1
Виды и характеристика универсальных
учебных действий учащихся на уроке
В ФГОС записано: «Универсальные Учебные Действия (УУД) –это
совокупность способов действий обучающегося, которая обеспечивает его
способность к самостоятельному усвоению новых знаний, т.е. способность
субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и
активного присвоения нового социального опыта».
Термин «универсальные учебные действия» нужно понимать как
«умение учиться». Отсюда вытекает главная педагогическая задача: научить
ученика учиться, а ученик должен научиться учить себя сам. Учащийся сам
должен стать активным участником образовательного процесса.
Это возможно благодаря формированию системы универсальных
учебных действий. Их универсальность заключается в том, что они носят
надпредметный характер и обеспечивают целостность общекультурного,
личностного и познавательного развития личности. Универсальные учебные
любой
действия в
образовательном процессе составляют основу
деятельности учащегося независимо от её предметного содержания.
Виды универсальных учебных действий
личностные
метапредметные
регулятивные познавательные коммуникативные
ФГОС предполагает, что
в сфере личностных универсальных
учебных действий будут сформированы внутренняя позиция учащегося,
адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и
познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение,
жизненное, личностное и профессиональное самоопределение.2
Формирование регулятивных универсальных учебных действий у
учащихся способствует овладению всеми видами учебных действий,
направленных на организацию своей работы в школе и вне её, включая
способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её
выполнение , контролировать и оценивать свои действия.
Формирование регуляции своей деятельности у учащихся основной
школы должно быть рассмотрено в трёх аспектах:
формирование способности личности к целеполаганию и построению
жизненных планов во временной перспективе. (Влияет на смысл и
мотивацию в обучении)
развитие регуляции учебной деятельности;
саморегуляция эмоциональных и функциональных состояний.
(ценности, цели, идеалы, образ «Я», уровень притязаний,
самооценка).
П ознавательные универсальные учебные действия научат учащихся
воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты
знаковосимволические средства,
тексты,
овладеют действием
моделирования, широким спектром логических действий и операций, включая
общие приёмы решения задач.
Характеристику познавательных универсальных учебных
действий предлагает в книге "Формирование УУД в основной школе: от
действия к мысли" А.Г. Асмолов.
Познавательные универсальные учебные действия он классифицирует
на три группы:
общеучебные действия (самостоятельное выделение и формулирование
познавательной цели; поиск и выделение информации; применение методов
поиска
включая
знаковосимволические действия,
информации;
моделирование;
умение структурировать знания;
выбор наиболее3
действия
эффективных способов решения задач; логические действия;
постановки и решения проблем)
логические действия - анализ объектов с целью выделения
признаков, синтез, выбор оснований и критериев для
сравнения,
установление
причинно-следственных связей, построение логической цепи
рассуждений и доказательств, выдвижение гипотез и их
обоснование.
действия постановки и решения проблем включают формулирование
классификация объектов,
проблем и самостоятельное создание способов решения проблем творческого
и поискового характера. [5]
Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают
социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по
общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать
в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников
и строить продуктивное взаимодействие, сотрудничество и со сверстниками,
и с взрослыми.
способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с
другими людьми;
удовлетворительное владение нормами и «техникой» общения;
умение определять цели коммуникации;
оценивать ситуацию;
учитывать намерения и способы коммуникации партнёра;
выбирать адекватные стратегии коммуникации;
готовность к гибкой регуляции собственного речевого поведения.
Формирование этих универсальных учебных действий основывается
системнодеятельностном подходе. Такой подход к образованию
на4
базируется на положениях научной школы Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева,
Д.Б. Эльконина, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова.
П.Я. Гальперин в своих работах выделяет 6 этапов усвоения
действий:
1ый этап. Создание мотивационной основы действия, когда
закладывается отношение ученика к целям и задачам усваиваемого действия,
к содержанию материала.
2ой этап. Становление схемы ориентировочной основы действия, то
есть системы ориентиров, необходимых для качественного выполнения
действия.
3ий этап. Формирование действия в материальной форме.
4ый этап. Преобразование материальной формы во внешнеречевую.
5ый этап. Перенос внешней речевой деятельности в плоскость
внутреннего, умственного плана.
6ой этап. «Скрытая речь» приобретает форму собственного
умственного действия».