Выступление на ШМО на тему: "Формирование познавательных универсальных учебных действий у обучающихся третьего класса посредством проектных задач на уроках окружающего мира".
Оценка 5

Выступление на ШМО на тему: "Формирование познавательных универсальных учебных действий у обучающихся третьего класса посредством проектных задач на уроках окружающего мира".

Оценка 5
Научно-исследовательская работа
docx
преподавание
04.06.2023
Выступление на ШМО на тему: "Формирование познавательных универсальных учебных действий у обучающихся третьего класса посредством проектных задач на уроках окружающего мира".
ШМО.docx

Выступление на заседании ШМО

Здравствуйте! Тема моей исследовательской работы: «Формирование познавательных универсальных учебных действий у обучающихся третьего класса посредством проектных задач на уроках окружающего мира».

Как мы все знаем, в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования  универсальные учебные действия относятся к метапредметному результату освоения Примерной основной общеобразовательной программы начального общего образования, обеспечивают овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями.

Задачей современной системы образования, является обеспечить школьникам умение обучаться, саморазвиваться и самосовершенствоваться путем активного присвоения нового социального опыта.

В настоящее время все более актуальным в образовательной деятельности становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения.

Для успешного обучения немалое значение имеет формирование познавательных универсальных учебных действий, которые должны быть сформированы уже в начальной школе. С первых уроков у школьников отрабатываются умения: осознавать познавательную задачу, читать и слушать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить её в материалах учебников, рабочих тетрадей, другой дополнительной литературе.

Познавательные УУД включают действия исследования, поиска и отбора необходимой информации, ее структурирования, моделирование изучаемого содержания, логические действия и операции, выбор эффективных способов решения задач, рефлексию результатов деятельности. В период обучения в начальной школе совершается переход от мышления наглядно-образного, являющегося основным для данного возраста, к словесно-логическому, понятийному мышлению. Поэтому ведущее значение для третьего класса приобретает развитие таких логических операций, как сравнение и обобщение.

На учебном предмете окружающего мира третьего класса формируются следующие познавательные УУД: использование знаково-символических средств, в том числе элементарных моделей и схем для решения учебных задач; понимание содержания текста, интерпретирование смысла, фиксирование полученных информации в виде схем, рисунков, фотографий, таблиц; анализ объектов окружающего мира, таблиц, схем, диаграмм, рисунков, пословиц и поговорок с выделением отличительных признаков; классифицирование объектов по заданным (главным) критериям; установление причинно-следственных связей между явлениями, объектами.

Для организации работы по формированию познавательных универсальных учебных действий важно выбирать соответствующие технологии, методы, приемы и способы работы в процессе обучения и воспитания.

В основе системно-деятельностного подхода лежит разнообразие  организационных  форм,  обеспечивающих  рост творческого  потенциала,  познавательных  мотивов,  обогащение  форм взаимодействия  со  сверстниками  и  взрослыми  в  познавательной деятельности; гарантированность  достижения  планируемых  результатов  освоения  ПООП НОО, что  и  создает  основу  для  самостоятельного  успешного  усвоения обучающимися  новых  знаний,  умений,  компетенций,  видов  и  способов деятельности.

Как отмечает А.Г. Асмолов, приобщение детей к проектным задачам на уровне начального общего образования позволяет наиболее полно выявлять, а затем развивать интеллектуальные и творческие способности детей. Работа по организации в начальной школе проектной деятельности позволит достичь важнейших целей образования: самостоятельного мышления; решения возникающих проблем, имея даже небольшой багаж знаний; навыков прогнозирования и достижения результатов в области выбранных наук.

Построение системы проектных задач, по мнению Воронцова А. Б., позволяет решать современные проблемы начального образования, и в частности перейти на компетентностный подход в образовательном процессе, а также вооружить младших  школьников  средствами и  способами будущей проектной деятельности в основной школе.

Проектная задача ориентирована на применение обучающимися целого ряда способов действия, средств и приемов не в стандартной (учебной) форме, а в ситуациях, по форме и содержанию приближенных к «реальным». Итогом решения такой задачи всегда является реальный «продукт» (текст, схема или макет прибора, результат анализа ситуации, представленный в виде таблиц, диаграмм, графиков), созданный детьми.

Решение проектных задач направлено на формирование познавательных УУД. По результатам выполнения отдельных заданий, составляющих проектную задачу, создается итоговый «продукт» (инсценировка, компьютерная презентация к ней), который обучающиеся самостоятельно создают и презентуют жюри и экспертам.

Метод проектных задач нужно использовать, потому что тем самым обучающиеся смогут приобрести знания и способность к организации своей учебной деятельности, овладение умениями и навыками сформированного логического мышления, а также приобретение знаний по основам исследовательской деятельности.

Проектная задача - задача, в которой через набор заданий целенаправленно стимулируется система действий, направленных на получение еще никогда не существовавшего в практике ребенка результата («продукта»), и в ходе решения которой происходит качественное изменение группы детей. Проектная задача является компонентом развития обучающихся, а не системой. Проектная задача может быть эффективна использована, начиная с начальной школы, при этом, не заменяя традиционную систему, а органично дополняя, расширяя ее.

 

Алгоритм разработки проектной задачи для учителя:

 1. Определить вид и место проектной задачи.

1) Стартовая, текущая или итоговая.

2) Монопредметная или тематическая задача — встраивается в тематическое планирование рабочей программы по выбранному предмету;

3) Межпредметная задача — найти точки пересечения областей знаний в нескольких предметах, для проведения выделяются отдельные часы учебного плана данного класса;

4) Одновозрастная или межвозрастная — найти точки пересечения областей знаний в одном (монопредметная) или нескольких (межпредметная) предметах с учетом принципа концентрического освоения предметного содержания.

2. Сформулировать (для себя) диагностическую цель проектной задачи. 3. Сформулировать проблему (условие задачи).

1) наличие квазижизненной ситуации;

2) наличие отвлекающих «шумов» (возможно отсутствие);

3) наличие сформулированного вопроса (возможно отсутствие).

4. Составить систему взаимосвязанных сюжетом заданий (инструкцию).

1) Учесть, что двигаться от задания к заданию можно как последовательно, так и выборочно (в зависимости от подготовленности группы);

2) Запланировать отвлекающие маневры, создающие разные препятствия для решения поставленной задачи (возможно отсутствие). 3) составить заключительное «ключевое» задание так, чтобы оно являлось общей «сборкой», позволяющей собрать вместе все то, что выполнила группа в отдельных заданиях (готовый к презентации продукт).

5. Продумать форму рефлексии (устно, письменно, в группе, перед классом).

6. Продумать форму представления готового продукта (решения задачи).

7. Продумать форму оценки (кто, когда и как (по какой форме) оценивает).

При подведении итогов работы оценивается:

-       владение необходимым предметным материалом, правильность выполнения отдельных заданий и умение выстроить с их помощью решение задачи в целом;

-       умение действовать согласно инструкции;

-       умение выполнять самооценку своих действий.

По замыслу автора А.Б. Воронцова, решение проектных задач встраивается в учебный план, в рабочую программу учебного предмета окружающего мира.

А.Б.Воронцов выделяет следующие этапы работы над проектной задачей в школе:

-        Описание проблемной (квазиреальной, модельной) ситуации.  Задача должна быть сформулирована самими детьми по результатам разбора проблемной ситуации (формулировка задачи скрыта в описании проблемной ситуации).

-        Система заданий, которые должны быть выполнены группой детей. Количество заданий в проектной задаче – это количество действий, которые необходимо совершить, чтобы задача была решена (создан какой-то реальный «продукт», который можно представить публично и оценить).

-        Итоговое задание. Место сборки «продукта», оформление итогового результата. Что значит «задача решена»? Это означает, что создан какой-то реальный продукт, который можно представить публично и оценить.

-        В содержании проектной задачи нет конкретных ориентиров на ранее изученные темы или области знаний, к которым относятся те или иные задания. Школьники находятся в состоянии неопределённости относительно способа решения и тем более конечного результата.

В ходе использования проектных задач у обучающихся формируются различные познавательные универсальные учебные действия. А тенденции, проявляющиеся в организации проектной задачи младших школьников, свидетельствуют о необходимости корректировки складывающегося опыта. Навыки решения проектных заданий дадут младшему  школьнику  возможность  анализировать  явления  и  процессы,  устанавливать  связь  между  ними,  сопоставлять  ранее  изученное  с  новыми  знаниями  и  использовать  их  для  решения  практических  задач.


 

Выступление на заседании ШМО

Выступление на заседании ШМО

Поэтому ведущее значение для третьего класса приобретает развитие таких логических операций, как сравнение и обобщение

Поэтому ведущее значение для третьего класса приобретает развитие таких логических операций, как сравнение и обобщение

Построение системы проектных задач, по мнению

Построение системы проектных задач, по мнению

Алгоритм разработки проектной задачи для учителя: 1

Алгоритм разработки проектной задачи для учителя: 1

Продумать форму рефлексии (устно, письменно, в группе, перед классом)

Продумать форму рефлексии (устно, письменно, в группе, перед классом)

В содержании проектной задачи нет конкретных ориентиров на ранее изученные темы или области знаний, к которым относятся те или иные задания

В содержании проектной задачи нет конкретных ориентиров на ранее изученные темы или области знаний, к которым относятся те или иные задания
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.06.2023