Выступление: "Способы формирования универсальных учебных действий в образовательном процессе"
Оценка 4.9

Выступление: "Способы формирования универсальных учебных действий в образовательном процессе"

Оценка 4.9
Работа в классе
docx
классное руководство
Взрослым
21.06.2017
Выступление: "Способы формирования универсальных учебных действий в образовательном процессе"
Успешность обучения в начальной школе во многом зависит от сформированности УУД, свойства и качества которых определяют эффективность образовательного процесса, в частности усвоения знаний, формирование умений, образа мира и основных видов компетенций учащегося, в том числе социальной и личностной. В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока: 1)личностные; 2)регулятивные (включает и действия саморегуляции); 3)познавательные; 4) коммуникативные.
Способы формирования УУД в образовательном процессе.docx
Никольская Татьяна Владимировна, учитель начальных классов муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения  «Средняя общеобразовательная школа №3  с углубленным изучением отдельных предметов»  г. Котовска Тамбовской области Тема моего выступления:  «Способы формирования универсальных учебных действий в образовательном  процессе»    Успешность обучения в начальной школе во многом зависит от сформированности УУД, свойства и качества которых определяют эффективность образовательного процесса, в   частности   усвоения   знаний,   формирование   умений,   образа   мира   и   основных   видов компетенций учащегося, в том числе социальной и личностной. Универсальные учебные действия – это обобщенные действия, открывающие  возможность широкой ориентации обучающихся, – как в различных предметных областях,  так и в строении самой учебной деятельности.              Сегодня мы остановимся на  регулятивных, познавательных и коммуникативных  универсальных учебных действиях. Мне,   как   учителю   начальных   классов,   необходимо   сформировать   у   младшего школьника   готовность   и   способность   к   саморазвитию,   т.е.   универсальные   учебные действия.                      Работая над формированием   регулятивных  УУД учу конкретным способам действия: планировать, ставить цель, использовать алгоритм решения какой­либо задачи, оценивать,   включаю   в   урок   проблемные   ситуации,   позволяющие   школьникам   вместе   с учителем выбрать цель деятельности.       С первой минуты урока обучающихся стараюсь включить в организацию своей учебной   деятельности,   т.е.   формировать  регулятивные   УУД.    Это    целеполагание,   как постановка учебной задачи (Каким бы вы хотели видеть наш урок? Какие качества нужно проявить,   чтобы   получился   такой   урок?)   Далее,   обучающиеся   разгадав   ребусы   и самостоятельно формулируют тему урока. А сейчас мы просмотрим фрагмент с урока, где учащиеся сами определяют тему урока и ставят цель и задачи урока. Просмотр видеозаписи.             Обучение детей целеполаганию, формулированию темы урока возможно через введение в урок проблемного диалога. Просмотр видеозаписи.  Сейчас вы увидели, как в ходе проблемного диалога учитель подвёл детей к постановке цели урока и теме.                           Важно отметить такое регулятивное универсальное учебное действие как рефлексия.    Рефлексия   позволяет   приучить   ученика   к   самоконтролю,   самооценке, саморегулированию и формированию привычки к осмыслению событий, проблем, жизни.  Рефлексия   способствует   развитию   у   учащихся   критического   мышления,   осознанного отношения к своей деятельности. Просмотр видеозаписи. 1 Приведу   примеры   заданий,   нацеленных   на   формирование   регулятивных универсальных учебных действий Задание 1.  Подчеркни буквы мягких согласных звуков. случай, отец, сыночек, жизнь Данное задание способствует развитию регулятивных УУД ­ умение контролировать. Задание 2.  Спиши предложение, исправляя ошибку.  Прохожие ропко ступают по скользким дорожкам. При выполнении данного задания развиваются регулятивные УУД:  умение контролировать и корректировать запись. Задание 3. Найди слово с ошибкой: 1)счастливый 2) доблесный 3)прекрасный 4)яростный Задание 4. Вставьте пропущенную букву. Допишите проверочное слово. Грус.ный             Радос.ный Чудес.ный           Извес.ный Задание 5.  Раздели слова на слоги.  Колесо, подосиновик, пчела, седло. При выполнении данного задания развиваются регулятивные УУД: действия контроля. Задание 6. ­ решение текстовых задач При работе с задачей формируется умение составлять план и последовательность действий, а также вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета сделанных ошибок. Задание 7. ­ «преднамеренные ошибки» Выпиши примеры, в решении которых допущена ошибка. Реши их правильно. 7 + 3 – 2 = 8                          8 – 7 + 6 = 8 6 – 4 + 7 = 10                        1 + 8 – 6 = 3 Данные   задания   способствуют   развитию   регулятивных   УУД   –   умение   контролировать, корректировать свои действия.                 Познавательные действия включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования   необходимой   информации,   моделирование   изучаемого   содержания, логические действия и операции, способы решения задач.  Познавательные  УУД   формирую,   побуждая   учащихся   к   действию:   «Подумайте», «Выполните задание», «Проанализируйте», «Сделайте вывод» Для   формирования  познавательных  УУД   –   подбираются   задания,   правильный результат выполнения которых нельзя найти в учебнике в готовом виде. Но в текстах и иллюстрациях учебника, справочной литературы есть подсказки, позволяющие выполнить задание.   Приведу примеры формирования познавательных УУД на уроках: 2 Например, на уроках математики учебные задания побуждают детей анализировать  объекты с целью выделения их существенных и несущественных признаков; выявлять их  сходство и различие; проводить сравнение и классификацию по заданным или  самостоятельно выделенным признакам (основаниям); устанавливать причинно  следственные связи; обобщать и т.д. Формирование и развитие познавательных УУД на уроках математики происходит с помощью различных видов заданий: • «Найти отличия»  • «Поиск лишнего»  • «Лабиринты»  • «Цепочки»  • Составления схем­опор  • Работа с разными видами таблиц  • Составления и распознавание диаграмм  • Работа со словарями В качестве примера приведу несколько заданий, которые позволяют оптимизировать уроки   математики,   сместив   акцент   с   репродуктивного   фронтального   опроса   на самостоятельную исследовательскую деятельность младших школьников. Задание 1.  Из всех выражений выпишите и найдите значения тех выражений, в которых сложение надо выполнить: а) первым, б) вторым, в) третьим действием: 4  17+3          90­52+18          70­(10+15)  2 37+26­16       15+45:(15­12)   60:15+5 3 24+6 3           (30+70):25 2      40+60:5 2 Задание 2. Расставьте   в   выражениях   скобки   несколькими   способами   и   вычислите   значения получившихся выражений: а) 76­27­12+6                    б) 78­18:3 2 Задание 3. Поставьте скобки в выражениях так, чтобы оно имело указанное значение 16:4:2=8 24­16:4:2=1 24­16:4:2=16 3 Задание 4. Раздели числа на две группы: 15, 24, 25, 28, 30, 32, 35, 36, 40 Задание 5.  Выполни вычисления и сравни результат.  1. Из числа 12 вычесть 5. К полученной разности прибавить 4.  2. К числу 5 прибавить 4. Из числа 12 вычесть полученную сумму.  Запишите эти выражения.  Ключ: (12­5) +4 больше, чем 12­(5+4)  Задание 6.  54 открытки расклеили в альбомы, и оказалось, что в первом и третьем одинаковое  количества открыток.  Достаточно ли у нас информации, чтобы узнать, сколько открыток в каждом альбоме, если  в первом и во втором альбоме 32 открытки? Если нет, напиши, какой информации не  хватает.  Ключ: Нет. Не хватает информации о количестве альбомов.  Результатом формирования познавательных УУД будет являться умение ученика:  • выделять тип задач и способы их решения;  • осуществлять поиск необходимой информации, которая нужна для решения задач;  • различать обоснованные и необоснованные суждения;  • обосновывать этапы решения учебной задачи;  • производить анализ и преобразование информации;  • проводить основные мыслительные операции (анализ, синтез, классификации, сравнение, аналогия и т.д.);  • устанавливать причинно­следственные связи;  • владеть общим приемом решения задач;  • создавать и преобразовывать схемы необходимые для решения задач;  •   осуществлять   выбор   наиболее   эффективного   способа   решения   задачи   исходя   из конкретных условий.              На уроках литературного чтения дети учатся анализировать  содержание и  устанавливать  причинно­следственные связи;  сравнивать персонажей одного  произведения и персонажей из разных произведений; сопоставлять произведения по жанру  и по виду. Умение обосновывать свои суждения вырабатываются благодаря  типичным  подвопросам, сопровождающим задания учебника: «Почему ты так думаешь (считаешь,  полагаешь)?», «Обоснуй свое мнение», «Подтверди  словами из текста»  и т.п.    4 Задания: 1.Составление синквейна. 2.Творческая мастерская. У вас заключительные строки стихотворения «Мирок». Вам нужно дописать последнее слово в каждой строке, подобрав рифму, и прочитать получившееся четверостишие. Дети ­ это отдых, миг покоя …,    Богу у кроватки трепетный ….., Дети ­ это мира нежные ……., И в самих загадках кроется ……! Слова для справок: краткий, ответ, обет, загадки. Стихотворение М.И. Цветаевой "Мирок". 3.Подготовить рассказ о писателе, используя энциклопедии, Интернет, составьте краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.  4.Кроссворды                На уроках окружающего мира развиваются умения извлекать информацию,  представленную в разной форме (иллюстративной, схематической, табличной, условно­ знаковой и др.), в разных источниках (учебник, атлас карт, справочная литература, словарь, Интернет и др.); описывать, сравнивать, классифицировать природные и социальные  объекты на основе их внешних признаков;  моделировать объекты и явления окружающего мира; проводить несложные наблюдения и опыты по изучению природных объектов и  явлений, делая выводы по результатам. Задание: Сравни дождь и снег и ответь на вопросы.      1) В какое время года чаще всего бывают эти осадки?  Дождь­_____________________ ; снег­___________________________  2) Что общего у этих осадков?__________________________________  3) Как выглядит земля, на которую падают снег и дождь?  От дождя земля _____________________; от снега земля_____________  4) Какие из этих осадков используют для игры?______________________  5) Откуда падают снег и дождь?___________________________________        Например, на уроке окружающего мира в первом классе по теме «Кто такие птицы?» мы можем создать следующую проблемную ситуацию: ­ Назовите отличительный признак птиц. (Это животные, которые умеют летать.) ­ Посмотрите на слайд. Каких животных вы узнали? (Летучая мышь, бабочка, воробей, курица.) 5 ­ Что общего у этих животных? (Умеют летать.) ­ Можно их отнести к одной группе? (Нет.) ­ Умение летать будет отличительным признаком птиц? ­ Вы что предполагали? А что получается на самом деле? Какой вопрос возникает? (Что является отличительным признаком птиц?) Предлагаю   ученикам   высказать   предположение,   попробовать   самим   ответить   на проблемный   вопрос,   а   потом   проверить   или   уточнить   ответ   по   учебнику.   Создаётся ситуация   противоречия   между   известным   и   неизвестным.   Одновременно   повторяются знания, необходимые для изучения нового материала. Учителю необходимо научить детей наблюдать, сравнивать, делать выводы, а это, в свою очередь, способствует подведению учащихся к умению самостоятельно добывать знания, а не получать их в готовом виде.                                         Для формирования   коммуникативных  УУД учу ребят учиться отвечать на вопросы,   задавать   вопросы,   вести   диалог,    слышать,   слушать   и   понимать   партнера, планировать   и   согласованно   выполнять   совместную   деятельность,   распределять   роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться,  правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу, эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.               Работа в парах или группах – форма организации деятельности учащихся на уроке, которая необходима для того, чтобы обучить сотрудничеству. При такой форме работы  ­ возрастает познавательная активность и творческая самостоятельность  учащихся;  ­ возрастает сплочённость класса;  ­ ученик более точно оценивает свои возможности;  ­ дети приобретают навыки, необходимые для жизни в обществе: ответственность, такт и  так далее;  ­ формируется умение решать конфликтные ситуации, умение слушать собеседника,  умение эмоционально сопереживать, умение работать в группе.  Групповая поддержка вызывает чувство защищенности, и даже самые робкие и тревожные  дети преодолевают страх.                 Приведу примеры заданий, нацеленных на формирование коммуникативных универсальных учебных действий Задание 1. ­ работа в парах, в группах Работая в парах, группах, обучающиеся учатся сотрудничеству. Задание 2.  ­ постановка вопросов Задача: Лена нарисовала 3 рисунка, а Таня – на 2 больше.  Поставь вопрос и реши задачу. Формируется умение задавать вопросы по учебному материалу и отвечать на них. Задание 3.  Творческое списывание.  6 Творческое списывание, прежде всего, должно быть осознанным. Осознанным оно может быть только в том случае, если учащиеся понимают содержание текста, умеют пересказывать   его,   объяснить   правописание   слов   с   уже   изученными   орфограммами. Творческое списывание обычно усложняю   заданиями, связанными с развитием речи. В ходе   работы   над   текстом   предлагаю   детям   подобрать     пропущенные   слова,   провести орфографический  разбор, затем  списать  текст.  Например:  Наступила... зима. Выпал... снег. Он покрыл... землю, деревья, крыши домов (и т.д.). Задание 4.  Творческий   диктант   может   быть   проведён   на   уроках   закрепления   и   на   уроках проверки   знаний   учащихся.   Творческий   диктант   с   введением   в   него   требуемых заданием орфограмм близок к творческому списыванию. При творческом диктанте учащиеся текст воспринимают на слух, после чего, тут же, чтобы не отстать от класса,   дети   подбирают   нужное   слово   для   вставки.   Например:  Было   (жаркое, знойное) лето. Иван шёл по (зелёному, пёстрому) лугу. Вдруг в (высокой, сочной) траве он увидел (маленьких, слабых) зайчат, (и т.д.)  (Слова в скобках ­ дети подбирают сами). Задание 5.  работа с текстом индивидуально и в группе                              Никита­охотник.          Есть   у   Никиты   деревянный   тигр   ещё   есть   крокодил   резиновый   и   слон запрятал Никита тигра под кровать, а слона с крокодилом под стол сейчас он на них охотиться будет. (По Е. Чарушину) ­   Расставить точки; ­   Придумать другую концовку; ­ Ввести третье действующее лицо и заново составить рассказ;  ­ Придумать комплименты действующим лицам; Задание 6. Игра «Журналисты». • Выбираем   главного   редактора   журнала,   класс   делится   на   «отделы»,   в   которых журналисты работают по определённой теме. Журнал мы называем по теме урока, например,   «   Красная   книга   России».   Задача   учеников   ­   журналистов   подобрать интересный по теме материал, обсудить его в группах, проанализировать, потом «представить материал в номер».              Конечно, первоначально учащихся нужно познакомить с правилами необходимыми для успешности делового общения членов каждой группы, на которые разбит класс для познавательной деятельности. Это, и что такое групповая работа, и какова её последовательность внутри каждой группы, и знакомство с заданием и планирование работы, и распределение заданий внутри группы, выполнение и обсуждение их результатов. Такая форма организации урока настолько увлекает ребят, что в группах часто возникают споры по поводу отбора материала, его оформлении, для того чтобы его «приняли в печать». Важно, чтобы в каждую   группу   входили   учащиеся   с   разным   уровнем   подготовки,   и   каждому нашлось занятие по интересам. На последней стадии мы обсуждаем получившийся журнал, каждый проводит самооценку и самоанализ своей деятельности.      В процессе такой игры учащиеся учатся критически оценивать себя и других, учитывать   личный   вклад   каждого   в   общение,   принимать   правильные   решения, выражать   согласие   (несогласие),   оценивать 7   одобрение   (неодобрение), • эмоциональное   поведение   друг   друга,   проявлять   чуткость,   отзывчивость, сопереживание к партнёрам. Задание 7. Коммуникативное упражнение "Что было в начале дня?" Упражнение проводится в конце учебного дня. Заключается в том, что участники  сообща должны вспомнить в деталях то, как начинался сегодня день:    ­ Кто в какой последовательности заходил в кабинет?    ­ Кто с кем успел пообщаться до начала уроков?    ­ Какие слова произносились?    ­ Какие невербальные моменты запомнились?    ­ Изменилась ли обстановка в кабинете за день?    ­ Как проходили первые несколько минут собственно урока?    Упражнение завершается небольшим обсуждением того, как работает наша память:    ­ Почему запомнилось именно это, а не то?    ­ Правда ли, что запоминаются хорошо яркие впечатления? то, что потом постоянно  "вертится в голове"?    ­ Если надо специально запомнить в деталях текущую коммуникативную ситуацию, что  надо делать? А сейчас посмотрим как формируются коммуникативные универсальные действия на уроках наших коллег. (Видеоматериал)                Овладение обучающимися универсальными учебными действиями происходит в контексте  разных  учебных  предметов. Совершенно очевидно, что жёсткой градации  по формированию определённого вида УУД в процессе изучения конкретного предмета нет, и не   может   быть.   Однако,   перенос   акцентов   возможен.   В   одних   темах   может   уделяться большое внимание формированию одних видов УУД, в других – на формирование других УУД.   Но   в   целом,  на   современном   уроке   идёт   формирование   всех   четырех   видов универсальных учебных действий.  8

Выступление: "Способы формирования универсальных учебных действий в образовательном процессе"

Выступление: "Способы формирования универсальных учебных действий в образовательном процессе"

Выступление: "Способы формирования универсальных учебных действий в образовательном процессе"

Выступление: "Способы формирования универсальных учебных действий в образовательном процессе"

Выступление: "Способы формирования универсальных учебных действий в образовательном процессе"

Выступление: "Способы формирования универсальных учебных действий в образовательном процессе"

Выступление: "Способы формирования универсальных учебных действий в образовательном процессе"

Выступление: "Способы формирования универсальных учебных действий в образовательном процессе"

Выступление: "Способы формирования универсальных учебных действий в образовательном процессе"

Выступление: "Способы формирования универсальных учебных действий в образовательном процессе"

Выступление: "Способы формирования универсальных учебных действий в образовательном процессе"

Выступление: "Способы формирования универсальных учебных действий в образовательном процессе"

Выступление: "Способы формирования универсальных учебных действий в образовательном процессе"

Выступление: "Способы формирования универсальных учебных действий в образовательном процессе"

Выступление: "Способы формирования универсальных учебных действий в образовательном процессе"

Выступление: "Способы формирования универсальных учебных действий в образовательном процессе"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.06.2017