 12 талантливых учащихся (40%).
2. Во вторых классах нашей школы выявлено 15 талантливых учащихся (49%), причем 8 из них талантливы в двух, а некоторые и в трех областях (художественный талант, склонность в к обучению английского языка, активная познавательная деятельность).
3. В третьих классах нашей школы выявлено 17 талантливых учащихся (53%), и некоторый из них, как и учащиеся 2-х классов, талантливы в нескольких областях.
4. В четвертом классе нашей школы выявлено 11 талантливых учащихся (46%) и ситуация схожая. Так, Разживина Я. Имеет высокий уровень интеллектуального развития, активной познавательной деятельности и склонность и изучению английского языка.
Детская талантливость - сложное и многоаспектное явление. Существует множество подходов к определению таланта, точек зрения на проблему талантливых детей. Возникает острая необходимость в особых, научно обоснованных методах работы с детьми с различными видами талантов.
Выявление талантливых детей должно осуществляться в рамках комплексной и индивидуализированной программы идентификации талантливого ребенка. Подобного рода программа предполагает использование множества различных источников информации, анализ процесса развития ребенка на достаточно длительном отрезке времени, а также применение валидных методов психодиагностики. В частности, диагностика талантливости должна служить не целям отбора, а средством для наиболее эффективного обучения и развития одаренного ребенка. Более того, предъявляются особые требования к специалистам, работающим с одаренными детьми, и предполагает соответствующие формы подготовки этих специалистов.
Многие дети проявляют высокую степень одаренности не в одной какой-либо сфере, а в нескольких. Психологи утверждают, что каждый талантлив как минимум в одной области. А способности в любой другой сфере можно и нужно развивать, не ожидая при этом оценок и веря в себя.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.