Выступление на РМО учителей математики и физики

  • docx
  • 08.04.2023
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Выступление на РМО учителей математики и физики.docx

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выступление на РМО учителей математики и физики

Урмарского района ЧР на тему :

 «Использование возможностей сайта «Инфоурок» для развития познавательного интереса на уроках физики»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

учитель физики МБОУ «Синекинчерская ООШ им.М.Н.Юхмы»

 

Хмелев Сергей Геннадьевич

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Современное социально-экономическое положение в России диктует необходимость воспитания конструктивно и творчески мыслящей личности, готовой к решению нестандартных проблем, к достаточно четкой оценке жизненных ситуаций, отстаиванию своих убеждений и их пересмотру в изменяющихся условиях. Одной из самых важных задач, стоящих перед школой, является создание такой системы условий для развития способностей, формирования знаний и умений, которая позволила бы школьнику проявить свою активность.

Познавательная мотивация призвана возбудить у учащихся интерес к изучаемому и его мыслительную активность целым рядом приемов:

·        связь изучаемого с жизнью, достижениями науки и техники;

·        показ недостаточности имеющихся знаний;

·        создание проблемной ситуации;

·        использование художественной и научно-популярной литературы;

·        экскурсии в историю;

·        использование сравнений;

·        привлечение занимательных примеров, опытов, парадоксов;

·        познавательные игры, дискуссии и другие приемы.

Эффективность воздействия того или иного приема зависит от ряда факторов. Наиболее важными из них являются учет возможностей и интересов ребят и соответствующая эмоциональная окраска приема, которая оказывает воздействие на всех учащихся в классе, в том числе и слабоуспевающих.

Итак, мотивация помогает сделать изучаемый материал для ученика личностно значимым:

1.     Путь к формированию у ученика мотивации учения начинается с возбуждения у него интереса и желания разобраться в учебном материале.

2.     При отборе приемов мотивации полезно использовать свои личностные возможности (знание истории, юмор, увлечение спортом и т.д.).

3.     Мотивация ради нее самой не нужна.

 

На уроках я стараюсь повышать мотивацию к исследовательской деятельности, используя групповые формы работы для решения экспериментальных задач.

Например, тема «Плавание тел»:

1.     Опыт 1. Рассмотреть поведение различных тел (деревянного бруска, металлического бруска, парафина, пробки), погруженных в воду.

2.     Что происходит с телом, погруженным в жидкость или газ?

3.     Почему одни тела плавают, а другие тонут?

4.     Опыт 2. Рассмотреть поведение картофеля, погруженного в водный раствор с разной концентрацией соли.

 Отчет о проделанной работе  оформляется в виде карты (Приложение 5).

 Очень важны домашние экспериментальные задания типа:

1.     Наблюдать протекание диффузии капли чернил в воде при разной температуре.

2.     Сравнить теплопроводность железной и медной проволоки.

3.     Предложить модель полета детского шара.

4.     Наблюдать таяние снега и определить температуру плавления и т.д.

Развитие интеллектуальных способностей ведет ученика к осознанию собственной успешности, адекватной самооценке, к ощущению радости от процесса творчества.

Любая деятельность учителя находит отражение в успехах своих учеников:

1.     Наличие познавательного интереса к предмету.

2.     Интерес к творчеству.

3.     Уровень обученности  и качество знаний.

Новизна педагогического опыта.  Чудес в педагогике нет: каждый метод обучения, каждая технология имеют свои сильные и слабые стороны, которые очень взаимосвязаны. На помощь может прийти сочетание технологий, то есть построение учителем своей системы на основе хорошо известных и уже используемых в практике.

Поведение учителя на уроке поддается алгоритмизации:

1.     До начала работы определить исходный уровень знаний, возможностей учащихся.

2.     Формулировка познавательной задачи, мотивация их действий.

3.     Формирование новых знаний.

4.     Отработка полученных знаний.

5.     Применение знаний на практике.

6.     Оценка и учет качества сформированных умений.

7.     Оперативный контроль.

Важно помнить, что выбранная логическая цепочка не должна прерываться, но каждый этап может так же подвергаться алгоритмизации, которая не отвергает разнообразия форм и видов деятельности учителя и ученика.

·        То есть обоснована необходимость системного подхода к организации процесса обучения физике, ориентированного на формирование мотивации.

·        Определены теоретические основы мотивации (факторы, принципы, способы обучения, средства обучения).

·        Определены основные принципы работы учителя для создания условий развития полноценных мотивов учения.

·        Определены типы уроков:

урок творческого поиска, основные функции которого заключаются в том, чтобы развить у учащихся интерес к физике, самостоятельность и активность;

уроки контроля для создания условий для формирования мотивов учения за счет включения механизма само- и взаимооценочной деятельности учащихся.

Результативность. С точки зрения учителя знание ведущих мотивов учеников – это возможность управлять их активностью в процессе обучения.

 

Диаграмма распределения мотивов

 

Входная

7 –8 класс

1. Мотивы, обусловленные интересом к содержанию физических знаний:

·        на уроках физики интересно;

·        нравится узнавать новое;

·        хочу больше знать.

 

25%

 

35%

2. Мотивы, обусловленные интересом к формам учебных занятий:

·        нравится учитель;

·        нравится работать в коллективе.

 

50%

 

80%

 

Эта диагностика мотивации оказывает влияние на процесс обучения, показывает пути дальнейшей педагогической деятельности. Смена мотивов – это смена приемов стимулирования

Вторым моментом положительной результативности педагогического опыта является повышение качества обучения.

 

 

Снижение качества знаний к 10 классу объясняется тем, что более сильные ребята поступили в техникум, а остались учащиеся со средними способностями.

Адекватная самооценка учащихся развивает личные качества учеников, что приводит к развитию мотивов учения и способностей, в частности развивает познавательную активность. Снижается тревожность учащихся, ребята с удовольствием выступают с сообщениями, участвуют в конкурсах и заседаниях научного общества.

Показателем успешности педагогического опыта является то, что учащиеся выбирают физику для итоговой аттестации в 9 и 11 классах, принимают участие в районных олимпиадах по физике. Белугин Миша занял 1 место среди 9-х классов в 2008 году.

Для меня, как для учителя, очень важны результаты написания данной работы:

1.     Были определены приоритетные направления работы по формированию интереса учащихся к изучению физики.

2.     Для систематизации обучения с учетом развития мотивов учения могут быть разработаны технологические карты.

 

 


Заключение

Данное исследование проводилось с целью выявить методы и приемы обучения, направленные на формирование и развитие мотивов учения. Для этого необходимо было рассмотреть этот вопрос с точки зрения методики и психологии; подобрать методы обучения и теоретически обосновать их выбор. Далее, используя свой педагогический опыт, нужно было подтвердить правильность выбора средств и методов для формирования мотивов.

Рассмотрев теоретическую базу и проанализировав состояние проблемы в педагогической теории и практике, можно утверждать, что выбирать нужно только те методы, которые стимулируют самостоятельность учащихся и создают условия для развития полноценных мотивов учения.

Это определяет ведущую идею педагогического опыта – создать условия для развития полноценных мотивов учения с целью:

·        формирования у учащихся адекватной самооценки;

·        повышение качества обучения;

·        снижение у учащихся неуверенности и тревожности в процессе обучения.

То есть весь процесс обучения нужно построить так, чтобы мотивационный компонент его играл очень важную роль. Действия учителя направлены на создание положительного эмоционального фона и формирование рефлексии, что приводит к появлению мотивации учения.

В результате исследования получено, что условия для развития мотивов учения можно создать, используя элементы развивающего обучения, которые стимулируют мотив к саморазвитию. То есть цель учителя – использовать мотив как средство личности.

Работая в этом направлении,  складывается система, включающая:

1.     Проектирование учебно-познавательной деятельности.

2.     Создание психологического комфорта для эффективного общения учителя и ученика.

3.     Организация деятельности учащихся по формированию исследовательской культуры.

Деятельность учителя находит отражение в успехах своих учеников. Критерием правильности выбора методов обучения является:

·        Наличие познавательного интереса к изучению физики.

·        Интерес к творчеству.

·        Уровень обученности и качество знаний.

Изучение мотивов обучения дает возможность управлять познавательной активностью учащихся.

Работая учителем физики не первый год, я могу утверждать, что данный педагогический опыт находит понимание среди учителей, востребован и в районе, и в своей школе. Среди коллег у меня есть единомышленники: учителя начальных классов и учителя естественного цикла.