Происходящие социально-экономические изменения в жизни нашего общества, постоянное повышение требований к уровню общего образования обострили проблему школьной неуспеваемости. Количество учащихся, которые по различным причинам оказываются не в состоянии за отведенное время и в необходимом объеме усвоить учебную программу, постоянно увеличивается.
Неуспеваемость, возникающая на начальном этапе обучения, создает трудности для нормального развития ребенка, так как, не овладев основными умственными операциями, учащиеся не справляются с возрастающим объемом знаний в средних классах и на последующих этапах "выпадают” из процесса обучения.
В связи с этим проведение мероприятий по решению проблемы учащихся в освоении образовательной программы является для меня одним из пластов работы как учителя и классного руководителя одновременно. Без тесного взаимодействия с родителями, школьным психологом, логопедом социальным педагогом, медицинскими работниками и конечно администрацией школы не обойтись.
Я, столкнувшись с подобной ситуацией, включаю в свою работу мероприятия по решению проблемы по следующему плану:
Таблица 10
Программа мероприятий по решению проблем уч-ся в освоении образовательной программы
Год |
Мероприятия по решению проблем уч-ся в освоении образовательной программы |
Содержание деятельности |
результат |
1 класс 2015-2016 год |
|||
Февраль
|
Определение фактического уровня знаний ребенка (П.И), выявление пробелов, требующих корректировки.
|
Проведение диагностической работы, среза умений и навыков учащегося по основным разделам учебного материала обучения.
|
Выявлены пробелы |
Октябрь-февраль |
Первичное выявление причин. |
1. Изучение анкет родителей ( анкетирование на первом родительском собрании) на фак наличия у ребенка хронических заболеваний, особенностей психического развития и поведения, а так же выявление социальных условий воспитания ребёнка. Родители часто не догадываются о проблемах, а иногда скрывают их наличие. 2.Общение с работниками ДО , из которого пришел в школу данный ученик 2.Взаимодействиие со школьным фельдшером на факт физического развития ребенка и его здоровья. |
Составление психологического портрета ребенка и определение особенностей его физического развития . |
Февраль 2016
|
Информирование администрации школы о наличии ученика с проблемами в обучении. |
|
|
Февраль
|
Информирование родителей о наличии проблемы у ребенка. (Максимально тактично, но не скрывая истинную ситуацию) |
Знакомлю родителей с программой ФГОС НОО и ее требованиями. Демонстрирую зафиксированные проблемы в освоении ребенком программного материала . Предлагаю тесное сотрудничество в мероприятиях по выходу из ситуации, рекомендую обратиться к школьному психологу и логопеду. Т.к. без согласия родителей психолог и логопед работать с ребёнком не имеют права.
|
Составление маршрута взаимодействия специалистов школы и родителей. |
Ноябрь 2015-февраль 2016 |
Предварительные беседы о наличии проблем во время адаптационного периода ребенка |
||
|
Установление причин неуспеваемости учащихся с использованием различных диагностических методик в тандеме с психологом и логопедом. . |
1. Проведение психологического теста по определению развития психики ребёнка, уровня школьной мотивации. 2. Тестирование школьным логопедом. 3.Информирование родителей |
1.Составление карты причин в отставании в освоении программы ребенком совместно с психологом и логопедом. 2. Составление индивидуального образовательного маршрута работы с ребёнком. 3. Рекомендация родителям вывести ребенка на школьную психолого-педагогическую комиссию, консультацию психиатра , окулиста , сурдолга ( при необходимости)
|
Апрель |
Выведение ребёнка на школьную психолого- педагогическую комиссию. |
1. Определение членами психолого- педагогической комиссии уровня проблем в освоении ребенком программного материала. |
Направление на муниципальную ПМПК. |
2 класс 2016-2017 уч. г |
|||
|
Содействие родителям в сборе и оформлении пакета документов на ПМПК |
1. Взаимодействие с администрацией школы. 2. Совместное с педагогом психологом и логопедом составление характеристики
|
|
Октябрь |
Прохождение ребёнком городской ПМПК |
|
1.Рекомендации специалистов в преодолении проблем с освоением программ ФГОС НОО ученика.
|
|
|
|
|
октябрь |
Составление ИОМа |
|
Работа по программе по устранению и коррекции проблем в обучении. |
Сентябрь-май |
Непосредственная коррекционная работа |
Использование дифференцированного подхода при организации самостоятельной работы на уроке. Включение посильных индивидуальных заданий. Создание ситуаций успеха на уроках. Составление индивидуальных заданий. Составление памяток . схем, вспомогательных маршрутов выполнения заданий. Индивидуальная работа по устранению пробелов во время уроков и во внеурочное время. Мониторинг результатов коррекционной работы. Информирование родителей. |
Заметное улучшение психо-эмоционального состояния ребенка, усиление учебной мотивации. |
Октябрь -май |
Контроль посещения ребенком индивидуальных логопедических занятий. Посещение индивидуальных занятий психолога. |
Мониторинг результатов коррекционной работы. Составление индивидуальных заданий совместно с логопедом. Информирование родителей. |
Повышение уровня усвоения программы. Выявление новых проблем. |
Февраль-март |
Подготовка к промежуточной аттестации |
Использование дифференцированного подхода при организации самостоятельной работы на уроке. Включение посильных индивидуальных заданий. Создание ситуаций успеха на уроках. Составление индивидуальных заданий. Составление памяток . схем, вспомогательных маршрутов выполнения заданий. Индивидуальная работа по устранению пробелов во время уроков и во внеурочное время. Мониторинг результатов коррекционной работы. Информирование родителей. |
Заметное улучшение психо-эмоционального состояния ребенка, усиление учебной мотивации. |
Март- апрель |
Промежуточная аттестация. |
Написание работ промежуточной аттестации. |
Результаты пром.аттестации. Не справился по двум предметам-русский язык, ин.яз. |
Апрель |
Информирование администрации школы |
|
|
Апрель |
Информирование родителей |
Беседа родителей с зам.по учебно-воспитательной работе. |
|
Апрель |
Коррекционная работа по ошибкам, допущенным в аттестационной работе. Составление индивидуального образовательного маршрута по англ.языку |
Использование дифференцированного подхода при организации урока. Индивидуальная работа |
|
Май |
Повторная промежуточная аттестация. |
Выполнение работы в индивидуальном режиме в присутствии аттестационной комиссии |
Справился на с заданием по русскому языку на 54%, по англ.языку на 52%- не смог преодолеть критический уровень. Переведен в 3 –ий класс |
3 класс 2017-2018 уч.год |
|||
Сентябрь |
Повторное определение фактического уровня знаний ребенка (П.И), выявление пробелов, требующих корректировки.
|
|
|
Октябрь |
Повторное установление причин неуспеваемости учащихся с использованием различных диагностических методик в тандеме с психологом и логопедом.
|
|
|
октябрь |
Составление ИОПа. |
|
|
Октябрь-май |
Непосредственная коррекционная работа |
Использование дифференцированного подхода при организации самостоятельной работы на уроке. Включение посильных индивидуальных заданий. Создание ситуаций успеха на уроках. Составление индивидуальных заданий. Составление памяток . схем, вспомогательных маршрутов выполнения заданий. Индивидуальная работа по устранению пробелов во время уроков и во внеурочное время. Мониторинг результатов коррекционной работы. Информирование родителей. |
Заметное улучшение психо-эмоционального состояния ребенка, усиление учебной мотивации. |
Октябрь-май |
Контроль посещения ребенком индивидуальных логопедических занятий. Посещение индивидуальных занятий психолога. |
Мониторинг результатов коррекционной работы. Составление индивидуальных заданий совместно с логопедом. Информирование родителей. |
Повышение уровня усвоения программы. Выявление новых проблем. |
Октябрь- май |
Систематический мониторинг результатов освоения программы НОО. |
Выполнение индивидуальных диагностических работ по каждой подтеме программы, фиксация результатов. Информирование родителей. |
Выявление динамики освоения программы. |
Февраль -март |
Подготовка к промежуточной аттестации |
Использование дифференцированного подхода при организации самостоятельной работы на уроке. Включение посильных индивидуальных заданий. Создание ситуаций успеха на уроках. Составление индивидуальных заданий. Составление памяток . схем, вспомогательных маршрутов выполнения заданий. Индивидуальная работа по устранению пробелов во время уроков и во внеурочное время. Мониторинг результатов коррекционной работы. Информирование родителей. |
Заметное улучшение психо-эмоционального состояния ребенка, усиление учебной мотивации. |
Март |
Повторная психологическая диагностика, повторная диагностика логопедическая. |
Выполнение диагностики. Информирование родителей о результатах диагностики. |
Рекомендована психолого-педагогическая комиссия. |
Март-апрель |
Промежуточная аттестация. |
Написание работ промежуточной аттестации. |
Результаты пром.аттестации. Не справился по двум предметам-русский язык , ин.яз. |
Апрель |
Информирование администрации школы |
|
|
Апрель |
Информирование родителей об итогах промежуточной аттестации |
Беседа родителей с зам.по учебно-воспитательной работе. |
|
Апрель |
Коррекционная работа по ошибкам, допущенным в аттестационной работе. Составление индивидуального образовательного маршрута по англ.языку |
Использование дифференцированного подхода при организации урока. Индивидуальная работа |
|
Май |
Повторная промежуточная аттестация. |
Выполнение работы в индивидуальном режиме в присутствии аттестационной комиссии |
Справился на с заданием по русскому языку на 58%, по англ.языку на 54%- не смог преодолеть критический уровень. Переведен в 4 –ий класс |
апрель |
Повторная психолого- педагогическая комиссия на базе школы. |
Прохождение комиссии на базе учебного учреждения. |
Рекомендован на ПМПК . |
|
Содействие родителям в сборе и оформлении пакета документов на ПМПК |
1. Взаимодействие с администрацией школы. 2. Совместное с педагогом психологом и логопедом составление характеристики
|
Готовый пакет документов для прохождения ПМК |
4 класс 2018-2019 учебный год. |
|||
Сентябрь |
Муниципальная ПМПК |
|
Рекомендован к обучению по индивидуальному плану на 2018-2019 уч.год |
Сентябрь |
Составление ИОП совместно с администрацией школы, в педагогом психологом ,логопедом и учителем иностранного языка. |
|
|
Сентябрь – май |
Непосредственная коррекционная работа |
|
|
Сентябрь-май |
Контроль посещения ребенком индивидуальных логопедических занятий. Посещение индивидуальных занятий психолога. |
Мониторинг результатов коррекционной работы. Составление индивидуальных заданий совместно с логопедом. Информирование родителей. |
Повышение уровня усвоения программы. Выявление новых проблем. |
Сентябрь-май |
Систематический мониторинг результатов освоения программы НОО. |
Выполнение индивидуальных диагностических работ по каждой подтеме программы, фиксация результатов. Информирование родителей. |
Выявление динамики освоения программы. |
|
Подготовка к промежуточной аттестации |
Использование дифференцированного подхода при организации самостоятельной работы на уроке. Включение посильных индивидуальных заданий. Создание ситуаций успеха на уроках. Составление индивидуальных заданий. Составление памяток . схем, вспомогательных маршрутов выполнения заданий. Индивидуальная работа по устранению пробелов во время уроков и во внеурочное время. Мониторинг результатов коррекционной работы. Информирование родителей. |
Заметное улучшение психо-эмоционального состояния ребенка, усиление учебной мотивации. |
|
Промежуточная аттестация |
|
С промежуточной аттестацией справился. Переведен в 5 класс. |
Таблица построена на примере проведенных мероприятий по решению проблем в освоении образовательной программы учащегося П.И..
Диаграмма……
Анализ результатов проведенных мероприятий по решению проблемы учащегося П.И в освоении образовательной программы
Вывод: из диаграммы видно, что ряд мероприятий направленных на решение проблемы в освоении образовательной программы проведенный по отношению П.И. с 2016 по 2019 годы привели к положительным результатам.
Позитивная динамика сохранилась и в 5 классе, что свидетельствует о стойкости данных показателей и правильно выбранной коррекционной политики.
Все проводимые мною мероприятия по работе с семьями моих учеников подтверждают то, что основной целью системы работы образовательного учреждения с родителями (законными представителями) - установление партнерских отношений с семьей каждого обучающегося, создание атмосферы взаимоподдержки и общности интересов.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.