Сообщение на тему
«Музыкотерапия в детском саду»
на педагогическом совете
Подготовил: музыкальный
руководитель Мурушкин ДмитрийПавлович
Вокруг нас постоянно звучит музыка. Чистая музыка водного
источника, музыка цветения яблоневых садов, тихая музыка созревающего хлеба и
золотой осенней листвы. Она, как солнечный зайчик, ласково прикасается к нашим
ладоням, дает нам силу, снимает боль.
В древности считали, что все органы обладают характерными частотами вибрации и
правильно выбранные частоты внешнего воздействия помогают восстановить
организм. В старых учениях музыка являлась одним из главных средств в лечении,
создании гармонии и равновесия в теле и разуме. Музыка приводит в действие
природные силы исцеления, и чем точнее подобрана мелодия, тем эффективнее ее
воздействие на организм.
С первых дней жизни, приучая ребенка к вечным, прекрасным мелодиям, созданным
человечеством, можно достичь его полного согласия с самим собой, с окружающим
миром, что поможет с детства избежать серьезных проблем со здоровьем. А если
такие проблемы все же возникли, то та же музыка поможет от них избавиться.
Работая в детском саду, можно наблюдать большое количество детей, которые самостоятельно не могут справиться с нервно-психическими нагрузками и перегрузками, получаемыми как в детском саду, так и дома. Именно это приводит детей к различным формам отклоняющегося поведения. И педагоги должны всеми возможными средствами решать эти проблемы. Одним из таких средств является музыкотерапия.
Музыкотерапия – метод, использующий музыку как средство нормализации эмоционального состояния, устранения страхов, двигательных и речевых расстройств, психосоматических заболеваний, отклонений в поведении, при коммуникативных затруднениях.
Музыкотерапия представляет собой совокупность методов и приёмов, способствующих формированию богатой эмоциональной сферы, и практических занятий и упражнений, способствующих нормализации психической сферы ребенка. Она предусматривает как целостное и изолированное использование музыки в качестве основного и ведущего фактора воздействия (музыкальные произведения), так и дополнение музыкальным сопровождением других коррекционных приемов (психогимнастика, логоритмика).
Основными и главными задачами, определяющими музыкотерапию, являются формирование и развитие музыкальных и творческих способностей, расширение и развитие эмоциональной сферы, обучение средствами музыки ауторелаксации, развитие нравственно-коммуникативных качеств.
Организация занятий музыкотерапией требует от педагога и музыкального руководителя специального психологического образования, знания основ общей и клинической психологии, наличие музыкального педагогического образования.
Музыкотерапия ориентирует педагога на сотрудничество с ребенком, на интеграцию различных видов художественной деятельности. Поэтому музыкотерапию, как метод коррекции, рекомендуется использовать не только на музыкальных, но и на физкультурных занятиях, на утренней гимнастике, бодрящей гимнастике после дневного сна, на вечерах досуга, на занятиях по развитию речи, изобразительной деятельности, в повседневной деятельности, самостоятельных играх и т.д.
Таким образом, каждый педагог может использовать данные упражнения в сочетании с другими играми и упражнениями, «конструировать» из отдельных композиций необходимую форму занятий.
Все элементы упражнений по музыкотерапии дают возможность использовать их не только как средство развития музыкальных и двигательных способностей на занятиях ритмикой, но и как игровой тренинг психических процессов: внимания, памяти, воли, творческого воображения и фантазии. А также как средство расслабления, переключения внимания или повышения психофизического тонуса и т.д., в различных формах организации педагогического процесса в детском саду.
Если воспитатель имеет определенный навык, он может за считанные минуты снять умственную усталость, взбодрить, раскрепостить, повысить настроение, сконцентрировать внимание.
Например, на занятиях с высокой умственной нагрузкой и малой подвижностью следует использовать танцевальные композиции в качестве физкультминуток. Использование композиций на основе быстрой, веселой музыки позволяет поднять настроение детей, активизировать их внимание.
Главная задача музыкальной терапии заключается в том, чтобы научить ребенка «омузыкаленному» видению и восприятию мира, показать ребенку, что каждое его переживание, будь то радость или грусть, можно и нужно выражать в вокальных и танцевальных импровизациях, т.е. в творчестве.
Вот, например, несколько творческих заданий, которые можно дать детям, побуждая их к вокальному (песенному) самовыражению:
Также можно предложить ребенку на ваш вопрос-песенку придумать и
спеть ответ-песенку. Например:
- Что ты хочешь, мишка?
- Медовую коврижку.
- Что ты хочешь, кошечка?
- Молочка немножечко.
Все вокальные творческие задания выполняются индивидуально. В результате снижается и устраняется эмоциональная скованность и напряжение.
А вот танцевальное творчество, к тому же, еще и помогает детям быстро и легко устанавливать дружеские связи с другими детьми, что также дает определенный терапевтический эффект.
Вот еще несколько творческих заданий, побуждающих детей уже к танцевальному самовыражению:
Терапия творческим самовыражением является одним из самых плодотворных психотерапевтических приемов. Наблюдая в процессе творчества друг за другом и за взрослым, дети приобретают новые движения, что означает вместе с тем приобретение новой степени внутренней свободы.
Работая с детьми над развитием музыкального ритма, мы также способствуем гармонизации духовной жизни ребенка. Еще К.Станиславский указывал на то, что каждое человеческое чувство имеет свой темп и ритм, и предлагал упражнения на воспроизведения ритма, такие, как:
Таким образом, грамотное использование музыкотерапии положительно влияет на здоровье ребенка: повышает умственную работоспособность, помогает снять эмоциональное напряжение, поднять настроение, успокоить, сконцентрировать внимание, повысить самооценку.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.