Выступление на тему "Метод интеллект-карты как средство развития речи"

  • Занимательные материалы
  • docx
  • 17.02.2025
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Выступление Метод интеллект-карт как средство развития речи Документ Microsoft Word (2).docx

 

Метод интеллект - карт как средство развития речи

 

 

 

 

 

Учитель-логопед

высшей квалификационной категории

Маковей Л.Г.

 

 

                      г. Волгодонск

                    2025

 

1 СЛАЙД

Современные технологии помогают в работе над коррекцией речи и организацией речевой среды. Одним из них является метод интеллект-карт, который был создан американским учёным и бизнесменом Тони Бьюзеном. В переводе это "карты ума". Полезные свойства интеллект-карт это – наглядность, привлекательность и запоминаемость.

Наглядность - обозначенная идея с многочисленными сторонами оказывается прямо перед вами, ее можно окинуть одним взглядом.

Привлекательность - хорошая интеллектуальная карта имеет свою эстетику, ее рассматривать не только интересно, но и приятно. Тони Бьюзен рекомендовал: "Настраивайтесь на создание красивых интеллект-карт".

Запоминаемость состоит в том, что благодаря работе обоих полушарий мозга, благодаря согласованному сочетанию движения и речи интеллект-карта легко запоминается.

 

2 СЛАЙД Общие требования к составлению любой интеллект – карты.

- Процесс моделирования карты проводится от простого к сложному.

-Содержание интеллект-карты соответствует возрасту детей

- Главная идея располагается в центре.

- Для каждого ключевого момента проводятся расходящиеся от центра ответвления (в любом направлении). Главные ветви могут иметь дополнительные ответвления в соответствии с расширением знаний по теме.

- Каждый смысловой набор картинок обводится либо группа картинок располагается отдельно. Каждая главная ветвь может иметь свой цвет.

3 СЛАЙД Интеллект-карта «Перелетные птицы»

Посмотрим, как выглядит интеллект-карта «Перелетные птицы». Смысловые ветви «Где птицы строят гнезда», «Из чего птицы строят гнезда», «Алгоритм от гнезда до птенца», «Водоплавающие птицы», «Чем питаются птицы», «Правила обращения с птицами», «Птицы в полете» (ед. и мн. число сущ. и глаголов). В течение недели накапливаются знания по лексической теме. Например, в понедельник знакомим с названиями птиц, отмечаем водоплавающих, во вторник беседуем о среде обитания, питании, повадках птиц, в среду изучаем, какие птицы, где, из чего вьют гнезда, как высиживают птенцов, и т. д. Вся работа ведется в тесном сотрудничестве с воспитателями, материал подается порционно, по договоренности. Пространство на магнитной доске постепенно заполняется картинками. И этот этап является подготовительным.

4 СЛАЙД 1 этап подготовительный

На этапе подготовки к составлению интеллект - карты не только накапливаются знания по теме, отрабатывается словарь, но и проводится работа по развитию навыка словообразования, развивается слоговая структура слова, закрепляются грамматические категории, отрабатывается вопросно-ответная форма речи. Дети в ходе закрепления грамматической категории убирают, добавляют, переставляют картинки, т.е. моделируют нужное предложение. В этом плане магнитная доска с набором картинок на магнитиках очень удобна, является аналогом сенсорного экрана.

Рассмотрим ряд упражнений на подготовительном этапе в процессе изучения темы «Посуда».

Предлагается после просмотра коротких видеороликов определить грамматическую категорию, которую закрепляет педагог.

СЛАЙД (видео) «Скажи наоборот» Составление предложений с союзом «а» и антонимами.

СЛАЙД (видео) «Скажи, какой» Образование качественных прилагательных

СЛАЙД (видео) «Что делает повар» Составление предложений с предлогами.

СЛАЙД (видео) «Скажи, зачем» Составление сложноподчиненных предложений со словом «чтобы».

СЛАЙД (видео) «Интервью «Как обращаться с посудой» Формирование вопросно-ответной формы речи, умения задавать вопросы типа «Почему», «Зачем», «Что будет, если».

        5 СЛАЙД 2 этап Составление интеллект-карты

После усвоения детьми достаточного количества информации по изучаемой лексической теме составляется интеллект-карта. От центральной идеи, которая обозначается либо группой предметов, либо символом проводятся ответвления в соответствии с разделами, или ключевыми моментами, смысл которых обозначается схематически рисунком, картинкой-символом

6 СЛАЙД Интеллект-карта для детей 4-5 лет «Посуда»

7 СЛАЙД Интеллект-карта для детей 5-6 лет «Посуда»

«Виды посуды- кухонная, чайная, обеденная», «Материал, из которого изготавливается посуда», «Степень нагревания, хрупкости посуды», «Способы ухода за посудой», «Осторожное обращение с посудой «обжечься», «порезаться»; «Продукты, которые можно использовать для приготовления», «Оказание помощи «забинтовать ранку», «Профессия», «Роспись».

Педагогам предлагается определить, какие смысловые ветви можно добавить в подготовительной группе.

Предполагаемый ответ: разные виды росписи, увеличить количество предметов посуды, добавить ветвь «электроприборы» (мясорубка, кофеварка, хлеборезка и т.д.), ветвь «посуда для похода», ветвь «посуда народов мира», расширить ветвь «материалы».  

8 СЛАЙД Интеллект-карта для детей 5-6 лет «Дикие животные»

В итоге по составленной совместно с детьми, детально проработанной интеллект-карте возможно составить рассказы разного вида: рассказ в виде интервью, рассказ-описание.

 

     9 СЛАЙД Ребенок учится

 

-производить поиск и выделение необходимой информации;

-структурировать имеющиеся знания;

-анализировать объекты с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

-рассуждать, устанавливать причинно-следственные связи;

-взаимодействовать со взрослыми и сверстниками

 

Метод позволяет интегрировать образовательные области наиболее полно и решать коррекционно-образовательные задачи: 

-формировать первичные представления о себе, других людях, объектах окружающего мира.

-развивать психические, познавательные функции, воображение и творческую активность.

-стимулировать речевую активность, расширять  словарь, выявлять и компенсировать те проблемы, которые создают трудности в речевом развитии ребёнка.

-развивать общение и взаимодействие  ребенка  с взрослыми и сверстниками.

-формировать элементы самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции.

10 СЛАЙД Интеллект - карты – это уникальный и простой метод запоминания информации.

План в виде интеллект карт дает нам ряд преимуществ:

•Легко отслеживать, что уже сделано, а что нет. Просто выделяем выполненные шаги и сразу видим, что уже сделали.

•Легко моделировать план в соответствии с поставленной задачей.