Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №18 им. А.П.ляпина станицы Урухской»Выявление и сопровождение одаренных детей в образовательном учреждении
Учитель математики
Боброва Елена Петровна
– развитие духовно-нравственных основ личности одаренного ребенка, высших духовных ценностей;
– создание условий для развития творческой личности;
– развитие индивидуальности одаренного ребенка (выявление и раскрытие самобытности и индивидуального своеобразия его возможностей);
– обеспечение широкой общеобразовательной подготовки высокого уровня, обусловливающей развитие целостного миропонимания и высокого уровня компетентности в различных областях знания в соответствии с индивидуальными потребностями и склонностями учащихся.
Цели образования
Общие принципы обучения
– принцип развивающего и воспитывающего обучения;
– принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
– принцип учета возрастных возможностей
Принципы, цели, содержание и методы обучения.
Работа с одарёнными детьми
Создание инициативной группы по организации системы работы с одаренными детьми
Диагностика учителей (готовность к работе с одаренными детьми)
Диагностика детей, создание банка одарённых и способных детей.
Закрепление наставников за одаренными детьми
НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ УЧАЩИМИСЯ
Создание подсистемы в диагностике одаренности учащихся и организация эффективного функционирования этой системы.
Расширение и совершенствование деятельности психологической службы.
Включение проблемы работы с одаренными учащимися как приоритетного направления в системы научно-методической и опытно-экспериментальной работы учителей.
Создание и организация работы научного общества учащихся.
Создание и дальнейшее совершенствование системы курсов по выбору.
Психолого-педагогический мониторинг.
1) комплексный характер оценивания разных сторон поведения и деятельности ребенка, что позволит использовать различные источники информации и охватить как можно более широкий спектр его способностей;
2) длительность процесса идентификации;
3) анализ поведения ребенка в тех сферах деятельности, которые в максимальной мере соответствуют его склонностям и интересам;
4) экспертная оценка продукта деятельности детей (рисунков, стихотворений, технических моделей, способов решения математических задач и пр.) с привлечением экспертов – специалистов высшей квалификации и соответствующей предметной области деятельности (математиков, филологов, шахматистов, инженеров и т. д);
5) выявление признаков одаренности ребенка не только по отношению к актуальному уровню его психического развития, но и с учетом зоны ближайшего развития (в частности, в условиях обогащенной предметной и образовательной среды при разработке индивидуализированной стратегии обучения данного ребенка). Целесообразно проведение проблемных уроков по особой программе; использование тренинговых методов, в рамках которых можно организовывать определенные развивающие влияния и снимать типичные для данного ребенка психологические «преграды» и т. п.;
6) многократность и многоэтапность обследования с использованием множества психодиагностических процедур, отбираемых в соответствии с предполагаемым видом одаренности и индивидуальностью данного ребенка;
7) диагностическое обследование желательно проводить в ситуации реальной жизнедеятельности, приближая его по форме организации к естественному эксперименту;
8) использование таких предметных ситуаций, которые моделируют исследовательскую деятельность, и позволяет ребенку проявить максимум самостоятельности в овладении и развитии деятельности;
9) анализ реальных достижений детей и подростков в различных предметных олимпиадах, конференциях, спортивных соревнованиях, творческих конкурсах, фестивалях, смотрах и т. п.;
10) преимущественная опора на экологически валидные методы психодиагностики, имеющие дело с оценкой реального поведения ребенка в реальной ситуации, – анализ продуктов деятельности, наблюдение, беседа, экспертные оценки учителей и родителей
№ п\п | Название работы | Цель и содержание работы | Форма работы | Сроки проведения |
1 | Диагностика личностных особенностей | Выявление психических состояний и свойств личности; | Индивидуальная, групповая | Октябрь – ноябрь |
2 | Исследование интеллектуальных способностей: | Исследование умственного развития в целом, и определение специальных способностей в различных сферах | Ноябрь – декабрь | |
3 | Тренинговая работа | Коррекционная и развивающаяся работа над трудностями, выявленными в ходе диагностической работы | Групповая | Январь – апрель |
4 | Итоговая диагностика | Оценка эффективности, полученных результатов | Индивидуальная, групповая | Апрель – май |
План работы педагога-психолога с учащимися
.
Профессионально-личностная подготовка педагогов для работы с одаренными детьми
Знакомство учителей с научными данными о психологических особенностях и методических приемах, эффективных при работе с одаренными детьми, через:
– проведение педагогических советов с приглашением специалистов;
– обучение на курсах повышения квалификации;
– подбор и накопление в библиотечном фонде литературы, необходимой для самообразования, систематический обзор новых поступлений;
– научно-методическую работу по данному направлению (с последующим обсуждением и обменом опытом).
Подбор материалов и проведение специальных тестов, позволяющих определить наличие одаренности, в единстве с такими видами деятельности, как:
– знакомство с имеющимся практическим опытом работы по данному направлению;
– лонгэтюдное (длительное) наблюдение за корреляцией между результативностью по итогам тестирования и успехами в реальной деятельности;
– проведение различных внеурочных конкурсов, олимпиад, позволяющих ребенку проявить свои способности.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.