Взаимодействие вожатого и ребенка

  • pptx
  • 14.05.2024
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала вожатые презентация.pptx

Взаимодействие вожатого и ребенка в детском лагере

Научный руководитель: Маякова Елена Сергеевна
учитель обществознания и истории

Цели и задачи проекта:

Разобраться, что означает «Взаимодействия вожатого и ребёнка в детском лагере»
Понять, что значит быть хорошим вожатым
Изучить как вожатый развивает ребёнка

Что такое «взаимодействие»?

Взаимодействие - совместное дело двух или более человек с единой целью и результатом.


Взаимодействие можно разделить на 2 вида

Межличностное

Межгрупповое

Межличностное взаимодействие

Взаимоотношения небольшого количества человек (например отношения вожатого и ребенка (детьми в отряде).

Межгрупповое взаимодействие

Взаимоотношения между несколькими группами людей (например, отношения в ДОЛ, отношения между отрядами, вожатыми, методическим кабинетом, при подготовки (проведении) общелагерных мероприятий).

Говоря о взаимоотношения с ребенком (отрядом в целом) нужно всегда помнить, что самое сложное, особенно в первые дни, это завоевание авторитета.
Необходимо помнить:
самое главное - вызвать интерес у детей;
нужно вселить в ребенка уверенность в том, что он очень важная часть отряда;
система «проступков и наказания», в которой ребенок будет чувствовать ответственность именно перед отрядом.

Во взаимодействие с ребенком стоит обращать внимание и на то, как происходит общение, не допускать ошибок и «слов паразитов»

Давайте рассмотрим несколько стилей общения и попробуем выделить тот, который наиболее точно подходит для эффективного взаимодействия с ребенком.

Отстраненный стиль

отсутствие желания работать в лагере;
отсутствие интереса к отряду;
неграмотное решение проблем;
отсутствие интереса у детей

Конфликтный стиль

нужно делать то, что положено;
негативное отношение к решениям отряда;
«жесткие» санкции за неисполнения требования.

Попустительский стиль

неуверенность в себе;
спускание проблемы «на тормозах».

Авторитарно - монологический стиль

всегда показывают свое превосходство;
очень трудно переубедить;
всегда навязывают свое мнение.

Самоотреченный стиль

легко обижаются;
суетливы и рассеяны;
все свои силы отдают детям.

Манипулятивный стиль

все действия имеют строгую и определенную цель;
требовательны;
пользуются различными методиками и технологиями взаимодействия и общения для достижения собственной цели.

Настоящий вожатый умеет сочетать в себе разные стили общения, выбирая определенный стиль для какой-либо ситуации, а может быть подбирая его под определенного ребенка.

Но ведь не только общение, но и общая характеристика вожатого влияет на систему «вожатый-ребенок», давайте попробуем нарисовать словестный портрет вожатого.

«Первая встреча»

На первой встречи детям обязательно нужно рассказать о
себе, возможно сделать это не просто на словах, а
представить себя используя какой-нибудь предмет,
например «вожатская шкатулка», в которой каждая вещь
вас характеризует.
Обязательно нужно познакомиться с детьми, сыграть с ними в игру на знакомство. Создать инициативные группы, в которой обязательно будет командир (который может меняться каждый день) и вместе с детьми, но не вместо них, придумать название отряда.

Общение с отрядом

Необходимо всегда смотреть на ребенка, а если он маленького роста, то можно присесть вместе с ними, чтобы вы были на одном уровне, тогда ребенок воспримет вас как равного себе.

Ребенок должен понимать, что вожатый-его
друг, но допускать панибратства тоже не стоит.

Проблемуребенка, нужно решать сразу же, а не откладывать ее на
потом, он должен чувствовать в вас поддержку.

Организация

Для эффективного взаимодействия, каждый ребенок отряда должен знать свою роль. Это касается и отрядной работы, и подготовки вечернего выступления, и при подготовки общелагерного мероприятия.

В этом Вам обязательно поможет разделение отряда на инициативные группы, где каждая группа будет иметь своего командира и задание (инициативные группы подойдут для ребят старших отрядов).

Так же можно обратиться в ЧТП (Чередование Творческих Поручений), придумать каждому ребенку по-настоящему интересное и творческое задание на весь день, к которому он обязательно подойдет с большой ответственностью (ЧТП более эффективно для ребят из младших отрядов).