1
Виды и характеристика универсальных
учебных действий учащихся на уроке
В ФГОС записано: «Универсальные Учебные Действия (УУД) –это
совокупность способов действий обучающегося, которая обеспечивает его
способность к самостоятельному усвоению новых знаний, т.е. способность
субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и
активного присвоения нового социального опыта».
Термин «универсальные учебные действия» нужно понимать как
«умение учиться». Отсюда вытекает главная педагогическая задача: научить
ученика учиться, а ученик должен научиться учить себя сам. Учащийся сам
должен стать активным участником образовательного процесса.
Это возможно благодаря формированию системы универсальных
учебных действий. Их универсальность заключается в том, что они носят
надпредметный характер и обеспечивают целостность общекультурного,
личностного и познавательного развития личности. Универсальные учебные
любой
действия в
образовательном процессе составляют основу
деятельности учащегося независимо от её предметного содержания.
Виды универсальных учебных действий
личностные
метапредметные
регулятивные познавательные коммуникативные
ФГОС предполагает, что
в сфере личностных универсальных
учебных действий будут сформированы внутренняя позиция учащегося,
адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и
познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение,
жизненное, личностное и профессиональное самоопределение. 2
Формирование регулятивных универсальных учебных действий у
учащихся способствует овладению всеми видами учебных действий,
направленных на организацию своей работы в школе и вне её, включая
способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её
выполнение , контролировать и оценивать свои действия.
Формирование регуляции своей деятельности у учащихся основной
школы должно быть рассмотрено в трёх аспектах:
формирование способности личности к целеполаганию и построению
жизненных планов во временной перспективе. (Влияет на смысл и
мотивацию в обучении)
развитие регуляции учебной деятельности;
саморегуляция эмоциональных и функциональных состояний.
(ценности, цели, идеалы, образ «Я», уровень притязаний,
самооценка).
П ознавательные универсальные учебные действия научат учащихся
воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты
знаковосимволические средства,
тексты,
овладеют действием
моделирования, широким спектром логических действий и операций, включая
общие приёмы решения задач.
Характеристику познавательных универсальных учебных
действий предлагает в книге "Формирование УУД в основной школе: от
действия к мысли" А.Г. Асмолов.
Познавательные универсальные учебные действия он классифицирует
на три группы:
общеучебные действия (самостоятельное выделение и формулирование
познавательной цели; поиск и выделение информации; применение методов
поиска
включая
знаковосимволические действия,
информации;
моделирование;
умение структурировать знания;
выбор наиболее 3
действия
эффективных способов решения задач; логические действия;
постановки и решения проблем)
логические действия - анализ объектов с целью выделения
признаков, синтез, выбор оснований и критериев для
сравнения,
установление
причинно-следственных связей, построение логической цепи
рассуждений и доказательств, выдвижение гипотез и их
обоснование.
действия постановки и решения проблем включают формулирование
классификация объектов,
проблем и самостоятельное создание способов решения проблем творческого
и поискового характера. [5]
Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают
социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по
общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать
в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников
и строить продуктивное взаимодействие, сотрудничество и со сверстниками,
и с взрослыми.
способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с
другими людьми;
удовлетворительное владение нормами и «техникой» общения;
умение определять цели коммуникации;
оценивать ситуацию;
учитывать намерения и способы коммуникации партнёра;
выбирать адекватные стратегии коммуникации;
готовность к гибкой регуляции собственного речевого поведения.
Формирование этих универсальных учебных действий основывается
системнодеятельностном подходе. Такой подход к образованию
на 4
базируется на положениях научной школы Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева,
Д.Б. Эльконина, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова.
П.Я. Гальперин в своих работах выделяет 6 этапов усвоения
действий:
1ый этап. Создание мотивационной основы действия, когда
закладывается отношение ученика к целям и задачам усваиваемого действия,
к содержанию материала.
2ой этап. Становление схемы ориентировочной основы действия, то
есть системы ориентиров, необходимых для качественного выполнения
действия.
3ий этап. Формирование действия в материальной форме.
4ый этап. Преобразование материальной формы во внешнеречевую.
5ый этап. Перенос внешней речевой деятельности в плоскость
внутреннего, умственного плана.
6ой этап. «Скрытая речь» приобретает форму собственного
умственного действия».
Выступление на тему "Универсальные учебные действия" (районное методическое объединение учителей биологии)
Выступление на тему "Универсальные учебные действия" (районное методическое объединение учителей биологии)
Выступление на тему "Универсальные учебные действия" (районное методическое объединение учителей биологии)
Выступление на тему "Универсальные учебные действия" (районное методическое объединение учителей биологии)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.