Республика Дагестан
Дербентский район
Заседание районного методобъединения учителей русского языка и литературы
Протокол № 3
Выступление на тему:
«Пути повышения функциональной грамотности учащихся на уроках русского языка и литературы»
|
|
|
|
||
25.03.2022
Утвержден: руководитель РМО________
Подготовила учительница
русского языка и литературы
МБОУ «СОШ№3 пос.Белиджи»
Мислимова Фарида Себзалиевна.
На пороге 21 века уровень образованности российского народа существенно вырос. Выпускники школ показывают неплохие знания на ЕГЭ, побеждают на международных олимпиадах школьников по разным предметам. Но в сложном, стремительно изменяющемся мире этого уже недостаточно. Жизнь показывает, что успех в школе не гарантирует успешности в жизни. Порою молодой человек, отлично закончивший школу, вуз, не может найти своё место в обществе, применить полученные знания.
В чём же причина? Стало очевидным, что существовавшая долгие годы предметная модель содержания образования, ориентированная на знания, на нынешнем этапе развития общества показывает свою неэффективность. А традиционные методики преподавания оторваны от реалий и вызовов времени.
Русский язык является одним из ведущих предметов гуманитарного цикла в системе школьного образования. Анализ состояния преподавания русского языка показывает, что школа не вполне обеспечивает функциональную грамотность учащихся, их орфографическую и пунктуационную зоркость, навыки устной и письменной речи. Анализ устного собеседования, итоговых сочинений, творческих работ на ОГЭ, ЕГЭ показывает беспомощность школьников в выражении своих мыслей, неумение грамматически правильно строить предложения, соблюдать языковые нормы. Теоретические сведения часто изучаются изолированно, поэтому не способствуют формированию практических умений.
Журналист А. Привалов с иронией пишет: «В школе нужно не столько вдалбливать орфографию, сколько учить детей пользоваться языком: говорить, понимать, писать, общаться. Как пишется трудное слово, можно в словаре посмотреть, но нет столь же простого способа выразить свою мысль – или даже иметь свою мысль, если тебя этому не обучали».
В целях сближения школьного образования с потребностями многоплановой человеческой жизни Федеральные государственные образовательные стандарты поставили цель формирования у обучающихся функциональной грамотности, определили условия для её развития.
В чём смысл функциональной грамотности?
Леонтьев А.А., академик РАО, в книге «Школа 2100. Педагогика здравого смысла» пишет так:
«Функционально грамотный человек — это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».
Если раньше на уроках учитель старался уделять внимание накоплению знаний по предмету, систематизации изученного материала, формированию основных орфографических и пунктуационных навыков, то теперь нельзя ограничиваться академическими целями. Современные реалии требуют, чтобы ученик не только владел суммой знаний по предмету, но и успешно использовал их в разнообразных ситуациях жизни: умел ставить и изменять цели и задачи своей деятельности, планировать, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе. Функциональная грамотность – это не только и не столько правописные навыки; это способность человека вступать в отношения с внешней средой, адаптироваться и функционировать в ней.
Поэтому сейчас одной из задач учителя русского языка и литературы, помимо качественного преподавания своего предмета, хорошей подготовки к ГИА и ЕГЭ, является формирование функциональной грамотности, прежде всего читательской грамотности. Её цель - нахождение информации для решения конкретной задачи.
Функциональное чтение предполагает владение следующими навыками:
- поиск информации;
- понимание прочитанного (смысловое чтение);
- работа с полученной информацией (оценка читательской грамотности применимы коммуникативные, творческие, игровые методы и приёмы, интерпретация) — речь идёт о критическом мышлении;
- применение информации для решения своих задач.
Учитель русского языка должен вырабатывать у учащихся умение понимать текст, а именно: выявлять общий смысл, определять позицию автора и уметь выстроить плановую структуру текста. Писать изложения с последующей отработкой приемов свертывания и развертывания текста, писать конспекты. Выстраивать выступления с опорой на прочитанный текст, формулировать свою мысль, логично излагать содержание. Уметь сопоставить одно языковое явление с другим, понимать и интерпретировать фразеологические обороты и крылатые выражения. Обучать правильности и уместности употребления той или иной фразы в определенном контексте. Немаловажно знать учащимся историю языка, сформировать у них языковое мировоззрение, обучить навыку работы со словарем. Также актуальны упражнения, направленные на моделирование реальных условий диалога с выбором нужных лексических средств. Работа в группах на развитие тематических бесед, дискуссий. Моделирование в рамках классного урока полемик на определенную тему с возможностью отстаивать свою позицию, привлекая для подкрепления нужную аргументацию. Особое внимание стоит уделять правильному восприятию, интерпретации речи собеседника в разных языковых ситуациях и при различном стилистическом окрашивании.
В формировании устной речи следует обратить внимание на такую форму подготовки как доклад на заданную тему. Следует отрабатывать на уроках разные виды пересказа, развить навык понимания средств массовой информации. Ознакомить с разными формами выступления. Все эти умения и навыки функциональны и будут востребованы в дальнейшей жизни.
Рассмотрим некоторые аспекты повышения функциональной грамотности учащихся на уроках русского языка и литературы.
Если проанализировать учебники русского языка, изданные в последние годы, можно обнаружить, что они соответствуют как новым стандартам, так и актуальным задачам современности: формированию функциональной грамотности. Заданий, упражнений чисто теоретического, репродуктивного характера значительно меньше, чем в прежних изданиях. Задания учебников помогают формировать у детей навыки поиска и оценки различной информации, они практико-ориентированны, направлены на развитие различных практических навыков.
Так, в учебниках Е.А.Быстровой, Л.В.Кибиревой для 5-9 класса создана актуальная для формирования функциональной грамотности рубрикация:
Анализируем текст
Как составить план текста
Как составить тезисы к тексту
Как написать конспект
Как готовиться к выступлению
Проводим лингвистические наблюдения
Все эти рубрики являются «проводниками» для учеников, улучшают их понимание задания, позволяют ставить перед собой вопросы, способствующие углубленному пониманию предмета. Многие задания включают в себя обязательную групповую работу, работу в парах, что дополнительно развивает коммуникативные навыки, умение сотрудничать.
В учебниках много заданий, направленных на самостоятельную работу, поиск ответа в Интернете, формирующих умение рассуждать и мыслить креативно, нестандартно. Подобрано множество упражнений творческого характера. Например, в упр.69 после знакомства с текстом ученического сочинения предлагается продолжить его по самостоятельно составленному плану. В упр. 66 дан отрывок из книги Д.С.Лихачёва «Письма о добром и прекрасном», в котором речь идёт об интеллигентности. Авторы учебника предлагают найти в тексте слова, в которых заключена позиция автора, высказать своё мнение по этому вопросу. А затем написать эссе на одну из предложенных тем об интеллигентности. Это и другие подобные упражнения готовят учеников к ЕГЭ и в то же время развивают функциональную грамотность, те умения, которые нужны в жизни, а именно: в любом тексте определять позицию автора, оценивать её, высказывать своё мнение по данному вопросу.
Для мотивации ребят, а также для развития функциональной грамотности детей учебники по русскому языку предлагают задания, развивающие не только креативное мышление, но и глобальные компетенции: обращение к региональным традициям, истории родного края или страны, исследовательской деятельности ученика, интернет-проектам. Так, в упр.142,193, 263 учебника Е.А.Быстровой для 6 класса задания направлены на знание народных промыслов, местной культуры, а упр. 92, 262 обращают учеников к дополнительной литературе, материалам Интернета.
Важно, чтобы школьник умел успешно взаимодействовать не только со сплошными текстами: упражнениями, текстами для чтения, материалами для диктантов. На уроках также должны демонстрироваться тексты табличной формы, в виде инфографики и графики, с рисунками и репродукциями, с кодовыми обозначениями, стрелками. Работа с такими «несплошными» текстами крайне важна для старшеклассников. Эти навыки будут не только проверяться на PISA и аттестации, но и понадобятся во взрослой жизни.
В учебниках русского языка данного автора также масса подобных «несплошных» текстов. Например, в упр. 260 (учебник 6 класса) дана схема линий Московского метрополитена, в которой ученикам предлагается найти станции, названные в честь знаменитых сынов России. В упр.183 (учебник 9 класса) репродукция картины К.А.Коровина «Ледовитый океан» включена в сам текст о талантливом художнике.
Таким образом, учебники последнего поколения помогают формировать навыки критического мышления, понимать любые, сплошные и «несплошные» тексты, извлекать нужную информацию, оценивать её; развивать коммуникативные и творческие навыки.
Что касается изменения методики преподавания, то за последние десятилетия в практику школы пришло и прижилось в ней много новых технологий, методов, приёмов. Они активно используются и учителями-словесниками.
Современные образовательные технологии:
1. Технология проблемного обучения
2. Технология критического мышления
3. Технология проблемно-диалогического обучения
4. ИК-технологии:
· мультимедийные (текстовая, цифровая, графическая, звуковая информация)
· интерактивные (интерактивная доска, интерактивный проектор)
· сетевые (опасность в том, что информация здесь как истинная, так и ложная)
· полиграфические (электронные книги)
5. Проектная деятельность (проекты информационные, исследовательские,
творческие, прикладные)
6. Исследовательская деятельность
Какие из перечисленных технологий я использую в своей работе?
На уроках литературы, анализируя тексты произведений, часто использую технологию проблемно-диалогического обучения. Пытаясь понять проблемы, поставленные писателем, ребята включаются в диалог с учителем и друг с другом. Важно тщательно продумать серию вопросов, нацеленных на то, чтобы шаг за шагом ученики постигали сложность и своеобразие произведения. Вопросы не должны быть подсказывающими, намекающими на однозначные ответы, а глубокие, требующие личностного осмысления проблем, образов, роли выразительных средств. Такие проблемные диалоги использую на уроках литературы в 10 классе по романам И.А.Гончарова «Обломов», И.С.Тургенева «Отцы и дети», Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание», Л.Н.Толстого «Война и мир», в 11 классе по роману-эпопее «Тихий Дон» и др.
Технология развития критического мышления.
Не менее важно умение самих обучающихся задавать вопросы себе и товарищам, ведь общение людей невозможно без вопросов человека к человеку, учителя к ученику, ученика к учителю. Практика показывает, что у современных школьников с этим большие проблемы. Одним из основных приёмов осмысления информации является постановка вопросов к тексту и поиск ответов на них. Многие учащиеся затрудняются это сделать. Надо учить этому умению ставить вопросы, ведь в результате ученик учится мыслить. Здесь можно воспользоваться приёмом «Ромашка Блума», основанном на работе с текстом. «Ромашка» состоит из шести лепестков, каждый из которых содержит определённый тип вопроса.
1. Простые вопросы. Отвечая на них, нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести какую-то информацию: «Что? Когда? Где? Как?» Вопрос начать со слова «Назови..»
2. Уточняющие вопросы начинаются со слов: «Если я правильно поняла, то..». Эти вопросы уточняют то, что он только что сказал.
3. Интерпретационные вопросы начинаются со слова «Почему?» и направлены на установление причинно-следственных связей.
4. Творческие вопросы. В них предположение, прогноз: «Что изменилось бы..», «Что будет, если..»
5. Практические вопросы устанавливают взаимосвязи между теорией и практикой: «Как можно применить..?», «Что можно сделать из..?», «Где в обычной жизни можно наблюдать..?», «Как бы вы поступили на месте героя ..?»
6. Оценочные вопросы направлены на оценку тех или иных фактов, явлений: «Как вы относитесь к поступку героя?».
Вопросы формулируют сами ученики, причём простые вопросы репродуктивного характера легко придумать, а остальные труднее.
Например, урок литературы в 9 классе по теме «Вольнолюбивая лирика А.С.Пушкина» проходит так: ученики придумывают вопросы по группам. Простые вопросы достаются ученикам послабее. Например, такие:
· Где происходит действие в стихотворении «Анчар»?
· Найдите описание анчара. Какое возникает впечатление?
· Что подчёркивает эпитет «послушно»?
Уточняющие вопросы:
· Если я вас правильно поняла, то при описании «древа яда» автор умышленно нагнетает мрачные краски от строфы к строфе. Докажите эту мысль, используя цитаты из текста.
· Если я вас правильно поняла, то Пушкин размышляет в стихотворении о праве одного человека на свободу и жизнь другого.
· Что значит выражение «послушно в путь потек»?
Интерпретационные вопросы:
· Почему строчка «Но человека человек» короче других?
· О чём говорит эпитет «властным взглядом»?
· На каком приёме построено стихотворение? Почему автор избрал такую двухчастную композицию?
Творческие вопросы:
· Как вы думаете, исчезли в нашем мире такие отношения между людьми, как между царём и рабом?
· Предположите, как связано стихотворение с судьбой самого поэта?
Практические вопросы:
· Где в обычной жизни вы могли бы сталкиваться с подобной ситуацией?
· Что нужно делать людям, чтобы на земле исчезла тирания и рабство?
· Испытывали ли вы такие чувства, как герои стихотворения?
Оценочные вопросы:
· Какие выразительные средства помогают выразить отношение автора к происходящему и героям?
· Как вы думаете, какую мысль хотел выразить в стихотворении А.С.Пушкин?
«Ромашка вопросов» - один из эффективных приёмов технологии критического мышления, который учит детей анализировать информацию, выражать своё отношение к ней, т.е. формулировать вопросы и находить на них ответы. Таким образом, он позволяет развивать функциональную грамотность на уроках русского языка и литературы.
Современный урок, внеурочное занятие трудно себе представить без использования ИК-технологий, без использования компьютера, Интернета. Компьютерные технологии становятся неотъемлемой частью современной культуры, в том числе и в сфере образования. Именно благодаря компьютерным технологиям существенно повышается интерес учащихся к предмету, активизируется мыслительная деятельность, а значит, формируется их функциональная грамотность.
Текстовые технологии – это разработка с помощью компьютера рабочих программ, конспектов уроков, сценариев внеурочных мероприятий, дидактических материалов, тестов, наглядных материалов, разработка презентаций по различным темам и т.п. Учащиеся также вовлекаются в работу с компьютером, им это нравится, например, они делают презентации по интересующим их темам, подбирают иллюстрации, строят схемы к обобщающим темам русского языка, пишут доклады, рефераты и т.п. На уроках литературы нередко используется звукозапись. Например, в 8 классе по теме «Стихи и песни Великой Отечественной войны» не обойтись без прослушивания песен военных лет. Ученики сами могут исполнить ту или иную песню, рассказать о её истории. Часто используются презентации, помогающие наглядно представить места, связанные с жизнью и творчеством писателей, поэтов, узнать о жизни легендарных героев произведений, например, таких. как Сергий Радонежский, Александр Невский. Составной частью урока по рассказу М.Шолохова «Судьба человека» (9 класс) является просмотр фрагментов из фильма С.Бондарчука, сопоставление фильма и литературного произведения. Так, в процессе обсуждения формируются умение интерпретировать произведения смежных искусств: музыки, живописи, кинематографа.
Интерактивные технологии незаменимы при проведении внеурочных мероприятий. Так, в рамках Дня родного языка мною была проведена школьная интеллектуальная игра по русскому языку «Грамотеи». Она была построена на использовании презентации, содержащей задания для участников и болельщиков. Без этих ярких, красочных иллюстраций, картинок, ребусов игра не прошла бы так интересно и увлекательно. Ребята активно участвовали как в процессе подготовки игры (готовили задания, настраивали технику), так и в её проведении.
Сетевые технологии, т.е. поиск информации в Интернете и работа с ней, часто используются учителем и обучающимися для написания рефератов, докладов, сочинений, подготовки устных выступлений, сообщений и т.п.
Все эти умения и навыки пригодятся ребятам в жизни.
Таким образом, на уроках русского языка и литературы учитель должен и может развивать функциональную грамотность учащихся, используя материалы учебников последнего поколения, применяя различные современные технологии и методики.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.