Выступление на РМО учителей математики и физики
Урмарского района ЧР на тему :
«Использование возможностей сайта «Инфоурок» для развития познавательного интереса на уроках физики»
учитель физики МБОУ «Синекинчерская ООШ им.М.Н.Юхмы»
Хмелев Сергей Геннадьевич
Современное социально-экономическое положение в России диктует необходимость воспитания конструктивно и творчески мыслящей личности, готовой к решению нестандартных проблем, к достаточно четкой оценке жизненных ситуаций, отстаиванию своих убеждений и их пересмотру в изменяющихся условиях. Одной из самых важных задач, стоящих перед школой, является создание такой системы условий для развития способностей, формирования знаний и умений, которая позволила бы школьнику проявить свою активность.
Познавательная мотивация призвана возбудить у учащихся интерес к изучаемому и его мыслительную активность целым рядом приемов:
· связь изучаемого с жизнью, достижениями науки и техники;
· показ недостаточности имеющихся знаний;
· создание проблемной ситуации;
· использование художественной и научно-популярной литературы;
· экскурсии в историю;
· использование сравнений;
· привлечение занимательных примеров, опытов, парадоксов;
· познавательные игры, дискуссии и другие приемы.
Эффективность воздействия того или иного приема зависит от ряда факторов. Наиболее важными из них являются учет возможностей и интересов ребят и соответствующая эмоциональная окраска приема, которая оказывает воздействие на всех учащихся в классе, в том числе и слабоуспевающих.
Итак, мотивация помогает сделать изучаемый материал для ученика личностно значимым:
1. Путь к формированию у ученика мотивации учения начинается с возбуждения у него интереса и желания разобраться в учебном материале.
2. При отборе приемов мотивации полезно использовать свои личностные возможности (знание истории, юмор, увлечение спортом и т.д.).
3. Мотивация ради нее самой не нужна.
На уроках я стараюсь повышать мотивацию к исследовательской деятельности, используя групповые формы работы для решения экспериментальных задач.
Например, тема «Плавание тел»:
1. Опыт 1. Рассмотреть поведение различных тел (деревянного бруска, металлического бруска, парафина, пробки), погруженных в воду.
2. Что происходит с телом, погруженным в жидкость или газ?
3. Почему одни тела плавают, а другие тонут?
4. Опыт 2. Рассмотреть поведение картофеля, погруженного в водный раствор с разной концентрацией соли.
Отчет о проделанной работе оформляется в виде карты (Приложение 5).
Очень важны домашние экспериментальные задания типа:
1. Наблюдать протекание диффузии капли чернил в воде при разной температуре.
2. Сравнить теплопроводность железной и медной проволоки.
3. Предложить модель полета детского шара.
4. Наблюдать таяние снега и определить температуру плавления и т.д.
Развитие интеллектуальных способностей ведет ученика к осознанию собственной успешности, адекватной самооценке, к ощущению радости от процесса творчества.
Любая деятельность учителя находит отражение в успехах своих учеников:
1. Наличие познавательного интереса к предмету.
2. Интерес к творчеству.
3. Уровень обученности и качество знаний.
Новизна педагогического опыта. Чудес в педагогике нет: каждый метод обучения, каждая технология имеют свои сильные и слабые стороны, которые очень взаимосвязаны. На помощь может прийти сочетание технологий, то есть построение учителем своей системы на основе хорошо известных и уже используемых в практике.
Поведение учителя на уроке поддается алгоритмизации:
1. До начала работы определить исходный уровень знаний, возможностей учащихся.
2. Формулировка познавательной задачи, мотивация их действий.
3. Формирование новых знаний.
4. Отработка полученных знаний.
5. Применение знаний на практике.
6. Оценка и учет качества сформированных умений.
7. Оперативный контроль.
Важно помнить, что выбранная логическая цепочка не должна прерываться, но каждый этап может так же подвергаться алгоритмизации, которая не отвергает разнообразия форм и видов деятельности учителя и ученика.
· То есть обоснована необходимость системного подхода к организации процесса обучения физике, ориентированного на формирование мотивации.
· Определены теоретические основы мотивации (факторы, принципы, способы обучения, средства обучения).
· Определены основные принципы работы учителя для создания условий развития полноценных мотивов учения.
· Определены типы уроков:
– урок творческого поиска, основные функции которого заключаются в том, чтобы развить у учащихся интерес к физике, самостоятельность и активность;
– уроки контроля для создания условий для формирования мотивов учения за счет включения механизма само- и взаимооценочной деятельности учащихся.
Результативность. С точки зрения учителя знание ведущих мотивов учеников – это возможность управлять их активностью в процессе обучения.
Диаграмма распределения мотивов
|
Входная |
7 –8 класс |
1. Мотивы, обусловленные интересом к содержанию физических знаний: · на уроках физики интересно; · нравится узнавать новое; · хочу больше знать. |
25% |
35% |
2. Мотивы, обусловленные интересом к формам учебных занятий: · нравится учитель; · нравится работать в коллективе. |
50% |
80% |
Эта диагностика мотивации оказывает влияние на процесс обучения, показывает пути дальнейшей педагогической деятельности. Смена мотивов – это смена приемов стимулирования
Вторым моментом положительной результативности педагогического опыта является повышение качества обучения.
Снижение качества знаний к 10 классу объясняется тем,
что более сильные ребята поступили в техникум, а остались учащиеся со средними
способностями.
Адекватная самооценка учащихся развивает личные качества учеников, что приводит к развитию мотивов учения и способностей, в частности развивает познавательную активность. Снижается тревожность учащихся, ребята с удовольствием выступают с сообщениями, участвуют в конкурсах и заседаниях научного общества.
Показателем успешности педагогического опыта является то, что учащиеся выбирают физику для итоговой аттестации в 9 и 11 классах, принимают участие в районных олимпиадах по физике. Белугин Миша занял 1 место среди 9-х классов в 2008 году.
Для меня, как для учителя, очень важны результаты написания данной работы:
1. Были определены приоритетные направления работы по формированию интереса учащихся к изучению физики.
2. Для систематизации обучения с учетом развития мотивов учения могут быть разработаны технологические карты.
Данное исследование проводилось с целью выявить методы и приемы обучения, направленные на формирование и развитие мотивов учения. Для этого необходимо было рассмотреть этот вопрос с точки зрения методики и психологии; подобрать методы обучения и теоретически обосновать их выбор. Далее, используя свой педагогический опыт, нужно было подтвердить правильность выбора средств и методов для формирования мотивов.
Рассмотрев теоретическую базу и проанализировав состояние проблемы в педагогической теории и практике, можно утверждать, что выбирать нужно только те методы, которые стимулируют самостоятельность учащихся и создают условия для развития полноценных мотивов учения.
Это определяет ведущую идею педагогического опыта – создать условия для развития полноценных мотивов учения с целью:
· формирования у учащихся адекватной самооценки;
· повышение качества обучения;
· снижение у учащихся неуверенности и тревожности в процессе обучения.
То есть весь процесс обучения нужно построить так, чтобы мотивационный компонент его играл очень важную роль. Действия учителя направлены на создание положительного эмоционального фона и формирование рефлексии, что приводит к появлению мотивации учения.
В результате исследования получено, что условия для развития мотивов учения можно создать, используя элементы развивающего обучения, которые стимулируют мотив к саморазвитию. То есть цель учителя – использовать мотив как средство личности.
Работая в этом направлении, складывается система, включающая:
1. Проектирование учебно-познавательной деятельности.
2. Создание психологического комфорта для эффективного общения учителя и ученика.
3. Организация деятельности учащихся по формированию исследовательской культуры.
Деятельность учителя находит отражение в успехах своих учеников. Критерием правильности выбора методов обучения является:
· Наличие познавательного интереса к изучению физики.
· Интерес к творчеству.
· Уровень обученности и качество знаний.
Изучение мотивов обучения дает возможность управлять познавательной активностью учащихся.
Работая учителем физики не первый год, я могу утверждать, что данный педагогический опыт находит понимание среди учителей, востребован и в районе, и в своей школе. Среди коллег у меня есть единомышленники: учителя начальных классов и учителя естественного цикла.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.