Взаимодействие музыкального руководителя, воспитателя и учителя-дефектолога.

  • Мероприятия
  • Руководства для учителя
  • docx
  • 18.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

собое место в системе воспитания детей с ОВЗ, занимают утренники и развлечения. Высокий эмоциональный подъем, ожидание торжественного события обостряют чувства детей, они лучше воспринимают и усваивают содержание песен, стихов, что делает коррекционно-воспитательную работу более эффективной. Планирование и подбор материалов для утренников и развлечений осуществляет совместно музыкальным руководителем, учителем-дефектологом и воспитателем. При этом учитываются возраст детей, уровень речевого развития и индивидуальные особенности каждого дошкольника. В проведении праздников для детей с тяжелыми нарушениями речи есть своя специфика. На начальных этапах обучения детей с ОВЗ, на утреннике основными исполнителями являются взрослые, дети принимают лишь посильное участие. Так, например, у детей первого года обучения ко времени проведения новогоднего утренника речь оказывается еще крайне ограниченной, страдает ее лексико-грамматический строй и звукопроизношение. Поэтому на этом празднике стихи и песни, доступные пониманию детей, исполняют взрослые или старшие ребята. Можно показать на празднике кукольный спектакль. Дети же принимают участие в танцах, играх с несложными движениями, хороводах. · Дети могут участвовать в небольших сценках, где их действия будут сопровождаться комментариями воспитателя. · Для активизации речи детей возможны хоровые односложные ответы детей при отгадывании загадок, ответы на вопросы героев сказок. · Дети могут подпевать мелодию песни, произнося слоговые ряды «та-та-та» или «ля-ля-ля» · В дальнейшем при составлении сценариев необходимо подбирать материал, доступный детям по содержанию. Каждому ребенку следует дать возможность выступить на празднике и продемонстрировать свои успехи. Например, дети читают стихотворение не целиком, а по две строчки каждый. · Сценарии утренников и развлечений должны быть занимательными по форме, с обязательным наличием сюрпризных моментов, и непродолжительными по времени (от 20 до 45 мин.) · К утреннику в группах для детей с ЗПР готовят не более 4 песен и 2-3 танцев. При подборе текстов песен стараются избегать тех звуков, которые дети еще не умеют произносить правильно и сложных по структуре слов, а также нежелательны для исполнения песни в быстром темпе. Небольшие по объему и мелодичные произведения в спокойном темпе легче всего запоминаются и заучиваются детьми. При подготовке праздников и развлечений музыкальному руководителю и воспитателю необходимо помнить, что начинать разучивать песни, стихи, инсценировки следует после проведения тщательной словарной работы, когда тексты станут понятны каждому ребенку. Дети с тяжелыми речевыми нарушениями с трудом усваивают новый материал, у них недостаточно развито произвольное внимание, заученное наизусть быстро забывают. Детям требуется для устойчивого запоминания многократное повторение стихов, песен и другого речевого материала. Однако следует избегать механического повторения, необходимо создавать разнообразные ситуации, побуждающие ребенка воспроизвести заученные стихи, песни, сопровождать их движениями, пантомимикой. Не следует включать в репертуар речевой материал, построения, танцы, песни, которые требуют усиленной тренировки, большого физического напряжения детей. Дополнительные репетиции накануне праздников сильно утомляют и истощают детей. Праздники и развлечения в детском саду – это, прежде всего радость для детей, а не для гостей, присутствующих на утреннике. При подготовке праздников и развлечений: учитель-дефектолог, музыкальный руководитель и воспитатель совместно подбирают стихи, песни, инсценировки и другой речевой материал; учитель-дефектолог первоначально отрабатывает тексты, добиваясь правильного звукопроизношения; воспитатель проводит словарную работу, закрепляет речевой материал; музыкальный руководитель разучивает танцы, хороводы, осуществляет пропевание с детьми под музыку.
Иконка файла материала 7.docx
Взаимодействие  музыкального руководителя,  воспитателя и учителя­дефектолога   при подготовке праздников и развлечений Особое место в системе воспитания детей с ОВЗ, занимают утренники и  развлечения. Высокий эмоциональный подъем, ожидание торжественного события  обостряют чувства детей, они лучше воспринимают и усваивают  содержание песен,  стихов, что делает коррекционно­воспитательную работу более эффективной.  Планирование и подбор материалов для утренников и развлечений  осуществляет совместно музыкальным руководителем, учителем­дефектологом и  воспитателем. При этом учитываются возраст детей, уровень речевого развития и  индивидуальные особенности каждого дошкольника. В проведении праздников для  детей  с тяжелыми нарушениями речи есть своя специфика. На начальных этапах обучения детей с ОВЗ, на утреннике основными  исполнителями являются взрослые, дети принимают лишь посильное участие. Так,  например, у детей первого года обучения  ко времени проведения  новогоднего   утренника речь оказывается  еще крайне ограниченной, страдает ее лексико­ грамматический строй и  звукопроизношение. Поэтому на этом празднике стихи и  песни, доступные пониманию детей, исполняют взрослые или старшие ребята.  Можно показать на празднике кукольный спектакль. Дети же принимают участие в  танцах, играх с несложными движениями, хороводах. ∙       Дети могут участвовать в небольших сценках, где их действия  будут  сопровождаться комментариями воспитателя. ∙       Для активизации речи детей  возможны хоровые односложные ответы  детей  при отгадывании загадок, ответы на вопросы героев сказок. ∙       Дети могут подпевать  мелодию песни, произнося слоговые ряды «та­та­та»  или «ля­ля­ля» ∙       В дальнейшем при составлении сценариев необходимо подбирать материал,  доступный детям по содержанию. Каждому ребенку следует дать возможность  выступить на празднике и продемонстрировать свои успехи. Например, дети читают стихотворение не целиком, а по две строчки  каждый.  ∙       Сценарии утренников и  развлечений  должны быть занимательными по форме,  с обязательным наличием сюрпризных моментов, и непродолжительными по  времени (от 20 до 45 мин.) ∙       К утреннику в группах для детей с ЗПР готовят не более 4 песен и 2­3 танцев.  При подборе  текстов песен стараются избегать тех звуков, которые дети еще не  умеют произносить правильно и сложных по структуре слов, а также нежелательны  для исполнения песни в быстром темпе. Небольшие по объему и мелодичные  произведения в спокойном темпе легче всего запоминаются и заучиваются детьми.При подготовке праздников и развлечений  музыкальному  руководителю и   воспитателю необходимо помнить, что  начинать разучивать песни, стихи,  инсценировки следует  после проведения  тщательной словарной  работы, когда   тексты станут  понятны  каждому ребенку. Дети с тяжелыми речевыми нарушениями с трудом усваивают новый материал, у  них недостаточно развито произвольное внимание, заученное наизусть быстро  забывают. Детям требуется для устойчивого запоминания многократное повторение стихов, песен и другого речевого материала. Однако следует избегать  механического повторения, необходимо создавать разнообразные ситуации,  побуждающие ребенка воспроизвести заученные стихи, песни, сопровождать их  движениями, пантомимикой. Не следует включать в репертуар речевой материал, построения, танцы, песни,  которые требуют  усиленной тренировки, большого физического  напряжения детей. Дополнительные репетиции накануне праздников сильно утомляют и истощают  детей. Праздники и развлечения в детском саду – это, прежде всего радость для  детей, а не для гостей, присутствующих на утреннике. При подготовке праздников и развлечений:  учитель­дефектолог, музыкальный руководитель и воспитатель  совместно подбирают стихи, песни, инсценировки и другой речевой  материал;  учитель­дефектолог первоначально отрабатывает тексты, добиваясь  правильного звукопроизношения;  воспитатель проводит словарную работу, закрепляет речевой материал;  музыкальный руководитель разучивает танцы, хороводы, осуществляет  пропевание с детьми под музыку. Для проведения праздничных утренников даже на первом­втором году  обучения не стоит объединять детей из основных и специальных групп. Дети с  выраженными нарушениями речи будут поставлены  при этом в неравные условия.  С дошкольниками проводятся  разнообразные развлечения: *       инсценировки сказок с использованием игрушек, шапочек­масок; *       кукольный театр; *       музыкально­литературные развлечения;  *       игры, викторины; *       концерты  и т.д. Праздники духовно обогащают ребенка, расширяют его представления об  окружающем мире, способствуют закреплению знаний и умений, полученных на  различных видах занятий, побуждают ребенка к творчеству и общению.