Взаимодействие воспитателя с учителем-логопедом в логопедической группе

  • docx
  • 14.04.2025
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВОСПИТАТЕЛЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЫ С УЧИТЕЛЕМ - ЛОГОПЕДОМ.docx

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ воспитателя с УЧИТЕЛЕМ – ЛОГОПЕДОМ в логопедической группе.

 

Коррекционно-развивающая работа  в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи (ОНР) не может ограничиваться рамками логопедического кабинета. Успех этой работы определяется строгой, продуманной системой, суть которой заключается в логопедизации всего учебно – воспитательного процесса, всей жизни и деятельности детей.

Эффективность работы во многом зависит от  взаимосвязи, взаимодействия логопеда и воспитателей (при разных функциональных задачах и методах коррекционной работы).

Взаимодействие воспитателей с учителем – логопедом осуществляется в разных формах. Это совместное составление перспективного планирования на текущий период; обсуждение и выбор форм, методов и приёмов коррекционно – развивающей работы; оснащение развивающей предметно – пространственной среды в групповом помещении; совместное осуществление образовательной деятельности в ходе режимных моментов;  еженедельные  задания учителя – логопеда  воспитателям.

Основные  коррекционные  задачи, стоящие  перед  воспитателями логопедической  группы  состоят  в  следующем:

Постоянное совершенствование артикуляционной, тонкой и общей моторики;

Систематический контроль над поставленными звуками и грамматически правильной речью;

Обогащение, уточнение и активизация отработанной лексики в соответствии с лексическими темами программы;

Развитие внимания, памяти, логического мышления в играх и упражнениях;

Формирование связной речи;

Закрепление навыков чтения и письма

Коррекционно-развивающая работа осуществляется воспитателями логопедической группы в различных направлениях в зависимости от задач, поставленных учителем – логопедом. Во многих случаях она предшествует логопедической непосредственно образовательной деятельности, обеспечивая необходимую познавательную и мотивационную базу для формирования речевых умений, в других случаях воспитатель сосредоточивает свое внимание на закреплении достигнутых на занятиях логопеда результатов.

Важную роль в повышении речевой активности детей, эффективности коррекционной работы по преодолению имеющихся и предупреждению появлению вторичных нарушений играет создание единого речевого пространства в группе.

Учитель-логопед регулярно знакомит сотрудников группы с речевыми возможностями каждого ребёнка в данный период. Основываясь на этих знаниях, воспитатели группы осуществляют постоянный контроль за правильностью речи детей. В случае необходимости воспитатель в тактичной форме исправляет речь ребенка. Кроме того, речь воспитателя должна служить образцом для детей с речевыми нарушениями: быть четкой, предельно внятной, хорошо интонированной, выразительной. Следует избегать при обращении к детям сложных оборотов речи, повторов, вводных слов, усложняющих понимание.

Остановимся подробнее на основных направлениях коррекционной работы воспитателя.

Комплексы  артикуляционной, дыхательной гимнастики подбираются логопедом и предлагаются воспитателям. Воспитатель должен хорошо знать основные движения органов артикуляционного аппарата, добиваться четкости, точности, хорошей переключаемости. Так, как основным принципом в логопедической работе с детьми является принцип повторяемости, что объясняется сниженной способностью у детей автоматизировать умения. Но упражнения, повторяющиеся из занятия в занятие, быстро надоедают, поэтому их можно объединить в сказки и повторять по несколько раз в день.

Подвижные игры, упражнения, пальчиковая гимнастика служат для развития общей и тонкой моторики, координации движений, координации речи с движением, развития подражательности и творческих способностей. Они могут быть использованы в качестве физкультминуток в организованной образовательной деятельности, подвижных игр на прогулке или в свободное время во второй половине дня. Они обязательно выдерживаются в рамках изучаемой лексической темы.

Вечерние индивидуальные занятия воспитателя по заданию логопеда проводятся во вторую половину дня, после дневного сна. Это так называемый  логопедический час.  Занятия проводятся по индивидуальным тетрадям детей.

Занятия с детьми проводятся в специально оборудованном логопедическом уголке. Здесь устанавливается зеркало, в котором могут отразиться лица ребенка и воспитателя одновременно. Кроме того, здесь имеется различный материал, необходимый для занятий.

В тетради «Взаимодействия» в графе «Примечание» или «Отметка о выполнении», воспитатель отмечает, у кого и в связи с чем возникли трудности. Эта информация необходима учителю – логопеду, чтобы внести коррекцию в индивидуальные планы работы.

Воспитатель должен знать, на какой стадии закрепления звуков находится каждый ребенок, и следить за поставленными звуками и грамматической правильностью речи детей в повседневной жизни.

В течение года логопед отмечает в таблице «Экран звукопроизношения» различными условными знаками все изменения в звукопроизношении детей, и это наглядно показывает результаты коррекционной работы логопеда и воспитателя.

Занимаясь с ребенком, необходимо помнить, что проговаривание всего  фонетического материала по тетради должно проходить с обязательным выделением закрепляемого звука голосом – утрировано. Нельзя  пропустить ни одной фонетической или грамматической ошибки в речи ребенка. Занятие продолжается лишь в том случае, если ребенок все скажет правильно. Весь речевой материал воспитатель должен проговаривать громко, четко, медленно и добиваться того же о ребенка.

Организованная образовательная деятельность осуществляется по программе ДОУ (и в соответствии с календарным планом логопедической работы).

Отличительной особенностью фронтальных занятий в логопедической группе является то, что кроме образовательных и воспитательных задач ставятся  и коррекционные задачи, непосредственно связанные с темой каждого занятия.

Коррекционная работа вне занятий проводится во время режимных моментов, самообслуживания, на прогулке, в играх и развлечениях.  Особая значимость этой работы в том, что она предоставляет возможность широкой практики свободного речевого  общения детей и закрепления речевых навыков в повседневной жизни и деятельности детей.

Активное взаимодействие  учителя-логопеда и воспитателей в процессе коррекционно-развивающей работы позволяет добиться высоких результатов  в коррекционной работе. К концу второго года обучения у детей достаточно сформированы моторика, все компоненты речи; развиты коммуникативные способности, отсутствует барьер общения. Всё это позволяет детям гораздо легче адаптироваться в следующем этапе образования – начальной школе.