Выступление семинара "Безотметочная система оценивания в 1 классе.

  • docx
  • 02.05.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Безотметочная система оцениванияв 1 классе.docx

Безотметочная система оцениванияв 1 классе. 

Интерес к учению появляется только тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха. В.А.Сухомлинский. 
Необходимость перехода на 12-летнее обучение обусловлена решением таких основных задач, как повышение конкурентоспособности казахстанского образования и уровня общего образования, обновление содержания, усиление личностно-ориентированного образования, сохранение здоровьесберегающей среды, влияние демографических и социально-экономических факторов. 
Переход на 12-летнее обучение требует новые подходы в образовании . Если в прошлом веке обучение было ориентировано на получение информации от учителя и из учебника, то школа XXI века акцентируется на исследовательскую работу, активную работу учеников. 
Сегодня актуален подход не «образование на всю жизнь», а «образование в течение всей жизни». Необходимо сформировать у учащихся психологическую готовность к дальнейшему образованию и переквалификации, они должны воспринимать это как жизненную необходимость. 
Главные принципы введения 12-летней системы образования рассмотрены в «Концепции развития образования в Республике Казахстан до 2015 года». В современном мире основными характеристиками образовательных систем являются повышение требований к уровню культуры, образованности и профессиональной квалификации населения. 
Одним из основных условий функционирования системы образования является качественная система контроля и оценки знаний. 
Изменение формы оценивания учебных достижений является очень важным, поскольку в настоящее время неоспорим тот факт, что оценивание оказывают решающее влияние на процесс обучения. 
Оцениванию не должны подвергаться личные качества ребенка. Все формы оценивания являются личным достоянием ребенка, и не являются предметом сравнения с достижениями других детей. Оценки не должны служить причиной наказания или поощрения ребенка со стороны учителя и родителей. 
Младший школьник в силу своих возрастных особенностей не вполне осознает значение отметки. Отметка, полученная за выполненную работу, воспринимается как оценка его личности в целом, во многом определяющей систему социальных отношений в семье и школе. 
Поэтому безотметочная система оценивания в начальной школе способствует более успешной и быстрой адаптации ребенка к школе, не вызывая психотравмирующего воздействия. 
Безотметочное обучение представляет собой систему, в которой отсутствует балльная форма отметки как форма количественного выражения результата оценочной деятельности, отражает 
качественный результат процесса обучения, предусматривает выявление индивидуальной динамики усвоения ребенком знаний и умений и индивидуальную траекторию развития. 
Никакому оцениванию не подлежат темп работы ученика, личностные качества школьников, особенности психических процессов 
Для отслеживания уровня усвоения знаний и умений используются: 
стартовая диагностика; 
текущие проверочные работы; 
итоговые проверочные работы; 
демонстрация достижений учащихся (портфолио) 
Стартовая диагностика в первых классах основывается на результатах мониторинга общей готовности первоклассников к обучению в школе и результатах оценки их предметной готовности к изучению данного курса. 
Стартовая работа позволяет определить актуальный уровень знаний, необходимый для обучения, а также «зону ближайшего развития предметных знаний», организовать коррекционную работу в «зоне актуальных знаний». 
Частичное или даже полное отсутствие у ребенка отдельных знаний или навыков указывает на необходимость индивидуальной коррекционной работы с данным ребенком в течение адаптационного периода. 
Отметки не выставляются, а качество усвоения и уровень знаний и умений оценивается следующими видами оценочных суждений: 
- хорошо знает и может применить на практике полученное знание; 
- знает; 
- сомневается; 
- не знает; 
- не выявлено. 
Все виды контрольно-оценочных работ (стартовая, текущая, итоговая) по учебным 
предметам анализируются по отдельным знаниям и умениям. 
Критерии определения уровня овладения знаниями и умениями: 
- очень высокий уровень(ОВУ) - 95-100% выполнения; 
- высокий уровень(ВУ) - 75-94% выполнения; 
- средний уровень(СУ) - 50-74% выполнения; 
- ниже среднего уровень (НСУ)- 30-49% выполнения; 
- низкий уровень(НУ) - менее 30% выполнения. 
Результаты анализа работ каждого учащегося оформляются на листе и доводятся до сведения 
родителей учащихся через дневник. 

Приёмы безотметочного оценивания знаний и умений: 
• Волшебные линеечки 
• Словесное оценивание 
• Знаковая символика 
• «Лесенка» 
• «Солнышко» 
• «Подъём в гору» 
• «Древо» 
• «Радуга» 
• Карта достижений 
• Портфолио 
«Волшебные линеечки» 
«Волшебная линеечка» - это отрезок, разделенный на высокий, средний или нижний уровни, который может быть расположен горизонтально или вертикально. Крайняя правая или верхняя точка – это высший уровень, который достигается, если задание выполнено максимально приближенно к образцу. «Линеечка» может содержать несколько шкал: правильность, аккуратность, красота, пропуск букв и т.п. На полях тетради ученик рисует «линеечку» и ставит на ней крестик на том уровне, которого, по его мнению, он достиг. При проверке тетрадей учитель ставит крестик красного цвета в то место, где, по его мнению, он должен находиться. 
На начальном этапе желательно задавать только один критерий 

Словесное оценивание 
В оценочных суждениях необходимо придерживаться некоторых правил и не забывать о них, какой бы ребёнок не был перед вами: 
Оценивание успехов ученика словами, интонацией, жестом, мимикой. 
Чаще хвалить детей и поддерживать их улыбкой, прикосновением. 
Хвалить самого ребёнка, а не его работу, критиковать только исполнение. 
Стараться в любой, даже в самой неудачной работе, найти маленький успех и искренне порадоваться ему вместе с ребёнком. 
Ставить перед ребёнком цель, руководствуясь его особенностями, стремлением. 
Слова , которые позволяют учителю создать хорошую эмоциональную атмосферу на уроке: «Умница!», «Молодец!», «Отлично поработал!», «Прекрасный ответ!», «Хороший вопрос!», «Высший пилотаж!», «Тебя было приятно слушать!», «Оригинально!» 
Фразы, которые позволяют поддержать ученика в ситуации неуспеха: «Ты можешь сделать лучше», «Ты меня очень огорчил этой работой», «Работа хуже, чем обычно» 

Недопустимо использование при неверном ответе слов: «Неправильно», «Не думал», «Неверно», лучше сказать: «Ты так думаешь», «Это твоё мнение». 
Знаковая символика 
« ! » - отлично выполнил 
«+» - хорошо 
«?» - есть затруднения 
«-» - не справился с работой 

Оценочная лесенка 

Работа получилась! 

Получилась часть работы. 

Работа не получилась… 

«Солнышко» 
В тетрадях 3 «лица»: одно улыбается, второе нейтральное, третье грустное. После выполнения задания и сравнения с образцом ученик закрашивает то лицо, которое соответствует выполненной работе. При проверке учитель «зажигает лучики» и превращает в «солнышко» то «лицо», которому, по его мнению, соответствует работа. 

«Радуга» 
У детей полоски или жетоны цвета радуги (маркеры или фломастеры) с соответствующим значением: 
К – выполнил работу отлично 
О – выполнил работу хорошо (незначительные недочёты) 
Ж – выполнил работу, есть ошибки 
З – выполнил половину работы 
Г – выполнил меньше половины работы 
С – выполнил незначительную часть работы 
Ф – не справился с работой 

«Подъём в гору» 
Для отслеживания динамики развития техники чтения (критерий – скорочтение) используется график в координатной плоскости, где ось абсцисс – дата проверки, ось ординат – количество прочитанных слов за единицу времени (мин) 


Аналогично использование графика при проверке правильности чтения, где ось ординат – количество допущенных ошибок при чтении (чем выше – тем меньше, наивысшая точка – 0 ошибок) 

«Древо» 
У детей в общей корзине лежат плоды, цветы, зеленые и желтые листики. В конце дня или изучения новой темы дети прикрепляют их на дерево: 
плоды – дело прошло полезно, плодотворно; 
цветок – получилось почти все, дело прошло неплохо; 
зеленый листик – не все получилось, но я старался; 
желтый листик – не мог справиться с заданием, еще нужно работать. 

Карта достижений 
«Лист учебных достижений» - таблица учета определенных знаний учащихся по разным предметам, который заведен на каждого ученика. 
Это позволяет ребенку и родителям прослеживать динамику учебной успешности относительно его самого. Заглянув в эту таблицу, хорошо видны пробелы и родители становятся помощниками учителю. Наблюдения должны быть доступными для родителей и детей, от этого интерес к учебе повышается. 

Портфолио 
Портфолио – это документ ученика, в котором отмечаются все индивидуальные достижения в результате многообразной деятельности 

Самооценка ученика предшествует оценке учителя. 
Если самооценка ученика совпадает с учительской оценкой, то таких детей педагог хвалит. Эти дети уже умеют делать важное дело – адекватно оценивать себя сами. 
Особую осторожность вызывает та группа детей, которые обладают заниженной сомооценкой. К такому ребёнку следует проявлять особую оценочную бережность: вообще не критиковать (по крайней мере в первые дни занятий), исправляя ошибки, акцентировать только успехи, вселяя уверенность. Слова-напутствия учителя: «Пожалуйста, будь к себе подобрее». 
Ученики с завышенной самооценкой нуждаются в дополнительном разборе критериев оценивания или в маленьком учительском тренинге. Например, как бы ты оценил работу, в которой допущено 3 ошибки? Ни одной ошибки? 
Безотметочная система оценивания помогает ребёнку обрести адекватную самокритичность и уверенность в себе. Такое обучение активизирует самостоятельную деятельность учеников и учителя, нейтрализует детскую тревожность, создаёт условия для сохранения физического и психического здоровья учащихся и учителей.