Безотметочная система оцениванияв 1
классе.
Интерес к учению появляется только тогда, когда есть вдохновение, рождающееся
от успеха. В.А.Сухомлинский.
Необходимость перехода на 12-летнее обучение обусловлена решением таких
основных задач, как повышение конкурентоспособности казахстанского образования
и уровня общего образования, обновление содержания, усиление
личностно-ориентированного образования, сохранение здоровьесберегающей среды,
влияние демографических и социально-экономических факторов.
Переход на 12-летнее обучение требует новые подходы в образовании . Если в
прошлом веке обучение было ориентировано на получение информации от учителя и
из учебника, то школа XXI века акцентируется на исследовательскую работу,
активную работу учеников.
Сегодня актуален подход не «образование на всю жизнь», а «образование в течение
всей жизни». Необходимо сформировать у учащихся психологическую готовность к
дальнейшему образованию и переквалификации, они должны воспринимать это как
жизненную необходимость.
Главные принципы введения 12-летней системы образования рассмотрены в
«Концепции развития образования в Республике Казахстан до 2015 года». В
современном мире основными характеристиками образовательных систем являются
повышение требований к уровню культуры, образованности и профессиональной
квалификации населения.
Одним из основных условий функционирования системы образования является
качественная система контроля и оценки знаний.
Изменение формы оценивания учебных достижений является очень важным, поскольку
в настоящее время неоспорим тот факт, что оценивание оказывают решающее влияние
на процесс обучения.
Оцениванию не должны подвергаться личные качества ребенка. Все формы оценивания
являются личным достоянием ребенка, и не являются предметом сравнения с
достижениями других детей. Оценки не должны служить причиной наказания или
поощрения ребенка со стороны учителя и родителей.
Младший школьник в силу своих возрастных особенностей не вполне осознает
значение отметки. Отметка, полученная за выполненную работу, воспринимается как
оценка его личности в целом, во многом определяющей систему социальных
отношений в семье и школе.
Поэтому безотметочная система оценивания в начальной школе способствует более
успешной и быстрой адаптации ребенка к школе, не вызывая психотравмирующего
воздействия.
Безотметочное обучение представляет собой систему, в которой отсутствует
балльная форма отметки как форма количественного выражения результата оценочной
деятельности, отражает
качественный результат процесса обучения, предусматривает выявление
индивидуальной динамики усвоения ребенком знаний и умений и индивидуальную
траекторию развития.
Никакому оцениванию не подлежат темп работы ученика, личностные качества
школьников, особенности психических процессов
Для отслеживания уровня усвоения знаний и умений используются:
стартовая диагностика;
текущие проверочные работы;
итоговые проверочные работы;
демонстрация достижений учащихся (портфолио)
Стартовая диагностика в первых классах основывается на результатах мониторинга
общей готовности первоклассников к обучению в школе и результатах оценки их
предметной готовности к изучению данного курса.
Стартовая работа позволяет определить актуальный уровень знаний, необходимый
для обучения, а также «зону ближайшего развития предметных знаний»,
организовать коррекционную работу в «зоне актуальных знаний».
Частичное или даже полное отсутствие у ребенка отдельных знаний или навыков
указывает на необходимость индивидуальной коррекционной работы с данным
ребенком в течение адаптационного периода.
Отметки не выставляются, а качество усвоения и уровень знаний и умений
оценивается следующими видами оценочных суждений:
- хорошо знает и может применить на практике полученное знание;
- знает;
- сомневается;
- не знает;
- не выявлено.
Все виды контрольно-оценочных работ (стартовая, текущая, итоговая) по
учебным
предметам анализируются по отдельным знаниям и умениям.
Критерии определения уровня овладения знаниями и умениями:
- очень высокий уровень(ОВУ) - 95-100% выполнения;
- высокий уровень(ВУ) - 75-94% выполнения;
- средний уровень(СУ) - 50-74% выполнения;
- ниже среднего уровень (НСУ)- 30-49% выполнения;
- низкий уровень(НУ) - менее 30% выполнения.
Результаты анализа работ каждого учащегося оформляются на листе и доводятся до
сведения
родителей учащихся через дневник.
Приёмы безотметочного оценивания знаний и умений:
• Волшебные линеечки
• Словесное оценивание
• Знаковая символика
• «Лесенка»
• «Солнышко»
• «Подъём в гору»
• «Древо»
• «Радуга»
• Карта достижений
• Портфолио
«Волшебные линеечки»
«Волшебная линеечка» - это отрезок, разделенный на высокий, средний или нижний
уровни, который может быть расположен горизонтально или вертикально. Крайняя
правая или верхняя точка – это высший уровень, который достигается, если
задание выполнено максимально приближенно к образцу. «Линеечка» может содержать
несколько шкал: правильность, аккуратность, красота, пропуск букв и т.п. На
полях тетради ученик рисует «линеечку» и ставит на ней крестик на том уровне,
которого, по его мнению, он достиг. При проверке тетрадей учитель ставит
крестик красного цвета в то место, где, по его мнению, он должен
находиться.
На начальном этапе желательно задавать только один критерий
Словесное оценивание
В оценочных суждениях необходимо придерживаться некоторых правил и не забывать
о них, какой бы ребёнок не был перед вами:
Оценивание успехов ученика словами, интонацией, жестом, мимикой.
Чаще хвалить детей и поддерживать их улыбкой, прикосновением.
Хвалить самого ребёнка, а не его работу, критиковать только исполнение.
Стараться в любой, даже в самой неудачной работе, найти маленький успех и
искренне порадоваться ему вместе с ребёнком.
Ставить перед ребёнком цель, руководствуясь его особенностями,
стремлением.
Слова , которые позволяют учителю создать хорошую эмоциональную атмосферу на
уроке: «Умница!», «Молодец!», «Отлично поработал!», «Прекрасный ответ!»,
«Хороший вопрос!», «Высший пилотаж!», «Тебя было приятно слушать!»,
«Оригинально!»
Фразы, которые позволяют поддержать ученика в ситуации неуспеха: «Ты можешь
сделать лучше», «Ты меня очень огорчил этой работой», «Работа хуже, чем
обычно»
Недопустимо использование при неверном ответе слов: «Неправильно», «Не думал»,
«Неверно», лучше сказать: «Ты так думаешь», «Это твоё мнение».
Знаковая символика
« ! » - отлично выполнил
«+» - хорошо
«?» - есть затруднения
«-» - не справился с работой
Оценочная лесенка
Работа получилась!
Получилась часть работы.
Работа не получилась…
«Солнышко»
В тетрадях 3 «лица»: одно улыбается, второе нейтральное, третье грустное. После
выполнения задания и сравнения с образцом ученик закрашивает то лицо, которое
соответствует выполненной работе. При проверке учитель «зажигает лучики» и
превращает в «солнышко» то «лицо», которому, по его мнению, соответствует
работа.
«Радуга»
У детей полоски или жетоны цвета радуги (маркеры или фломастеры) с
соответствующим значением:
К – выполнил работу отлично
О – выполнил работу хорошо (незначительные недочёты)
Ж – выполнил работу, есть ошибки
З – выполнил половину работы
Г – выполнил меньше половины работы
С – выполнил незначительную часть работы
Ф – не справился с работой
«Подъём в гору»
Для отслеживания динамики развития техники чтения (критерий – скорочтение)
используется график в координатной плоскости, где ось абсцисс – дата проверки,
ось ординат – количество прочитанных слов за единицу времени (мин)
Аналогично использование графика при проверке правильности чтения, где ось
ординат – количество допущенных ошибок при чтении (чем выше – тем меньше,
наивысшая точка – 0 ошибок)
«Древо»
У детей в общей корзине лежат плоды, цветы, зеленые и желтые листики. В конце
дня или изучения новой темы дети прикрепляют их на дерево:
плоды – дело прошло полезно, плодотворно;
цветок – получилось почти все, дело прошло неплохо;
зеленый листик – не все получилось, но я старался;
желтый листик – не мог справиться с заданием, еще нужно работать.
Карта достижений
«Лист учебных достижений» - таблица учета определенных знаний учащихся по
разным предметам, который заведен на каждого ученика.
Это позволяет ребенку и родителям прослеживать динамику учебной успешности
относительно его самого. Заглянув в эту таблицу, хорошо видны пробелы и
родители становятся помощниками учителю. Наблюдения должны быть доступными для
родителей и детей, от этого интерес к учебе повышается.
Портфолио
Портфолио – это документ ученика, в котором отмечаются все индивидуальные
достижения в результате многообразной деятельности
Самооценка ученика предшествует оценке учителя.
Если самооценка ученика совпадает с учительской оценкой, то таких детей педагог
хвалит. Эти дети уже умеют делать важное дело – адекватно оценивать себя
сами.
Особую осторожность вызывает та группа детей, которые обладают заниженной
сомооценкой. К такому ребёнку следует проявлять особую оценочную бережность:
вообще не критиковать (по крайней мере в первые дни занятий), исправляя ошибки,
акцентировать только успехи, вселяя уверенность. Слова-напутствия учителя:
«Пожалуйста, будь к себе подобрее».
Ученики с завышенной самооценкой нуждаются в дополнительном разборе критериев
оценивания или в маленьком учительском тренинге. Например, как бы ты оценил
работу, в которой допущено 3 ошибки? Ни одной ошибки?
Безотметочная система оценивания помогает ребёнку обрести адекватную
самокритичность и уверенность в себе. Такое обучение активизирует
самостоятельную деятельность учеников и учителя, нейтрализует детскую
тревожность, создаёт условия для сохранения физического и психического здоровья
учащихся и учителей.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.