Выступление на МО "Эстетическое воспитание детей коррекционной школы средствами изобразительного искусства"
Оценка 4.8

Выступление на МО "Эстетическое воспитание детей коррекционной школы средствами изобразительного искусства"

Оценка 4.8
docx
05.05.2022
Выступление на МО "Эстетическое воспитание детей коррекционной школы средствами изобразительного искусства"
эстетич воспитание.docx

Выступление на МО.

Тема доклада: «Эстетическое воспитание детей коррекционной школы средствами изобразительного искусства»

Знакомство учащихся коррекционной школы с искусством расширяет кругозор, учит видеть и переживать прекрасное. Целенаправленные занятия рисованием представляют собой одно из важнейших средств эстетического воспитания. Они являются неотъемлемой частью всестороннего развития учащихся и активно содействуют этому развитию.  Замедленный темп восприятия, недостаточная дифференциация и значительное сужение объема воспринимаемого материала нередко усугубляются пониженной активностью самих учащихся. Глядя на какое-либо изображение или предмет, умственно отсталый ребенок не стремится рассмотреть его во всех деталях, полностью разобраться в его особенностях. У него нет потребности всматриваться, искать, избирательно находить какие-нибудь свойства. Внимание его неустойчиво, он легко отвлекается, быстро утомляется. Между тем полноценное восприятие окружающего мира необходимо для подготовки человека к жизни, успешной социализации. Умение воспринимать и правильно понимать окружающее вырабатывается не сразу. Без соответствующего обучения и воспитания даже у нормально развивающихся детей процесс формирования восприятия несколько задерживается. Еще более нуждаются в специально организованной педагогической работе дети с нарушением интеллекта.Наблюдая за работой детей с изобразительными материалами, я обратила внимание на то, что всё дети рисуют, но у кого-то это получается хорошо, а у кого-то плохо. Одному ребёнку нужно помочь, а другому требуется обучение и тренировка. Но, главное и, к сожалению, негативное в работах детей - не было творческого подхода. Постоянная демонстрация образцов и приёмов работы типовой программы приводило к тому, что более половины детей не могли самостоятельно приступить к работе, боясь, что нарисуют, «не так и неправильно», ждали указания воспитателя, не видели цветового многообразия окружающего мира и.т.д. В конечном счёте, оставались незаконченные работы «полуфабрикаты», сделанных для воспитателя. Причины здесь совокупные: несформированность графических навыков и умений, не развитость воображения, а также неверный подход педагога к изобразительной деятельности. Он не побуждает детей к экспериментированию с красками, бумагой, а вынуждает механически выполнять то, что предлагает педагог. Несформированность графических навыков и умений мешает ребёнку выражать в рисунках задуманное, затрудняет развитие познания и эстетического восприятия. Несовершенство методики проведения любых занятии, в том числе и по изодеятельности, может отрицательно сказаться на творческом развитии ребенка, так как ребёнку навязываются определённые штампы и стереотипы (трава зелёная, небо синее). В каждом человеке можно развить способности, только надо постараться. Но проблема в другом, как уже говорили одному нужно чуть-чуть помочь, а с другим работать долго и упорно. А стоит ли? Ведь если на самом деле в каждом по нашему желанию развить те или иные способности, то мы штамповали бы одинаково талантливых людей. А где же личность, где индивидуальность? Именно поэтому задача взрослых помочь ребёнку, найти себя в этом мире, помочь ему развить природные способности, а не навязывать свои представления. Педагог должен предлагать детям, а не навязывать, помогать, а не заставлять. А чтобы помочь ребёнку найти себя мы обязаны, предлагать как можно больше способов самовыражения. Рано или поздно он обязательно выберет свой путь, который позволит ему в полной мере показать себя. Именно поэтому необходимо познакомить самыми разными технологиями. Не всем дано владеть кистью или карандашом, кому то трудно выразить себя в линии, кто-то не понимает и не принимает цветовые гаммы. Пусть каждый выберет технологию, близкую ему по духу, не заставляющие испытывать страдания при сравнении своих работ с работами более способных детей. Не нравится ни одна из предложенных технологии? Придумай свою, поиграй с красками, карандашом, любыми подручными средствами - никто тебя не осудит. Эстетически плохо это не самовыражение ребёнка, а всего лишь выражение его элементарной неготовности творить. Это влечёт за собой отрицательное отношение ко всему процессу рисования и ведёт к развитию детской неуверенности. Решение этой проблемы видится в новом подходе, а именно в личностно-ориентированном, который является самым актуальным направлением в методиках коррекционной школы. Педагог всегда должен помнить, что перед ним ребёнок с нарушением интеллекта и должен применять этот подход в своей практике. В поисках новых методов я обратилась к нетрадиционному рисованию (изотерапии), что позволяет использовать личностный подход. Сущность изотерапиии состоит в её воспитательной функции, она воздействует на нравственно-этические, коммуникативные рефлексивные основы личности, способствуют социокультурной адаптации. В последнее время слово «Изотерапия» или « арт-терапия» всё чаще звучит в профессиональной среде психологов, педагогов, людей, занимающихся детским творчеством, и у каждого есть видение того что есть лечение искусством (арт.- искусство, терапия-лечение). Нетрадиционные технологии нужны для того, чтобы разнообразить изобразительную деятельность вообще и предоставить ребёнку больше шансов для самовыражения, дают возможность самим выбирать, думать искать и пробовать. Желание детей будет развиваться, если они сами смогут любоваться и восторгаться своими действиями и действиями своих сверстников.

Далеко не все дети любят рисовать карандашами, красками и другими обычными инструментами. Куда интересней попробовать себя в нестандартном подходе к рисованию. Ничто так не увлекает ребенка, как рисование, казалось бы, совершенно не предназначенными для этого предметами, такими как, например, ватные палочки, зубочистки, парафиновая свеча, нитки, коктейльные трубочки и другими неожиданными материалами. Поэтому, посещая мой кружок «Цветная палитра», дети не ограничиваются стандартными инструментами для рисования. Здесь дети учатся рисовать в таких интересных техниках как процарапывание, монотипия, рисунки точками, ниткография, жатая бумага, витражная техника и.т. д.

Использование нетрадиционных техник рисования поможет так же педагогу и психологу, ведь с их помощью нетрудно обогатить внутренний мир ребенка, развить и скорректировать эмоциональную сферу: справиться с тревожностью, избавиться от страхов, немотивированной агрессии. Как это сделать? Самое простое, попросить детей нарисовать свое настроение на мокром листе бумаги. Получается здорово и эффективно, так как кроме детской радости, взрослый получает возможность продиагностировать общий эмоциональный настрой каждого ребенка.

Особое место занимает пальчиковая живопись. Рисовать волшебными кисточками - пальцами можно все, что угодно, а почему бы не попробовать рассказать о своем характере, тем более, если он похож на чудо – цветок, придуманный ребенком. А прикосновения к мягким краскам, воде, шершавой на ощупь бумаге, помогут преодолеть негативные эмоции, такие как злость, раздражение. Движение пальцев и кисти рук имеют особое оздоравливающее воздействие. Его достоинство является в том, что оно требует согласованного участия многих психических функций.

Рисуя, ребенок дает выход своим чувствам, желаниям, перестраивает свои отношения, в разных ситуациях, дает возможность выразить различного рода эмоции, в том числе и отрицательные.

Пальчиковая живопись широко используется для снятия психического напряжения, стресса, координации неврозов страхов, то есть для профилактики и коррекции психического здоровья. Кроме того, нетрадиционные техники рисования оказывают благоприятное воздействие и на физическое развитие:

- развитие мелкой моторики;

- развитие тактильного восприятия;

- увеличение остроты и объема зрительного восприятия;

- развитие моторики крупных движений;

Пальцевая живопись: рука или отдельные пальцы – это такое подспорье. Причем указательный палец правой руки слушается ребенка лучше, чем кисть или карандаш. Хорошо если мы научим детей пользоваться пальцами рук рационально: не одним указательным, а всеми. Рисование пальцевой живописью способствует развитию контроля над мелкой моторикой, увеличению зрительного восприятия. Для выполнения детям предлагаю следующие темы: «Дождик, дождик, кап, кап», «Зеркальное отражение», «Рыбки в аквариуме», «Ветка рябины» и.т. д.

Кляксовая живопись: дает возможность научить ребенка делать кляксы (разноцветные), научить ребенка различать и называть цвета, а затем уже видеть образы, предметы или разные детали. На что похожа твоя клякса? Что она тебе напоминает? – эти вопросы очень полезны т.к. развивают мышление и воображение. После этого следует научить детей складывать лист бумаги пополам и наносить кляксы на одну сторону листа и, прикрыв его другой половиной, прогладить ладошкой. В результате получится целый сюжет, что способствует развитию мелкой моторики и сенсорному воспитанию.

Тренировка движения пальцев рук в изобразительной деятельности является важнейшим фактором развития речи ребёнка, способствует улучшению артикуляционных движении, повышает работоспособность коры головного мозга, стимулирует развитие мышления ребёнка. Мною подобраны такие технологии, которые направлены на развитие эмоционально-волевой сферы, личностных и поведенческих качеств.

Такие занятия хорошо подходят застенчивым, замкнутым, неуверенным в себе, детям. Они боятся показаться «неумелыми» на фоне других детей. Как часто рисунки детей «поражают» невыразительностью, пасмурностью цветового решения. Они знают и различают цвета, но не умеют ими воспользоваться, или не решаются это сделать. Необходимо помочь таким детям увидеть многоцветную палитру красок, почувствовать выразительные возможности цвета. При выполнении этих упражнении у детей снимается эмоциональное напряжение, воспитывается уверенность в себе, а также создаётся положительное эмоциональное настроение и атмосфера безопасности. Детский рисунок - это не просто« красивая картина» для выставки, а результат работы души и интеллекта, он несёт особую информацию о состоянии здоровья ребёнка, о его внутреннем мире. Выполняя необычные упражнения, можно помочь детям не только преодолевать эмоциональные проблемы, но и развивать, фантазию, художественные способности, технические навыки. Дети занимаются с большим желанием, они счастливы своими успехами.

Таким образом, актуальность педагогического опыта по развитию эстетического воспитания посредством различных техник вижу в новых подходах, которые раскрепощают ребёнка, дают возможность реализовывать себя в открытом социуме.


 

Выступление на МО. Тема доклада: «Эстетическое воспитание детей коррекционной школы средствами изобразительного искусства»

Выступление на МО. Тема доклада: «Эстетическое воспитание детей коррекционной школы средствами изобразительного искусства»

Это влечёт за собой отрицательное отношение ко всему процессу рисования и ведёт к развитию детской неуверенности

Это влечёт за собой отрицательное отношение ко всему процессу рисования и ведёт к развитию детской неуверенности

Пальцевая живопись: рука или отдельные пальцы – это такое подспорье

Пальцевая живопись: рука или отдельные пальцы – это такое подспорье
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.05.2022