Выступление на РМО учителей истории "Проектная деятельность на уроках истории и обществознания"
Оценка 4.6
Конкурсы +2
docx
воспитательная работа +2
5 кл—11 кл +1
12.03.2019
Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник еще в начале прошлого столетия в США. Его называли также методом проблем, и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником У.Х. Килпатриком.
Дж. Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании. Вот тут-то и важна проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания. Учитель может подсказать новые источники информации, а может просто направить мысль учеников в нужном направлении для самостоятельного поиска, стимулировать интерес детей к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний. Другими словами, от теории к практике, соединение академических знаний с прагматическими с соблюдением соответствующего баланса на каждом этапе обучения.
Чтобы ученик воспринимал знания как действительно нужные, ему необходимо поставить перед собой и решить значимую для него проблему. Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить на практике. Внутренний результат: опыт деятельности, соединить в себе знания и умения, компетенции и ценности.
Метод проектов привлек внимание и русских педагогов.
Проектная деятельность на уроках истории.docx
1
Проектная технология в преподавании истории и обществознания.
Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он
возник еще в начале прошлого столетия в США. Его называли также методом проблем, и
связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании,
разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником
У.Х. Килпатриком.
Дж. Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную
деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании. Вот тут
то и важна проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для
решения которой ему необходимо приложить полученные знания. Учитель может
подсказать новые источники информации, а может просто направить мысль учеников в
нужном направлении для самостоятельного поиска, стимулировать интерес детей к
определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через
проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем,
показать практическое применение полученных знаний. Другими словами, от теории к
практике, соединение академических знаний с прагматическими с соблюдением
соответствующего баланса на каждом этапе обучения.
Чтобы ученик воспринимал знания как действительно нужные, ему необходимо
поставить перед собой и решить значимую для него проблему. Внешний результат можно
увидеть, осмыслить, применить на практике. Внутренний результат: опыт деятельности,
соединить в себе знания и умения, компетенции и ценности.
Метод проектов привлек внимание и русских педагогов. Идеи проектного обучения
возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Под
руководством русского педагога С.Т. Шацкого в 1905 году была организована небольшая
группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике
преподавания. Позднее, уже при советской власти эти идеи стали довольно широко
внедряться в школу, но недостаточно продуманно и последовательно. После революции
1917 года у молодого советского государства хватало других проблем: экспроприация,
индустриализация, коллективизация… В 1931 году Постановлением ЦК ВКП метод
проектов был осужден, а его использование в школе – запрещено.
Есть несколько причин, по которым метод проектов не смог проявить себя:
• не было учителей, способных работать с проектами;
• не было разработанной методики проектной деятельности;
• чрезмерное увлечение «методом проектов» шло в ущерб другим методам
обучения;
• «метод проектов» неграмотно соединили с идеей «комплексных программ»;
• отменили оценки и аттестаты, а индивидуальные зачеты, существовавшие прежде,
заменили коллективными зачетами по каждому из выполненных заданий.
В СССР метод проектов возрождать в школе не торопились, а в англоговорящих
странах – США, Канаде, Великобритании, Австралии, Новой Зеландии – применяли
активно и весьма успешно. В Европе он прижился в школах Бельгии, Германии, Италии,
Нидерландов, Финляндии и многих других стран. Разумеется, со временем произошли 2
изменения; сам метод не стоял на месте, идея обросла технологической поддержкой,
появились подробные педагогические разработки, позволяющие перевести метод проектов
из категории педагогических «произведений искусства» в категорию «практических
приемов». Родившись из идеи свободного воспитания, метод проектов постепенно
«самодисциплинировался» и успешно интегрировался в структуру образовательных
методов. Но суть его остается прежней – стимулировать интерес учеников к знанию и
научить практически применять эти знания для решения конкретных проблем вне стен
школы.
В настоящее время метод проектов, возникший более ста лет назад, переживает
второе рождение. Образовательный проект рассматривается сегодня как совместная
учебнопознавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую
цель, согласованные методы, способы деятельности и направленная на достижение общего
результата. Интересный подход к рассмотрению метода проектов мы находим в работах
Г.К. Селевко. Ученый рассматривает метод проектов как системообразующий компонент
при описании и характеристике различных технологий.
Так, Г.К. Селевко этот метод представляет, как:
– вариант технологии проблемного обучения;
– комплексный обучающий метод, позволяющий индивидуализировать учебный процесс,
дающий возможность ребенку проявить самостоятельность в планировании, организации и
контроле своей деятельности;
– способ группового обучения;
– способ организации самостоятельной творческой деятельности учащихся;
– метод саморазвивающего обучения в преподавании основ наук в школе старшей ступени.
При проектном методе обучения освоение знаний и приобретение умений
учащимися осуществляется в процессе выполнения проекта, включением школьников в
процессы проектирования, реализации и рефлексии. «Учебный проект» – самостоятельная,
творческая, завершенная работа учащегося,
соответствующая его возрастным
возможностям и выполненная в соответствии с обобщенным алгоритмом проектирования:
от идеи до ее воплощения в реальность. Результатом работы школьника над проектом
является новый продукт, конкретный опыт или знания, приобретенные самостоятельно.
Проектная деятельность может научить детей умению:
увидеть проблему и преобразовать ее в цель собственной деятельности;
поставить стратегическую цель (отдаленную по времени, но значимую) и разбить ее на
тактические шаги;
оценить имеющиеся ресурсы, в том числе собственные силы и время, распределить их;
добывать информацию, критически оценивать ее, ранжировать по значимости,
ограничивать по объему, использовать различные источники, в том числе людей, как
источник информации;
планировать свою работу;
выполнив работу, оценить ее результат, сравнить его с тем, что было заявлено в качестве
цели работы; 3
увидеть допущенные ошибки и не допускать их в будущем.
Кроме того, проектная деятельность позволяет развивать коммуникативную и
информационную компетентность, другие социальные навыки.
Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся:
самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;
учатся пользоваться приобретёнными знаниями для решения познавательных и
практических задач;
приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;
развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора
информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез,
обобщения);
развивают системное мышление.
Исходные теоретические позиции проектного обучения:
в центре внимания – ученик, содействие развитию его творческих способностей;
индивидуальный темп работы над проектом, что обеспечивает выход каждого ученика на
свой уровень развития.
Классификация учебных проектов.
Проект может быть:
1. групповым;
2. индивидуальным;
Каждый из них имеет свои неоспоримые достоинства.
Учебные проекты на основе доминирующей деятельности учащихся бывают:
практикоориентированный проект / например, от учебного пособия до пакета
рекомендаций по восстановлению, например, памятника культуры/;
исследовательский проект – исследование какойлибо проблемы по всем правилам
научного исследования;
информационный проект сбор и обработка информации по значимой проблеме с
целью её презентации широкой аудитории /статья в СМИ, информация в сети Интернет/;
творческий проект – максимально свободный авторский подход в решении проблемы
/продукт – альманахи, театрализация, видеофильмы и т.д./;
ролевой проект – литературные, исторические и т.п. деловые ролевые игры, результат
которых остаётся открытым до самого конца.
Возможна классификация проектов по:
тематическим областям;
масштабам деятельности;
срокам реализации;
количеству исполнителей.
Но независимо от типа проекта, все они:
в определённой степени неповторимы и уникальны;
направлены на достижение конкретных целей;
ограничены во времени;
предполагают координированное выполнение взаимосвязанных действий. 4
По комплектности проекты могут быть монопроектами и межпредметными.
Монопроекты – реализуются в рамках одного учебного предмета или одной области
знания.
Межпредметные – выполняются во внеурочное время под руководством учителей разных
предметов и разных областей знания.
По характеру контактов проекты бывают:
внутриклассными;
внутришкольными;
региональными;
международными.
По продолжительности различают:
минипроекты /укладываются в один урок или даже его часть/;
краткосрочные /на 46 уроков/;
долгосрочные /полгода, год, три года и т.д., как правило выполняются во внеурочное
время/.
Методические рекомендации ученику по выполнению учебного проекта.
1. Проект – это твоя самостоятельная творческая разработка. Выполняя его, привлекай к
работе родителей, друзей и других людей.
2. Помни, что главное для тебя – развить твои творческие способности.
3. Выполняй проект в следующем порядке:
Выбери с помощью родителей и учителя тему;
Подбери информацию (книги, журналы, компьютерные программы, телепередачи)
Спланируй весь объем работы и организацию ее выполнения с помощью учителя;
Выполни теоретическую и практическую части работы;
Внеси коррективы в теоретическую часть проекта по результатам выполнения
изделия;
Напечатай графическую часть проекта;
Подготовься к защите и оценке качества твоей работы, выполни для защиты
демонстрационные наглядные материалы;
Защити проект.
4. Используйте в работе справочную литературу: каталоги, словари, журналы, книги и т. п.,
а также материалы музеев и выставок.
5. Старайся применять в работе современную технику: видеокамеру, компьютер, видео
аудиомагнитофоны, фото и ксерокопировальные аппараты, сеть Интернет. 5
6. Думай о том, как твоя работа пригодится тебе в будущем, стараясь связать ее с
выбранной профессией.
7. Учитывай традиции и обычаи округа и города, в котором ты живешь.
8. Всегда помни об экологии своего города и своем здоровье.
9. Используй знания по любым предметам, а также свой бытовой опыт.
10. Проявляя творчество, основывайся только на научных знаниях.
11. Не стесняйся по всем вопросам обращаться к руководителю проекта.
Виды презентации проектов:
научный доклад;
деловая игра;
демонстрация видеофильма;
экскурсия;
научная конференция или прессконференция;
театрализация;
реклама и т.д.
Критерии оценки проекта должны быть понятны, их не должно быть более 57.
Оцениваться должно прежде всего качество работы, а не только презентация.
Позиция учителя: энтузиаст, специалист, консультант, руководитель, «человек. Задающий
вопросы», координатор, эксперт. Позиция учителя должна быть скрытой, дающей простор
самостоятельности учащихся. Метод проектов, безусловно, успешен лишь в том случае,
если он идет от ученика. Но даже если это так, нужно постоянное живое участие учителя,
так как необходима поддержка и поощрение учеников. И без координации действий
учителем работа может зайти в тупик, и интерес снизится, а возможно, и совсем сойдет на
нет.
Методу проектов отдается предпочтение при выборе методов обучения ввиду того,
что он обладает огромным воспитательным воздействием. По мнению учителей, хорошо
знакомых с данной технологией, метод проектов развивает ответственность, активную
деятельностную позицию и умение доводить начатое до конца. Еще одним пунктом в
защиту метода проектов педагоги считают, что в рамках создания проектов появляется
возможность реализовать целый арсенал различных методов обучения и воспитания, таких
как дискуссии, мозговые штурмы, поисковые и исследовательские методы.
Работать над проектом могут только способные к планированию учащиеся.
Поэтому дело учителя выращивание этих учащихся.
Таким образом, можно сделать выводы:
1. Внедрение проектных технологий в учебный процесс это эффективная форма
работы учителя и ученика, которая создаёт оптимальные условия для самореализации
познавательных компетенций каждого ученика. Ученик самостоятельно создаёт проект,
выполняя его от идеи до воплощения в жизнь.
2. В процессе работы, учащиеся опираются на знания, умения, полученные от
других школьных дисциплин, из разнообразных источников.
3. Метод проектной деятельности, требующий поиска нужной информации,
развивает умения общаться, трудиться, познавать. 6
Успех в современном мире во многом определяется способностью человека
организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу,
найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его,
оценить, удалось ли достичь поставленных целей. Многочисленные исследования,
проведенные как в нашей стране, так и за рубежом, показали, что большинство
современных лидеров в политике, бизнесе, искусстве, спорте — люди, обладающие
проектным типом мышления. Сегодня в школе есть все возможности для развития
проектного мышления с помощью особого вида деятельности учащихся — проектной
деятельности.
Литература
1.
2.
3.
4.
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. М.:
«Дрофа», 2003 г. стр. 4.
Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий, М. НИИ школьных
технологий, стр. 228.
Селевко Г.К. там же.
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. М.:
«Дрофа», 2003 г. стр. 7.
Выступление на РМО учителей истории "Проектная деятельность на уроках истории и обществознания"
Выступление на РМО учителей истории "Проектная деятельность на уроках истории и обществознания"
Выступление на РМО учителей истории "Проектная деятельность на уроках истории и обществознания"
Выступление на РМО учителей истории "Проектная деятельность на уроках истории и обществознания"
Выступление на РМО учителей истории "Проектная деятельность на уроках истории и обществознания"
Выступление на РМО учителей истории "Проектная деятельность на уроках истории и обществознания"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.