Выступление на ШМО начальных классов
«Причины неуспеваемости в школе и как с ними бороться.»
Подготовила : Рыжик О.А.
Новая школа, которая должна прийти на смену традиционной- это школа, в которой есть место гармонии и взаимопониманию между учителями, учениками и их родителями. Новая школа должна быть свободна от предрассудков, бюрократии, хорошо финансироваться, чтобы ничто не стояло на пути создания новых кадров «В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя», - говорил великий русский педагог К.Д. Ушинский. То есть начинать строить новую школу надо педагогам: начать изменения с себя, не противиться, не критиковать, не отвергать, а заняться построением обновленной системы образования, используя фундамент достижений, накопленных за многие столетия педагогической практики.
Почти все педагоги считают реальным достижение «нового качества образования» при условии:
1. Все будут к этому стремиться;
2. Наличие материально-технической базы и дифференцированного подхода;
3. При умении заботиться о своем здоровье, умении вступать в коммуникацию, умении решать проблемы;
4. При совместных усилиях ученика, учителя (тьютора), родителей, общества;
5. При желании учителя.
Учителя нашей школы в своей работе используют творческий, личностно-ориентированный подход и методики развивающего, инновационного обучения.
Современному обществу нужен новый учитель:
• глубоко владеющий предметными и психолого-педагогическими знаниями; систематически повышающий свой профессиональный уровень;
• обладающий высокими профессиональными качествами; имеющий 1 и высшую квалификационную категорию;
• способный помочь учащимся найти свой путь самореализации, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми.
• владеющий информационно-коммуникационными технологиями;
• четко управляющий учебным процессом и внеурочной деятельностью учеников;
• умеющий терпеть, сдерживаться, не раздражаться, ждать, когда ученики будут делать так, как он планирует;
• считающий своей главной задачей внимание к личности ученика, обеспечение его индивидуального развития, обучения, воспитания.
• владеющий образовательными технологиями, умеющий объяснять, спрашивать;
• организовывающий работу учеников, применяя разные методы.
Не последнюю роль играют и личные качества учителя:
• Доброта и внимание к ученикам и коллегам;
• умение общаться, найти правильный подход к ученикам и родителям;
• организованность, ответственность;
• инициативность и не безразличие;
• моральные и нравственные качества.
Конечно, мы хотим, чтобы у наших учеников все было хорошо. Но как помочь ребенку раскрыться, стать многогранной, интересной личностью? Старые методы порой не срабатывают.
Понимаем, что нужно сделать нечто, чтобы изменить ситуацию к лучшему!
Но нельзя впадать в крайность и внедрять нововведения ради них самих, и отметать все, что успешно применялось раньше.
Учитель должен видеть те проблемы, которые стоят перед его детьми. Быть строгим и требовательным, иногда «вредным» и «занудным», но обязательно быть готовым в любой момент прийти на помощь. Только тогда он увидит в глазах детей истинное уважение.
Где же найти ту золотую середину, чтобы учение не превращалось в мучение? Конечно же, сначала надо полюбить – детей, свой предмет.
Хочется сказать, что всё – от мастерства учителя, он должен быть мастером добывания знаний и творцом. И передавать это свое мастерство ребенку, чтобы он тоже стал мастером добывания знаний.
Субъективная причина, из-за которой не успевают некоторые наши ученики, - низкий уровень навыков учебного труда школьников (невнимательность на уроках, непонимание до конца излагаемого материала). В работе по предупреждению неуспеваемости таких учащихся особое внимание уделяется выработке привычек к учебному труду. Здесь особенно важны целенаправленная работа всех учителей, согласование их планов индивидуальной работы к конкретным ученикам и, конечно, помощь родителей.
Мы понимаем стремление учителей дать как можно больше знаний детям, но и об их здоровье тоже надо думать. Для некоторых неуспевающих основная причина трудностей в учении - слабое здоровье. Такие ученики быстро утомляются и плохо воспринимают учебный материал. Из-за стола учителя все дети кажутся, как правило, здоровыми, если не обращать специального внимания на этот вопрос. Таких детей надо знать.
Другая распространенная причина неуспеваемости - нежелание ученика учиться. Ученик не умеет, не может заставить себя заниматься. Иногда, нежелание учиться порождается объективной трудностью предмета для ученика. В этом случае всеми доступными средствами следует стимулировать его, показать ему радостную сторону познания и преодоления трудностей.
Нежелание ученика учиться может быть вызвано отсутствием интереса лишь к определенному предмету. Здесь следует искать и найти такой подход, который заново открыл бы для данного ученика все достоинства изучаемого предмета.
Встречаются иногда и такие учащиеся, для которых учение потеряло почти всякий смысл. Но и эта категория неуспевающих небезнадежна. Если учитель в работе постоянно их ругает и стыдит при всем классе, часто вызывает родителей, которые его наказывают, то результаты будут минимальными. Лучше привлекать таких ребят для помощи в предметном кабинете, вовлекать их во внеурочную работу и т.д. Одним словом, нужна продуманная система мер в борьбе сначала за интерес к предмету, а затем и успеваемость этого ученика.
Распространенной причиной устойчивой неуспеваемости является недисциплинированность отдельных учеников, их число колеблется в широких пределах в зависимости от возраста. Но, опыт работы с такими учениками показывает, что если для них найти посильную и интересную работу, как на уроке, так и вне урока, то они постепенно исправляются. Важно, чтобы в отношениях учителя и ученика не было никакой фальши.
Родители особенно боятся за своих детей: вопрос “Как там мой?” произносят с надеждой, что “мой” самый хороший, самый умный, самый интересный. Поэтому боятся и обижаются, когда учитель говорит, что их ребенок плохо работает на уроке, плохо отвечает и т.д. Мама говорит, что дома он работает, учит, пишет. А некоторые родители наказывают детям ждать их с работы, чтобы потом под их присмотром выполнять домашние задания. Отсюда перегрузки, нежелание учиться...
К этому хочется добавить, что чрезмерная тревожность родителей нередко передается детям и может проявиться, например, в страхе ребенка перед ответом на оценку и т.п. Кроме того, иногда родители бьют детей за неуспеваемость именно в силу чрезмерной собственной тревожности по этому поводу.
Большое значение для успешности ученика имеет самоконтроль и самооценка. Задача учителя научить учащихся самоконтролю и самооценке своей учебной деятельности, так как в условиях непрерывного образования, «образования в течение всей жизни» - это становится для человека важнейшим качеством.
На начальном этапе работы с отстающими детьми некоторые вопросы программы следует облегчать, изменив уровень трудности заданий, не требуя отдельных сложных выводов и т.п. Со временем у этих учащихся появляется уверенность в своих знаниях, поскольку для них специально создается ситуация успеха. Причиной неуспеваемости иногда бывает неблагополучная семья. К сожалению, пока ещё встречаются семьи, где нет нормальных условий для работы ученика, его отдыха.
Неуспеваемость может быть связана с проблемой “улицы”. Отдых, игры на свежем воздухе необходимы. Однако часто соблазнов так много, а контроля родителей и прилежания учащихся так мало, что нерадивые ученики большую часть времени после школы проводят в компании с уличными приятелями. Отмечу еще одну часто встречающуюся причину - так называемая профилактическая двойка. Иногда учитель ставит двойку за отказ ученика отвечать. Такой подход выглядит со стороны вроде бы объективным. Но когда такие “двойки” скапливаются, то они, как правило, перерастают в личностном плане ученика в новое качество - состояние неуверенности, безразличия к оценке.
Школьная практика показывает, что в домашней учебной работе учащихся имеются существенные недостатки. Во-первых, многие учащиеся при подготовке домашних заданий по учебнику сбиваются на полумеханическое чтение изучаемого материала, не умеют расчленять его на отдельные смысловые части и не осуществляют самоконтроль за усвоением знаний. Во-вторых, недочетом домашней работы многих учащихся является неумение организовать свое рабочее время, отсутствие твердо установленного режима, связанного с выполнением домашних заданий. Это приводит к поспешности в работе и поверхностному усвоению изучаемого материала. В-третьих, выполнение письменных заданий многими школьниками осуществляется без предварительного усвоения теоретического материала, на котором основаны эти задания. Вследствие этого учащиеся не только допускают существенные недочеты и ошибки в выполняемых заданиях, но и не осмысливают той связи, которая существует между теоретическим материалом и практическими упражнениями. Отрицательно сказывается и перегрузка учащихся домашними заданиями. Некоторые учителя, стремясь к тому, чтобы учащиеся больше работали по их предмету, дают слишком объемистые или чрезмерно усложненные задания. Но перегрузка нередко обусловливается не только большим объемом домашнего задания, но и слабой подготовкой учащихся на уроке к его выполнению. Указанные недостатки позволяют сделать вывод о необходимости повышения качества урочных занятий, рационализации объема домашней работы учащихся и более пристального внимания учителей к обучению их технике домашнего учения.
Мы работаем по новым образовательным стандартам, которые разрабатываются на республиканском уровне с участием заинтересованных ведомств, а также ученых.
Сегодня любое образовательное учреждение, которое заинтересовано в том, чтобы дать своим выпускникам качественное образование, внедряет информационно-коммуникационные технологии в учебный процесс. Это помогает учителю по-новому выстраивать свою профессиональную деятельность. Кроме того, применение ИКТ в образовательном процессе является одним из критериев при аттестации.
Использование информационных технологий представляет неограниченные возможности для внедрения в практику работы школы дистанционной формы обучения для детей с ограниченными возможностями здоровья, для организации работы с одаренными детьми, для подготовки школьников к итоговой аттестации, для освоения программ дополнительного образования.
Я рекомендуем учителям:
меньше говорить на уроке, давая возможность в полной мере высказаться учащимся,
не исправлять сразу неправильные ответы, а путем многочисленных уточнений, дополнений, подсказок добиться, чтобы опрашиваемый сам исправил и оформил свой ответ.
Собственные формулировки предлагать лишь тогда, когда это действительно необходимо.
И как можно больше проявлять сдержанности.
Вести постоянную систематическую профессиональную работу по самообразованию:
• изучать учебно-методическую литературу;
• использовать возможности новинок и интернета на уроке;
• посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом;
• проводить открытые уроки и мастер классы по внедрению новых образовательных технологий;
• участвовать в конкурсах профессионального мастерства.
Наша с вами задача- и учителей, и
родителей- сделать всё для того, чтобы любой ученик, независимо от его
способностей, от его возможности понять нас и объяснить нам то, что он понял,
чувствовал себя в школе и дома счастливым. Даже двоечник имеет право на улыбку,
на радость, на счастье. Может быть, то, что он двоечник, не его вина, а наша –
мы не умеем учить таких, как он. Не таких плохих, а таких других.
…Один не самый успешный третьеклассник на вопрос: «Каким должен быть
идеальный ученик?», - написал: «Идеальный ученик должен быть счастливым». И он
глубоко прав. И разве это так уж важно, что слово «счастливый» он написал через
букву «щ».
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.