Выживание в условиях автономного существования (с экологической направленностью

  • doc
  • 12.04.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Выживание в условиях автономного существования (с экологической направленностью.doc

Элективный курс в 9 классе

«Выживание в условиях автономного существования (с экологической направленностью)».

Пояснительная записка

    Курс «Выживание в условиях природной среды» предназначен для формирования системы специальных знаний, умений и навыков, необходимых для выживания в природной среде в случае экстремальной ситуации. Программа курса строится на основе формирования целостного представления об опасностях природной среды и предполагает привитие знаний и умений распознавать и оценивать опасные факторы, определять способы защиты от них, ликвидировать негативные последствия и оказывать само- и взаимопомощь. Кроме этого, содержание курса направлено на формирование ряда физических качеств и психических черт личности, необходимых для решения вопросов выживания в различных аварийных ситуациях.

    Отличительной чертой данного курса является его ярко выраженный прикладной характер. Его усвоение обучающимися, возможно только через постоянный тренинг. Целью любого занятия – не только и не столько сообщить соответствующий объем знаний, сколько выработать достаточно твердые умения и навыки поведения в экстремальных ситуациях. Кроме того в темы занятий включены вопросы по формированию у учащихся экологической грамотности.

        Цель курса: приобретение знаний и умений выживания в условиях вынужденной автономии в природной среде.

    Задачи: 1) привитие знаний и элементарных навыков безопасного поведения в природных условиях;

2) формирование сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности;        

3) выработка навыков аналитического поведения в опасных для жизни ситуациях;

4) систематизация знаний о факторах риска в природной среде;

5) формирование первичных навыков выживания в природной среде;

6) Формирование экологической грамотности

    Планируемый результат: приобретение обучающимися навыков правильного анализа и адекватного поведения в опасных ситуациях, психической устойчивости в условиях повышенной опасности; формирование умения выживать при автономном существовании в природной среде, понимание того, что природа – живой организм  и обращаться с ней нужно бережно.

Программа курса

Выживание  в условиях природной среды.(12ч)

Виды и способы изготовления примитивной посуды. Поиск и использование водоисточников, организация питьевого режима. Использование дикорастущих съедобных растений, плодов, ягод, грибов. Рыбалка как наиболее доступный источник продуктов питания. Самодельные рыболовные снасти. Продукты животного происхождения. Охота и охотничьи снасти. Нетрадиционные продукты суши и моря. Ядовитые растения и первая  медицинская  помощь при отравлениях.

    Возможные травмы  в аварийных ситуациях разного рода. Само-  и взаимопомощь при ранениях, ожогах, кровотечениях, тепловых ударах, обморожениях, переломах. Реанимационные мероприятия. Профилактика возможных заболеваний в условиях автономного существования. Лекарственные растения и их использование. Опасные животные. Правила безопасного поведения в природной среде .  Ядовитые змеи. Ядовитые насекомые. Первая помощь при укусе змей и ядовитых насекомых. Особенности выживания в различных климатогеографических условиях.

Тематическое планирование курса

Название тем и  занятий

Всего

Лекций

Практические

занятия

Выживание  в условиях автономного существования в природной среде.

Факторы,  влияющие на успех выживания.

 « Бери от природы только то, что необходимо для выживания».

 

 

1

1

 

 Поиск и использование водоисточников. Организация питьевого режима. Сохранение естественных  водоисточников.

1

1

1

Использование для питания дикорастущих съедобных растений, плодов, ягод, грибов.

1

1

 

 

 

 

 

Рыбалка как наиболее доступный источник продуктов питания

1

1

 

Продукты питания животного происхождения

1

1

 

Оказание первой мед.помощи в условиях автономного  существования.

2

1

1

Защита от опасных  животных, насекомых и змей.

3

3

 

 Добыча огня и устройство убежища               1                                 

Выполнение и  защита творческого проекта «Особенности выживания в различных климатогеографических условиях»

«Пребывание в условиях природной среды и бережное обращение с ней».

 

1

1

1

           

                                                                      Итого 12 часов

 

Темы занятий

Занятие №1

Выживание  в условиях автономного существования в природной среде.

Факторы,  влияющие на успех выживания. « Бери от природы только то, что необходимо для выживания».

Занятие №2

 

 Поиск и использование  водоисточников.  Организация питьевого режима. Способы обеззараживания воды. Сохранение  естественных  водоисточников.

 

Занятие №3

 

Использование для питания дикорастущих съедобных растений, плодов, ягод, грибов. Осторожность в выборе растительных продуктов питания.

 

Занятие №4

Рыбалка как наиболее доступный источник продуктов питания. Способы изготовления примитивных средств ловли рыбы.

Занятие №5

Продукты питания животного происхождения. Выбор продуктов питания животного происхождения. Приготовление продуктов животного происхождения к употреблению в пищу.

Занятие №6

Оказание первой мед. помощи в условиях автономного  существования. Теоретические сведения.

Занятие №7

Оказание первой мед.помощи в условиях автономного  существования. Доврачебная помощь при кровотечениях и ранениях, переломах, тепловом ударе.

Занятие №8

Защита от опасных  животных. Виды опасных животных. Места их обитания. Правила поведения в местах обитания ядовитых пресмыкающихся и насекомых.

Занятие №9

Защита от опасных   насекомых и змей. Виды ядовитых насекомых и змей. Места их обитания. Правила поведения в местах обитания ядовитых пресмыкающихся и насекомых.

Занятие №10

Защита от опасных   насекомых и змей. Виды ядовитых насекомых и змей. Места их обитания. Правила поведения в местах обитания ядовитых пресмыкающихся и насекомых.

Занятие № 11

Добыча огня и устройство убежища

Занятие №12

 Защита творческого проекта по темам: «Особенности выживания в различных климатогеографических  условиях». «Пребывание в условиях природной среды и бережное обращение с ней».