МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДЕТСКИЙ САД №4 «СВЕТЛЯЧОК»
Выступление на педсовете
по теме:
Работа вокальной студии «Домисолька»
Составил:
Музыкальный руководитель
МДОУ ЦРР д/с № 4 «Светлячок»
Оганнисян Н. М.
Серпухов
2018
Работа вокальной студии «Домисолька»
Коллектив нашего детского сада 2017-18 уч. году приступил к целенаправленной, систематической работе по развитию талантливых и одаренных детей.
Руководствуясь проектом «Одаренный ребенок», я разработала программу вокального кружка «Домисолька» для детей 5-7 лет, имеющих высокие показатели по результатам диагностики музыкального развития детей.
Цель программы: Развитие природных, творческих задатков, вокально-певческих способностей и исполнительского мастерства у старших дошкольников.
Задачи по реализации программы:
1. Развивать у воспитанников музыкальную память, вокальную артикуляцию, расширять диапазон голоса, учить петь с музыкальным сопровождением и a cappella.
2. Способствовать развитию исполнительского потенциала: помочь воспитанникам научиться красиво и артистично держаться и двигаться на сцене, эмоционально и выразительно исполнять песенный разно жанровый репертуар.
3. Формировать вокально-хоровые навыки, навыки совместной деятельности в коллективе, ответственность за коллективное творчество.
Программа включает следующие разделы:
1. восприятие музыки;
2. развитие музыкального слуха и голоса;
3. песенное творчество;
4. певческая установка;
5. певческие навыки.
Возрастные особенности воспитанников позволяют включать в работу вокального кружка два взаимосвязанных направления:
1. Вокальную работу (постановку певческого голоса).
2. Организацию певческой деятельности в различных видах коллективного исполнительства, в которую входит: пение хором в унисон; хоровыми группами (дуэт, трио и т. д); тембровыми подгруппами; при включении в хор солистов; пение под фонограмму; пение по нотам.
Этапы работы с детьми по формированию вокальных навыков:
1. Выявление особенности певческого звучания каждого ребенка и чистоту интонирования мелодии.
2. Определение ребенка в ту или иную тембровую подгруппу в соответствии с природным типом голоса.
Условия, необходимые для формирования вокальных навыков
1. Новизна - музыкального репертуара, подобранного с учетом возможностей и предпочтений детей; он должен быть сложнее, разнообразным и вариативным.
2. Игровой характер музыкальных занятий и упражнений, практическое погружение воспитанников в исполнительскую деятельность.
3. Атрибуты для занятий (шумовые инструменты, музыкально – дидактические игры, пособия).
4. Сценические костюмы, необходимые для создания образа и становления маленького артиста.
5. Звуковоспроизводящая аппаратура (аудиомагнитофон, микрофон, кассеты и СD-диски – чистые и с записями музыкального материала);
6. Активная концертная деятельность воспитанников.
Методические приемы:
1. Разучивание песен в три этапа: знакомство с песней в целом (трудный текст песни прочитывается как стихотворение, пение без сопровождения); работа над вокальными и хоровыми навыками (звукообразование, дыхание, дикция, чистое интонирование); -проверка знания у детей об усвоении песни (оценка педагогом и детьми).
2. Работа над произведением: исполнение песни с полузакрытым ртом; применение слогового пения («ля», «бом» и др.); четкое проговаривание согласных в конце слова; произношение слова шепотом в ритме песни; выделение, подчеркивание отдельной фразы, слова; настрой перед началом пения (тянуть один первый звук); задержка на отдельном звуке и прислушивание, как он звучит; акцентирование внимания на высоте звука, направление мелодии; использование элементов дирижирования; пение без сопровождения; использование зрительной наглядности.
3. Работа по звуковедению: выразительный показ (a cappella); образные упражнения; вопросы; оценка качества исполнение песни
Формы и методы работы для достижения поставленной цели:
- применение на занятиях
- прогулки
- досуг
- праздники
- развлечения
- консультации
- беседы
- атрибуты
Партнёры:
- воспитанники
- педагоги
- родители
Группы – участники проекта
Группа |
Результат |
Воспитанники |
Развитие вокальных навыков, речи и чувства ритма. |
Пополнение словарного запаса. |
|
Развитие коммуникативных отношений. |
|
Развитие координации движений. |
|
Развитие музыкально – творческих способностей |
|
|
Участие в концертах, праздниках, развлечениях. |
Педагоги |
Ознакомление с репертуаром |
Участие в праздниках, развлечениях |
|
Индивидуальные беседы |
|
Изготовление атрибутов |
|
Родители |
Совместное разучивание репертуара. |
Участие в музыкальных праздниках, развлечениях, концертах. |
|
Изготовление костюмов, атрибутов |
|
Консультации, беседы |
|
|
Этапы реализации проекта.
Этапы |
Педагог |
Воспитанники |
Родители |
Подготовительный |
Составление плана мероприятий. |
Проведение занятий. |
Участие в приобретении и изготовлении атрибутов. |
Распределение обязанностей между группами. |
Организация занятий.
|
||
Проведение практических занятий. |
Использование материала в повседневной жизни. |
||
Основной |
Проведение занятий направленных на музыкальное развитие и развитие вокальных способностей детей. |
Участие в играх. Пропевание, распевок, попевок, потешек, песенок - бусинок. Активизация словарного запаса. |
Разучивание и закрепление. Участие в организации игр и музыкальных праздников.
|
Развитие координации движений, пластики. |
|||
Создание положительного – эмоционального климата |
|||
Заключи тельный |
Проведение итогов работы (праздники, развлечения, концерты, конкурсы…) |
Развитие музыкально – ритмической, вокальной, активности воспитанников. |
Беседы, Консультации. |
Критерии и показатели эффективности работы:
Последовательность работы на примере одного занятия:
1. Распевание.
Цель: подготовка голосового аппарата ребенка к разучиванию и исполнению вокальных произведений. Упражнения (попевки, вокализ) исполняются в среднем, удобном диапазоне, с транспонированием вверх и вниз по полутонам в течение 10 минут
2. Динамическая пауза в форме физминутки.
Цель: отдых голосового аппарата после распевания в течение 1-2 минуты.
2. Основная часть.
Цель: развитие исполнительского мастерства, разучивание песенного репертуара. Разучивание текста, отдельных фраз и мелодий по нотам. Работа над чистотой интонирования, правильной дикцией и артикуляцией, дыхания по фразам, динамическими оттенками.
3. Заключительная часть.
Цель: работа над выразительным, артистичным исполнением. Пение с движениями, оценка, самооценка.
Результат проведенной работы:
Итогом моей работы является:
Работая с одаренными детьми, я пришла к выводу: очень важно, чтобы зерна детского таланта попали на благодатную почву. Рядом с ребенком в нужный момент должен оказаться умный, внимательный наставник, который бы способствовал развитию таланта, научил бы ребенка трудиться. Я считаю, что у одаренного ребенка певческие способности необходимо развивать с самого раннего детства.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.