Выступление на педсовете
Тема: «Этикет, как средство самопрезентации »
Составитель: Макницкене Галина Фаттовна
Педагог высшей квалификационной категории
Чехов
2020
ПЛАН.
1.Введение. Этикет как понятие. Педагогический этикет.
2.Этикет, как средство самопрезентации.
3.Заключение. Значение этикета .
Этикет (франц. etiquette), свод правил поведения, обхождения, принятых в определенных социальных кругах (при дворах монархов, в дипломатических кругах и т. п.). В переносном значении - форма поведения, обхождения, правила учтивости, принятые в данном обществе. Этикет - это молчаливый язык, с помощью которого можно многое сказать и многое понять, он красноречивее слов. По тому, как человек держится, ходит, садится, говорит, одевается, судят об уровне культуры, о нравственных и интеллектуальных достоинствах и недостатках личности. От первого впечатления часто зависит принятие важных решений, а следовательно - и жизненный успех. В прежние времена человека светского общества называли благовоспитанным. Сам этот термин показывает, что приличные манеры есть нечто приобретаемое, прививающееся человеку воспитанием. Поэтому необходимо возрождать этикет. Несомненно, также, что этикет является продуктом цивилизации. По мере изменений условий жизни человечества, роста образований и культуры одни правила поведения сменяются другими. То, что раньше считалось неприличным, становиться общепринятым, и наоборот. Но требования этикета не являются абсолютными: соблюдение их зависит от места, времени и обстоятельств. Поведение, недопустимое в одном месте и при одних обстоятельствах, быть уместным в другом месте и при других обстоятельствах.
Нормы этикета, в отличие от норм морали являются условными, они носят как бы характер неписаного соглашения о том, что в поведении людей является общепринятым, а что нет. Каждый культурный человек должен не только знать и соблюдать основные нормы этикета, но и понимать необходимость определенных правил и взаимоотношений. Манеры во многом отражают внутреннюю культуру человека, его нравственные и интеллектуальные качества. Умение правильно вести себя в обществе имеет очень большое значение: оно облегчает установление контактов, способствует достижению взаимопонимания, создает хорошие, устойчивые взаимоотношения.
Педагогический этикет включает в себя совокупность правил поведения, регулирующих внешнее проявление взаимоотношений, возникающих между педагогом и воспитанником, педагогом и родителем воспитанника, педагогом и педагогом, характеризуемых уважением к воспитаннику, его родителю, коллеге, а также стремлением к установлению доброжелательных, творческих отношений, доставляющих радость общения. Педагогический этикет проявляется в различных сторонах жизни и деятельности преподавателя - в профессиональном имидже, речевой манере, в реальном поведении. Соблюдение педагогического этикета помогает осуществлению личностно-ориентированного подхода в воспитании, создает условия для педагогического общения преподавателя и студентов, направленного на создание благоприятного психологического климата в среде студентов, способствующего установлению правильных взаимоотношений, как со студенческим сообществом, так и с отдельным студентом. Соблюдение этикета помогает укреплению авторитета преподавателя среди студентов. Например, преподаватель высказал студенту комплимент, в основе которого лежит реальный позитивный поступок, и это не только порадует студента, но и повысит его эмоциональную доверительность к преподавателю. Или, наоборот, правильно сделанное критическое замечание не отвратит студента от преподавателя, а внушит ему желание исправить недостаток, а заодно и желание прислушиваться к словам педагога. В то же время, напротив, несоблюдение этикета негативно влияет на педагогическую деятельность. Так разноцветная и слишком яркая одежда преподавателя может негативно влиять на состояние студенческой аудитории, безвкусный или легкомысленный стиль в одежде вызывает нередко их раздражение и недоверие. Учащиеся высоко ценят интеллигентность и деликатность педагога, т.е. его умение быть вежливым, корректным, щадить самолюбие учащихся, сочувствовать им, быть искренним, незлопамятным. Педагогический этикет предполагает договоренность о том, что считать принятым в поведении и деятельности, а что - непринятым. Учащиеся достаточно быстро научаются оценивать, деликатен ли педагог, насколько его требовательность и принципиальность соблюдаются им самим в общении со своими коллегами, родителями, учениками.
Этикет – совокупность правил поведения, регулирующих внешнее проявление человеческих взаимоотношений. Различают деловой и светский этикет. Кроме правил этикета для всех существует профессиональный этикет. В жизни есть отношения, которые обеспечивают наивысшую эффективность в выполнении профессиональной функции. В том или ином коллективе, группе работников складываются определенные традиции, которые с течением времени приобретают силу моральных принципов и составляют этикет данной группы. В практике деловых отношений всегда есть какие-то стандартные ситуации, которые невозможно избежать. Для этих ситуаций и вырабатывают формы и правила поведения. Этот набор правил составляет этикет делового общения. Деловой этикет включает точное соблюдение правил культуры поведения, которая предполагает в первую очередь глубокое уважение человеческой индивидуальности. Культурный человек должен всем показывать искреннее уважение.
Самопрезентация – это умение продемонстрировать собеседнику качества, наиболее выгодные для вас в данный момент. Самопрезентация, конечно, не предполагает прямого обмана партнера, но можно несколько преувеличить свои возможности. В некоторых случаях это оправданно. Если считать скромность своим основным достоинством, то лучше вообще сидеть дома. Например, вы устраиваетесь на работу, у вас есть опыт и знания в какой-то области, но нет требуемого образования. Вероятно, вы слегка преувеличите свои достоинства, убеждая HR-менеджера, что больше подходите для работы в данной должности, чем претенденты, имеющие соответствующее образование. Однако если кто-то заявит, что он, например, доктор наук, каковым на самом деле не является, то это уже афера, к искусству самопрезентации не имеющая никакого отношения. Советы специалистов в области человеческих ресурсов часто сводятся к следующему:
• учитесь правильно оценивать свою значимость;
• постоянно работайте над своей личностью;
• расширяйте свои знания;
• учитесь правильно «подавать» себя.
Деловой этикет, безусловно, является инструментом самопрезентации. Деловые манеры оратора можно рассматривать как инструмент построения отношений с аудиторией. Соблюдение оратором правил делового этикета — это сигнал для публики, что она значима, важна, уважаема. Хорошие деловые манеры оратора в публичном выступлении всегда замечаются аудиторией. Они проявляются в том, как он обращается со временем. Деловой этикет подразумевает, что начинать и заканчивать выступление необходимо вовремя: не на 5 минут раньше и не на 14 позже, а минута в минуту. В этом проявляется уважение к присутствующим. Четкое определение темы, плана и регламента выступления в начале — также составляющая хороших деловых манер оратора. Разумеется, четкое соблюдение регламента — необходимое требование к оратору. Специально отведенное время для ответов на вопросы публики, например, в завершении выступления или после каждой логической части, также абсолютно необходимо. Умение отвечать на вопросы, реагировать на замечания, несогласия слушателей — также показатель мастерства публичного выступления и общей культуры оратора.
Правильный имидж позволяет привлечь к себе позитивное внимание и установить отношения. Благодаря созданию ореола привлекательности, человек становится социально востребованным. Возрастные и социальные рамки — не помеха тому, кто владеет искусством самопрезентации.
Личное обаяние привносит в общение симпатию и доброжелательность, вызывает позитивные эмоции. У личности, осознающей свою индивидуальность и незаурядную привлекательность, подкрепляемую комфортным общением, повышается самооценка. В имидже наиболее ощутимо проявляются качества притягательности данного субъекта в глазах других людей. Чтобы достичь успеха, необходимо знать, какие черты и качества кажутся привлекательными и позиционировать эти качества другим.
Самопрезентация — это процесс, посредством которого человек старается сформировать у других людей впечатления о самом себе. Успех самопрезентации зависит от умения представить себя другим людям, умения подать себя, привлечь к себе внимание, актуализировать интерес людей к своим качествам. Целью самопрезентации является создание и донесение своего имиджа до других людей.
Самопрезентация является неотъемлемой частью человеческой натуры. Почему же люди должны сознательно заниматься самопрезентацией? Выделяют несколько основных причин. Люди занимаются самопрезентацией, потому что она позволяет:
Получать от других людей нужные ресурсы (материальные, информационные, эмоциональные и прочие). Человек, умеющий подать себя, легче других устроится на работу, понравится мужчине или женщине, найдет общий язык с руководителем и т.д. Конструировать образ собственного Я. Образ себя зависит не только от наших собственных убеждений, но также и от того, как, по нашему мнению, нас видят другие. Если окружающие смеются над вашими шутками, это будет формировать у вас представление, что вы — человек остроумный, несмотря на то, что сами вы в этом не уверенны. Если о вас говорят, как о компетентном и знающем— со временем вы сами поверите в это. Хотите быть — умейте казаться (веселым, решительным, находчивым и т.д.). Относительно гладко протекать социальным контактам. Чуткое отношение к «сохранению лица» ценится практически во всех культурах. Поэтому, если вы будете тактично преподносить ошибки других, то и вам будут реже делать замечания. В общении это позволит существенно сгладить моменты критики, снизить конфронтацию и агрессию.
В целом, в процессе общения и социального взаимодействия человек способен не только смотреть на себя глазами партнера, но и корректировать собственное поведение в соответствии с его ожиданиями, если его цель — создать наиболее благоприятное впечатление. Косвенно это позволяет контролировать и поведение других людей.
Основные стратегии приобретения расположения людей :
Выражение своей симпатии к другому человеку.
Создание видимости сходства.
Увеличение своей физической привлекательности.
Демонстрация собственной скромности.
Педагогический этикет включает в себя совокупность правил поведения, регулирующих внешнее проявление взаимоотношений, возникающих между педагогом и воспитанником, педагогом и родителем воспитанника, педагогом и педагогом, характеризуемых уважением к воспитаннику, его родителю, коллеге, а также стремлением к установлению доброжелательных, творческих отношений, доставляющих радость общения. Педагогический этикет проявляется в различных сторонах жизни и деятельности преподавателя — в профессиональном имидже, речевой манере, в реальном поведении. Соблюдение педагогического этикета помогает осуществлению личностно-ориентированного подхода в воспитании, создает условия для педагогического общения преподавателя и студентов, направленного на создание благоприятного психологического климата в среде студентов, способствующего установлению правильных взаимоотношений, как со студенческим сообществом, так и с отдельным студентом. Соблюдение этикета помогает укреплению авторитета преподавателя среди студентов. Например, преподаватель высказал студенту комплимент, в основе которого лежит реальный позитивный поступок, и это не только порадует студента, но и повысит его эмоциональную доверительность к преподавателю. Или, наоборот, правильно сделанное критическое замечание не отвратит студента от преподавателя, а внушит ему желание исправить недостаток, а заодно и желание прислушиваться к словам педагога. В то же время, напротив, несоблюдение этикета негативно влияет на педагогическую деятельность. Так разноцветная и слишком яркая одежда преподавателя может негативно влиять на состояние студенческой аудитории, безвкусный или легкомысленный стиль в одежде вызывает нередко их раздражение и недоверие.
Процесс общения – очень сложный процесс. Мы каждый день взаимодействуем друг с другом, обмениваемся информацией, общаемся, порой не задумываясь о том, где и как применять определенные приемы, повышающие эффективность этих процессов. Но совершенствовать свои коммуникативные навыки надо постоянно.
Самопрезентация - это запечатленное в большом количестве структурных обсуждений, отражение мотива каждого участника взаимодействия, для того чтобы производить взаимодействие гладко и без инцидентов. Самопрезентация, в практике руководителя, проявляется, как составляющая социально-психологической компетентности, которая определяет умение управлять впечатлением о себе. Другими словами, это способность производить цивилизованное взаимодействие, а это является в настоящее время наиболее ценным ресурсом любого предприятия.
Литература:
Дробницкий О.Г. «Понятие морали» Москва «Наука» 2017год
Кузин Ф.А. «Имидж бизнесмена» Москва 2018 год
Майерс Д. «Социальная психология» Питер 2017 год
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.