Выступление на семинаре "Здоровье учителя"
Оценка 4.8

Выступление на семинаре "Здоровье учителя"

Оценка 4.8
Педсоветы +1
doc
администрации +1
07.11.2022
Выступление на семинаре "Здоровье учителя"
Здоровье учителя.doc

Здоровье учителя                                                                                                                                         и возможности психосоматической саморегуляции

Сильнее всех -- владеющий собой.

Древняя мудрость

 

В XXI веке здоровье становится одним из ведущих типов человеческих ресурсов учителя, без которого любые изменения в технологии обучения и воспитания обречены на провал. Здоровье учителя перестаёт быть только его личным делом. Здоровый учитель становится для своих учеников еще и учителем здорового образа жизни. Умение управлять собственным здоровьем и настроением для учителя очень важно, так как мы понимаем, что здоровье школьника зависит не столько от соблюдения санитарно-гигиенических норм и снижения учебной нагрузки, сколько от эффективности организации образовательного процесса и от характера взаимоотношений на уроке. Это то, что мы называется дидактогенными факторами здоровья. Об этом говорят такие авторы как В. Я. Синенко и М. М. Безруких [1, 6], выделяя стрессовую педагогическую тактику среди школьных факторов риска.

            Профессия учителя относится к разряду стрессогенных и эмоционально наиболее напряженных. Как свидетельствуют данные исследований [3, 4, 7], по степени напряженности нагрузка педагога в среднем больше, чем нагрузка руководителей промышленных предприятий. Учителю привычно находиться в состоянии хронического стресса, поэтому большинство учителей относятся к стресс-коронарному типу людей, у которых наивысший риск возникновения сердечно-сосудистых заболеваний.

            Хочется отметить, что учителя по-прежнему завышают планку требований к себе, не позволяя себе расслабиться, почувствовать себя в чем-то не компетентным и тем более – открыто сказать об этом самому себе, ученикам или коллегам. Так возникает дополнительное напряжение, которое обозначается как стресс. Нам представляются актуальными исследования психологического здоровья учителя, так как уже доказано, что более 80 % соматических заболеваний [2] являются следствием нарушения психоэмоционального состояния.

            Психологическое здоровье можно определить как основной аспект здоровья, являющийся первопричиной здоровьетворения, который включает в себя осознание собственных потребностей, умение ставить цели и находить пути и средства их решения, жить в гармонии с самим собой и окружающим миром (людьми и природой) и субъективное ощущение психологического комфорта.

            Высокие требования, предъявляемые к учителю как к специалисту, характер работы, связанный с постановкой в условия соответствия определенному эталону в поведении, в общении, высокому уровню компетентности, накладывают на учителя высокую степень ответственности, создают постоянное напряжение, которое сказывается на здоровье учителя и выражается физическим утомлением, разочарованиями, истощением и износом [7]. Многие исследователи психоэмоционального здоровья педагогов говорят о синдроме профессионального (эмоционального) выгорания учителя, которое происходит в результате сильно завышенных требований к собственным силам и ресурсам, характерных для людей, занятых в профессиональных сферах «человек – человек» [3-5].

            Измерение психоэмоционального состояния педагогов можно проводить путем анкетирования и тестирования в процессе самонаблюдения по следующим разным индикаторам. Мы для своего маленького исследования из множества методик выбрали анкету О. М. Чоросовой «Уровень выраженности кризисогенных факторов преодоления профессиональных кризисов учителя».

            Для учителя, находящегося в кризисном состоянии, характерны высокие показатели факторов первой группы. Он отчуждается от других людей, думает, что его плохо понимают. Такой педагог считает, что внешние обстоятельства негативно влияют на его жизнь и он не в состоянии самостоятельно определять свои жизненные ориентиры. В результате педагог перестаёт интересоваться новым, не стремиться развивать себя.   

Анализ результатов анкетирования учителей нашей школы (20 чел) по методике О. М. Чоросовой [8] показывает не очень высокий, но выше остальных, уровень фактора негативного влияния внешних обстоятельств, который говорит о том, что многие учителя сетуют на различные жизненные проблемы, которые не в силах разрешить, так как «от них ничего не зависит» - 3 б.

Для учителя, способного эффективно преодолевать профессиональные кризисы, характерно высокое значение факторов второй группы. Такой педагог открыт миру, его тревожат не только свои проблемы, но и проблемы других людей. Поэтому учитель постоянно работает над собой, интересуется новой информацией. Всё это позволяет ему лучше осознавать себя и вырабатывать чёткие цели, принимать решения и следовать им. Такой человек обретает самоконтроль, он преодолевает внешние обстоятельства и эффективно реализует себя в жизни.

Среди факторов преодоления кризисов по результатам анкетирования – достаточно высокие показатели ориентации на новое, направленность на развитие. Учитель, способный эффективно преодолевать профессиональные кризисы, справляться со стрессовыми ситуациями, открыт людям, миру; его тревожат не только собственные проблемы, но и проблемы других людей, которые он стремится решать. Поэтому учитель постоянно работает над собой, интересуется новой информацией. Все это позволяет лучше осознавать себя, вырабатывать четкие цели, принимать решения и следовать им. Такой человек обретает самоконтроль, преодолевает внешние обстоятельства и эффективно реализует себя в жизни, но у наших педагогов показатель обретения самоконтроля ниже остальных. Поэтому над самопознанием и самоконтролем нам надо ещё поработать, чтобы уметь противостоять внешним негативным обстоятельствам.

Таким образом, убедившись, что здоровье учителя – категория не столько медицинская, сколько психологическая, мы возьмем на себя смелость утверждать: сохранение и укрепление здоровья педагогов – в руках самих педагогов! Начинать, конечно, необходимо с себя, глубоко поверив в собственные силы и возможности регулировать свое психоэмоциональное состояние, укреплять свое здоровье!

Освоить основные технологические приемы психосоматической саморегуляции можно самостоятельно с помощью книг и публикаций М. М. Безруких, Н. К. Смирнова [1, 4, 7] и других исследователей здоровьесберегающей деятельности в образовании (посмотрите на стенде, подготовленном нашими библиотекарями). Разнообразные приемы психосоматической саморегуляции учитель знает благодаря научно-популярным изданиям и собственному опыту. Очень многое зависит не столько от знаний, умений, навыков, сколько от собственной жизненной позиции, философского осмысления, от личного настроя. В этой связи, показателем профессионализма учителя становится умение «управлять собственным самочувствием», постоянно заниматься собственным «здравостроительством».

Учитель, который стремиться к самопознанию, саморегуляции и самореализации, уже не сможет «отбывать» урок или функционировать на уроке. Он будет «проживать» каждый урок, создавая необходимый психологический комфорт и ситуацию успеха для учеников и самого себя, получая при этом колоссальную удовлетворенность. Преподавание в данном случае будет носить уже не характер трансляции информации, а характер стимуляции и активизации познавательной деятельности учащихся.

Здоровья вам, дорогие коллеги, хорошего солнечного настроения, творческого полета!

 

 

 

 

Список литературы:

  1. Безруких, М. М. Здоровьесберегающая школа [Текст] / М. М. Безруких. -- М. : Московский психолого-социальный институт, 2004. – 240 с.
  2. Казначеев, В. П. Проблемы «Сфинкса ХХI века». Выживание населения России [Текст] / В. П. Казначеев, Я. В. Поляков, А. И. Акулов, И. Ф. Мингазов. -- Новосибирск : Наука, 2000. -- 232 с.
  3. Митина, Л. М. Профессиональная деятельность и здоровье педагога [Текст] / Л. М. Митина, Г. В. Митин, О. А. Анисимова ; под общ. ред. Л. М. Митиной. -- М. : Академия, 2005. -- 368 с.
  4. Орел. В. Е. Феномен выгорания в зарубежной психологии : эмпирические исследования [Текст] / В. Е. Орел // Психологический журнал. -- 2001. -- № 1.
  5. Панина, Т. С. Развитие творчества учителя в системе повышения квалификации [Текст] : монография / Т. С. Панина. -- Кемерово, 1999. -- 250 с.
  6. Синенко, В. Я. Сохранение здоровья учащихся школ как многофакторная проблема [Текст] / В. Я. Синенко // Сибирский учитель. -- 2005. -- № 4.
  7. Смирнов, Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе [Текст] / Н. К. Смирнов. -- М. : АРКТИ, 2005. -- 320 с.
  8. Чоросова, О. М. Анкета выявления кризисогенных факторов и факторов преодоления профессиональных кризисов [Текст] / О. М. Чоросова, Р. Е. Герасимова // Практика административной работы в школе. -- 2006. -- № 4. -- C. 55--57.

РЕКОМЕНДАЦИИ

 

Отношение к юмору. Старайтесь больше шутить, смеяться, особенно над собой, приостановиться, оглянуться, увидеть забавную сторону той или иной ситуации. Учителя, которые улыбаются и которым улыбаются, живут в среднем на четыре года дольше и, главное, лучше!

 

Расширение горизонтов. Жизненно важно увеличить время, которое посвящается не работе, а другим интересам.

 

Лучшее понимание других людей. Важно осознать, что окружающие отличаются по темпераменту, способам восприятия мира, ценностям, устремлениям и так далее; научиться признавать право окружающих быть другими.

 

Более активная передача полномочий. Невозможно все сделать самостоятельно, надо передавать полномочия, больше доверять другим людям.

 

Быть, чувствовать, радоваться. Важно осознать необходимость просто быть, чувствовать, испытывать наслаждение вместо того, чтобы всегда что-то делать, стремиться к обладанию, приобретению.

 

 


Здоровье учителя и возможности психосоматической саморегуляции

Здоровье учителя и возможности психосоматической саморегуляции

Такой человек обретает самоконтроль, он преодолевает внешние обстоятельства и эффективно реализует себя в жизни

Такой человек обретает самоконтроль, он преодолевает внешние обстоятельства и эффективно реализует себя в жизни

РЕКОМЕНДАЦИИ Отношение к юмору

РЕКОМЕНДАЦИИ Отношение к юмору
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.11.2022