Выступление на окружной творческой группе учителей-логопедов

  • docx
  • 27.11.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала РМО логопедов 29.10.2025г..docx

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Брюховская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат

для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Влияние формирования навыков речевой деятельности

 на результат коррекционной логопедической работы

 в школе с обучающимися с ОВЗ в условиях ФГОС»

 

(выступление на окружной творческой группе учителей-логопедов «Современные и инновационные технологии

в коррекционно-развивающей  работе учителя-логопеда»)

 

 

 

 

                                                                  Масленникова М.В., учитель-логопед, 

                                                                  высшая  квалификационная категория

                                                                 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

29.10.2025г.

 

Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) — дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ общего образования вне специальных условий обучения и воспитания.  

Я работаю с детьми с умственной отсталостью,  с детьми ТМНР, которым требуются адаптированные к их возможностям индивидуальные программы обучения.

Для успешного решения задач коррекционной логопедической работы с младшими, как и старшими, школьниками в своей деятельности соблюдаю следующие условия:

-единство образовательных, воспитательных, коррекционных задач;

-организую коррекционно-развивающую среду, стимулируя речевое и личностное развитие;

- соблюдаю коррекционную направленность занятий;

-стараюсь достигать успеха на каждом занятии, тем самым стимулируя познавательную деятельность школьника;

-воспитываю интерес к занятиям, познавательной активности и самостоятельности, с опорой на личный опыт детей;

-активизирую мыслительную  деятельность, тем самым способствую развитию внимания и памяти;

-соблюдаю последовательность в обучении и систематичность в закреплении сформированных умений и навыков;

-постоянно стараюсь разнообразить  дидактический материал и приёмы коррекционной работы;

Особую  роль отвожу в коррекционной работе взаимодействию:  учителя начальных классов, учителя-логопеда, воспитателей групп, родителей и самих детей.

Коррекционную логопедическую работу с детьми с ОВЗ (как и с тяжелыми нарушениями речи) провожу в соответствии основных направлений:

 

1.                 Диагностическая работа, обеспечивающая своевременное проведение комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию логопедической помощи обучающимся по программе в условиях коррекционного образовательного учреждения.

В нашей школе обследую детей по методике Т.А. Фотековой. Эта бальная методика на основе речевых проб позволяет видеть более чёткую картину речевого развития ребёнка.  Так же более точно позволяет провести мониторинговую деятельность обучающихся по периодам обучения.

В процессе обработки полученных данных подсчитывается количество баллов, полученных за каждое задание и серию. Далее данные представляются в процентном выражении.

Проследим мониторинг обследования обучающихся классов ТМНР и ребят с  1 по 4 класс за период 2024-2025 года, где I уровень – 49,9% и ниже, II уровень – 64,9%-50%, III уровень – 79,9%-65%, IV уровень – 100%-80%:

 

 

п\п

Ф.И.

класс

общий балл

%успешности

 и уровень

динамика

на начало года

на конец года

на начало года

на конец года

1

Паша С.

1в, ТМНР

212

264

23,5% (1ур.)

29,3%

(1ур.)

+5,8%

2

Паша П.

2б, ТМНР

200

224

22,2%

(1ур.)

24,8%

(1ур.)

+1,8%

3

Софья Н.

8б, ТМНР

210

346

23,3%

(1ур.)

38,4%

(1ур.)

+15,1%

4

Слава В.

1г(доп)

225

372

25%

(1ур.)

41,3%

(1ур.)

+16,3%

5

Максим С.

1г(доп)

237

409

26,3%

(1ур.)

45,4%

(1ур.)

+19,1%

6

Максим М.

442

617

49,1%

(1ур.)

68,5%

(2ур.)

+19,4%

7

Виолетта Г.

625

702

69,4%

(3ур.)

78%

(3ур.)

+8,6%

8

Софья М.

717

774

79,6%

(3ур.)

86%

(4ур.)

+6,4%

9

Софья С.

663

747

73,6%

(3ур.)

83%

(4ур.)

+9,4%

10

Алёна Г.

701

800

77,8%

(3ур.)

88,8%

(4ур.)

+11%

11

Иван Х.

676

753

75,1%

(3ур.)

83,6%

(4ур.)

+8,5%

12

Юля Б.

770

768

85,5%

(4ур.)

85,3%

(4ур.)

-0,2%

13

Сергей М.

785

835

87,2%

(4ур.)

92,7%

(4ур.)

+5,5%

14

Катя С.

730

747

81,1%

(4ур.)

83%

(4ур.)

+1,9%

15

Андрей С.

638

687

70,8%

(3ур.)

76,3%

(3ур.)

+5,5%

16

Валерия С.

630

695

70%

(3ур.)

77,2%

(3ур.)

+7,2%

17

Дима П.

774

781

86%

(4ур.)

86,7%

(4ур.)

+0,9%

18

Денис Б.

721

791

80,1%

(4ур.)

87,8%

(4ур.)

+7,7%

 

 По результатам диагностического исследования выстраивается коррекционно-развивающая работа с обучающимися (примеры рекомендаций обучающихся). С  результатами логопедического обследования выступаю на ШМО школы и довожу результаты  до родителей.

 

2.               Коррекционно-развивающая работа.

Провожу в форме индивидуальных, подгрупповых и фронтальных логопедических занятий. 

В подгруппы объединяются обучающиеся с однородной структурой речевого дефекта. Подгрупповые занятия предусматривают дифференцированные задания и индивидуальный дидактический материал.

Я работаю обучающимися с 1 по 9 класс обучающихся  (Вариант 1) и классами ТМНР - 1, 3, 9 класса (Вариант 2). Программы на каждый год разрабатываются на основе программы Е.Н.Кузьминых и ФАОП (Вариант1) и  ФАОП (Вариант2). Затем они адаптируются на данные классы и согласуются на педагогическом совете.

Целью программ для обучающихся (Вариант1) является коррекция дефектов устной и письменной речи обучающихся, способствующая успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей социализации детей –логопатов.

Цель программ Вариант 2 – коррекция  основных функций речи, развитие пассивного и активного словаря для дальнейшей социализации.

Занятия по логопедии проходят в соответствии учебного плана школы:

п\п

класс

Количество часов

1

1б, ТМНР

3

2

3б, ТМНР

3

3

9б, ТМНР

3

4

1г, 2а

3

5

3

6

3

7

2

8

2

9

1

10

1

11

1

В процессе логопедической работы использую отработанную структуру занятий: используя речевые разминки, артикуляционную гимнастику, упражнения на развитие мелкой моторики, глазодвигательные упражнения, упражнения на развитие крупной моторики и физкультминутки. Наравне с традиционными упражнениями использую нетрадиционные (упражнения с ватными палочками, ватными дисками, витаминками, сушками и др.), интерактивные игры (которых у меня в копилке огромное количество по разным лексическим темам), использую игры  «Русский язык» с флешки МЕРСИБО и др.

С целью закрепления материала занятия даю ребятам задания в группы для повторения с воспитателями и домой для работы с родителями.

Одним из важных аспектов работы с детьми ОВЗ и ТМНР является формирование речевой среды, в рамках которой соблюдаются  условия речевого режима.

Одной из составных частей речевого режима является проведение школьных мероприятий, выступления на которых требуют подготовки — речь детей должна быть максимально разборчивой, насколько позволяют произносительные возможности каждого выступающего.

Выступление является своеобразным отчетом о достижении в произношении и имеет огромное воспитательное значение. Каждый год организуем с коллегой-логопедом недели логопедии, на которых проводим конкурсы чтецов («Единственной маме на свете», «Дыша одним дыханием с Ленинградом…»), занимательные конкурсы с речевым уклоном («Огадай-ка», «Грамотей», «Если буковки сложить, можно слово получить» и другие).

Наши дети принимают активное участие в конкурсах чтецов на различных уровнях:

- 2020г. – два 1 места в межрегиональном конкурсе чтецов, с.Фоки (Никита Б., Юра С.);

- 2021г. – 2 место в муниципальном конкурсе чтецов (Кристина Ц.),

- 2023г. – 3 место муниципального конкурса союза ветеранов боевых действий «Содружество» «К Дню защитников Отечества» (Денис С.,);

- 2024г. – 2 место муниципального конкурса союза ветеранов боевых действий «Содружество» «Спасибо за Победу!» (Саша К.); диплом 1 степени всероссийского конкурса чтецов, посвященного 80-летию полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады «Строки о блокаде Ленинграда…» (Саша К.); 2 место школьного конкурса чтецов «Едиственной маме на свете» (Соня С.).

- 2024г. – участие во внеурочной деятельности: диплом 2 место (Виолетта Г.) и 2 сертификата  международного конкурса (Антон Ю., Максим М.) «Экология России среди учеников 1-11 классов и дошкольников»; 3 сертификата международного конкурса «Лига эрудитов», «Окружающий мир» 4 класс (Валерия С., Катя С., Андрей С.).

3.               Консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей и их семей по вопросам коррекции и развития обучающихся. Она включает в себя: анкетирование родителей, индивидуальные беседы - практикумы и консультации, записки – рекомендации, которые даются в тетрадях домашних логопедических заданий. (примеры из плана учителя-логопеда на год).

4.          Научно-методическая работа направлена на участие в методических объединений (ШМО, РМО, педсоветы) различного уровня, проведение открытых занятий для педагогов и родителей, размещение на собственном сайте и других педагогических сайтах различной информации из опыта работы. Ведение разъяснительной деятельности по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для категории детей с ОВЗ, со всеми участниками образовательного процесса — обучающимися, их родителями (законными представителями), педагогическими работниками. Приведу примеры мероприятий на ближайшее время:

Мероприятия

Сроки проведения

а)Выступление на родительском собрании.

Выпуск методических рекомендаций для родителей.

 

По особому плану

б) Консультации для учителей начальных классов:

 - «Результаты логопедического обследования на начало 2025-2026 учебного года. Мониторинг речевого развития».

 

Октябрь

в) Тематические консультации для учителей-предметников:

* «Результаты логопедического обследования на начало 2025-2026 учебного года. Результаты мониторинга речевого развития обучающихся старших классов»

 

 Октябрь

 

г) Тематические консультации для воспитателей:

 *Мастер-класс «Учимся, играя»

 

Ноябрь

д) Проведение консультаций для родителей:

* «Рекомендации учителя-логопеда по результатам обследования на начало учебного года».

* Индивидуальные беседы «Уровень речевого развития детей»

* «Леворукость у детей».

 

Октябрь

 

В течение года

Ноябрь

 

Таким образом, проводя систематическую работу по формированию навыков речевой деятельности школьников с ОВЗ мы видим положительный результат  коррекционной логопедической работы в школе с обучающимися с ОВЗ в условиях работы по федеральному государственному стандарту.


 

Скачано с www.znanio.ru