Выступление на тему "Универсальные учебные действия" (районное методическое объединение учителей биологии)

  • Повышение квалификации
  • doc
  • 24.02.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала универсальные учебные действия.doc
1 Виды и характеристика универсальных учебных действий учащихся на уроке  В ФГОС записано: «Универсальные Учебные Действия (УУД) –это совокупность   способов   действий   обучающегося,   которая   обеспечивает   его способность   к   самостоятельному   усвоению   новых   знаний,  т.е.   способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта». Термин   «универсальные   учебные   действия»   нужно   понимать     как «умение учиться».  Отсюда вытекает главная педагогическая задача:  научить ученика учиться, а ученик должен научиться учить себя сам.  Учащийся сам должен стать активным участником образовательного процесса. Это   возможно   благодаря   формированию   системы   универсальных учебных действий. Их универсальность заключается   в том, что они   носят надпредметный   характер   и     обеспечивают   целостность   общекультурного, личностного и познавательного развития   личности. Универсальные учебные   любой действия   в     образовательном   процессе   составляют   основу     деятельности учащегося независимо от её предметного содержания. Виды универсальных учебных действий                     личностные                                                                                                                                                    метапредметные       регулятивные           познавательные           коммуникативные ФГОС   предполагает,   что     в  сфере  личностных   универсальных учебных   действий  будут   сформированы   внутренняя   позиция   учащегося, адекватная   мотивация   учебной   деятельности,   включая   учебные   и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и  их выполнение, жизненное, личностное и профессиональное самоопределение.2                   Формирование  регулятивных универсальных учебных действий  у учащихся   способствует     овладению   всеми     видами     учебных   действий, направленных   на   организацию   своей   работы   в   школе   и   вне   её,   включая способность принимать  и сохранять учебную цель и задачу, планировать её выполнение , контролировать и оценивать свои действия. Формирование регуляции своей деятельности  у учащихся основной школы должно быть рассмотрено в трёх аспектах:  формирование   способности   личности   к  целеполаганию   и   построению жизненных   планов   во   временной   перспективе.  (Влияет   на   смысл   и мотивацию в обучении)  развитие регуляции учебной деятельности;  саморегуляция эмоциональных и функциональных состояний. (ценности,   цели,   идеалы,   образ   «Я»,   уровень   притязаний, самооценка).  П   ознавательные   универсальные   учебные  действия    научат   учащихся воспринимать   и   анализировать   сообщения   и   важнейшие   их   компоненты   ­     знаково­символические   средства, тексты,   овладеют   действием моделирования, широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач.  Характеристику                   познавательных   универсальных   учебных действий     предлагает   в книге "Формирование УУД в основной школе: от  действия к мысли"  А.Г. Асмолов. Познавательные универсальные учебные действия он классифицирует на три группы:   ­   общеучебные   действия   (самостоятельное   выделение   и   формулирование познавательной цели;  поиск и выделение информации;  применение методов поиска     включая знаково­символические действия,   информации;   моделирование;  умение   структурировать   знания;   выбор   наиболее3   действия эффективных   способов   решения   задач;  логические  действия;   постановки и решения проблем) ­  логические действия - анализ объектов с целью выделения признаков, синтез, выбор оснований и критериев для сравнения, установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений и доказательств, выдвижение гипотез и их обоснование. ­   действия  постановки   и   решения   проблем  включают   формулирование классификация объектов, проблем и самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. [5] Коммуникативные универсальные учебные действия ­  обеспечивают социальную   компетентность   и   учет   позиции   других   людей,   партнеров   по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие, сотрудничество и со сверстниками, и с взрослыми.        способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми;  удовлетворительное владение нормами и «техникой» общения;  умение определять цели коммуникации;  оценивать ситуацию;  учитывать намерения и способы коммуникации партнёра;  выбирать адекватные стратегии коммуникации;  готовность к гибкой регуляции собственного речевого поведения.  Формирование этих универсальных учебных действий  основывается   системно­деятельностном   подходе.   Такой   подход   к   образованию на4 базируется на положениях научной школы Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова. П.Я.   Гальперин   в   своих   работах     выделяет   6   этапов     усвоения действий: 1­ый   этап.   Создание   мотивационной   основы   действия,   когда закладывается отношение ученика к целям и задачам усваиваемого действия, к содержанию материала. 2­ой этап. Становление схемы ориентировочной основы действия, то есть   системы   ориентиров,   необходимых   для   качественного   выполнения действия. 3­ий этап.  Формирование действия в материальной форме. 4­ый этап. Преобразование материальной формы во внешнеречевую. 5­ый   этап.   Перенос   внешней   речевой   деятельности   в   плоскость внутреннего, умственного плана. 6­ой   этап.   «Скрытая   речь»   приобретает   форму   собственного умственного действия».