Выступление на МО "Краеведение в начальной школе".
Оценка 4.6
Руководства для учителя
docx
классное руководство
1 кл
25.03.2019
Данный материал поможет учителю выступить на МО в своей школе(лицее) о том ,как изучается родной край с учениками.
Цели:
1) Ознакомление с первоначальными сведениями о природе, культуре, истории родного края;
2) Воспитание патриотизма, уважения к историческому наследию, гуманного отношения ко всему окружающему;
3) Формирование важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, а также гражданской, познавательной, творческой активности и социально значимых качеств;
4) Воспитание у учащихся чувства уважения к делам и трудам наших современников, гордость за успехи и достижения земляков;
5) Развитие умения самостоятельно находить нужную информацию о заинтересовавшем объекте, о деятельности людей, предприятий, учреждений и грамотно её оформлять.
краеведение выступление.docx
Описание системы опыта работы по теме:
«Краеведение важнейшее средство обучения и
воспитания».
«Вселенский опыт говорит,
что погибают царства
не оттого, что тяжек быт
или страшны мытарства.
А погибают оттого
(и тем больней, чем дольше)
Что люди царства своего
не уважают больше»
(Булат Окуджава).
Система краеведческой работы в начальных классах
школы.
Цель
развитие у учащихся интереса к природе, истории и культуре
родного края, воспитание любви и уважения к своей малой родине как части
огромной России.
Исходя из поставленной цели, можно выделить следующие задачи:
1) Ознакомление с первоначальными сведениями о природе,
культуре, истории родного края;
2) Воспитание патриотизма, уважения к историческому наследию,
гуманного отношения ко всему окружающему;
3) Формирование важнейших духовнонравственных и социальных
ценностей, а также гражданской, познавательной, творческой
активности и социально значимых качеств;
4) Воспитание у учащихся чувства уважения к делам и трудам
гордость за успехи и достижения
наших современников,
земляков;
5) Развитие умения самостоятельно находить нужную информацию
о заинтересовавшем объекте, о деятельности людей, предприятий,
учреждений и грамотно её оформлять.
В Федеральных государственных стандартах второго поколения
содержится описание портрета будущего выпускника: «Выпускник
будущего это патриот, носитель ценностей гражданского общества,
осознающий свою сопричастность с судьбой Родины» На мой взгляд, самоидентификация ребёнка как патриота должна
начинаться с осознания себя частью своей малой родины.
Изучение краеведения воспитывает стремление быть полезным
своему родному городу, месту, где родился и вырос, становится
фундаментом, на котором можно воспитать гордость за свою
страну, свой край и стремление активно участвовать в
общественных процессах.
Кроме того, обращаясь к истокам местных традиций, изучая
особенности народной культуры своего края, историю своей семьи,
ребёнок получает неповторимый чувственный опыт позволяющий
осуществлять личностное развитие и саморазвитие.
Местный материал доступен учащимся для освоения, позволяет на
конкретных примерах объяснить достижения всего человечества,
раскрыть преемственность в культурных традициях и определить
место своего края в отечественной и мировой истории.
Учащиеся, познающие новые, неизвестные для них страницы
истории своей малой родины чувствуют себя первооткрывателями.
Так воспитывается гражданственность, чувство
собственной
значимости.
Краеведческая работа расширяет у детей кругозор, развивает
детское словесное и изобразительное творчество.
Все мы знаем пословицы «Велик белый свет, да теплее своего
края нет», «Родной дом дороже золота», «В своем краю и
вода слаще» эти мудрые слова, ставшие пословицами и
поговорками, не требуют доказательств. Они были нравственным
мерилом, образом жизни наших предков.
А что эти слова значат для наших учащихся? С этим вопросом
я обратилась к моим ученикам. Ответы, которые я получила (это
интересно; это важно знать, чтобы уважать историю предков; всегда
интересно, откуда ты родом; не зная истории родного края нельзя
считать себя культурным человеком), позволили мне сделать вывод:
ребятам это интересно.
Выбирая формы, методы и способы проведения интегрированных
занятий, я пришла к выводу о необходимости поэтапной работы в процессе
изучения краеведения в соответствии с возрастными и
познавательными особенностями развития младших школьников.
В 2008 году я набрала первый класс и стала работать по
новым образовательным стандартам. Я понимала, что современное
образование невозможно без вовлечения учащихся в
исследовательскую работу, в проектную деятельность. Навыки
поиска информации и эффективного использования ее для решения
поставленных задач лучше осваиваются в ходе проектно
исследовательской деятельности.
Важная составляющая краеведения элементарная поисково
исследовательская деятельность учащихся по заданию и
инструкции
учителя.
А помочь ребенку сделать свои открытия должны мы –
учителя. Нужно постараться ненавязчиво и доступно, а также
занимательно и интересно ввести детей в мир природы, воспитать
нравственное и эстетическое отношение к окружающей
действительности, сформировать умения вести себя в природе и
среди людей в соответствии с экологическими закономерностями и
нормами общечеловеческой морали.
Сущность школьного краеведения заключается во всестороннем
изучении учащимися под руководством учителя в учебно
воспитательных целях определенной территории своего края.
Краеведение развивает у учащихся наблюдательность, мышление,
воспитывает волю. При изучении родного края у учащихся
формируются правильные представления о многих объектах,
явлениях и процессах, которые, в свою очередь, служат основой для
понятий. Благодаря краеведению решается важная педагогическая
проблема – соединение обучения с жизнью. Краеведение – одно из
средств осуществления межпредметных связей в преподавании
различных школьных дисциплин. Использование учителем в ходе
урока краеведческого материала значительно активизирует
деятельность учащихся. И самое главное – краеведение решает
основную воспитательную задачу
вырастить добрых, порядочных, честных людей, любящих свою Родину, и готовых
приносить ей пользу.
Объяснить детям, почему они должны быть патриотами своей
Родины — сложно. Возможности краеведения позволяют привить
учащимся важнейшие нормы человеческой жизни.
На краеведческих занятиях становится понятно, почему
мы должны беречь природу и окружающую среду; сохранять
и преумножать историческое и культурное наследие прошлых
поколений; беречь памятники истории и культуры; относиться друг
к другу гуманно, стараться понять и принять каждого живущего
рядом.
Краеведение дает возможность показать детям, что история
родного края не безлика, что она рассказывает о людях живущих
рядом или о родственниках. А раз ты связан с этими людьми
местом проживания, значит ты их историческое продолжение,
значит ты частица истории края, частица истории страны.
Кроме того, посредством краеведения школьникам дается
представление о событиях современности,
их специфике,
основанной на особом прошлом нашего края и индивидуальности
его развития.
Краеведение помогает формировать у ребят понятия о единстве
«природычеловекаобщества». На занятиях учащимся наглядно
раскрывается роль человека во взаимодействии с природой, даются
конкретные примеры её изменений.
Краеведение воспитывает творческую инициативу учащихся, их
самостоятельность в выполнении различных заданий. Ведь местный
материал доступен для ребенка, а значит, каждый может сделать
свое собственное открытие, т. е. почувствовать себя причастным к
истории.
Изучение краеведения в школе, особенно в начальной,
воспитывает в ребенке гордость за свою страну и за свой край,
стремление быть лучше, патриотизм. Познание окружающего мира
как части Родины соответствует принципу "от частного к
общему".Развивающий потенциал краеведения очень велик.
Ученик, познающий новые, неизвестные для него стороны а
не
дурном жизненном опыте
исторического развития своей малой родины, чувствует себя
первооткрывателем, он увлечен этим процессом. И незаметно в
ходе обучения ребёнок, ученик становится гражданином, то есть
приобретает такие качества, как национальная гордость,
непримиримость к врагам, способность жертвовать собой для
блага
Родины.
В младших классах школы обязательно должна быть
эмоциональная подача краеведческого материала. А учителю
желательно быть «теплым»: добрым, положительно принимающим
ребенка таким, какой он есть, акцентирующим свое внимание на
хорошем,
.
Школьное краеведение – это всестороннее освоение учащимися
под руководством учителя природных, социальноэкономических и
исторических условий родного края.
Жизнь каждого из нас неразрывно связана с понятием Родины.
Она одна, и начинается она с того места, где ты родился.
Как же в нашей школе мы учим любить свой край, свою страну,
родину, то есть какую работу проводим в начальных классах по
краеведению
?
Конечно, учитель должен постоянно учитывать уровень развития
и возрастные особенности детей, подбирая к уроку краеведческий
материал маленькими порциями, постепенно увеличивая объем
информации.
Познавая родной край, младшие школьники в сотрудничестве с
учителем будут углублять и расширять свои знания по мере
взросления.
Жизнь каждого из нас неразрывно связана с понятием Родины. Она
одна, и начинается она с того места, где ты родился.
Как же в нашей школе мы учим любить свой край, свою страну,
родину, то есть какую работу проводим в начальных классах по
краеведению
?
Конечно, учитель должен постоянно учитывать уровень развития
и возрастные особенности детей, подбирая к уроку краеведческий
материал маленькими порциями, постепенно увеличивая объем
информации. Познавая родной край, младшие школьники в сотрудничестве с
учителем будут углублять и расширять свои знания по мере
взросления.
краеведение как предмет обязательно должно присутствовать в
школьной программе. На примерах великих земляков ученик
может убедиться в необходимости воспитания в себе таких
качеств, как твёрдая воля, решительность, стойкость, мужество.
Уроки краеведения необходимы в школе, так как одновременно
это и уроки граждановедения. В свою очередь, помогающие
ученику выбрать и сформировать свою систему ценностей, в
которой на одном из первых мест стоит патриотизм, начинающийся
с
Родине.
Краеведческая работа может и должна войти в жизнь каждой
школы. Ее творческий, созидательный характер послужит
воспитанию гражданскопатриотических и духовнонравственных
качеств
России.
История нашей Родины и родного края, национальная культура,
русская старина и бытовой уклад жизни наших предков – важная
область знаний, которую учителя начальных классов доносят до
своих воспитанников через разнообразие форм и методов в
изучении краеведения, формируя в их сознании Человека,
Гражданина, Патриота.
молодых
граждан
любви
своей
малой
к
у
В заключении хочу напомнить замечательные слова известного
русского ученого Д.С. Лихачева:
«Краеведение учит людей не только любить свои родные места,
но и знать о них, приучает их интересоваться историей,
искусством, литературой, повышать свой культурный уровень.
Это самый массовый вид науки».
Выступление на МО "Краеведение в начальной школе".
Выступление на МО "Краеведение в начальной школе".
Выступление на МО "Краеведение в начальной школе".
Выступление на МО "Краеведение в начальной школе".
Выступление на МО "Краеведение в начальной школе".
Выступление на МО "Краеведение в начальной школе".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.