Элективный курс в 9 классе
«Выживание в условиях автономного существования (с экологической направленностью)».
Пояснительная записка
Курс «Выживание в условиях природной среды» предназначен для формирования системы специальных знаний, умений и навыков, необходимых для выживания в природной среде в случае экстремальной ситуации. Программа курса строится на основе формирования целостного представления об опасностях природной среды и предполагает привитие знаний и умений распознавать и оценивать опасные факторы, определять способы защиты от них, ликвидировать негативные последствия и оказывать само- и взаимопомощь. Кроме этого, содержание курса направлено на формирование ряда физических качеств и психических черт личности, необходимых для решения вопросов выживания в различных аварийных ситуациях.
Отличительной чертой данного курса является его ярко выраженный прикладной характер. Его усвоение обучающимися, возможно только через постоянный тренинг. Целью любого занятия – не только и не столько сообщить соответствующий объем знаний, сколько выработать достаточно твердые умения и навыки поведения в экстремальных ситуациях. Кроме того в темы занятий включены вопросы по формированию у учащихся экологической грамотности.
Цель курса: приобретение знаний и умений выживания в условиях вынужденной автономии в природной среде.
Задачи: 1) привитие знаний и элементарных навыков безопасного поведения в природных условиях;
2) формирование сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности;
3) выработка навыков аналитического поведения в опасных для жизни ситуациях;
4) систематизация знаний о факторах риска в природной среде;
5) формирование первичных навыков выживания в природной среде;
6) Формирование экологической грамотности
Планируемый результат: приобретение обучающимися навыков правильного анализа и адекватного поведения в опасных ситуациях, психической устойчивости в условиях повышенной опасности; формирование умения выживать при автономном существовании в природной среде, понимание того, что природа – живой организм и обращаться с ней нужно бережно.
Программа курса
Выживание в условиях природной среды.(12ч)
Виды и способы изготовления примитивной посуды. Поиск и использование водоисточников, организация питьевого режима. Использование дикорастущих съедобных растений, плодов, ягод, грибов. Рыбалка как наиболее доступный источник продуктов питания. Самодельные рыболовные снасти. Продукты животного происхождения. Охота и охотничьи снасти. Нетрадиционные продукты суши и моря. Ядовитые растения и первая медицинская помощь при отравлениях.
Возможные травмы в аварийных ситуациях разного рода. Само- и взаимопомощь при ранениях, ожогах, кровотечениях, тепловых ударах, обморожениях, переломах. Реанимационные мероприятия. Профилактика возможных заболеваний в условиях автономного существования. Лекарственные растения и их использование. Опасные животные. Правила безопасного поведения в природной среде . Ядовитые змеи. Ядовитые насекомые. Первая помощь при укусе змей и ядовитых насекомых. Особенности выживания в различных климатогеографических условиях.
Тематическое планирование курса
Название тем и занятий |
Всего |
Лекций |
Практические занятия |
Выживание в условиях автономного существования в природной среде. Факторы, влияющие на успех выживания. « Бери от природы только то, что необходимо для выживания».
|
1 |
1 |
|
Поиск и использование водоисточников. Организация питьевого режима. Сохранение естественных водоисточников. |
1 |
1 |
1 |
Использование для питания дикорастущих съедобных растений, плодов, ягод, грибов. |
1 |
1 |
|
|
|
|
|
Рыбалка как наиболее доступный источник продуктов питания |
1 |
1 |
|
Продукты питания животного происхождения |
1 |
1 |
|
Оказание первой мед.помощи в условиях автономного существования. |
2 |
1 |
1 |
Защита от опасных животных, насекомых и змей. |
3 |
3 |
|
Добыча огня и устройство убежища 1 Выполнение и защита творческого проекта «Особенности выживания в различных климатогеографических условиях» «Пребывание в условиях природной среды и бережное обращение с ней».
|
1 |
1 |
1 |
Итого 12 часов
Темы занятий
Занятие №1
Выживание в условиях автономного существования в природной среде.
Факторы, влияющие на успех выживания. « Бери от природы только то, что необходимо для выживания».
Занятие №2
Поиск и использование водоисточников. Организация питьевого режима. Способы обеззараживания воды. Сохранение естественных водоисточников.
Занятие №3
Использование для питания дикорастущих съедобных растений, плодов, ягод, грибов. Осторожность в выборе растительных продуктов питания.
Занятие №4
Рыбалка как наиболее доступный источник продуктов питания. Способы изготовления примитивных средств ловли рыбы.
Занятие №5
Продукты питания животного происхождения. Выбор продуктов питания животного происхождения. Приготовление продуктов животного происхождения к употреблению в пищу.
Занятие №6
Оказание первой мед. помощи в условиях автономного существования. Теоретические сведения.
Занятие №7
Оказание первой мед.помощи в условиях автономного существования. Доврачебная помощь при кровотечениях и ранениях, переломах, тепловом ударе.
Занятие №8
Защита от опасных животных. Виды опасных животных. Места их обитания. Правила поведения в местах обитания ядовитых пресмыкающихся и насекомых.
Занятие №9
Защита от опасных насекомых и змей. Виды ядовитых насекомых и змей. Места их обитания. Правила поведения в местах обитания ядовитых пресмыкающихся и насекомых.
Занятие №10
Защита от опасных насекомых и змей. Виды ядовитых насекомых и змей. Места их обитания. Правила поведения в местах обитания ядовитых пресмыкающихся и насекомых.
Занятие № 11
Добыча огня и устройство убежища
Занятие №12
Защита творческого проекта по темам: «Особенности выживания в различных климатогеографических условиях». «Пребывание в условиях природной среды и бережное обращение с ней».
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.