Выступление на ТМО "Развитие познавательных, личностных и коммуникативных УУД во внеурочной деятельности"
Оценка 4.6

Выступление на ТМО "Развитие познавательных, личностных и коммуникативных УУД во внеурочной деятельности"

Оценка 4.6
Лекции
docx
окружающий мир +1
Взрослым
11.02.2017
Выступление на ТМО "Развитие познавательных, личностных и коммуникативных УУД во внеурочной деятельности"
Выступление на ТМО по теме"Развитие познавательных, личностных и коммуникативных УУД во внеурочной деятельности". В этом материале я поделюсь наработками по формированию и развитию УУД через внеурочную деятельность. Универсальные учебные действия, их свойства и качества определяют эффективность образовательного процесса, в частности усвоение знаний, формирование умений, образа мира и основных видов компетенций обучающегося, в том числе социальной и личностной.Выступление на ТМО "Развитие познавательных, личностных и коммуникативных УУД во внеурочной деятельности"
ТМО Загребельная.docx
Развитие познавательных, личностных и коммуникативных УУД во внеурочной деятельности.  «Раз мы взялись за новое дело, мы должны  ИНАЧЕ  ДУМАТЬ И ДЕЙСТВОВАТЬ”                                           Авраам Линкольн, 16 президент США Сегодня я поделюсь с вами наработками по формированию и развитию УУД через внеурочную деятельность. Внеурочная деятельность в условиях внедрения ФГОС приобрела новую окраску и актуальность,   ведь   именно   стандарты   закрепили   обязательность   ее   организации. Внеурочная   деятельность   позволяет   ребенку   выбрать   область   интересов,   развить   свои способности. Стоит отметить, что для школы внеурочная деятельность обязательна, а ребенок имеет право выбора. Почему   именно   в   начальной   школе   уделяется   особое   внимание   внеурочной деятельности?   В   это   время   ребенок   делает   свои   первые   шаги   в   определении   своих личностных интересов, ищет себя в социуме. Школа  совместно с родителями  должна помочь решить ему эту задачу, дать возможность попробовать себя в различных сферах жизнедеятельности. Федеральные   государственные   стандарты   общего   образования   пересматривают приоритеты в определении образовательных результатов и включают в состав основных образовательных программ формирование универсальных учебных действий. Главным в развитии личности ребёнка является умение учиться — познавать мир в сотрудничестве с другими обучающимися и учителями. На слайде вы видите 4 группы УУД. По критериям давайте назовем их. Синий –  познавательные;  Зеленый –  регулятивные;  Желтый  – личностные;  Красный  – коммуникативные. Учебные     Универсальные     действия    –   это   обобщенные   действия,   открывающие возможность широкой ориентации обучающихся,  как в различных предметных областях, так   и   в   строении   самой   учебной   и   внеучебной   деятельности,   включая   осознание обучающимися ее целевой направленности, ценностно­смысловых  характеристик. При развитии УУД у младших школьников решаются следующие задачи: ­воспитывать культуру  общения; ­воспитывать любовь и уважение к окружающим; ­сблизить и сплотить детский коллектив: ­развивать адекватную самооценку у школьников; ­научить анализу собственных действий  и  поступков; ­научить планированию действий; ­развивать устную речь обучающихся; ­развивать творческие способности. Формирование   и   развитие   универсальных     учебных   действий   в   образовательном процессе осуществляется в контексте усвоения разных учебных предметов, во внеурочной деятельности через кружковую, воспитательную работу. Проектирование образовательно­ воспитательной   программы   начального   образования   должно   быть   согласовано   с программой   развития   универсальных     учебных   действий.        Универсальные     учебные действия, их свойства и качества определяют эффективность образовательного процесса, в   частности     усвоение   знаний,   формирование   умений,  образа   мира   и   основных   видов компетенций обучающегося, в том числе социальной и личностной. Упражнение “Снежинка”  (почему  у всех получается по – разному) А сейчас мы выполним с вами интересное упражнение. Главное условие, не смотреть ни   на   кого   и   слушать   мою   инструкцию.   Перед   Вами   лежит   лист   бумаги.   Все   листы одинаковой   формы,   размера,   качества,   цвета.   Слушайте   внимательно   и   выполняйте следующее:  ­ сложите лист пополам; ­ оторвите правый верхний уголок;  ­ опять сложите пополам; ­ снова оторвите правый верхний уголок. Продолжите   эту   процедуру,   пока   она   будет   возможна.   Теперь   раскройте   свою снежинку. Покажите их друг другу. Посмотрите, сколько замечательных, но абсолютно разных и непохожих друг на друга снежинок у вас получилось?  А почему? Как вы думаете? (все люди разные) Поэтому можно сделать вывод, что изучив нормативные   документы,   примерные   программы   внеурочной   деятельности,   мы   все работаем вроде бы одинаково, но в то же время, по­ своему. Программа «Я познаю мир» В нашей школе реализуется Программа внеурочной деятельности «Я познаю мир», которая   разработана   в   соответствии   с   требованиями   ФГОС   начального   общего образования с учетом особенностей первой ступени общего образования, возможностей применения   ИКТ   не   только   в   учебном   процессе,   но   и   в   реализации   проектной деятельности.   Программа   учитывает   возрастные,   общеучебные     и   психологические особенности младшего школьника.  Данная   программа   внеурочной   деятельности   обеспечивает   развитие интеллектуальных общеучебных умений у обучающихся, необходимых для дальнейшей самореализации   и   формирования   личности   ребенка,   позволяет   обеспечить   усвоение обучающимися необходимых знаний, в свободном общении формировать у детей интерес к естественно­научным и духовно­нравственным дисциплинам, экологической культуре.    духовно­нравственной, Внеурочная   деятельность   школьников   организуется   в   форме   работы   кружков общеинтеллектуальной,   экологической, социокультурной   направленности   и   проектной   деятельности.   Реализация   программы рассчитана   на   весь   курс   начального   образования   4   года.   Программа   внеурочной деятельности «Я познаю мир» состоит из четырех подпрограмм: «Я – исследователь», «Уроки нравственности», «Кем быть?» и «Я познаю мир».    познавательной, «Уроки нравственности»  Цель подпрограммы «Уроки нравственности»: воспитание нравственных чувств и этического сознания  у младших школьников. «Уроки   нравственности»  всегда   проходят   эмоционально,   строятся   на непроизвольном внимании и памяти, включают в себя игровые элементы, используется яркая   наглядность   и   электронные   ресурсы.   Занятия   этого   направления   проводятся   в форме   бесед,   экскурсий,   заочных   путешествий,    участия   в   творческой   деятельности, такой,   литературно­музыкальные   композиции, художественные выставки, просмотр видеофильмов и фильмов.    как   театральные   постановки, На   уроках   нравственности   дети   активны,   участвуют   в     обсуждениях   жизненных ситуаций.  Это   уроки   разъяснения,  объяснения   и   обучения.  Основной   задачей   учителя является   ­   пробудить   у   ребёнка   интерес   к   внутреннему   миру   человека,   заставить задуматься о себе и своих поступках, их нравственной сущности. В конце занятия даются творческие задания, такие как, завершить рисунок, прочитать книжку или рассказ вместе с родителями, ...   У   обучающихся   после   реализации   данной   программы   будут   сформированы универсальные учебные действия. Личностные: ­ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей; ­ знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение; ­ развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; ­  эмпатии, как осознанного понимания чувств   других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия. Регулятивные: ­ планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане; ­ адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей; ­ вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата. Познавательные: ­   осуществлять   поиск   необходимой   информации   для   выполнения   заданий   с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые); ­ строить сообщения в устной и письменной форме; ­   осуществлять   анализ   объектов   с   выделением   существенных   и   несущественных признаков. Коммуникативные: ­   адекватно   использовать   коммуникативные,   прежде   всего   речевые,   средства   для решения   различных   коммуникативных   задач,   строить   монологическое   высказывание, владеть диалогической формой коммуникации; ­   допускать   возможность   существования   у   людей   различных   точек   зрения,  в   том числе   не   совпадающих   с   его   собственной,   и   ориентироваться   на   позицию   партнёра   в общении и взаимодействии; ­   учитывать   разные   мнения   и   стремиться   к   координации   различных   позиций   в сотрудничестве; ­ формулировать собственное мнение и позицию; ­ договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.  «Кем быть?» Подпрограмма   «Кем   быть?»   направлена   на   расширение   кругозора   младших школьников   по   профориентации   и     создание   условий   для   формирования   личностных качеств. Этот курс  реализует  познавательное  направление во внеурочной деятельности начиная с 1 класса. Работа   по   профориентации   в   начальной   школе   очень   специфична.   Особенность заключается   в   том,   что   в   1­4   классах   не   ставится   цели   подвести   детей   к   выбору определённой   профессии.   Главное   –   развитие   внутренних   психологических   ресурсов личности ребёнка. На этой стадии создаётся определённая наглядная основа, на которой базируется дальнейшее развитие профессионального самосознания. Занятия   проводятся   в   форме   экскурсий,   бесед   с   элементами   практической деятельности и с элементами творчества и самостоятельного поиска знаний, сюжетно­ ролевых   игр,   викторин,   праздников.   Они   способствуют   расширению   знаний   о   мире профессий, углубляют представления детей. Используется много наглядности, игрового материала   (кроссворды,   загадки,   пословицы,   викторины),   элементов   занимательности, состязательности   (мастер­классы,   шоу,   конкурсы).   Это   помогает   создать   у   младших школьников многообразие впечатлений. В игре совершенствуются движения и умственные операции. Таким образом, ребёнок познаёт и запоминает мир профессий.    В   ходе   реализации   программы   обучающиеся   должны   овладевать   специальными знаниями, умениями и навыками такими как: ­ когнитивные – знания обучающихся о труде, о мире профессий;  ­ мотивационно­личностные – отношение к труду, интерес к профессиям, желание овладеть какой­либо профессиональной деятельностью; ­   поведенческие   ­   навыки   трудовой   деятельности, дисциплинированность, самостоятельность в труде.   Метапредметными   результатами   программы   внеурочной   деятельности   по социальному   направлению   «Кем   быть?»   ­   является   формирование   следующих универсальных учебных действий:    ответственность, Регулятивные УУД:   Учить   высказывать   своё   предположение   (версию)   на   основе   работы   с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану.    Средством   формирования   этих   действий   служит   технология   проблемного диалога   на   этапе   изучения   нового   материала   и   технология   оценивания образовательных достижений (учебных успехов).   Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.  Познавательные УУД:   Перерабатывать   полученную   информацию:   делать   выводы   в   результате совместной работы всего класса.   Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на   основе   простейших   моделей   (предметных,   рисунков,   схематических рисунков,   схем);   находить   и   формулировать   решение   задачи   с   помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).   Коммуникативные УУД:   Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).   Слушать и понимать речь других.   Средством   формирования   этих   действий   служит   технология   проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).  Совместно   договариваться   о   правилах   общения   и   поведения   в   школе   и следовать   им.   Учиться   выполнять   различные   роли   в   группе   (лидера, исполнителя,   критика).   Средством   формирования   этих   действий   служит организация   работы   в  парах   и  малых   группах  (в  приложении   представлены варианты проведения уроков).   По итогам курса обучающиеся выполняют самостоятельную работу — творческое эссе по теме: «Кем и каким я хочу стать».      «Я ­ исследователь» Предлагаемый курс рассчитан на внеурочную работу с детьми в начальной школе. Цель   курса:   трансформация   процесса   развития   интеллектуально­творческого потенциала   личности   ребенка   путем   совершенствования   его   исследовательских способностей в процесс саморазвития. Предполагаемая   программа   учебно­исследовательской   деятельности   обучающихся включает три относительно самостоятельные подпрограммы: Тренинг исследовательских способностей,  в ходе данного тренинга обучающиеся овладевают специальными знаниями, умениями и навыками исследовательского поиска, а именно:  давать определение понятиям;  видеть проблемы;  ставить вопросы;  выдвигать гипотезы;   классифицировать;  наблюдать;  проводить эксперименты;  делать умозаключения и выводы;   объяснять, доказывать и защищать свои идеи. Самостоятельная   исследовательская   практика  ­   проведение   обучающимися самостоятельных исследований и выполнение творческих проектов. Эта подпрограмма выступает   в   качестве   основной,   центральной.   Занятия   в   рамках   этой   подпрограммы выстроены так, что степень самостоятельности ребенка в процессе исследовательского поиска постепенно возрастает. готовить тексты собственных докладов; Мониторинг   исследовательской   деятельности    включает   мероприятия, необходимые для управления процессом решения задач исследовательского обучения это: мини курсы, конференции, защиты исследовательских работ и творческих проектов. У   обучающихся   после   реализации   данной   программы   будут   сформированы универсальные учебные действия. Личностные УУД: ­ положительное отношение к исследовательской деятельности; ­ интерес к новому содержанию и новым способам познания; ­   способность   к   самооценке   на   основе   критериев   успешности   исследовательской деятельности. ­ выраженной познавательной мотивации; ­   адекватного   понимания   причин   успешности/не   успешности   исследовательской деятельности. Регулятивные УУД: ­ принимать и сохранять учебную задачу; ­ планировать свои действия; ­ осуществлять итоговый и пошаговый контроль; ­ различать способ и результат действия; ­ проявлять познавательную инициативу; ­ самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи. Познавательные УУД: ­ осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;  ­ использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов; ­ высказываться в устной и письменной формах; ­ оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент, умозаключение, вывод и т.п.; ­ видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения   и   эксперименты,   высказывать   суждения,   делать   умозаключения   и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи и т.п. Коммуникативные УУД: ­ допускать существование различных точек зрения; ­ учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию; ­ формулировать собственное мнение и позицию; ­ договариваться, приходить к общему решению; ­ соблюдать корректность в высказываниях; ­ задавать вопросы по существу. Для проектов дети выбирали темы, интересные им. «Моё имя», «Моя семья», «Животные нашего   края»,     «Птицы   –   наши   друзья».   Выступая   перед   одноклассниками   получая положительную   оценку   со   стороны   одноклассников,   ребята   тоже   самоутверждаются, получая уверенность в себе и своих силах, все это позволяет говорить о формировании личностных УУД. «Я познаю мир» Подпрограмма   «Я   познаю   мир»   позволяет   обеспечить   усвоение   обучающимися необходимых   знаний,   ответить   на   все   вопросы   ребят   и   удовлетворить   любопытство младших   школьников,   в   свободном   общении   формировать   у   обучающихся   интерес   к естественно­научным дисциплинам, экологической культуре. Предполагаемая структура учебного   материала   позволяет   расширять   знания,   полученные   в   школе,   обеспечивает возможность разнопланового их применения. Цель:  расширение   знаний,   повышение   экологической   грамотности   обучающихся, вооружение их навыками бережного использования природных ресурсов, формирование активной гуманной позиции школьников по отношению к природе.  Особое   место   в   реализации   программы   отводится   проектной   работе   младших школьников.   В   содержании   программы   представлены   практические   работы, отличающиеся   разнообразием   форм   познавательной   деятельности.   Практическая деятельность включает элементы исследований и экспериментов, уход за растениями и животными, экскурсии в ближайшее природное и социальное окружение. Развитие   навыков   осуществляется   от   простого   к   сложному,   от   развития   умений наблюдать, анализировать и обобщать – к постановке опытов, проведению экспериментов. Все   практические   работы   имеют   четко   выраженный   характер   познания   ближайшего природного окружения и создают условия для принятия конкретных решений. Материалы по результатам выполненных практических работ оформляются в виде схем,   диаграмм,   графиков,   макетов   и   представляются   на   конференциях.   Учебные конференции рассматриваются как один из способов оценивания самими обучающимися результатов выполненной работы. Все занятия курса «Я познаю мир» проводятся в форме  нетрадиционных   учебных занятий, таких как  беседа с игровыми элементами;   сказка;   сюжетно­ролевая игра;       игра­путешествие;      игра­имитация;      викторины,   соревнования,   защита   коллективное творческого   проекта;  творческие   конкурсы;      творческое тематические   подгруппам.           Ребенок   на   этих   занятиях   сам   оценивает   свои   успехи.   Это   создает   особый   положительный   эмоциональный   фон:   раскованность,   интерес,   желание   научиться выполнять предлагаемые задания.  заочная   экскурсия;   по задания   дело   КВН;   (КТД);     В   ходе   реализации   данной   программы   у   обучающихся   будут   сформированы следующие универсальные учебные действия. Регулятивные УУД:  Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.  Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.  Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять  ошибки с помощью учителя.  В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень  успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев. Познавательные УУД:  Отбирать необходимые для решения учебной задачи  источники информации среди  предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.  Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).  Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и  группировать факты и  явления;  определять причины явлений, событий; делать выводы на основе обобщения   знаний.  Преобразовывать информацию из одной формы в другую:  составлять простой план учебно­научного текста; представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы. Коммуникативные УУД:  Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной  речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций; высказывать свою точку  зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.  Слушать других, принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою  точку зрения.  Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в  совместном решении проблемы (задачи); уважительно относиться к позиции другого. Таким   образом,   УУД   представляют   собой   целостную   систему,   в   которой   можно выделить  взаимосвязанные и взаимообуславливающие  виды действий: ­ коммуникативные – обеспечивающие социальную компетентность; ­ познавательные – общеучебные, логические, связанные с решением проблемы; ­ личностные – определяющие мотивационную ориентацию; ­ регулятивные –  обеспечивающие организацию собственной  деятельности.   В   конце   своего   выступления   я   хочу   сделать   вывод,   о   том,   что   формирование универсальных учебных действий – неотъемлемая часть учебного процесса и внеурочной деятельности.   Главное   в   работе   учителя   –   это   найти   такие   методы   работы,   которые позволят   максимально   эффективно   использовать   потенциал   внеурочных   занятий   по формированию умения учиться. Спасибо за внимание.

Выступление на ТМО "Развитие познавательных, личностных и коммуникативных УУД во внеурочной деятельности"

Выступление на ТМО "Развитие познавательных, личностных и коммуникативных УУД во внеурочной деятельности"

Выступление на ТМО "Развитие познавательных, личностных и коммуникативных УУД во внеурочной деятельности"

Выступление на ТМО "Развитие познавательных, личностных и коммуникативных УУД во внеурочной деятельности"

Выступление на ТМО "Развитие познавательных, личностных и коммуникативных УУД во внеурочной деятельности"

Выступление на ТМО "Развитие познавательных, личностных и коммуникативных УУД во внеурочной деятельности"

Выступление на ТМО "Развитие познавательных, личностных и коммуникативных УУД во внеурочной деятельности"

Выступление на ТМО "Развитие познавательных, личностных и коммуникативных УУД во внеурочной деятельности"

Выступление на ТМО "Развитие познавательных, личностных и коммуникативных УУД во внеурочной деятельности"

Выступление на ТМО "Развитие познавательных, личностных и коммуникативных УУД во внеурочной деятельности"

Выступление на ТМО "Развитие познавательных, личностных и коммуникативных УУД во внеурочной деятельности"

Выступление на ТМО "Развитие познавательных, личностных и коммуникативных УУД во внеурочной деятельности"

Выступление на ТМО "Развитие познавательных, личностных и коммуникативных УУД во внеурочной деятельности"

Выступление на ТМО "Развитие познавательных, личностных и коммуникативных УУД во внеурочной деятельности"

Выступление на ТМО "Развитие познавательных, личностных и коммуникативных УУД во внеурочной деятельности"

Выступление на ТМО "Развитие познавательных, личностных и коммуникативных УУД во внеурочной деятельности"

Выступление на ТМО "Развитие познавательных, личностных и коммуникативных УУД во внеурочной деятельности"

Выступление на ТМО "Развитие познавательных, личностных и коммуникативных УУД во внеурочной деятельности"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.02.2017