Выступление на педсовете "Особенности чтения художественной литературы для детей младшего дошкольного возраста"
Оценка 4.8

Выступление на педсовете "Особенности чтения художественной литературы для детей младшего дошкольного возраста"

Оценка 4.8
Педсоветы
docx
воспитание
Детсад
25.02.2021
Выступление на педсовете "Особенности чтения художественной литературы для детей  младшего дошкольного возраста"
Данный материал будет полезен педагогам, методистам дошкольных учреждений, педагогам дополнительного образования, гувернерам.
Выступление на педсовете.docx

Особенности чтения художественной литературы для детей

младшего дошкольного возраста

Сказка — великая сила, но ребенка нужно учить вдумчиво слушать и читать ее. Полезно знакомить ребенка с вариантами сказок. Дети тонко подмечают оттенки в сюжетах, в характерах и поведении персонажей. Идет переоценка услышанного ранее. Внимательнее дети начинают слушать и другие сказки, вникать в события, характеры. У них могут появиться и свои собственные придуманные варианты сказок. Читать и рассказывать сказки надо неоднократно. При первом прослушивании впечатления часто бывают неточными. Во время повторных прослушиваний впечатления углубляются, сила эмоциональных переживаний нарастает, так как ребенок все более вникает в ход событий, яснее становятся для него образы сказочных персонажей, их взаимоотношения, поступки. Как же читать сказку детям? Главное условие — эмоциональное отношение взрослого .

В младшем  возрасте занятия лучше начать с сюрпризного момента с появлением игрового персонажа. Он всегда с содержанием произведения. Например, это забавный жёлтый цыплёнок (сказка К. Чуковского «Цыплёнок»), кукла Маша (русская народная сказка «Маша и медведь», «Три медведя», «Гуси-лебеди» и другие, где фигурирует маленькая девочка)

Воспитатель может показать малышам волшебный сундучок, в котором оказываются герои сказки. Как правило, это произведения, где фигурирует много персонажей («Репка», «Теремок», «Колобок»).

Можно использовать и мотив письма — в группу приходит послание от домовёнка Кузеньки. Он рассказывает, что живёт в детском садике — охраняет его по ночам, а днём ему очень нравится слушать, как ребята поют песни, играют, занимаются спортом. И вот Кузя решил сделать детям подарок — подарить им свою шкатулку со сказками. Теперь в любой момент малыши могут познакомиться с новой сказкой, которую прочитает им воспитатель.

Во время чтения сохраняйте зрительный контакт с детьми. Таким образом, ребенок- слушатель чувствует, что повествование обращено к нему, а вам видно, какие чувства вызывает у него ваше чтение. Можно заметить, какое место в сказке больше всего интересует ребенка.

Читайте детям неторопливо, но и не монотонно, старайтесь передать музыку ритмической речи. Он наслаждается напевностью повествования, ритмом стиха. Роль рассказчика при организации домашнего чтения трудно переоценить. Именно от него зависит, какую атмосферу, какое настроение он создаст, как будет направлять внимание детей, активизировать и успокаивать их. От взрослого требуются психологические способности, чтобы вовремя и точно определить какого ребенка назначить на ту или иную роль, где остановить сказку и дать возможность детям рассуждать по поводу услышанного или предложить, что случится с героями дальше.

Сокращайте текст, если он слишком затянут, так как ребенок все равно перестает воспринимать услышанное. В процессе рассказывания недопустимы пропуски, затянувшиеся паузы.

Привлекайте внимание детей к содержанию книги, картинок, каждый раз раскрывая что-то новое, не отрывайте от чтения или рассматривания. Используя любую наглядность, музыкальные произведения можно варьировать и заменять другими, упрощать или усложнять.

Помните: ребенок не может быть все время пассивным слушателем, поэтому во время чтения надо активизировать его внимание! Пусть он за вами повторяет слова, отвечает на вопросы, рассматривает иллюстрации. Дети это очень любят. Можно предложить ребёнку вместе (хором) рассказывать. Чтение должно проходить в спокойной обстановке, когда ничто не отвлекает ребенка, и окружающие относятся к его занятиям «уважительным»

Сказки очень важны для развития и воспитания детей. Читать сказки необходимо в соответствии с возрастом ребенка. Начиная с двухлетнего возраста можно прочесть ребенку сказки с более сложным сюжетом. Например, «Заяц и лиса», «Теремок», и тому подобные. Детям старше 3-х лет рассказывайте сказки, где наряду с животными присутствуют люди. Это сказки «Маша и медведь», «Кот в сапогах», «Гуси-лебеди» и другие. Маленьким детям лучше читать русские народные сказки, так как они учат ребенка доброте и сочувствию.

Если малыш изо дня в день просит  прочитать одну и ту же сказку — читайте. Следует остановиться на детской любви к повторным чтениям.

Старайтесь сказку именно рассказывать, а не читать. Тогда вы вовремя сможете увидеть реакцию ребенка, и акцентировать его внимание на тех моментах, которые особенно важны вам на данный момент.

Рассказывайте сказку с удовольствием, старайтесь не отвлекаться на посторонние дела. Ведь вы не просто знакомите малыша со сказкой – вы путешествуете вместе с ним по удивительному волшебному миру. Не оставляйте его там одного!

Прежде чем рассказать сказку,  убедитесь, что она простая и сможет донести до него нужную идею.  Но важно, подбирать сказки по возрасту и развитию своих детей.

Будьте осторожны с подробностями и иллюстрациями!  В сказках сюжет изложен очень лаконично именно для того, чтобы ребёнок не получил лишнюю информацию, которая может его испугать.

Очень интересно поиграть в сказку, инсценировать её. В качестве персонажей можно использовать игрушки,  фигурки,  нарисованные и вырезанные, тени на стене, пальчиковый театр. И конечно роли могут исполнять сами детки.

Не злоупотребляйте временем! Как правило, маленьким деткам в возрасте от года до трёх читают в среднем до десяти минут, в возрасте от трёх до пяти лет 15-20 минут подряд и т.д..  Хотим  заметить, что это средние показатели, а никак не нормативы. Вы должны подстраиваться под потребности ваших детей.

Демонстрируйте ребенку уважение к книге. Ребёнок должен знать, что книга - это не игрушка, не крыша для кукольного домика, и не повозка, которую можно возить по комнате. Приучайте детей аккуратно обращаться с ней. Рассматривать книгу желательно на столе, брать чистыми руками, осторожно перевёртывать страницы. После рассматривания уберите книгу на место.

Взрослый во время чтения или рассказа должен сидеть перед детьми так, чтобы они могли видеть его лицо, наблюдать за мимикой, выражением глаз, жестами, так как эти формы проявления чувств дополняют и усиливают впечатления от прочтения.

В процессе чтения детям нужно периодически давать возможность говорить о своих ощущениях, но иногда можно попросить просто молча «слушать себя».

Играйте голосом: читайте то быстрее, то медленнее, то громко, то тихо - в зависимости от содержания текста. Читая детям сказки, старайтесь передать голосом характер персонажей, а также смешную или грустную ситуацию, но не «перебарщивайте». Излишняя драматизация мешает ребёнку воспроизводить в воображении нарисованные словами картины.

Воспитатель должен объяснять дошкольникам значение незнакомых слов в произведении. Этот приём обеспечивает полноценное восприятие художественного текста: характеров героев, их поступков. Здесь можно использовать различные варианты: по ходу повествования останавливаться на непонятном детям слове и подбирать к нему синонимы (например, лубяная избушка зайчика — значит, деревянная; горница — это комната), объяснить незнакомые слова ещё до начала чтения (например, перед рассказыванием сказки «Волк и семеро козлят» педагог показывает картинку с изображением козы, проговаривает фразу: «Течёт молоко по вымечку, а с вымечка по копытечку» и наглядно объясняет, что такое вымя у животного).

Особенности чтения художественной литературы в разных возрастных группах

Дети первой младшей группы только начинают своё знакомство с миром художественного слова:

Воспитатель приучает малышей слушать коротенькие потешки, песенки, сказки и авторские произведения (стихотворные и прозаические), обязательно сопровождая чтение показом игрушек, персонажей настольного театра, картинок и прочих наглядных материалов.

Педагог побуждает детей договаривать отдельные слова и даже фразы (в зависимости от индивидуальных возможностей каждого ребёнка).

Воспитатель приобщает ребят к рассматриванию иллюстраций в книгах.

Вторая младшая группа может решать уже более сложные задачи на занятиях по чтению художественной литературы:

Дошкольники учатся прослеживать сюжетную линию, сопереживать персонажам.

Воспитатель подводит малышей к пониманию поступков героев и их последствий.

Малыши под руководством педагога учатся инсценировать коротенькие отрывки из сказок, песенок, потешек.

Дети заучивают наизусть небольшие по объёму стихотворения и потешки.

К задачам чтения художественной литературы с детьми средней группы относятся:

Формирование у детей представления о том, что книги содержат много интересной и познавательной информации.

Углубление знаний об иллюстрациях, их значении в книге.

Формирование навыка нравственной оценки произведения.

Развитие способности к сопереживанию героям.

Hа занятиях по рассказыванию сказок распространяются общие дидактические принципы.

Bо-первых, это принцип активности и посильной самостоятельности. Его суть – активное соучастие и сотворчество педагога и ребенка. На занятиях необходимо создать все условия, чтобы у малышей возникала потребность речевого взаимодействия со взрослым. Педагог должен вызвать у ребенка чувство сопереживания с действиями персонажа. Необходимо активное, действенное соучастие ребенка. Педагог предлагает малышу включиться в игровое взаимодействие по ходу развертывающихся в тексте действий.

Другой важнейший принцип ознакомления детей с русскими народными сказками – принцип познавательной выразительности. Достигнуть его можно эмоциональностью. Именно с помощью эмоциональности изложения педагог поддерживает внимание детей. Дети не просто отзывчивы на эмоциональное поведение взрослых, они проявляют эмоциональную чуткость ко всем действиям педагога, особым образом реагируя на его голос, мимику, настроение, жесты. Эти проявления легко копируются; поэтому для малышей они выполняют информационную роль.

Hе менее важен  с детьми младшего дошкольного возраста принцип наглядности, т. е.используемые наглядные средства: игрушки, картинки, пособия и т. п., с помощью которых создается развернутая картина действий и результата. Показ – основной метод принципа наглядности – может быть фрагментарный (основные эпизоды произведения) или полный (последовательные эпизоды произведения, с использованием различных наглядных средств.

B течение года детям нужно повторно читать знакомые рассказы, сказки, стихи и ритмические строчки из сказок, для того, чтобы  они не забывались

Hачиная с младших групп необходимо подводить детей к различению жанров. Воспитатель должен обязательно называть жанр литературного произведения. Hазвания жанров должны даваться четко и правильно. Hеобходимо избегать неправильных выражений ("расскажу сказочку, стишок").

 

 

 

 

 

 


 

Особенности чтения художественной литературы для детей младшего дошкольного возраста

Особенности чтения художественной литературы для детей младшего дошкольного возраста

Сокращайте текст, если он слишком затянут, так как ребенок все равно перестает воспринимать услышанное

Сокращайте текст, если он слишком затянут, так как ребенок все равно перестает воспринимать услышанное

Очень интересно поиграть в сказку, инсценировать её

Очень интересно поиграть в сказку, инсценировать её

Воспитатель приучает малышей слушать коротенькие потешки, песенки, сказки и авторские произведения (стихотворные и прозаические), обязательно сопровождая чтение показом игрушек, персонажей настольного театра, картинок и прочих…

Воспитатель приучает малышей слушать коротенькие потешки, песенки, сказки и авторские произведения (стихотворные и прозаические), обязательно сопровождая чтение показом игрушек, персонажей настольного театра, картинок и прочих…

Другой важнейший принцип ознакомления детей с русскими народными сказками – принцип познавательной выразительности

Другой важнейший принцип ознакомления детей с русскими народными сказками – принцип познавательной выразительности
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.02.2021