Тема: «Эффективность психолого-педагогической реабилитации воспитанников «группы риска», склонных к бродяжничеству.
Выполнила классный руководитель Кислова Л.Г.
Проблема поиска эффективных технологий работы с детьми, склонными к самовольным уходам, не утратила своей актуальности в современной социально-экономической реальности. Самовольный уход воспитанника – это показатель повышенной тревожности, прогрессирующей отчужденности, протестной реакции, это показатель наличия у подростка склонности к асоциальному поведению и бродяжничеству.
Как правило, подросток на момент поступления в социальный приют уже имеет индивидуальный опыт семейного неблагополучия, асоциального поведения и социальной реабилитации. Большинство подростков отличаются:
· низким уровнем социального интеллекта, что мешает понимать общественные нормы и правила, необходимость соответствовать им;
· низкой самооценкой, отсутствием друзей и близких и постоянной поддержки с их стороны;
· несформированностью волевой сферы, отсутствием целеустремленности, направленности на будущую жизнь;
· низкой социальная активностью, безразличием к судьбе окружающих и своей собственной;
· потребительским отношением к близким, обществу и государству, в целом.
Анализ самовольных уходов воспитанников из учреждения показал, что основными причинами ухода являются:
· психологические трудности в адаптации к новым условиям проживания в приюте (на первом этапе реабилитации – от 1 до 3 месяцев пребывания в учреждении);
· желание навестить свое близкое окружение (родителей, родственников, друзей), посетить дом, потребность в теплых межличностных отношениях;
· жажда новых впечатлений и развлечений, желание освободиться от надзора, надоевшего режима;
· склонность к уходам, бродяжничеству, беспризорности и совершению преступлений («синдром бродяжничества»).
На ВШУ в ГОАУ «Свободненская с(к) школа-интернат» стоит обучающийся 9 класса – Редняк Дмитрий.
Результативной технологией работы с девиантными детьми применяю сказкотерапию. Игры в образах, игр по сказкам используются как инструмент для изучения ребенка, для воспроизведения психотравмирующей ситуации, для «лечения» искажений в развитии личности ребенка.
План мероприятий по профилактике самовольных уходов, правонарушений классного руководителя с детьми «группы риска» 2020-2021 учебный год.
|
|
|||||
№ п.п |
Мероприятия |
Сроки |
||||
1. |
Контроль за посещением уроков детьми «группы риска» |
сентябрь-май |
||||
2. |
Сказка про фею Искорку. Цель: развитие адекватной самооценки. |
ноябрь |
||||
3. |
Цикл бесед «Шаг на встречу» |
1 раз в четверть |
||||
4. |
Сказка про гвоздик для скворечника. Цель: развитие уверенности в себе и само - рефлексии. |
декабрь |
||||
5. |
Занятие по арт-терапии «Борьба двух начал» |
январь |
||||
6. |
Упражнение для развития ассертивности «Мои сильные стороны» |
февраль |
||||
7. |
Посещение спортивных мероприятий, секции, участие в дне здоровья |
март-апрель |
||||
8. |
Сказка о Сиреневом ветерке. Цель: развитие уверенности в себе. |
апрель |
||||
9. |
Участие в трудовых десантах |
по плану |
||||
10. |
Контроль за досуговой деятельностью |
в течении года |
||||
11. |
Индивидуальные беседы с воспитателями |
постоянно |
||||
Особенностью психологических занятий с воспитанниками подросткового и юношеского возраста является использование элементов тренинга. Формирование и реализация единой конструкции методов и технологий реабилитации воспитанников в условиях специализированного учреждения, позволяющих минимизировать проявления дезадаптации в поведении подростков – такова цель методической работы. В качестве концептуальной основы данной конструкции выступает личностно-ориентированный подход, реализующийся коллективом специалистов в профессиональной практике как:
· понимание детства как особой ценности;
· понимание возрастных особенностей не на житейском, а на научном уровне;
· выявление и своевременность социально-реабилитационной работы с личностными трудностями ребенка.
Подтверждением результативности реализации совместной работы специалистов, как технологи оказания социально-психологической, социально-педагогической, социально-профилактической помощи детям с нарушениями в поведении в условиях реабилитации. Даёт значительное положительное воздействие на их личностное развитие и адаптацию в социуме, и как следствие, отрицательную динамику случаев самовольных уходов.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.