Выступление
на заседании школьного методического
объединения воспитателей
Тема выступления:
«Особенности профилактической
работы с подростками»
Подготовила:
Малахова Т.А.
воспитатель
2021 г.
Современное детство разворачивается в новой социальной ситуации развития. Мир ценностей современной молодежи широк и противоречив. Сегодня она живет интенсивно, не всегда правильно ориентируясь в социальной действительности. В настоящее время стала острой необходимостью профилактика среди несовершеннолетних правонарушений и преступлений, безнадзорности, насилия, употребления психоактивных веществ, наркотиков, алкоголя, табакокурения, сохранение физического и психического здоровья, пропаганда толерантности в молодежной среде, предупреждение терроризма и экстремизма.
Обозначенные проблемы находятся в поле внимания государства.
Гарантия прав участников профилактической работы осуществляется на основе соблюдения нормативно – правовых документов, регламентирующих практическую реализацию профилактики:
- 120 ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений»,
- 95 ФЗ «Об основах социального обслуживания населения»,
- ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», а также международные документы, регулирующие нормы помощи детям в трудной жизненной ситуации. Данные документы, регламентируя вопросы помощи и поддержки детей, фактически сформировали общегосударственную технологию работы с детьми группы риска.
Профилактика – это комплекс различного рода мероприятий, направленных на предупреждение какого-либо явления и/или устранение факторов риска. Цель профилактической работы: формирование морально-нравственных ценностей, здорового образа жизни несовершеннолетних, предупреждение правонарушений, преступлений, насилия в детской и подростковой среде.
Согласно Федеральному закону "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» образовательная организация должна решать ряд задач по предотвращению правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних.
Основные задачи профилактической работы:
-проводить мероприятия патриотической, духовно-нравственной направленности, мероприятия по профилактике наркомании, токсикомании, алкоголя, курения, насилия в детской и подростковой среде;
-формировать у несовершеннолетних отношение к здоровью как бесценному дару природы;
-учить подростков делать осознанный выбор и решать возникшие проблемы самостоятельно в процессе социализации;
-осуществлять взаимодействие с учреждениями по защите прав детей, предупреждению правонарушений и антиобщественных деяний;
- оказывать помощь родителям в приобретении специальных знаний и навыков в воспитании несовершеннолетних.
Проблема профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в нашем обществе особенно остра. К сожалению, факторов, негативно влияющих на развитие и поведение детей и подростков, как внешних, так и внутренних, много. Актуальным и тревожным остается рост числа семей и детей, находящихся в социально-опасном положении. Чрезвычайной проблемой является ухудшение физического и психического здоровья молодежи в результате злоупотребления алкогольными напитками, наркотическими средствами и психотропными веществами.
Все это и много другое в комплексе составляют как причины, так и условия совершения подростками правонарушений. Устранение таких причин и условий - является немаловажной составляющей профилактики правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних.
Индикаторы неблагополучия школьника можно выявить в следующих сферах жизнедеятельности:
- учебная деятельность;
- взаимоотношения со сверстниками;
- взаимоотношения со взрослыми;
- проведение свободного времени;
- отношение к труду и к профессиональной ориентации;
- поведение и поступки.
Работа по профилактике правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних носит систематический характер, включает несколько компонентов и начинается с изучения каждого обучающегося и его семьи.
В начале каждого учебного года создаётся паспортизация семей, выявляются трудные дети, создаётся банк данных учащихся, оказавшихся в тяжелой жизненной ситуации, и семей, находящихся в социально-опасном положении, с целью оказания последующей помощи. В моей группе есть одна семья «группы риска», в которых не все благополучно. К этой семье повышенный контроль, постоянный контакт, а также выходы в семью.
Важным компонентом в системе профилактике правонарушений является ликвидация пробелов в знаниях учащихся. Если учащийся по каким-либо причинам не усвоил часть учебной программы, у него появляется психологический дискомфорт, оттого что он не усваивает дальнейший материал, ощущает себя ненужным на уроке, ему скучно, и он ищет понимание у «друзей с улицы». В связи с этим ежедневно осуществляю контроль успеваемости. Посещаю уроки, а также обсуждаю с учителями-предметниками поведение, работу на уроке учащихся, требующих к себе повышенного внимания и контроля. Это позволяет своевременно принять меры к ликвидации пробелов в знаниях путем проведения дополнительных занятий и индивидуальной работы с такими учащимися, снять «синдром неудачника. Во время самоподготовки осуществляю контроль за подготовкой учащимися домашних заданий, выполнением письменного домашнего задания, ведением тетрадей.
Следующим важным звеном в профилактической работе, является контроль посещаемости занятий. Необходимо учитывать, что у ученика, прогулявшего хотя бы один день занятий, если не принять к нему своевременных мер, появляется чувство безнаказанности, которое подтолкнет его на повторные прогулы. Такого подростка легко вовлечь в противоправную и преступную деятельность.
Поэтому, веду контроль посещаемости уроков, ежемесячный учет пропуска учащимися занятий по уважительной или без уважительной причины. В случае пропуска занятий учеником выясняю у родителей причину отсутствия.
Основные формы взаимодействия на учащихся в плане профилактики безнадзорности:
• Беседа классного руководителя с учащимся индивидуально, а также на классном часе.
• Активное вовлечение учащегося в занятия спортивных секций, художественных коллективов, общественную жизнь класса.
• Своевременное информирование родителей этих учащихся ( телефонный звонок, посещение на дому).
• Беседа психолога с этим учащимся.
• Беседа социального педагога с прогульщиком.
• Вызов прогульщика с родителями на заседание совета профилактики школы.
Одна из форм профилактической работы — информирование. Это наиболее привычное для нас направление профилактической работы в форме часов общения, лекций, бесед, просмотр видео- и телефильмов. Суть подхода заключается в попытке воздействия на сознание подростка с целью повышения ее способности к принятию конструктивных решений.
Здесь важно своевременно преподнести информацию. Перспективному развитию данного подхода может способствовать отказ от преобладания запугивающей информации, а также дифференциация информации по полу, возрасту, социально-экономическим характеристикам.
Проводим часы общения различной направленности:
• тематические, нравственные,
• по патриотическому воспитанию,
• формированию здорового образа жизни,
• профилактики психоактивных веществ, СПИДа и противоправного поведения.
Следующее направление профилактической работы - организация досуга и свободного времени учащихся, широкое вовлечение учащихся, особенно детей из «группы риска», в занятия спортом, кружковую работу, привлечение к участию в конкурсах, школьных мероприятиях - важнейшее направление воспитательной деятельности.
Если говорить коротко «Ребёнок должен быть занят, чтобы не было времени страдать ерундой».
Система дополнительного образования нашей школы, ежедневное проведение различных мероприятий, в основном, решают проблему занятости школьников во внеучебное время.
Все учащиеся нашего класса, в том числе и «группы риска», посещают секцию «ОФП», факультатив «Гончарное дело», Соня Б. – творческое объединение «Мир декупажа».
Стараясь, направить энергию детей в правильное русло, вовлекаю ребят в мероприятия различного уровня, задействую их в общешкольных и общественно полезных мероприятиях:
- Кирилл А. и Алексей Ч. участвовали в празднике, посвященном Дню учителя;
- 3 человека приняли участие в мероприятии по ПДД для начальных классов;
- в патрулировании пешеходного перехода в районе школы – интерната;
Наш класс принимает активное участие в различных акциях, организованных в школе.
Организую коллективную творческую деятельность, посредством которой происходит процесс освоения общественных норм и ценностей, дети учатся взаимодействовать, сотрудничать, искать точки соприкосновения. Ребята с удовольствием принимали участие в изготовлении коллажа по ПДД, подготовке работ в творческих конкурсах, а сейчас очень заинтересовало участие в работе школьной мультстудии.
С целью сплочения классного коллектива, налаживания добрых взаимоотношений с прошлого года в классе появилась традиция чествовать именинников с чаепитием, поздравлениями, конкурсами.
Принимаю активное участие в организации занятости детей в каникулярное время, особенно детей из группы риска. Дети моей группы ежегодно отдыхают в загородном лагере «Сосновый бор» и в лагере дневного пребывания на базе школы – интерната.
Данные меры, на мой взгляд, способствуют развитию творческой инициативы ребенка, активному полезному проведению досуга, формированию законопослушного поведения, значительно ограничивают риск мотивации на асоциальное поведение.
Пропаганда здорового образа жизни – следующее звено профилактической работы. Моя задача в данном направлении, формирование привычки к ЗОЖ. Важно показать ребятам, что в реальной жизни есть очень много увлекательного и интересного. Донести до них идею, что здоровым быть здорово.
Наиболее
приемлемые формы работы - беседы, «классный видеочас» с просмотром и обсуждением
видеороликов, уроки здоровья, часы размышлений и др. При этом моя роль,
заключается в режиссуре, направлении беседы и подведении итогов,
предоставив максимальную возможность активности подростков в обсуждении и
свободного высказывания своих мнений.
Стараюсь, чтобы пропаганда здорового образа жизни не была навязчивой,
начинаю с неформальных бесед, стараюсь узнать привычки, наклонности учеников. Самая
больная тема в подростковом возрасте – табакокурение. К сожалению, в группе
есть несколько человек, замеченных за курением.
С этими обучающимися проводится просветительская работа о вреде курения с просмотром видеофильмов индивидуально и в группах.
Информируются родители этих учеников с предъявлением требований к родителям о контроле над образом жизни ребенка во внеурочное время (круг общения, недопустимость пребывания на улице позднее 22 часов, контроль над наличием и использованием карманных денег, внимание к одежде ребенка и др.).
Борьба с пагубной привычкой идет с переменным успехом.
Правовое воспитание. Как известно, незнание не освобождает от ответственности, поэтому пропаганда правовых знаний – необходимое звено в профилактике асоциального поведения.
Организуя с обучающимися разъяснительную работу о видах ответственности за те или иные противоправные поступки, стараюсь опираться на реальные факты, делая упор на статьи закона. Надеюсь, это помогает ребятам осознать, что всегда присутствуют ответственность и неминуемое наказание за любой совершенный поступок.
Основные формы взаимодействия с семьей:
Исследование положения ребенка дома.
Выступление преподавателей на собраниях с родителями.
Посещение семей.
Встречи с сотрудниками ИДН, следственных органов, прокуратуры.
Привлечение специалистов для консультаций родителей.
Проведение тематических собраний, творческих встреч.
Самая большая проблема в работе с родителями – это собрать всех одновременно, т.к. большинство семей (10 из 17) проживают удаленно от школы. Поэтому достаточно сложно организовать совместные мероприятия по пропаганде педагогических знаний, повышения педагогической культуры родителей. В основном, общение проходит индивидуально с каждым родителем по мере необходимости, либо с помощью современных средств связи (телефон, ватсап, электронная почта).
Особое внимание в работе по профилактике правонарушений и безнадзорности уделяется работе с социально неблагополучными семьями и детьми из этих семей.
В школе уже сложился определенный алгоритм работы с данными семьями. В течение года совместно с социальным педагогом посещаем неблагополучные семьи, изучаем жилищные условия учащихся, в домашней обстановке беседуем с родителями, взрослыми членами семьи, составляем акты обследования жилищных условий, выясняем положение ребенка в семье, его взаимоотношения с родителями. Самые частые гости мы в семье Череповского Алеши, т.к. там сложная ситуация в семье.
Одним из важнейших направлений профилактической школьной деятельности является выявление, постановка на внутришкольный контроль обучающихся с асоциальным поведением и организация индивидуально-профилактической работы с «трудным» ребенком.
При выявлении и постановке на ВШК учащегося необходимо изучить и иметь полную информацию о семье, чтобы, так сказать понять «откуда растут ноги» асоциального поведения. При разработке плана индивидуальной работы с учащимся, необходимо выявить положительные черты личности «трудного» ребенка, его интересы, на которые можно опереться при коррекционной работе.
В группе есть несколько ребят из «группы риска», которые воспитываются в сложных семьях. Поэтому постоянно стараюсь держать их на контроле.
Таким образом, профилактическая работа с обучающимися – процесс сложный, многоаспектный, продолжительный по времени. Надо отметить, что в организации профилактической работы наряду с классным руководителем особо важным является убеждение всего педагогического коллектива в необходимости этой деятельности, отказе от декларативной формы общения с родителями и учащимися; ориентации на то, что ребенок в этом процессе – активный участник, а не пассивный объект образовательной деятельности. Необходимо, чтобы не только специалисты (педагог-психолог, социальный педагог, классные руководители), но и педагоги – предметники, педагоги дополнительного образования - весь коллектив школы участвовали в воспитательном процессе и были задействованы в программе профилактики правонарушений. Только совместные усилия, работа в системе всего коллектива будут способствовать успеху в этом направлении.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.