В опытно-экспериментальном исследовании принимали участие ученики 2 класса Школы № 1 в количестве 24 человек.
Задание №1. Работа над художественным словом.
Организация работы:
1. Обучающиеся читают легкий по содержанию и набору слов текст. («Серебряное копытце», П. Бажов).
2. Для проверки понимания прочитанного текста ученики отвечают на вопросы, заранее подготовленные учителем на доске:
1) Понравилась ли вам книга? Чем? Кто из героев особенно понравился? Почему?
2) Какие места в книге произвели на вас наиболее сильное впечатление?
3) Определите тему текста.
4) Как вы думаете, почему автор выбрал именно это название для своего произведения? Как можно по-другому озаглавить этот текст?
5) Объясните, как вы поняли значение слов: – взять в дети (усыновить или удочерить);
– бурый (коричневый с красноватым отливом);
– рукодельня (мастерская, где используют ручной труд);
– пожитки (мелкое имущество, домашние вещи);
– балалайка (русский народный щипковый музыкальный инструмент);
– подаренка (приемная дочь – Даренка, Дарья, Дарьюшка);
– похлебка (жидкая пища, род супа из картофеля или крупы).
6) Назовите прозвище старика в сказке.
7) Вспомните имя и фамилию главы семьи, которая осиротела.
8) Как звали кошку?
9) Как автор описывает кошку, какая она была?
10) Какое условие поставил Даренке дед Кокованя, чтобы взять ее в лес?
11) Что взяла с собой Даренка в лес?
12) Что случилось, почему собаки забеспокоились, такой лай подняли, будто зверье на улице увидали?
13) Перескажите начало сказки «Серебряное копытце». Как в доме старого хозяина появились девчушка Даренка и кошка Муренка?
14) Нарисуйте словесный портрет девочки. Какой вы ее себе представляете?
15) Составьте план этого отрывка из сказки.
16) Как вы думаете, почему козлик Серебряное Копытце показался именно Даренке и Коковане? Какие они были по характеру?
Оценка уровня понимания прочитанного проводится по исследованию понимания художественного текста, при этом используются уровни, где, аналогично, четвертый – самый высокий, а первый – самый низкий. Данные уровни приведены ниже, в таблице 1.
Таблица 1
Критерий оценивания понимания художественного текста
Критерии |
Показатели уровня |
Уровень в баллах |
Уровень понимания прочитанного |
Самостоятельное придумывание названий, выражающих главную мысль прочитанного текста; Правильные ответы на вопросы по тексту (12 из 16) |
Высокий (4 балла) |
Продолжение таблицы 1
Критерии |
Показатели уровня |
Уровень в баллах |
|
Ученик выбирает более точное название текста из нескольких предложений; отвечает на не менее 7 вопросов |
Выше среднего (3 балла) |
Фрагментарность или незначительное изменение смысла ситуации. Ответил на 4-6 вопроса. |
Средний (2 балл) |
|
Отсутствие понимания прочитанного или грубое искажение смысла текста. Ответил меньше 4-х вопросов или не ответил вообще. |
Низкий (1 баллов) |
Суммарный итог понимания прочитанного художественного текста:
Высокий уровень – 7-9 баллов;
Средний уровень – 4-6 баллов;
Низкий уровень – меньше 3-х баллов.
Представим результаты диагностики навыков работы над художественным словом на уроках литературного чтения у младших школьников в таблице 2.
Таблица 2
Результаты диагностики навыков работы над художественным словом на уроках литературного чтения у младших школьников
Уровень |
Количество детей |
Уд. вес, % |
Высокий |
2 |
8 |
Выше среднего |
4 |
17 |
Средний |
11 |
46 |
Низкий |
7 |
29 |
Данные таблицы 2 показывают, что среди детей, принявших участие в диагностике, наибольшая доля представлена группой детей с средним уровнем навыков работы над художественным словом – 11 детей или 46%. Отрицательным результатом является низкое количество детей с высоким уровнем навыков – только 2 человека, а так же достаточно большая доля детей с низким уровнем – 7 человек или 29%.
Графически полученные результаты представлены на рисунке 1.
Рис. 1 Результаты диагностики навыков работы над художественным словом на уроках литературного чтения у младших школьников, %
Данные таблицы 2 и рисунка 1 указывают на необходимости разработки и реализации методики работы над художественным словом на уроках литературного чтения.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.