Метод интеллект - карт как средство развития речи
|
Учитель-логопед высшей квалификационной категории Маковей Л.Г.
|
г. Волгодонск
2025
1 СЛАЙД
Современные технологии помогают в работе над коррекцией речи и организацией речевой среды. Одним из них является метод интеллект-карт, который был создан американским учёным и бизнесменом Тони Бьюзеном. В переводе это "карты ума". Полезные свойства интеллект-карт это – наглядность, привлекательность и запоминаемость.
Наглядность - обозначенная идея с многочисленными сторонами оказывается прямо перед вами, ее можно окинуть одним взглядом.
Привлекательность - хорошая интеллектуальная карта имеет свою эстетику, ее рассматривать не только интересно, но и приятно. Тони Бьюзен рекомендовал: "Настраивайтесь на создание красивых интеллект-карт".
Запоминаемость состоит в том, что благодаря работе обоих полушарий мозга, благодаря согласованному сочетанию движения и речи интеллект-карта легко запоминается.
2 СЛАЙД Общие требования к составлению любой интеллект – карты.
- Процесс моделирования карты проводится от простого к сложному.
-Содержание интеллект-карты соответствует возрасту детей
- Главная идея располагается в центре.
- Для каждого ключевого момента проводятся расходящиеся от центра ответвления (в любом направлении). Главные ветви могут иметь дополнительные ответвления в соответствии с расширением знаний по теме.
- Каждый смысловой набор картинок обводится либо группа картинок располагается отдельно. Каждая главная ветвь может иметь свой цвет.
3 СЛАЙД Интеллект-карта «Перелетные птицы»
Посмотрим, как выглядит интеллект-карта «Перелетные птицы». Смысловые ветви «Где птицы строят гнезда», «Из чего птицы строят гнезда», «Алгоритм от гнезда до птенца», «Водоплавающие птицы», «Чем питаются птицы», «Правила обращения с птицами», «Птицы в полете» (ед. и мн. число сущ. и глаголов). В течение недели накапливаются знания по лексической теме. Например, в понедельник знакомим с названиями птиц, отмечаем водоплавающих, во вторник беседуем о среде обитания, питании, повадках птиц, в среду изучаем, какие птицы, где, из чего вьют гнезда, как высиживают птенцов, и т. д. Вся работа ведется в тесном сотрудничестве с воспитателями, материал подается порционно, по договоренности. Пространство на магнитной доске постепенно заполняется картинками. И этот этап является подготовительным.
4 СЛАЙД 1 этап подготовительный
На этапе подготовки к составлению интеллект - карты не только накапливаются знания по теме, отрабатывается словарь, но и проводится работа по развитию навыка словообразования, развивается слоговая структура слова, закрепляются грамматические категории, отрабатывается вопросно-ответная форма речи. Дети в ходе закрепления грамматической категории убирают, добавляют, переставляют картинки, т.е. моделируют нужное предложение. В этом плане магнитная доска с набором картинок на магнитиках очень удобна, является аналогом сенсорного экрана.
Рассмотрим ряд упражнений на подготовительном этапе в процессе изучения темы «Посуда».
Предлагается после просмотра коротких видеороликов определить грамматическую категорию, которую закрепляет педагог.
СЛАЙД (видео) «Скажи наоборот» Составление предложений с союзом «а» и антонимами.
СЛАЙД (видео) «Скажи, какой» Образование качественных прилагательных
СЛАЙД (видео) «Что делает повар» Составление предложений с предлогами.
СЛАЙД (видео) «Скажи, зачем» Составление сложноподчиненных предложений со словом «чтобы».
СЛАЙД (видео) «Интервью «Как обращаться с посудой» Формирование вопросно-ответной формы речи, умения задавать вопросы типа «Почему», «Зачем», «Что будет, если».
5 СЛАЙД 2 этап Составление интеллект-карты
После усвоения детьми достаточного количества информации по изучаемой лексической теме составляется интеллект-карта. От центральной идеи, которая обозначается либо группой предметов, либо символом проводятся ответвления в соответствии с разделами, или ключевыми моментами, смысл которых обозначается схематически рисунком, картинкой-символом
6 СЛАЙД Интеллект-карта для детей 4-5 лет «Посуда»
7 СЛАЙД Интеллект-карта для детей 5-6 лет «Посуда»
«Виды посуды- кухонная, чайная, обеденная», «Материал, из которого изготавливается посуда», «Степень нагревания, хрупкости посуды», «Способы ухода за посудой», «Осторожное обращение с посудой «обжечься», «порезаться»; «Продукты, которые можно использовать для приготовления», «Оказание помощи «забинтовать ранку», «Профессия», «Роспись».
Педагогам предлагается определить, какие смысловые ветви можно добавить в подготовительной группе.
Предполагаемый ответ: разные виды росписи, увеличить количество предметов посуды, добавить ветвь «электроприборы» (мясорубка, кофеварка, хлеборезка и т.д.), ветвь «посуда для похода», ветвь «посуда народов мира», расширить ветвь «материалы».
8 СЛАЙД Интеллект-карта для детей 5-6 лет «Дикие животные»
В итоге по составленной совместно с детьми, детально проработанной интеллект-карте возможно составить рассказы разного вида: рассказ в виде интервью, рассказ-описание.
9 СЛАЙД Ребенок учится
-производить поиск и выделение необходимой информации;
-структурировать имеющиеся знания;
-анализировать объекты с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
-рассуждать, устанавливать причинно-следственные связи;
-взаимодействовать со взрослыми и сверстниками
Метод позволяет интегрировать образовательные области наиболее полно и решать коррекционно-образовательные задачи:
-формировать первичные представления о себе, других людях, объектах окружающего мира.
-развивать психические, познавательные функции, воображение и творческую активность.
-стимулировать речевую активность, расширять словарь, выявлять и компенсировать те проблемы, которые создают трудности в речевом развитии ребёнка.
-развивать общение и взаимодействие ребенка с взрослыми и сверстниками.
-формировать элементы самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции.
10 СЛАЙД Интеллект - карты – это уникальный и простой метод запоминания информации.
План в виде интеллект карт дает нам ряд преимуществ:
•Легко отслеживать, что уже сделано, а что нет. Просто выделяем выполненные шаги и сразу видим, что уже сделали.
•Легко моделировать план в соответствии с поставленной задачей.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.