Выявление и формулировка авторской позиции
Цели урока:
Оборудование: исходный текст; критерии оценки сочинения-рассуждения; рекомендации учащимся по подготовке к написанию сочинения-рассуждения; заготовки таблицы.
Ход урока
I. Постановка цели урока.
II. Подготовка к сочинению-рассуждению.
I . Вступительное слово учителя.
-Давайте вспомним, по какому плану должно строиться ваше сочинение? Из каких частей оно должно состоять?
План сочинения-рассуждения.
1. Вступление с формулировкой проблемы, поднятой автором в тексте.
2. Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста.
3. Отражение позиции автора.
4. Собственное мнение по проблеме, обоснованной 2-3 аргументами.
5. Заключние.
- Прежде чем мы приступим к чтению текста, познакомьтесь с рекомендациями “Как правильно понять исходный текст?”
1. О чём текст? Определите тему.
2. Какие вопросы рассматривает автор? Найдите проблемы.
3. О каком вопросе автор рассуждает больше всего? Сформулируйте основную проблему текста.
4. Что хочет сказать автор своим текстом? Определите идею.
5. Как автору удалось нам помочь определить его цель? Роль языковых средств.
6. Почему были использованы именно эти языковые средства?
- Сегодня нам предстоит научиться выявлять и формулировать авторскую позицию текста.
Познакомьтесь с предложенным текстом.
II .Самостоятельное чтение текста
(1)Недавно прочитал в интервью городского чиновника: «Филармония «Петербург-концерт» должна стать продюсерским центром, своеобразной «фабрикой звёзд»... (2)Более неудачное сочетание слов – «фабрика звёзд» – трудно себе представить в устах председателя Комитета по культуре. (3)Ведь то, что показывает нам телевидение под этим названием, – если и фабрика, то не звёзд, а, скорее, заштампованной метеоритной пыли, которая в доли секунд исчезает в животворящей атмосфере культуры. (4)Бедная страна наша! (5)Кроме прочих неисчислимых недугов, она просто заражена «звёздной болезнью». (6)А нам нужны мастера!
(7)Понятно, что воспитание актёра, певца и музыканта требует не только неимоверного труда, способностей и терпения, но и времени. (8)Недаром даже очень среднее образование требует не менее трёх лет обучения. (9)А за полгода неокрепших молодых людей, даже подающих надежды, можно только вымуштровать, обучив немногим актерским штампам, годным на потребу невзыскательной толпе.
(10)Если говорить словами великого поэта, то мы «сеем разумное, доброе, вечное». (11)И в школьном классе, и в прекрасном зале на Фонтанке я вижу, как в глазах старшеклассников появляется пытливый блеск понимания и сопереживания, когда они слушают Достоевского, Чехова, Пушкина, Галича, Окуджаву, как глубокие мысли и чувства, высказанные на сказочно прекрасном русском языке, трудно переводимом на другие языки, находят свой путь к их разуму и сердцу. (12)И их реплики после концерта – «клёво!» – не меньшая награда, чем громкие аплодисменты или напряжённая, сознательная тишина во время выступлений. (13)Надо только сделать так, чтобы этот «птичий» подростковый сленг переплавился в их сознании в прекрасную русскую речь. (14)А что говорить о великой классической музыке, которая без слов – напрямую – испокон веку воздействовала на чувства людей!
(15)Это адски трудное дело – пытаться донести до зрителя (особенно молодого – ведь упустим же!) драгоценные слова и музыку наших великих предшественников, за творения которых нас уважают и любят во всем мире.
(16)А шоу-бизнес в помощи государства не нуждается.
(По Л. Мозговому)
III . Работа над текстом
- Какие вопросы рассматривает автор?
1. Состояние современной культуры удрученное, и этому способствует телевидение, рекламирующее проекты по поиску и воспитанию «звезд».
2. Процесс формирования истинного таланта сложен и длителен, в нем невозможна «штамповка».
3. Настоящее искусство пробуждает в человеке самые лучшие чувства, учит сопереживанию.
4. Нельзя недооценивать роль классической культуры в нравственном воспитании молодого поколения, и государство должно уделять ей большое внимание.
- Что значит « позиция автора»?
Это его отношение к обсуждаемой проблеме.
- Какой может быть авторская позиция по отношению к изображаемому?
· положительной;
· отрицательной;
· иронической;
· саркастической;
· неоднозначной;
· юмористической;
· двойственной;
· осуждающей;
· скептической;
· оптимистической и др.
- Каково авторское отношение к поднятым проблемам в данном тексте?
· Отрицательное отношение к изображаемому:
«неудачное сочетание слов – «фабрика звезд»
«заштампованная метеоритная пыль», «молодых людей…можно только вымуштровать, обучив немногим актерским штампам, годным на потребу невзыскательной толпы»
(4) Бедная наша страна! (5) Кроме прочих неисчислимых недугов, она просто заражена «звездной болезнью»
· Ироничное, саркастичное отношение к изображаемому:
(8) Недаром даже очень среднее образование требует не менее трёх лет обучения.. (3) «…фабрика…не звезд, а скорее, заштампованной метеоритной пыли»
· Положительное:
«животворящая атмосфера культуры», «сказочно – прекрасный русский язык», «прекрасная русская речь», «великая классическая музыка», «драгоценные слова и музыка наших великих предшественников, за творения которых нас уважают и любят во всем мире», «пытливый блеск понимания и сопереживания», «напряженная сознательная тишина во время выступлений»
- Какими способами может быть выражена авторская позиция?
1. Прямо, четко, непосредственно:
o в названии текста;
o в отдельных предложениях текста;
o через ряд аргументов;
2. Через модальный план текста:
· риторические вопросы
· порядок слов
· лексические повторы
· оценочную лексику
· модальные слова и частицы
· ряд вводных слов, словосочетаний, предложений и т.д.
- Каким образом выражена авторская позиция к поднятым проблемам в данном тексте?
· Точка зрения автора на выдвинутую им проблему обозначена прямо:
«(7)Понятно, что воспитание актёра, певца и музыканта требует не только неимоверного труда, способностей и терпения, но и времени» (15)Это адски трудное дело – пытаться донести до зрителя (особенно молодого – ведь упустим же!) драгоценные слова и музыку наших великих предшественников, за творения которых нас уважают и любят во всем мире.
· Просматривается в аргументах:
(7, 8, 11 предложения)
· Выражена через общий модальный план текста:
Риторические восклицания: «(4)Бедная страна наша!»
Вводные конструкции: (9, 11, 15 предложения)
Оценочную лексику: «можно только вымуштровать…на потребу невзыскательной толпы»
Порядок слов: «(4)Бедная страна наша!», (6)А нам нужны мастера!
- Таким образом,
· автор дает прямую оценку нынешнему состоянию музыкальной культуры;
· убедительно доказывает свою точку зрения;
· своей убежденностью в правильности данных им оценок состоянию современной культуры формирует у читателей мнение о ней.
- При формулировке авторской позиции вам помогут следующие типовые конструкции:
Автор считает, что…
Автор утверждает, что…
Автор убежден, что …и подобная уверенность небезосновательна…
Автору важно убедить читателя в том, что…
Бесспорно мнение автора о том, что …
Цель автора – заставить читателя обратить внимание на…
Задача автора – убедить читателей в том, что…
Автор подводит свое отношение к поднятой проблеме …
Автор стремиться донести до читателей мысль о том, что…
Решая проблему, автор приходит к следующему выводу…
«…» - в этих словах, по – моему, отражена идея текста.
«…» - в этом высказывании (указать автора) нашла свое отражение идея текста.
«…» - именно эта мысль отражает авторскую позицию.
«…» - эти языковые средства позволили автору образно, ярко выразить свою позицию.
- в этом предложении звучит прямая авторская оценка…
- все это позволило автору выразить мысль о том, что…
- вот что думает автор по поводу поднятой им пролемы.
- вот итог авторских раздумий по основной проблеме.
Позиция автора очевидна: …
- Прокомментировать авторскую мысль помогут такие варианты высказываний:
Подобный негативный авторский взгляд на проблему вызван тем, что…
Позицию автора наглядно иллюстрируют примеры, которые приводятся в тексте.
Утверждение автора, что… , бесспорно
Справедливость высказанных автором суждений несомненна
Резкая категоричность автора вызвана тем, что…
Подобная авторская позиция нова и интересна: автор призывает к …
На мой взгляд, автор одним из первых привлек внимание читателя к подобным явлениям.
Категоричность авторских оценок позволяет увидеть его негативное отношение к …
Используя конкретные факты, автор обосновал свою (негативную, позитивную) точку зрения на то, что…
По мнению автора, подобные явления все чаще и чаще встречаются в нашей жизни.
Называя это явление…, автор подчеркивает свое (положительное, отрицательное, ироническое и т.д.) отношение к нему.
Автор формирует (положительное, негативное) общественное мнение, воздействуя силой своих убеждений на читателей.
Автор дает прямые оценки явлениям и событиям:…
Автор обосновывает справедливость своих суждений, используя …
Для иллюстрации основного тезиса автор использует яркие примеры
Доводы, приведенные автором, убедительны
Оптимистический (пессимистический, ироничный, саркастичный и т.п. ) взгляд автора на поднятую проблему основан на…
Автор с сожалением говорит о том, что…
Автор страстно и открыто отстаивает свою точку зрения
- Обсудите варианты формулировки авторской позиции.
Публицист Л. Мозговой стремится донести до читателей мысль о том, что настоящее искусство часто подменяется псевдоискусством.. Автор дает отрицательную оценку данному явлению, иронично называя «фабрику звезд» «заштампованной метеоритной» пылью. С горечью автор восклицает: «Бедная страна наша!».
Автор дает прямую оценку нынешнему состоянию музыкальной культуры: «(2)Более неудачное сочетание слов – «фабрика звёзд» – трудно себе представить…». Свое отношение Л.Мозговой выражает через оценочную лексику: «можно только вымуштровать…на потребу невзыскательной толпы», риторическое восклицание: «Бедная страна наша!».
IV. Подведение итогов урока
Домашнее задание: написать свой вариант формулировки авторской позиции исходного текста.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.