Выступление на ШМО«Инновационная деятельность педагога - одно из условий повышения качества учебно-воспитательного процесса».
Оценка 4.6

Выступление на ШМО«Инновационная деятельность педагога - одно из условий повышения качества учебно-воспитательного процесса».

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
преподавание
5 кл—11 кл
24.11.2024
Выступление на ШМО«Инновационная деятельность педагога - одно из условий повышения качества учебно-воспитательного процесса».
Выст. 3.docx

 

 

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА С ВНУТРИГОРОДСКИМ ДЕЛЕНИЕМ

«ГОРОД МАХАЧКАЛА»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«МНОГОПРОФИЛЬНАЯ ГИМНАЗИЯ № 38»

Ул. Ю. Акаева, 13, г. Махачкала, Республика Дагестан, 367010, тел (8722) 62-49-53 e-mail: school_38_mchk@mail.ru ОГРН 1060562005701, ИНН/КПП 0562062943/057201001, ОКПО 49166410

 

 

 

 

ee372f0d9c8151d08e2a0034583c3ffd

 

Доклад учителя русского языка и литературы Мирзоевой Людмиле Сейфутдиновне

 на ШМО:

«Инновационная деятельность педагога - одно из условий повышения качества учебно-воспитательного процесса».

 

 

2022 г

 

Учитель — это человек, который учится

 всю жизнь, только в этом случае

 он обретает право учить.

                                                                                                         В.М. Лизинский

         Кто-то из мудрецов сказал, что человек может бесконечно долго смотреть на три вещи: звездное небо, горящее пламя и текущую воду. В каждой из этих стихий есть что-то завораживающее и пленительное.

 На мой взгляд, сфера образования объединяет все эти стихии.

        Давайте, коллеги, вместе докажем это утверждение.

        Звездное небо, это бесконечный мир знаний. Каждый человек может в нем найти свою звезду – сферу применения своих природных талантов, сферу самореализации личности.

         Труд педагога как пламя костра. Это пламя освещает, разгоняя холодную темноту ночи, согревает и дает возможность приготовить пищу. Учитель пламенем своего сердца и разума разгоняет мрак незнания и невежества.

         Текущая вода – это педагогический процесс, в котором педагогу нужно неуклонно стремиться наполнить знаниями обучающихся, напитать уверенностью в своих силах, подтолкнуть в выборе жизненного пути. В этом потоке становится непрерывной преемственность поколений: знания, опыт, идеалы мы берем из чистого истока.

Однако нельзя войти в одну и ту же реку дважды. Инновации в педагогике символизируют непрерывно изменяющийся поток, который стремится найти самый оптимальный путь к сердцу и таланту ученика.

 Модернизация современного общества охватила все его стороны. Реализация долгосрочных планов экономического, социального развития общества, обеспечения благосостояния граждан требует наличия высокопрофессиональных, грамотных людей. Сегодня важнейшими качествами личности должны быть инициативность, способность к творчеству, умение нестандартно мыслить и находить нетрадиционные пути решения проблем.  Изменения охватили и систему российского образования. Речь идет о формировании принципиально новой системы образования, предполагающей постоянное обновление в соответствии с требованиями общества. Ключевой характеристикой такого образования становится не только передача знаний и технологий, но и формирование творческих компетентностей, готовности к переобучению. 

         Реалии современного образования можно сформулировать так: «Мы стремимся жить в эпоху перемен».

         Сегодня главный смысл образования – развитие – определяется как ценностная основа и принцип существования образования.

         Усиливается поиск принципиально нового содержания образования, принципиально нового педагогического профессионализма, которые обеспечат развитие базовых способностей личности. Содержание образования и педагогический профессионализм являются предметной областью для инновационной деятельности в образовательной сфере.

Учитель, воспитатель всегда были центральными фигурами в образовании. Необходимые изменения в образовании не могут происходить, если педагоги не будут стремиться совершенствовать свою профессиональную деятельность. Время и усилия, которые требуются, чтобы новые идеи и новые способы образования вошли в практику, в большой степени зависят от готовности и способности учителей, воспитателей изменять свою деятельность, осваивая новшества и становясь сотворцами новой практики.

Сегодня видна тенденция вызревания нового образа педагога.

Она связана с чётким различением понятий о специалисте, как хорошо обученном, подготовленном человеке, виртуозно владеющим педагогической техникой, и о профессиональном, владеющим знаниями о многопозиционной структуре педагогического труда. Новая педагогическая компетенция учителя обнаруживается в его способности включать в свою деятельность и интегрировать в ней ряд профессиональных позиций: и методолога, возрастного антрополога, диагноста, проектировщика педагогических ситуаций. Педагог – профессионал не принимает в готовом виде ни идеи, ни технологии - он самоопределяется по отношению к ним и осознанно творит свою собственную деятельность.

Новая школа - это новые учителя, открытые ко всему новому, понимающие детскую психологию и особенности развития школьников, хорошо знающие свой предмет. Задача учителя - помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми. Чуткие, внимательные и восприимчивые к интересам школьников, открытые ко всему новому учителя - ключевая особенность школы будущего.

Меняющаяся ситуация в системе общего образования формирует новые образовательные потребности педагогов. Это приводит к закономерным изменениям в системе педагогического образования.

Профессиональная деятельность учителя неполноценна, если она строится только как воспроизводство однажды усвоенных методов работы. Такая деятельность неполноценна не только потому, что в ней не используются объективно существующие возможности для достижения более высоких результатов образования, но и потому, что она не способствует развитию личности самого педагога.

Без творчества нет педагога-мастера!

Ценность человека определяется его уникальностью, творческостью.

Творчество предполагает новое видение, новое решение, новый подход, готовность к отказу от привычных схем и стереотипов поведения, восприятия и мышления, готовность к самоизменению.

Человек творческий проявляет себя не только в реальной деятельности, но и в потенциальном проектировании, которое обеспечивает прогнозирование, предвидение развития личности. Иными словами, речь идет о проявлении педагогами креативности в своей профессиональной деятельности, о «чувствовании» необходимости совершенствовать свою профессиональную деятельность путем знакомства и реализации современных и эффективных способов, методов, технологий работы с учащимися и их родителями, о готовности педагога к реализации инновационной деятельности.

Инновационная деятельность педагога в современном образовании выступает важнейшей составляющей образовательного процесса.

         Аналитики считают, что инновации вызваны кризисом образования.       Инновации призваны решить накопившиеся проблемы, предложить способы их решения.

         Для современного образования присущи такие противоречия, как:

·         между стандартизированным обучением всех учащихся и их индивидуальными способностями и интересами;

·         между бурным развитием науки и реальными познавательными возможностями учащихся;

·         между тенденциями к специализации обучения и задачей разностороннего развития личности;

·         между господствующим в школе репродуктивным обучением и потребностью общества в людях с развитыми творческими способностями.

         Инновационная деятельность педагога в современном образовании – важнейшая составляющая образовательного процесса. Она предполагает внедрение в профессиональную деятельность как новых дидактических и воспитательных программ, так и организацию психологического сопровождения для обучающихся и педагогов учебного учреждения.

Алгоритм инновационной деятельности:

·         определение потребности в изменениях;

·         сбор информации и анализ ситуации;

·         предварительный выбор или самостоятельная разработка нововведения;

·         принятие решения о внедрении (освоении);

·         собственно само внедрение, включая пробное использование новшества;

длительное использование новшества, в процессе которого оно становится элементом повседневной практики.

Что же инновационная деятельность из себя представляет?

Практически все педагоги видят в данном понятии две основные составляющие:

·         это что-то новое по сравнению с предыдущим, и

·         это новое направлено на повышение качества образования.

  В целом суть определения обозначена достаточно верно.

В современном понимании инновация - это «проявление новых форм или элементов чего-либо, а также вновь образовавшаяся форма, элемент».  Синонимом инновации является понятие «новшество».

В педагогике понятие «инновационная деятельность» рассматривается несколько глубже и имеет широкий смысловой диапазон. Это целенаправленная педагогическая деятельность, основанная на осмыслении собственного педагогического опыта при помощи сравнения и изучения учебно-воспитательного процесса с целью достижения более высоких результатов, получения нового знания, внедрения новой педагогической практики, это творческий процесс по планированию и реализации педагогических новшеств, направленных на повышение качества образования. Это социально-педагогический феномен, отражающий творческий потенциал педагога.

       Важнейшим условием успешности введения инноваций (новшеств) является наличие в образовательном учреждении инновационной среды – определённой системы морально-психологических отношений, подкреплённой комплексом мер организационного, методического, психологического характера.

         К признакам инновационной среды относятся: способность педагогов к творчеству, наличие в коллективе партнёрских и дружеских отношений, хорошая обратная связь, общность ценностных ориентаций, интересов, целевых установок.

        В инновационной среде формируется готовность педагогов к инновационной педагогической деятельности.

        Она характеризуется как совокупность мотивационного, когнитивного, креативного, рефлексивного компонентов, которые взаимообусловлены и связаны между собой.

        Мотивационный компонент, на мой взгляд, наиболее важен и является двигателем всей деятельности. Мотивационный компонент выражает осознанное отношение педагога к инновационным технологиям и их роли в решении актуальных проблем педагогической деятельности. Он является стержнем, вокруг которого конструируются основные качества педагога как профессионала.

        Мотивация — это процесс стимулирования к деятельности, направленной на достижение целей организации.

Внутренняя мотивация – это то, почему вложены усилия.

Внешняя мотивация – это устремление к достижению определенного места в социуме.

Внутренние мотивы:


мечта, самореализация;

творчество;

здоровье;

любопытство;

нужность кому-то;

личный рост


 

Внешние мотивы:


деньги;

карьера;

признание;

статус;

достойный быт;

престижные вещи


 

Мотивы педагогической деятельности можно объединить в три группы:

·              Мотивы долженствования;

·              Мотивы заинтересованности и увлеченности, преподаваемым предметом;

·              Мотивы увлеченности общением с детьми — «любовь к детям».

Ученые выяснили, что 7% педагогов не относятся ни к одной конкретной из групп мотивации. Именно такие педагоги и дают наилучшие результаты в обучении и воспитании. Сбалансированность «мотивационного комплекса» личности таких педагогов способствует формированию высокого уровня профессиональной компетентности.

Пути развития мотивации педагога:

·              Микроклимат в коллективе;

·              Информация и содействие (взаимопосещения учителей);

·              Активное вовлечение всех сотрудников;

·              Пример деятельности руководства;

·              Контроль (должно быть чувство ответственности);

·              Внедрение личных разработок.

        Необходимо отметить, что реализация на практике инновационного потенциала отдельного педагога оказывается особенно результативной при наличии педагогического коллектива единомышленников, способных к реализации в сфере образования инновационных идей, опытно-экспериментальных проектов и технологий, что в свою очередь будет способствовать укреплению конкурентоспособности школы.

        Классификации инноваций в области образования разнообразны и их довольно много.

        Сегодня необходимы инновации в работе по повышению профессиональной компетентности кадров: следует изучать новые методики преподавания, новые способы организации занятий, а также новые программы переподготовки кадров, ориентированные на изменение требований к качеству образования:

- дистанционное обучение;

- создание сетевых структур;

- тьютерство;

- коучинг;

- модерацию;

- создание интегрированных межпредметных курсов по обучению новых профессиональных групп (менеджеров образования, экспертов, учителей профильной школы).

Что же тут сложного? (современная притча)

        «Сейчас все стало намного сложнее, - как-то пожаловался ученик мастеру, - столько разных философских книг, столько передач по телевизору, столько разных именитых людей, каждый из которых утверждает, что лишь он прав, тогда как все остальные лгут. Как тут разобраться и найти настоящую истину?

- Если слепой ищет прозрения, - ответил мастер, - ему не нужны костыли, не нужны микстуры от живота, волшебные порошки для сохранения молодости, чудодейственные средства для роста волос, магические талисманы для защиты от диких животных. Ему нужно только одно – мазь, которая бы исцелила его слепые глаза. Что же тут сложного?»

Конечно же педагогические инновации, как и любые другие нововведения, порождают проблемы, связанные с необходимостью сочетания инновационных программ с государственными программами воспитания и обучения, сосуществование различных педагогических концепций. Они требуют принципиально новых методических разработок, нового качества педагогического новаторства. На пути этим нововведением становятся несоответствие новых типов учебно-воспитательных заведений требованиям родителей, которые в основном ориентируются на традиционные стандарты обучения и воспитания.

Не менее острыми являются проблемы адаптации нововведения к новым условиям. Часто они вызваны попытками приспособить к конкретным условиям педагогические технологии, элементы содержания обучения и воспитания, которые проявили свою эффективность в других отраслях, или концепции, разработанные в совершенно иных исторических условиях. Такое механическое перенесение приводит к потере смысла и глубинной сути инновации, что нередко имеет следствием ее дискредитацию, разочарование многих людей, порождает новую волну консерватизма.

Чтобы преодолеть все трудности при адаптации нововведений к новым условиямшкола должна быть единым организмом, внедрением нового должен заниматься весь педагогический коллектив.

Инновационный процесс должен осуществляться не стихийно, а быть управляемым. Иметь четкие цели, задачи, формы и методы реализации, план реализации и ожидаемые конечные результаты.

Любой инновационный процесс требует длительной систематической работы администрации школы по повышению методического мастерства педагогов школы.

Свое выступление мне хотелось бы закончить словами Ф. Достоевского: «Истинный деятель, вступив на путь, сразу видит перед собой столько дела, что не станет жаловаться, что ему не дают делать, а непременно отыщет и успеет что-нибудь сделать».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА

Учитель — это человек, который учится всю жизнь, только в этом случае он обретает право учить

Учитель — это человек, который учится всю жизнь, только в этом случае он обретает право учить

Новая педагогическая компетенция учителя обнаруживается в его способности включать в свою деятельность и интегрировать в ней ряд профессиональных позиций: и методолога, возрастного антрополога, диагноста, проектировщика…

Новая педагогическая компетенция учителя обнаруживается в его способности включать в свою деятельность и интегрировать в ней ряд профессиональных позиций: и методолога, возрастного антрополога, диагноста, проектировщика…

Что же инновационная деятельность из себя представляет?

Что же инновационная деятельность из себя представляет?

Мотивы педагогической деятельности можно объединить в три группы: ·

Мотивы педагогической деятельности можно объединить в три группы: ·

Не менее острыми являются проблемы адаптации нововведения к новым условиям

Не менее острыми являются проблемы адаптации нововведения к новым условиям

Выступление на ШМО«Инновационная деятельность педагога - одно из условий повышения качества учебно-воспитательного процесса».

Выступление на ШМО«Инновационная деятельность педагога - одно из условий повышения качества учебно-воспитательного процесса».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.11.2024