Одаренность – сложное явление, она имеет свои положительные и отрицательные последствия. Необходимо развивать в ребенке творческие способности, которые он проявляет в урочной и внеурочной деятельности. Выделяют 3 этапа для выявления одаренности детей. Программа направлена на выявления и сопровождение одаренных детей
Одаренный ребенок.docx
Работа с одарёнными детьми сегодня является приоритетной государственной и общественной задачей во
многих странах мира.
Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда, выдающимся достижениями
(или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Выделяются следующие категории одаренных детей (рис. 1):
Одаренность – сложное явление, она имеет свои положительные и отрицательные последствия. К
положительным проявлениям одаренности можно отнести хорошие вербальные способности,
постоянство, независимость, творческие способности, разнообразие интересов, чувство ценности,
хорошую память, настойчивость, абстрактность мышления и т.д. К отрицательным – индивидуализм,
различную скорость мышления и письма, нестабильность интересов, проявление диктаторства,
повышенную требовательность и нетерпимость.
Выявление одаренности зависит от множества факторов, поэтому необходимо использовать все
возможные источники информации о ребенке. Только после сопоставления информации, полученной из
различных источников, можно делать какиелибо выводы. В стандартных жизненных ситуациях в
качестве источников можно использовать рассказы, замечания и суждения преподавателей, родителей,
сверстников и друзей, а также результаты различных тестов.
Одаренного ребенка стараются воспитать и обучить таким образом, чтобы он представлял
интересы воспитавшего его общества. Но именно талантливые дети могут доставить наибольшие
проблемы при обучении. Прежде всего это связано с их опережающим развитием и нетрадиционными
взглядами на окружающий мир. Довольно часто одаренные дети не хотят подчиняться общим
требованиям в школе: не выполняют домашних заданий, не хотят изучать поэтапно то, что им уже
известно, и т.д. Наравне с этой проблемой существует и другая – рано развившиеся дети думают
значительно быстрее, чем пишут. Это приводит к тому, что их работы плохо оформлены, неаккуратны,
выглядят незавершенными. В некоторых случаях это может привести к полному отказу ребенка от
фиксации своих мыслей. Вышеперечисленные факты приводят к выводу о том, что одной из важнейших
задач педагога при работе с одаренными детьми является создание благоприятной обстановки в
коллективе и разрешение конфликтных ситуаций. Важно отметить, что гиперопека таланта может
привести к печальным последствиям – обожествлению самого себя и унижению других, а также к отказу
от дальнейшего самосовершенствования.
Цели и задачи работы с одаренными детьми
1. Выявление одаренных детей: знакомство педагогов с научными данными о психологических
особенностях и методических приемах работы с одаренными детьми; обучение через методическую
учебу, педсоветы, самообразование детей в школе; накопление библиотечного фонда по данному
вопросу; знакомство педагогов с приемами целенаправленного педагогического наблюдения, диагностики; проведение различных внеурочных конкурсов, интеллектуальных игр, олимпиад,
позволяющих учащимся проявить свои способности.
2. Создание условий для оптимального развития одаренных детей, чья одаренность на данный
момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть
серьезная надежда на качественный скачок в развитии их способности. Эти условия включают: отбор
среди различных систем тех методов и приемов, которые способствуют развитию самостоятельности
мышления инициативности и творчества; предоставление возможности совершенствовать способности и
совместной деятельности со сверстниками, научными руководителями через самостоятельную работу.
Стратегия работы с одаренными детьми
I этап – аналитический – выявление одаренных детей, активизация урочной и внеурочной
деятельности как единого процесса, направленного на развитие познавательных способностей учащихся.
II этап – диагностический (59 классы) – на этом этапе проводится индивидуальная оценка
познавательных, творческих возможностей и способностей ребенка через различные виды деятельности:
учебную и внеклассную. Содержание работы с одаренными учащимися определяется в рамках каждой из
учебных дисциплин. Содержание учебного материала должно настраивать учащихся на непрерывное
обучение, процесс познания должен быть для таких детей самоценным.
III этап – этап формирования, углубления и развития способностей учащихся в старшей школе.
Условия успешной работы с одаренными учащимися
Включение в работу с одаренными учащимися в первую очередь учителей, обладающими
определенными качествами:
увлеченность свои делом;
способность к экспериментальной, научной и творческой деятельности;
профессионально грамотные; интеллектуальность, нравственность и эрудированность;
проводником передовых педагогических технологий;
психологом, воспитателем и умелым организатором учебновоспитательного процесса;
знатоком во всех областях человеческой жизни.
Это школа, где хорошо учат по всем предметам, а по окончании дети легко поступают в вузы. В
этой школе должны преподавать высококвалифицированные и интеллигентные педагоги. В школе
должны быть свои традиции. Школа должна давать современное образование. В хорошей школе уважают
личность ребенка, с ним занимаются не только на уроках, но и в системе дополнительного образования.
Именно поэтому так важно определить основные задачи и направления работы с одаренными детьми в
системе школьного образования.
Формы работы с одаренными учащимися:
групповые занятия с одаренными учащимися;
факультативы;
предметные кружки;
кружки по интересам;
конкурсы;
курсы по выбору;
участие в олимпиадах;
работа по индивидуальным планам;
занятия в профильных классах интеллектуальные марафоны
Помощь одаренным учащимся в самореализации их творческой направленности:
создание для ученика ситуации успеха и уверенности, через индивидуальное обучение и
воспитание;
включение в учебный план школы факультативных курсов по углубленному изучению предметов
школьной программы;
формирование и развитие сети дополнительного образования; организация научноисследовательской деятельности;
организация и участие в интеллектуальных играх, творческих конкурсах, предметных
олимпиадах, научнопрактических конференциях. Поощрение одаренных детей:
Публикация в СМИ;
Премия администрации ОУ "Ученик года";
Увеличение каникулярного времени;
Стенд "Лучшие ученики школы";
Система поддержки талантливых и одаренных детей на уровне муниципалитета;
Работа с родителями одаренных детей
Психологическое сопровождение родителей одаренного ребенка;
Совместная практическая деятельность одаренного ребенка и родителей;
Поддержка и поощрение родителей одаренных детей на уровне муниципалитета;
Работа с преподавателями:
Обучающие семинары по вопросу работы с одаренными детьми "Организация поисково
исследовательской, экспериментальной деятельности в школе", "Обеспечение эмоционального
положительного фона обучения"
Повышение профессионального мастерства через курсовую подготовку и аттестацию
Создание индивидуальной программы по развитию творческого потенциала талантливого ученика.
Таланты рождаются не часто, а гениев вообще за всю историю человечества насчитывается не
более 400. Массовая школа обычно сталкивается с проблемой раннего выявления и развития
способностей ученика.Поэтому, рассуждая о системе работы с одаренными детьми, хотелось бы
подчеркнуть мысль о работе со всеми детьми, то есть о максимальном развитии умений, навыков,
познавательных способностей. Жизнь требует от школы подготовки выпускника, способного
адаптироваться к меняющимся условиям, коммуникабельного и конкурентоспособного. Именно это
имел в виду психолог и писатель Г. Томпсон, говоря: “Способности – объяснение вашего успеха”.
Выявление и сопровождение одаренных детей
Выявление и сопровождение одаренных детей
Выявление и сопровождение одаренных детей
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.