Выступление на ТМО "Развитие познавательных, личностных и коммуникативных УУД во внеурочной деятельности"
Оценка 4.6
Лекции
docx
окружающий мир +1
Взрослым
11.02.2017
Выступление на ТМО по теме"Развитие познавательных, личностных и коммуникативных УУД во внеурочной деятельности". В этом материале я поделюсь наработками по формированию и развитию УУД через внеурочную деятельность. Универсальные учебные действия, их свойства и качества определяют эффективность образовательного процесса, в частности усвоение знаний, формирование умений, образа мира и основных видов компетенций обучающегося, в том числе социальной и личностной.Выступление на ТМО "Развитие познавательных, личностных и коммуникативных УУД во внеурочной деятельности"
ТМО Загребельная.docx
Развитие познавательных, личностных и коммуникативных УУД во
внеурочной деятельности.
«Раз мы взялись за новое дело,
мы должны ИНАЧЕ ДУМАТЬ И ДЕЙСТВОВАТЬ”
Авраам Линкольн, 16 президент США
Сегодня я поделюсь с вами наработками по формированию и развитию УУД через
внеурочную деятельность.
Внеурочная деятельность в условиях внедрения ФГОС приобрела новую окраску и
актуальность, ведь именно стандарты закрепили обязательность ее организации.
Внеурочная деятельность позволяет ребенку выбрать область интересов, развить свои
способности. Стоит отметить, что для школы внеурочная деятельность обязательна, а
ребенок имеет право выбора.
Почему именно в начальной школе уделяется особое внимание внеурочной
деятельности? В это время ребенок делает свои первые шаги в определении своих
личностных интересов, ищет себя в социуме. Школа совместно с родителями должна
помочь решить ему эту задачу, дать возможность попробовать себя в различных сферах
жизнедеятельности.
Федеральные государственные стандарты общего образования пересматривают
приоритеты в определении образовательных результатов и включают в состав основных
образовательных программ формирование универсальных учебных действий. Главным в
развитии личности ребёнка является умение учиться — познавать мир в сотрудничестве с
другими обучающимися и учителями.
На слайде вы видите 4 группы УУД. По критериям давайте назовем их.
Синий – познавательные; Зеленый – регулятивные; Желтый – личностные; Красный –
коммуникативные.
Учебные Универсальные действия
– это обобщенные действия, открывающие
возможность широкой ориентации обучающихся, как в различных предметных областях,
так и в строении самой учебной и внеучебной деятельности, включая осознание
обучающимися ее целевой направленности, ценностносмысловых характеристик.
При развитии УУД у младших школьников решаются следующие задачи:
воспитывать культуру общения;
воспитывать любовь и уважение к окружающим;
сблизить и сплотить детский коллектив:
развивать адекватную самооценку у школьников;
научить анализу собственных действий и поступков;
научить планированию действий;
развивать устную речь обучающихся;
развивать творческие способности. Формирование и развитие универсальных учебных действий в образовательном
процессе осуществляется в контексте усвоения разных учебных предметов, во внеурочной
деятельности через кружковую, воспитательную работу. Проектирование образовательно
воспитательной программы начального образования должно быть согласовано с
программой развития универсальных учебных действий. Универсальные учебные
действия, их свойства и качества определяют эффективность образовательного процесса,
в частности усвоение знаний, формирование умений, образа мира и основных видов
компетенций обучающегося, в том числе социальной и личностной.
Упражнение “Снежинка” (почему у всех получается по – разному)
А сейчас мы выполним с вами интересное упражнение. Главное условие, не смотреть
ни на кого и слушать мою инструкцию. Перед Вами лежит лист бумаги. Все листы
одинаковой формы, размера, качества, цвета. Слушайте внимательно и выполняйте
следующее:
сложите лист пополам;
оторвите правый верхний уголок;
опять сложите пополам;
снова оторвите правый верхний уголок.
Продолжите эту процедуру, пока она будет возможна. Теперь раскройте свою
снежинку. Покажите их друг другу. Посмотрите, сколько замечательных, но абсолютно
разных и непохожих друг на друга снежинок у вас получилось?
А почему? Как вы думаете? (все люди разные) Поэтому можно сделать вывод, что изучив
нормативные документы, примерные программы внеурочной деятельности, мы все
работаем вроде бы одинаково, но в то же время, по своему. Программа «Я познаю мир»
В нашей школе реализуется Программа внеурочной деятельности «Я познаю мир»,
которая разработана в соответствии с требованиями ФГОС начального общего
образования с учетом особенностей первой ступени общего образования, возможностей
применения ИКТ не только в учебном процессе, но и в реализации проектной
деятельности. Программа учитывает возрастные, общеучебные и психологические
особенности младшего школьника.
Данная программа внеурочной деятельности обеспечивает развитие
интеллектуальных общеучебных умений у обучающихся, необходимых для дальнейшей
самореализации и формирования личности ребенка, позволяет обеспечить усвоение
обучающимися необходимых знаний, в свободном общении формировать у детей интерес
к естественнонаучным и духовнонравственным дисциплинам, экологической культуре.
духовнонравственной,
Внеурочная деятельность школьников организуется в форме работы кружков
общеинтеллектуальной,
экологической,
социокультурной направленности и проектной деятельности. Реализация программы
рассчитана на весь курс начального образования 4 года. Программа внеурочной
деятельности «Я познаю мир» состоит из четырех подпрограмм: «Я – исследователь»,
«Уроки нравственности», «Кем быть?» и «Я познаю мир».
познавательной,
«Уроки нравственности»
Цель подпрограммы «Уроки нравственности»: воспитание нравственных чувств и
этического сознания у младших школьников.
«Уроки нравственности»
всегда проходят эмоционально,
строятся на
непроизвольном внимании и памяти, включают в себя игровые элементы, используется
яркая наглядность и электронные ресурсы. Занятия этого направления проводятся в
форме бесед, экскурсий, заочных путешествий, участия в творческой деятельности,
такой,
литературномузыкальные композиции,
художественные выставки, просмотр видеофильмов и фильмов.
как театральные постановки,
На уроках нравственности дети активны, участвуют в обсуждениях жизненных
ситуаций. Это уроки разъяснения, объяснения и обучения. Основной задачей учителя
является пробудить у ребёнка интерес к внутреннему миру человека, заставить
задуматься о себе и своих поступках, их нравственной сущности. В конце занятия даются
творческие задания, такие как, завершить рисунок, прочитать книжку или рассказ вместе
с родителями, ...
У обучающихся после реализации данной программы будут сформированы
универсальные учебные действия.
Личностные:
ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и
поступков окружающих людей;
знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение; развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального
поведения;
эмпатии, как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им,
выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
Регулятивные:
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её
реализации, в том числе во внутреннем плане;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и
других людей;
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его
оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для
создания нового, более совершенного результата.
Познавательные:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий с
использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные,
цифровые);
строить сообщения в устной и письменной форме;
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных
признаков.
Коммуникативные:
адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для
решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание,
владеть диалогической формой коммуникации;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том
числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в
общении и взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в
сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том
числе в ситуации столкновения интересов.
«Кем быть?»
Подпрограмма «Кем быть?» направлена на расширение кругозора младших
школьников по профориентации и создание условий для формирования личностных
качеств. Этот курс реализует познавательное направление во внеурочной деятельности
начиная с 1 класса.
Работа по профориентации в начальной школе очень специфична. Особенность
заключается в том, что в 14 классах не ставится цели подвести детей к выбору
определённой профессии. Главное – развитие внутренних психологических ресурсов
личности ребёнка. На этой стадии создаётся определённая наглядная основа, на которой
базируется дальнейшее развитие профессионального самосознания. Занятия проводятся в форме экскурсий, бесед с элементами практической
деятельности и с элементами творчества и самостоятельного поиска знаний, сюжетно
ролевых игр, викторин, праздников. Они способствуют расширению знаний о мире
профессий, углубляют представления детей. Используется много наглядности, игрового
материала (кроссворды, загадки, пословицы, викторины), элементов занимательности,
состязательности (мастерклассы, шоу, конкурсы). Это помогает создать у младших
школьников многообразие впечатлений. В игре совершенствуются движения и умственные
операции. Таким образом, ребёнок познаёт и запоминает мир профессий.
В ходе реализации программы обучающиеся должны овладевать специальными
знаниями, умениями и навыками такими как:
когнитивные – знания обучающихся о труде, о мире профессий;
мотивационноличностные – отношение к труду, интерес к профессиям, желание
овладеть какойлибо профессиональной деятельностью;
поведенческие навыки трудовой деятельности,
дисциплинированность, самостоятельность в труде.
Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по
социальному направлению «Кем быть?» является формирование следующих
универсальных учебных действий:
ответственность,
Регулятивные УУД:
Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с
иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного
диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания
образовательных достижений (учебных успехов).
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную
оценку деятельности класса на уроке.
Познавательные УУД:
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате
совместной работы всего класса.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы
на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических
рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью
простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).
Коммуникативные УУД:
Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и
письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного
диалога (побуждающий и подводящий диалог).
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и
следовать им. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Средством формирования этих действий служит
организация работы в парах и малых группах (в приложении представлены
варианты проведения уроков).
По итогам курса обучающиеся выполняют самостоятельную работу — творческое эссе по
теме: «Кем и каким я хочу стать».
«Я исследователь»
Предлагаемый курс рассчитан на внеурочную работу с детьми в начальной школе.
Цель курса: трансформация процесса развития интеллектуальнотворческого
потенциала личности ребенка путем совершенствования его исследовательских
способностей в процесс саморазвития.
Предполагаемая программа учебноисследовательской деятельности обучающихся
включает три относительно самостоятельные подпрограммы:
Тренинг исследовательских способностей, в ходе данного тренинга обучающиеся
овладевают специальными знаниями, умениями и навыками исследовательского поиска, а
именно:
давать определение понятиям;
видеть проблемы;
ставить вопросы;
выдвигать гипотезы;
классифицировать;
наблюдать;
проводить эксперименты;
делать умозаключения и выводы;
объяснять, доказывать и защищать свои идеи.
Самостоятельная исследовательская практика проведение обучающимися
самостоятельных исследований и выполнение творческих проектов. Эта подпрограмма
выступает в качестве основной, центральной. Занятия в рамках этой подпрограммы
выстроены так, что степень самостоятельности ребенка в процессе исследовательского
поиска постепенно возрастает.
готовить тексты собственных докладов;
Мониторинг исследовательской деятельности
включает мероприятия,
необходимые для управления процессом решения задач исследовательского обучения это:
мини курсы, конференции, защиты исследовательских работ и творческих проектов.
У обучающихся после реализации данной программы будут сформированы
универсальные учебные действия.
Личностные УУД:
положительное отношение к исследовательской деятельности;
интерес к новому содержанию и новым способам познания;
способность к самооценке на основе критериев успешности исследовательской
деятельности.
выраженной познавательной мотивации; адекватного понимания причин успешности/не успешности исследовательской
деятельности.
Регулятивные УУД:
принимать и сохранять учебную задачу;
планировать свои действия;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
различать способ и результат действия;
проявлять познавательную инициативу;
самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи.
Познавательные УУД:
осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с
использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном
пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и
представления их результатов;
высказываться в устной и письменной формах;
оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент,
умозаключение, вывод и т.п.;
видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить
наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и
выводы, аргументировать (защищать) свои идеи и т.п.
Коммуникативные УУД:
допускать существование различных точек зрения;
учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться, приходить к общему решению;
соблюдать корректность в высказываниях;
задавать вопросы по существу.
Для проектов дети выбирали темы, интересные им. «Моё имя», «Моя семья», «Животные
нашего края», «Птицы – наши друзья». Выступая перед одноклассниками получая
положительную оценку со стороны одноклассников, ребята тоже самоутверждаются,
получая уверенность в себе и своих силах, все это позволяет говорить о формировании
личностных УУД.
«Я познаю мир»
Подпрограмма «Я познаю мир» позволяет обеспечить усвоение обучающимися
необходимых знаний, ответить на все вопросы ребят и удовлетворить любопытство
младших школьников, в свободном общении формировать у обучающихся интерес к
естественнонаучным дисциплинам, экологической культуре. Предполагаемая структура
учебного материала позволяет расширять знания, полученные в школе, обеспечивает
возможность разнопланового их применения. Цель: расширение знаний, повышение экологической грамотности обучающихся,
вооружение их навыками бережного использования природных ресурсов, формирование
активной гуманной позиции школьников по отношению к природе.
Особое место в реализации программы отводится проектной работе младших
школьников.
В содержании программы представлены практические работы,
отличающиеся разнообразием форм познавательной деятельности. Практическая
деятельность включает элементы исследований и экспериментов, уход за растениями и
животными, экскурсии в ближайшее природное и социальное окружение.
Развитие навыков осуществляется от простого к сложному, от развития умений
наблюдать, анализировать и обобщать – к постановке опытов, проведению экспериментов.
Все практические работы имеют четко выраженный характер познания ближайшего
природного окружения и создают условия для принятия конкретных решений.
Материалы по результатам выполненных практических работ оформляются в виде
схем, диаграмм, графиков, макетов и представляются на конференциях. Учебные
конференции рассматриваются как один из способов оценивания самими обучающимися
результатов выполненной работы.
Все занятия курса «Я познаю мир» проводятся в форме нетрадиционных учебных
занятий, таких как беседа с игровыми элементами; сказка; сюжетноролевая игра;
играпутешествие; играимитация; викторины,
соревнования, защита
коллективное
творческого проекта; творческие конкурсы;
творческое
тематические
подгруппам.
Ребенок на этих занятиях сам оценивает свои успехи. Это создает особый
положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться
выполнять предлагаемые задания.
заочная экскурсия;
по
задания
дело
КВН;
(КТД);
В ходе реализации данной программы у обучающихся будут сформированы
следующие универсальные учебные действия.
Регулятивные УУД:
Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять
ошибки с помощью учителя.
В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень
успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Познавательные УУД:
Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди
предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах
(текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и
явления;
определять причины явлений, событий; делать выводы на основе обобщения знаний.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебнонаучного текста; представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Коммуникативные УУД:
Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной
речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций; высказывать свою точку
зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
Слушать других, принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою
точку зрения.
Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в
совместном решении проблемы (задачи); уважительно относиться к позиции другого.
Таким образом, УУД представляют собой целостную систему, в которой можно
выделить взаимосвязанные и взаимообуславливающие виды действий:
коммуникативные – обеспечивающие социальную компетентность;
познавательные – общеучебные, логические, связанные с решением проблемы;
личностные – определяющие мотивационную ориентацию;
регулятивные – обеспечивающие организацию собственной деятельности.
В конце своего выступления я хочу сделать вывод, о том, что формирование
универсальных учебных действий – неотъемлемая часть учебного процесса и внеурочной
деятельности. Главное в работе учителя – это найти такие методы работы, которые
позволят максимально эффективно использовать потенциал внеурочных занятий по
формированию умения учиться.
Спасибо за внимание.
Выступление на ТМО "Развитие познавательных, личностных и коммуникативных УУД во внеурочной деятельности"
Выступление на ТМО "Развитие познавательных, личностных и коммуникативных УУД во внеурочной деятельности"
Выступление на ТМО "Развитие познавательных, личностных и коммуникативных УУД во внеурочной деятельности"
Выступление на ТМО "Развитие познавательных, личностных и коммуникативных УУД во внеурочной деятельности"
Выступление на ТМО "Развитие познавательных, личностных и коммуникативных УУД во внеурочной деятельности"
Выступление на ТМО "Развитие познавательных, личностных и коммуникативных УУД во внеурочной деятельности"
Выступление на ТМО "Развитие познавательных, личностных и коммуникативных УУД во внеурочной деятельности"
Выступление на ТМО "Развитие познавательных, личностных и коммуникативных УУД во внеурочной деятельности"
Выступление на ТМО "Развитие познавательных, личностных и коммуникативных УУД во внеурочной деятельности"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.