Выступление «Особенности профилактической работы с подростками»
Оценка 4.7

Выступление «Особенности профилактической работы с подростками»

Оценка 4.7
Работа в классе
doc
воспитание +1
Взрослым
23.02.2022
Выступление   «Особенности профилактической  работы с подростками»
Выступление на заседании школьного методического объединения воспитателей «Особенности профилактической работы с подростками»
выступление МО.doc

 

 

 

 

 

 

 

Выступление

на заседании школьного методического

объединения воспитателей

 

Тема выступления:

«Особенности профилактической

 работы с подростками»

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила:

Малахова Т.А.

воспитатель

 

 

2021 г.

 

 

Современное детство разворачивается в новой социальной ситуации развития. Мир ценностей современной молодежи широк и противоречив. Сегодня она живет интенсивно, не всегда правильно ориентируясь в социальной действительности. В настоящее время стала острой необходимостью профилактика среди несовершеннолетних правонарушений и преступлений, безнадзорности, насилия, употребления психоактивных веществ, наркотиков, алкоголя, табакокурения, сохранение физического и психического здоровья, пропаганда толерантности в молодежной среде, предупреждение терроризма и экстремизма.

Обозначенные проблемы находятся в поле внимания государства.

Гарантия прав участников профилактической работы осуществляется на основе соблюдения нормативно – правовых документов, регламентирующих практическую реализацию профилактики:

 - 120 ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений»,

- 95 ФЗ «Об основах социального обслуживания населения»,

 - ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», а также международные документы, регулирующие нормы помощи детям в трудной жизненной ситуации. Данные документы, регламентируя вопросы помощи и поддержки детей, фактически сформировали общегосударственную технологию работы с детьми группы риска.

Профилактика – это комплекс различного рода мероприятий, направленных на предупреждение какого-либо явления и/или устранение факторов риска. Цель профилактической работы: формирование  морально-нравственных ценностей, здорового образа жизни несовершеннолетних, предупреждение правонарушений, преступлений, насилия в детской и подростковой среде.

Согласно Федеральному закону "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» образовательная организация должна решать ряд задач по предотвращению правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних.

Основные задачи  профилактической работы:

-проводить мероприятия патриотической, духовно-нравственной направленности, мероприятия по профилактике наркомании, токсикомании, алкоголя, курения,  насилия в детской и подростковой среде;

-формировать у несовершеннолетних отношение к здоровью как бесценному дару природы;

-учить подростков делать осознанный выбор и решать возникшие проблемы самостоятельно в процессе социализации;

-осуществлять взаимодействие с учреждениями по защите прав детей, предупреждению правонарушений и антиобщественных деяний;

- оказывать помощь родителям в приобретении специальных знаний и навыков в воспитании несовершеннолетних.

Проблема профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в нашем обществе особенно остра. К сожалению, факторов, негативно влияющих на развитие и поведение детей и подростков, как внешних, так и внутренних, много. Актуальным и тревожным остается рост числа семей и детей, находящихся в социально-опасном положении. Чрезвычайной проблемой является ухудшение физического и психического здоровья молодежи в результате злоупотребления алкогольными напитками, наркотическими средствами и психотропными веществами.

Все это и много другое в комплексе составляют как причины, так и условия совершения подростками правонарушений. Устранение таких причин и условий - является немаловажной составляющей профилактики правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних.

Индикаторы неблагополучия  школьника можно выявить в следующих сферах жизнедеятельности:

- учебная деятельность;

- взаимоотношения со сверстниками;

- взаимоотношения со взрослыми;

- проведение свободного времени;

- отношение к труду  и к профессиональной ориентации;

- поведение и поступки.

Работа по профилактике правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних носит систематический характер, включает несколько компонентов и начинается с изучения каждого обучающегося и его семьи.

В начале каждого учебного года создаётся паспортизация семей, выявляются трудные дети, создаётся банк данных учащихся, оказавшихся в тяжелой жизненной ситуации, и семей, находящихся в социально-опасном положении, с целью оказания последующей помощи. В моей группе есть одна семья «группы риска», в которых не все благополучно. К этой семье повышенный контроль, постоянный контакт, а также выходы в семью.

Важным компонентом в системе профилактике правонарушений является ликвидация пробелов в знаниях учащихся.  Если учащийся по каким-либо причинам не усвоил часть учебной программы, у него появляется психологический дискомфорт, оттого что он не усваивает дальнейший материал, ощущает себя ненужным на уроке, ему скучно, и он ищет понимание у  «друзей с улицы». В связи с этим   ежедневно осуществляю контроль успеваемости. Посещаю уроки, а также  обсуждаю с учителями-предметниками поведение, работу на уроке учащихся, требующих к себе повышенного внимания и контроля. Это  позволяет своевременно принять меры к ликвидации пробелов  в знаниях путем проведения дополнительных занятий и индивидуальной работы с такими учащимися, снять «синдром неудачника. Во время самоподготовки осуществляю контроль за подготовкой учащимися домашних заданий, выполнением письменного домашнего задания, ведением тетрадей.

 

 

 

 

 Следующим важным звеном в профилактической работе, является контроль посещаемости занятий. Необходимо учитывать, что у ученика, прогулявшего хотя бы один день занятий, если  не принять к нему своевременных мер, появляется  чувство безнаказанности, которое подтолкнет его на повторные прогулы. Такого подростка легко вовлечь в противоправную и преступную деятельность.

Поэтому, веду контроль посещаемости уроков, ежемесячный учет пропуска учащимися занятий по уважительной или без уважительной причины. В случае пропуска занятий учеником выясняю у родителей причину отсутствия.

Основные формы взаимодействия на учащихся в плане профилактики безнадзорности:

•  Беседа классного руководителя с учащимся индивидуально, а также на классном часе.

• Активное вовлечение учащегося в занятия спортивных секций, художественных коллективов, общественную жизнь класса.

• Своевременное информирование родителей этих учащихся ( телефонный звонок, посещение на дому).

• Беседа психолога с этим учащимся.

• Беседа социального педагога с прогульщиком.

• Вызов прогульщика с родителями на заседание совета профилактики школы.

Одна из форм профилактической работы — информирование. Это наиболее привычное для нас направление профилактической работы в форме часов общения, лекций, бесед, просмотр видео- и телефильмов. Суть подхода заключается в попытке воздействия на сознание подростка с целью повышения ее способности к принятию конструктивных решений.

Здесь важно своевременно преподнести информацию. Перспективному развитию данного подхода может способствовать отказ от преобладания запугивающей информации, а также дифференциация информации по полу, возрасту, социально-экономическим характеристикам.

Проводим часы общения различной направленности:

• тематические, нравственные,

• по патриотическому воспитанию,

• формированию здорового образа жизни,

• профилактики психоактивных веществ, СПИДа и противоправного поведения.

Следующее направление профилактической работы - организация досуга и свободного времени учащихся,  широкое вовлечение учащихся, особенно  детей из «группы риска», в занятия спортом, кружковую работу, привлечение к участию в конкурсах, школьных мероприятиях -  важнейшее направление воспитательной деятельности.

Если говорить коротко «Ребёнок должен быть занят, чтобы не было времени страдать ерундой».

Система дополнительного образования нашей школы, ежедневное проведение различных мероприятий,  в основном, решают проблему занятости школьников во внеучебное время.

Все  учащиеся нашего класса, в том числе и  «группы риска», посещают секцию «ОФП», факультатив «Гончарное дело», Соня Б. – творческое объединение «Мир декупажа».

Стараясь, направить энергию детей в правильное русло, вовлекаю  ребят в мероприятия различного уровня,  задействую их в общешкольных и  общественно полезных мероприятиях:

- Кирилл А. и Алексей Ч. участвовали в  празднике, посвященном Дню учителя;

- 3 человека  приняли участие в мероприятии по ПДД для начальных классов;

-    в патрулировании пешеходного перехода в районе школы – интерната;

Наш  класс  принимает активное  участие в различных акциях, организованных в школе.

Организую коллективную творческую деятельность, посредством  которой происходит процесс освоения общественных норм и ценностей, дети учатся взаимодействовать, сотрудничать, искать точки соприкосновения. Ребята с удовольствием принимали участие в изготовлении коллажа по ПДД,  подготовке работ в творческих конкурсах, а сейчас очень заинтересовало участие в работе школьной мультстудии.

С целью сплочения классного коллектива, налаживания добрых взаимоотношений с прошлого года в классе появилась традиция чествовать именинников с чаепитием, поздравлениями, конкурсами.

Принимаю активное участие в организации  занятости детей в каникулярное время, особенно детей из группы риска. Дети моей группы ежегодно отдыхают в загородном лагере «Сосновый бор» и в лагере дневного пребывания на базе школы – интерната.

 Данные меры, на мой взгляд, способствуют развитию творческой инициативы ребенка, активному полезному  проведению досуга, формированию законопослушного поведения, значительно ограничивают риск  мотивации на асоциальное поведение.

Пропаганда здорового образа жизни – следующее звено профилактической  работы. Моя задача в данном направлении, формирование привычки к ЗОЖ. Важно показать ребятам, что в реальной жизни есть очень много увлекательного и интересного. Донести до них идею, что здоровым быть здорово.

Наиболее приемлемые формы работы - беседы, «классный видеочас» с  просмотром и обсуждением видеороликов, уроки здоровья, часы размышлений и др. При этом моя роль, заключается в  режиссуре, направлении беседы и подведении  итогов, предоставив максимальную возможность активности подростков в обсуждении и свободного высказывания своих мнений.
        Стараюсь,  чтобы пропаганда здорового образа жизни не была навязчивой, начинаю с неформальных бесед, стараюсь узнать привычки, наклонности учеников. Самая больная тема в подростковом возрасте – табакокурение. К сожалению, в группе есть несколько человек, замеченных за курением.

С этими обучающимися проводится просветительская работа о вреде курения с просмотром видеофильмов индивидуально и в группах.

Информируются родители этих учеников с предъявлением требований к родителям о контроле над образом жизни ребенка во внеурочное время (круг общения, недопустимость пребывания на улице позднее 22 часов, контроль над наличием и использованием карманных денег, внимание к одежде ребенка и др.).

 Борьба с пагубной привычкой идет с переменным успехом.

 Правовое воспитание. Как известно, незнание не освобождает от ответственности, поэтому пропаганда правовых знаний – необходимое звено в профилактике асоциального поведения.  

Организуя с обучающимися разъяснительную работу о видах ответственности за те или иные противоправные поступки,  стараюсь опираться на реальные факты, делая упор на статьи закона. Надеюсь, это помогает ребятам осознать, что всегда присутствуют ответственность и неминуемое наказание за любой совершенный поступок.

Неотъемлемая часть профилактической  работы по предупреждению правонарушений и безнадзорности  – это взаимодействие с родителями обучающихся.  Воспитатель и классный руководитель должен обладать большой педагогической «гибкостью» в работе с семьей, тем более, что работаем мы с различными категориями семей.

Основные формы взаимодействия с семьей:

Исследование положения ребенка дома.

Выступление преподавателей на собраниях с родителями.

Посещение семей.

Встречи с сотрудниками ИДН, следственных органов, прокуратуры.

Привлечение специалистов для консультаций родителей.

Проведение тематических собраний, творческих встреч.

Самая большая проблема в работе с родителями – это собрать всех одновременно, т.к. большинство семей (10 из 17) проживают удаленно от школы. Поэтому достаточно сложно организовать совместные мероприятия по пропаганде педагогических знаний, повышения  педагогической культуры родителей.  В основном, общение проходит индивидуально с каждым родителем по мере необходимости, либо с помощью современных средств связи (телефон, ватсап, электронная почта).

Особое внимание в работе по профилактике правонарушений и безнадзорности уделяется  работе с социально неблагополучными семьями и детьми из этих семей.

В школе уже сложился определенный алгоритм работы с данными семьями. В  течение года совместно с социальным педагогом посещаем неблагополучные семьи, изучаем жилищные условия учащихся, в домашней обстановке беседуем с родителями, взрослыми членами семьи, составляем акты обследования жилищных условий, выясняем положение ребенка в семье, его взаимоотношения с родителями. Самые частые гости мы в семье Череповского Алеши, т.к. там сложная ситуация в семье.

 Одним из важнейших направлений профилактической школьной  деятельности является выявление, постановка на внутришкольный контроль обучающихся с асоциальным поведением  и организация индивидуально-профилактической работы с «трудным» ребенком.

При выявлении и постановке на ВШК учащегося необходимо изучить и иметь  полную информацию о семье, чтобы, так сказать понять «откуда растут ноги» асоциального поведения. При разработке плана индивидуальной работы с учащимся, необходимо выявить положительные черты личности «трудного» ребенка, его интересы, на которые можно опереться при коррекционной работе.

В группе есть несколько ребят из «группы риска», которые воспитываются в сложных семьях. Поэтому постоянно стараюсь держать их  на контроле.

Таким образом, профилактическая работа с обучающимися – процесс сложный, многоаспектный, продолжительный по времени. Надо отметить, что в организации профилактической работы наряду с классным руководителем  особо важным является убеждение всего педагогического коллектива в необходимости этой деятельности, отказе от   декларативной формы общения с родителями и учащимися; ориентации на то, что ребенок в  этом процессе – активный участник, а не пассивный объект образовательной деятельности. Необходимо, чтобы не только специалисты (педагог-психолог, социальный педагог, классные руководители), но и педагоги – предметники, педагоги дополнительного образования - весь коллектив школы участвовали в воспитательном процессе и были задействованы в программе профилактики правонарушений. Только совместные усилия, работа в системе всего коллектива будут способствовать успеху в этом направлении.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Выступление на заседании школьного методического объединения воспитателей

Выступление на заседании школьного методического объединения воспитателей

Современное детство разворачивается в новой социальной ситуации развития

Современное детство разворачивается в новой социальной ситуации развития

Актуальным и тревожным остается рост числа семей и детей, находящихся в социально-опасном положении

Актуальным и тревожным остается рост числа семей и детей, находящихся в социально-опасном положении

Следующим важным звеном в профилактической работе, является контроль посещаемости занятий

Следующим важным звеном в профилактической работе, является контроль посещаемости занятий

Система дополнительного образования нашей школы, ежедневное проведение различных мероприятий, в основном, решают проблему занятости школьников во внеучебное время

Система дополнительного образования нашей школы, ежедневное проведение различных мероприятий, в основном, решают проблему занятости школьников во внеучебное время

Стараюсь, чтобы пропаганда здорового образа жизни не была навязчивой, начинаю с неформальных бесед, стараюсь узнать привычки, наклонности учеников

Стараюсь, чтобы пропаганда здорового образа жизни не была навязчивой, начинаю с неформальных бесед, стараюсь узнать привычки, наклонности учеников

В школе уже сложился определенный алгоритм работы с данными семьями

В школе уже сложился определенный алгоритм работы с данными семьями
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.02.2022