Выступление на тему: "Методическое обеспечение повышения уровня функциональной грамотности обучающихся"
Оценка 4.9

Выступление на тему: "Методическое обеспечение повышения уровня функциональной грамотности обучающихся"

Оценка 4.9
docx
11.06.2024
Выступление на тему: "Методическое обеспечение повышения уровня функциональной грамотности обучающихся"
Методическое обеспечение повышения уровня ФГ.docx

 

Тема: «Методическое обеспечение повышения уровня функциональной грамотности обучающихся»

 

         За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. От признания знаний, умений и навыков как основных итогов образования произошёл переход к пониманию обучения как процесса подготовки учащихся к реальной жизни, готовности к тому, чтобы занять активную позицию, успешно решать жизненные задачи, уметь сотрудничать и работать в группе, быть готовым к быстрому переучиванию в ответ на обновление знаний и требования рынка труда.

        По сути происходит переход от обучения как преподнесения системы знаний к работе (активной деятельности) над заданиями (проблемами) с целью выработки определённых решений; от освоения отдельных учебных предметов к поли-дисциплинарному (межпредметному) изучению сложных жизненных ситуаций; к сотрудничеству учителя и учащихся в ходе овладения знаниями, к активному участию последних в выборе содержания и методов обучения. Сегодня наиболее перспективным путём признано формирование у школьников общеучебных умений, призванных помочь решить задачи быстрого и качественного обучения.

         Проблемы активизации познавательной деятельности школьников на сегодняшний день приобретают всё большую актуальность. И это закономерно, т.к. учение - ведущий вид деятельности школьников, в процессе которого решаются главные задачи, поставленные перед школой: подготовить подрастающее поколение к жизни.

          Современные требования времени таковы, что каждый день наши дети сталкиваются с огромным количеством задач, которые необходимо не только решить, но и найти рациональное и неординарное решение. Перед учителем ставятся новые задачи: научить не только грамотно решать эти задачи, но и делать выводы, систематизировать накопленные знания, уметь самостоятельно добывать необходимую информацию.

Для достижения поставленных целей учителя используют следующие педагогические технологии:

СЛАЙД

-проблемно-диалогическая технология освоения новых знаний;

-технология формирования типа правильной читательской деятельности;

-технология проектной деятельности;

-обучение на основе «учебных ситуаций»;

-уровневая дифференциация обучения;

-информационные        и       коммуникационные технологии;

-технология оценивания учебных достижений учащихся и др.

СЛАЙД

В современной школе сущностью функциональной грамотности становятся не сами знания, а четыре главные способности обучающегося:

1)добывать новые знания;

2) применять полученные знания на практике;

3)оценивать свое знание-незнание;

4)стремиться к саморазвитию.

 

СЛАЙД

Формы и методы, которые способствуют развитию функциональной грамотности: ЭТО

-Групповая форма работы

-Игровая форма работы

-Творческие задания

-Тестовые задания

-Практическая работа

-Ролевые и деловые игры

-Исследовательская деятельность

Формирование функциональной грамотности происходит не только во время учебной деятельности, но и внеурочной.

 

Решение проблемы активизации учебной деятельности лежит в основе всех современных педагогических теорий и технологий. При этом все они в качестве средств достижения поставленных целей используют те или иные инструменты: технологии, методы, приёмы и формы обучения.

 

СЛАЙД

Какие же рекомендации можно выделить из опыта работы школ по формированию функциональной грамотности:

• Учащиеся должны стать активными участниками процесса изучения нового материала.

• Обучение должно носить деятельностный характер.

• Учебный процесс ориентировать на развитие самостоятельности и ответственности ученика за результаты своей деятельности.

• Использовать продуктивные формы групповой работы; обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа);

• Применять активные, деятельностные, личностно-ориентированные, развивающие образовательные технологии (проблемно-диалогическая технология освоения новых знаний, технология проектной деятельности, обучение на основе «учебных ситуаций», уровневая дифференциация обучения, технология развития критического мышления через чтение и письмо, информационные и коммуникационные технологии, технология оценивания учебных достижений учащихся).

 • Учитель должен выступать в качестве организатора (или координатора) продуктивной деятельности учащихся.

• Обучение должно строиться на междисциплинарной (интегрированной) основе и должно быть направлено на овладение обобщёнными приёмами познавательной деятельности, учитывать уровни развития творчества.

• Работа с информацией; работа с учебными моделями; использование знаково-символических средств, общих схем решения; выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации, установление аналогий, подведение под понятие.

• Создание обстановки доверия, уверенности в успехе.

• Преобладание положительных оценок деятельности, её результатов.

 

Эффективность данной работы, прежде всего, зависит от педагога, задача которого, выступая организатором учебной деятельности, стать заинтересованным и интересным соучастником этого процесса.

       Исследования немецких ученых говорят о том, что человек запоминает только 10% того, что он читает, 20% того, что слышит, 30% того, что видит; 50-70% запоминается при участии в групповых дискуссиях, 80% - при самостоятельном обнаружении и формулировании проблем. И лишь когда учащийся непосредственно участвует в реальной деятельности, в самостоятельной постановке проблем, выработке и принятии решения, формулировке выводов и прогнозов, он запоминает и усваивает материал на 90%. Вот почему необходимы новые педагогические технологии, эффективные формы организации образовательного процесса, активные методы обучения.

Активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности обучаемых в процессе освоения знаний.

 

Активные методы обучения (АМО) – методы, стимулирующие познавательную деятельность учащихся. Строятся в основном на диалоге, предполагающем свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы. АМО характеризуются высоким уровнем активности учащихся.

 

Для каждого этапа урока используются свои активные методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи этапа.

Какие методы и приемы помогут построить урок так, чтобы организовать эффективную учебную деятельность?

Классификация АМО в рамках системно-деятельностного подхода:

  • Активные методы начала образовательного мероприятия.
  • Активные методы выяснения целей, ожиданий и опасений.
  • Активные методы презентации учебного материала.
  • Активные методы релаксации.
  • Активные методы самостоятельной работы над темой.
  • Активные методы подведения итогов образовательного мероприятия.

При выборе активных методов обучения следует руководствоваться рядом критериев, а именно:

  • соответствие целям и задачам, принципам обучения;
  • соответствие содержанию изучаемой темы;
  • соответствие возможностям обучаемых: возрасту, психологическому развитию, уровню образования и воспитания;
  • соответствие условиям и времени, отведенному на обучение;
  • соответствие возможностям учителя: его опыту, желаниям, уровню профессионального мастерства, личностным качествам.

·         Активизация познавательной деятельности ученика без развития его познавательного интереса не только трудна, но и практически невозможна. Вот почему в процессе обучения необходимо систематически возбуждать, укреплять, развивать, укреплять познавательный интерес у учащихся и как важный мотив учения, и как стойкую черту личности, и как мощное средство воспитывающего обучения, повышения его качества.

·         Разумное и целесообразное использование этих методов значительно повышает развивающий эффект обучения, создает атмосферу напряженного поиска, вызывает у учащихся и учителя массу положительных эмоций и переживаний.

В образовании всё чаще речь идёт о необходимости педагогики, направленной на развитие личности, что существенно меняет не только направленность и содержание педагогических исследований, но и всю образовательную практику.

          В современной психолого-педагогической науке считается, что творчество - понятие условное, может выражаться не только в создании принципиально нового, не существовавшего ранее, но и в открытии относительно нового (для данной области, данного времени, в данном месте, для самого субъекта).

 

Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) Г. С. Альтшуллера

СЛАЙД

Что же такое ТРИЗ? Ответ прост – это уникальный инструмент для:

-поиска идей,

-выявления и решения многих творческих проблем,

-выбора перспективных решений,

-развития творческого мышления, формирования творческой личности.

Кто из нас не задавался вопросами: как учить детей без принуждения?

Как помочь им раскрыть свои возможности?

Как сделать предмет интересным для всех?

Как дать стимул к творчеству?

Чему я хочу научить своих учеников?

Ответить на эти вопросы поможет ТРИЗ - технология.

         Система обучения ТРИЗ охватывает все возрасты, начиная с детского сада. Продолжателем и разработчиком ТРИЗ- педагогики является Анатолий  Гин. Именно он  начал адаптировать и применять ТРИЗ и другие известные в мире методы нахождения новых идей для развития креативности детей школьного возраста.

        На уроках с использованием ТРИЗ знания, умения и навыки не транслируются от учителя к детям, а формируются в результате самостоятельной работы с информацией. Таким образом, ТРИЗ, с одной стороны, - занимательная игра, с другой - развитие умственной активности ребенка через творчество. Что дает творчество ребенку?

Дает возможность проявить себя, стремиться получать новую информацию об окружающем, развивать потребность в познавательной деятельности.

Дает возможность созидать, творить, формировать умение развивать и доказывать свою точку зрения, способствует развитию аналитических способностей.

 Педагогические приёмы - это основа успешного обучения и способность учителя постоянно совершенствовать современный урок, находить новые подходы в обучении  учащихся, позволяющие повышать познавательный интерес к изучаемому предмету и качество знаний учащихся.

 Опыт применения приёмов педагогической техники Анатолия Гина представляет элемент новизны в совершенствовании современного урока и обогащения методической копилки учителя.

 При составлении плана (конструктора) урока учитель, как правило, в первую очередь, набирает необходимый теоретический материал, задания и упражнения. Затем перед педагогом встаёт проблема в какой форме подать это детям для лучшего усвоения материала, для обеспечения оптимальной нагрузки учащихся на уроке, для поддержания интереса детей к предмету и к себе лично.

 

Рассмотрим примеры приЁмов и методов, которые успешно используются на разных этапах урока.

СЛАЙДЫ

Организационный момент

1. Фантастическая добавка.

2. Эмоциональное вхождение в урок.

3. Театрализация.

4. Пословица-поговорка.

5. Высказывания великих.

6.Эпиграф.

7. Проблемная ситуация

8. Проблема предыдущего урока.

 

 

Лови ошибку!

Объясняя материал, учитель намеренно допускает ошибки.

Сначала ученики заранее предупреждаются об этом. Иногда, особенно в младших классах, им можно даже подсказать "опасные места" интонацией или жестом.

 

Вопросы к тексту

К изучаемому тексту предлагается за определенное время составить определенное количество вопросов - суждений:

-       Почему?

-       Как доказать?

-       Чем объяснить?

-       Вследствие чего?

-       В каком случае?

-       Каким образом?

Прочитав абзац, учащиеся выстраивают суждения, составляют вопрос и записывают его в тетрадь. Этот прием развивает познавательную деятельность учащихся, их письменную речь.

Карточка с заданием  «Продолжить фразу»:

-       Мне было интересно…

-       Мы сегодня разобрались….

-       Я сегодня понял, что…

-       Мне было трудно…

-       Завтра я хочу на уроке…

Методов и приемов в ТРИЗ - педагогике очень много. 

Применение ТРИЗ позволяет учителю вдохновлять своих учеников на  открытие новых знаний, на поиск ответов на вопросы, на желание  изобретать, мыслить, а значит, ТВОРИТЬ, а не созерцать. Л. Н. Толстой сказал: «Посредственный учитель рассказывает. Хороший учитель объясняет. Замечательный учитель показывает. Гениальный учитель вдохновляет».

Формирование функциональной грамотности – это непростой процесс, который требует от учителя использования современных форм и методов обучения. Применяя эти формы и методы, мы сможем воспитать инициативную, самостоятельно, творчески мыслящую личность.

В завершении своего выступления, предлагаю вашему вниманию прослушать притчу:

            Однажды путешественник попросил лодочника перевезти его на другой берег. Сев в лодку, путник заметил, что на вёслах были надписи. На одном весле было написано: «Думай», а на втором: «Делай».

— Какие интересные у тебя вёсла, — сказал путешественник. – А зачем?

— Смотри, — улыбаясь, сказал лодочник. И начал грести только одним веслом, с надписью «Думай».

Лодка начала кружиться на одном месте.

— Иногда случалось, что я думал о чем-то, размышлял, строил планы… Но ничего полезного это не приносило. Я просто кружил на месте, как эта лодка.

Лодочник перестал грести одним веслом и начал грести другим, с надписью «Делай». Лодка начала кружить, но уже в другую сторону.

— А бывало, я кидался в другую крайность. Делал что-то бездумно, без планов, без чертежей. Много сил и времени тратил. Но, в итоге, тоже кружился на месте.

— Вот и сделал надпись на вёслах, — продолжал лодочник, — чтобы помнить, что на каждый взмах левого весла должен быть взмах правого весла и только тогда можно будет попасть туда, куда хочешь.

 

Действительно, мудрость этой притчи   в том, самые прочные знания – это те, что добыты своим трудом, через пробы, ошибки, порой неверные действия. А еще урок притчи заключается в том, что надо обретать не только знания, но и способность целенаправленно применить эти добытые знания и умения в жизненной ситуации.

Учить детей сегодня трудно,

И раньше было нелегко.

Читать, считать, писать учили:

«Даёт корова молоко».

Век XXI – век открытий,

Век инноваций, новизны,

Но от учителя зависит,

Какими дети быть должны.

Желаю вам, чтоб дети в вашем классе

Светились от улыбок и любви,

Здоровья вам и творческих успехов

В век инноваций, новизны!

 


 

Тема: «Методическое обеспечение повышения уровня функциональной грамотности обучающихся»

Тема: «Методическое обеспечение повышения уровня функциональной грамотности обучающихся»

В современной школе сущностью функциональной грамотности становятся не сами знания, а четыре главные способности обучающегося: 1)добывать новые знания; 2) применять полученные знания на практике; 3)оценивать…

В современной школе сущностью функциональной грамотности становятся не сами знания, а четыре главные способности обучающегося: 1)добывать новые знания; 2) применять полученные знания на практике; 3)оценивать…

Обучение должно строиться на междисциплинарной (интегрированной) основе и должно быть направлено на овладение обобщёнными приёмами познавательной деятельности, учитывать уровни развития творчества

Обучение должно строиться на междисциплинарной (интегрированной) основе и должно быть направлено на овладение обобщёнными приёмами познавательной деятельности, учитывать уровни развития творчества

При выборе активных методов обучения следует руководствоваться рядом критериев , а именно: соответствие целям и задачам, принципам обучения; соответствие содержанию изучаемой темы; соответствие возможностям обучаемых:…

При выборе активных методов обучения следует руководствоваться рядом критериев , а именно: соответствие целям и задачам, принципам обучения; соответствие содержанию изучаемой темы; соответствие возможностям обучаемых:…

Гин. Именно он начал адаптировать и применять

Гин. Именно он начал адаптировать и применять

Сначала ученики заранее предупреждаются об этом

Сначала ученики заранее предупреждаются об этом

Иногда случалось, что я думал о чем-то, размышлял, строил планы…

Иногда случалось, что я думал о чем-то, размышлял, строил планы…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.06.2024