Выступление на РМО учителей истории "Проектная деятельность на уроках истории и обществознания"
Оценка 4.6

Выступление на РМО учителей истории "Проектная деятельность на уроках истории и обществознания"

Оценка 4.6
Конкурсы +2
docx
воспитательная работа +2
5 кл—11 кл +1
12.03.2019
Выступление на РМО учителей истории "Проектная деятельность на уроках истории и обществознания"
Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник еще в начале прошлого столетия в США. Его называли также методом проблем, и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником У.Х. Килпатриком. Дж. Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании. Вот тут-то и важна проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания. Учитель может подсказать новые источники информации, а может просто направить мысль учеников в нужном направлении для самостоятельного поиска, стимулировать интерес детей к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний. Другими словами, от теории к практике, соединение академических знаний с прагматическими с соблюдением соответствующего баланса на каждом этапе обучения. Чтобы ученик воспринимал знания как действительно нужные, ему необходимо поставить перед собой и решить значимую для него проблему. Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить на практике. Внутренний результат: опыт деятельности, соединить в себе знания и умения, компетенции и ценности. Метод проектов привлек внимание и русских педагогов.
Проектная деятельность на уроках истории.docx
1 Проектная технология в преподавании истории и обществознания. Метод   проектов   не   является   принципиально   новым   в   мировой   педагогике.   Он возник еще в начале прошлого столетия в США. Его называли также методом проблем, и связывался   он   с   идеями   гуманистического   направления   в   философии   и   образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником У.Х. Килпатриком. Дж. Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании. Вот тут­ то и важна проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения   которой   ему   необходимо   приложить   полученные   знания.   Учитель   может подсказать новые источники информации, а может просто направить мысль учеников в нужном   направлении   для   самостоятельного   поиска,   стимулировать   интерес   детей   к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать   практическое   применение   полученных   знаний.   Другими   словами,   от   теории   к практике,   соединение   академических   знаний   с   прагматическими   с   соблюдением соответствующего баланса на каждом этапе обучения.   Чтобы   ученик   воспринимал   знания   как   действительно   нужные,   ему   необходимо поставить перед собой и решить значимую для него проблему. Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить на практике. Внутренний результат: опыт деятельности, соединить в себе знания и умения, компетенции и ценности. Метод проектов привлек внимание и русских педагогов. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога С.Т. Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа   сотрудников,   пытавшаяся   активно   использовать   проектные   методы   в   практике преподавания.   Позднее,   уже   при   советской   власти   эти   идеи   стали   довольно   широко внедряться в школу, но недостаточно продуманно и последовательно. После революции 1917 года у молодого советского государства хватало других проблем: экспроприация, индустриализация,   коллективизация…   В   1931   году   Постановлением   ЦК   ВКП   метод проектов был осужден, а его использование в школе – запрещено.   Есть несколько причин, по которым метод проектов не смог проявить себя: • не было учителей, способных работать с проектами; • не было разработанной методики проектной деятельности; •   чрезмерное   увлечение   «методом   проектов»   шло   в   ущерб   другим   методам обучения; • «метод проектов» неграмотно соединили с идеей «комплексных программ»; • отменили оценки и аттестаты, а индивидуальные зачеты, существовавшие прежде, заменили коллективными зачетами по каждому из выполненных заданий. В СССР метод проектов возрождать в школе не торопились, а в англоговорящих странах   –   США,   Канаде,   Великобритании,   Австралии,   Новой   Зеландии   –   применяли активно и весьма успешно. В Европе он прижился в школах Бельгии, Германии, Италии, Нидерландов,   Финляндии   и   многих   других   стран.   Разумеется,   со   временем   произошли 2 изменения;   сам   метод   не   стоял   на   месте,   идея   обросла   технологической   поддержкой, появились подробные педагогические разработки, позволяющие перевести метод проектов из   категории   педагогических   «произведений   искусства»   в   категорию   «практических приемов».   Родившись   из   идеи   свободного   воспитания,   метод   проектов   постепенно «самодисциплинировался»   и   успешно   интегрировался   в   структуру   образовательных методов. Но суть его остается прежней – стимулировать интерес учеников к знанию и научить практически применять эти знания  для решения конкретных проблем вне стен школы.   В настоящее время метод проектов, возникший более ста лет назад, переживает второе   рождение.   Образовательный   проект   рассматривается   сегодня   как   совместная учебно­познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности и направленная на достижение общего результата. Интересный подход к рассмотрению метода проектов мы находим в работах Г.К. Селевко. Ученый рассматривает метод проектов как системообразующий компонент при описании и характеристике различных технологий. Так, Г.К. Селевко этот метод представляет, как: – вариант технологии проблемного обучения; – комплексный  обучающий  метод,  позволяющий  индивидуализировать  учебный  процесс, дающий возможность ребенку проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности; – способ группового обучения; – способ организации самостоятельной творческой деятельности учащихся; – метод саморазвивающего обучения в преподавании основ наук в школе старшей ступени. При   проектном   методе   обучения   освоение   знаний   и   приобретение   умений учащимися  осуществляется  в процессе  выполнения  проекта, включением  школьников в процессы проектирования, реализации и рефлексии. «Учебный проект» – самостоятельная, творческая,   завершенная   работа   учащегося,   соответствующая   его   возрастным возможностям и выполненная в соответствии с обобщенным алгоритмом проектирования: от идеи до ее воплощения в реальность. Результатом работы школьника над проектом является новый продукт, конкретный опыт или знания, приобретенные самостоятельно.  Проектная деятельность может научить детей умению: ­ увидеть проблему и преобразовать ее в цель собственной деятельности; ­ поставить стратегическую цель (отдаленную по времени, но значимую) и разбить ее на тактические шаги; ­ оценить имеющиеся ресурсы, в том числе собственные силы и время, распределить их; ­   добывать   информацию,   критически   оценивать   ее,   ранжировать   по   значимости, ограничивать   по   объему,   использовать   различные   источники,   в   том   числе   людей,   как источник информации; ­ планировать свою работу; ­ выполнив работу, оценить ее результат, сравнить его с тем, что было заявлено в качестве цели работы; 3   увидеть   допущенные   ошибки   и   не   допускать   их   в   будущем. ­ Кроме   того,   проектная   деятельность   позволяет   развивать   коммуникативную   и информационную компетентность, другие социальные навыки. Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся: ­ самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; ­   учатся   пользоваться   приобретёнными   знаниями   для   решения   познавательных   и практических задач; ­ приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах; ­   развивают   у   себя   исследовательские   умения   (умения   выявления   проблем,   сбора информации,   наблюдения,   проведения   эксперимента,   анализа,   построения   гипотез, обобщения); ­ развивают системное мышление. Исходные теоретические позиции проектного обучения: ­ в центре внимания – ученик, содействие развитию его творческих способностей; ­ индивидуальный темп работы над проектом, что обеспечивает выход каждого ученика на свой уровень развития. Классификация учебных проектов. Проект может быть: 1. групповым; 2. индивидуальным; Каждый из них имеет свои неоспоримые достоинства. Учебные проекты на основе доминирующей деятельности учащихся бывают: ­ практико­ориентированный проект / например, от учебного пособия до пакета  рекомендаций по восстановлению, например, памятника культуры/; ­ исследовательский проект – исследование какой­либо проблемы по всем правилам  научного исследования; ­ информационный проект ­ сбор и обработка информации по значимой проблеме с  целью её презентации широкой аудитории /статья в СМИ, информация в сети Интернет/; ­ творческий проект – максимально свободный авторский подход в решении проблемы  /продукт – альманахи, театрализация, видеофильмы и т.д./; ­ ролевой проект – литературные, исторические и т.п. деловые ролевые игры, результат  которых остаётся открытым до самого конца. Возможна классификация проектов по: ­ тематическим областям; ­ масштабам деятельности; ­ срокам реализации; ­ количеству исполнителей. Но независимо от типа проекта, все они: ­ в определённой степени неповторимы и уникальны; ­ направлены на достижение конкретных целей; ­ ограничены во времени; ­ предполагают координированное выполнение взаимосвязанных действий. 4 По комплектности проекты могут быть монопроектами и межпредметными. Монопроекты – реализуются в рамках одного учебного предмета или одной области  знания. Межпредметные – выполняются во внеурочное время под руководством учителей разных  предметов и разных областей знания. По характеру контактов проекты бывают: ­ внутриклассными; ­ внутришкольными; ­ региональными; ­ международными. По продолжительности различают: ­ минипроекты /укладываются в один урок или даже его часть/; ­ краткосрочные /на 4­6 уроков/; ­ долгосрочные /полгода, год, три года и т.д., как правило выполняются во внеурочное  время/. Методические рекомендации ученику по выполнению учебного проекта. 1. Проект – это твоя самостоятельная творческая разработка. Выполняя его, привлекай к  работе родителей, друзей и других людей. 2. Помни, что главное для тебя – развить твои творческие способности. 3. Выполняй проект в следующем порядке:         Выбери с помощью родителей и учителя тему; Подбери информацию (книги, журналы, компьютерные программы, телепередачи) Спланируй весь объем работы и организацию ее выполнения с помощью учителя; Выполни теоретическую и практическую части работы; Внеси коррективы в теоретическую часть проекта по результатам выполнения  изделия; Напечатай графическую часть проекта; Подготовься к защите и оценке качества твоей работы, выполни для защиты  демонстрационные наглядные материалы; Защити проект. 4. Используйте в работе справочную литературу: каталоги, словари, журналы, книги и т. п., а также материалы музеев и выставок. 5. Старайся применять в работе современную технику: видеокамеру, компьютер, видео­ аудиомагнитофоны, фото­ и ксерокопировальные аппараты, сеть Интернет. 5 6. Думай о том, как твоя работа пригодится тебе в будущем, стараясь связать ее с  выбранной профессией. 7. Учитывай традиции и обычаи округа и города, в котором ты живешь. 8. Всегда помни об экологии своего города и своем здоровье. 9. Используй знания по любым предметам, а также свой бытовой опыт. 10. Проявляя творчество, основывайся только на научных знаниях. 11. Не стесняйся по всем вопросам обращаться к руководителю проекта. Виды презентации проектов: ­ научный доклад; ­ деловая игра; ­ демонстрация видеофильма; ­ экскурсия; ­ научная конференция или пресс­конференция; ­ театрализация; ­ реклама и т.д. Критерии оценки проекта должны быть понятны, их не должно быть более 5­7. Оцениваться должно прежде всего качество работы, а не только презентация. Позиция учителя: энтузиаст, специалист, консультант, руководитель, «человек. Задающий вопросы», координатор, эксперт. Позиция учителя должна быть скрытой, дающей простор  самостоятельности учащихся. Метод проектов, безусловно, успешен лишь в том случае,  если он идет от ученика. Но даже если это так, нужно постоянное живое участие учителя,  так как необходима поддержка и поощрение учеников. И без координации действий  учителем работа может зайти в тупик, и интерес снизится, а возможно, и совсем сойдет на  нет. Методу проектов отдается предпочтение при выборе методов обучения ввиду того, что он обладает огромным воспитательным воздействием. По мнению учителей, хорошо знакомых   с   данной   технологией,   метод   проектов   развивает   ответственность,   активную деятельностную   позицию   и   умение   доводить   начатое   до   конца.   Еще   одним   пунктом   в защиту метода проектов педагоги считают, что в рамках создания проектов появляется возможность реализовать целый арсенал различных методов обучения и воспитания, таких как дискуссии, мозговые штурмы, поисковые и исследовательские методы. Работать   над   проектом   могут   только   способные   к   планированию   учащиеся. Поэтому дело учителя ­ выращивание этих учащихся.  Таким образом, можно сделать выводы: 1. Внедрение проектных технологий в учебный процесс ­ это эффективная форма работы   учителя   и   ученика,   которая   создаёт   оптимальные   условия   для   самореализации познавательных компетенций  каждого ученика.  Ученик самостоятельно  создаёт проект, выполняя его от идеи до воплощения в жизнь. 2.   В   процессе   работы,   учащиеся   опираются   на   знания,   умения,   полученные   от других школьных дисциплин, из разнообразных источников. 3.   Метод   проектной   деятельности,   требующий   поиска   нужной   информации, развивает умения общаться, трудиться, познавать. 6 Успех   в   современном   мире   во   многом   определяется   способностью   человека организовать   свою   жизнь   как   проект:   определить   дальнюю   и   ближайшую   перспективу, найти   и   привлечь   необходимые   ресурсы,   наметить   план   действий   и,   осуществив   его, оценить,   удалось   ли   достичь   поставленных   целей.   Многочисленные   исследования, проведенные   как   в   нашей   стране,   так   и   за   рубежом,   показали,   что   большинство современных   лидеров   в   политике,   бизнесе,   искусстве,   спорте   —   люди,   обладающие проектным   типом   мышления.   Сегодня   в   школе   есть   все   возможности   для   развития проектного   мышления   с   помощью   особого   вида   деятельности   учащихся   —   проектной деятельности. Литература 1. 2. 3. 4. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. М.:  «Дрофа», 2003 г. стр. 4. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий, М. НИИ школьных  технологий, стр. 228. Селевко Г.К. там же. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. М.:  «Дрофа», 2003 г.  стр. 7.

Выступление на РМО учителей истории "Проектная деятельность на уроках истории и обществознания"

Выступление на РМО учителей истории "Проектная деятельность на уроках истории и обществознания"

Выступление на РМО учителей истории "Проектная деятельность на уроках истории и обществознания"

Выступление на РМО учителей истории "Проектная деятельность на уроках истории и обществознания"

Выступление на РМО учителей истории "Проектная деятельность на уроках истории и обществознания"

Выступление на РМО учителей истории "Проектная деятельность на уроках истории и обществознания"

Выступление на РМО учителей истории "Проектная деятельность на уроках истории и обществознания"

Выступление на РМО учителей истории "Проектная деятельность на уроках истории и обществознания"

Выступление на РМО учителей истории "Проектная деятельность на уроках истории и обществознания"

Выступление на РМО учителей истории "Проектная деятельность на уроках истории и обществознания"

Выступление на РМО учителей истории "Проектная деятельность на уроках истории и обществознания"

Выступление на РМО учителей истории "Проектная деятельность на уроках истории и обществознания"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.03.2019