собое место в системе воспитания детей с ОВЗ, занимают утренники и развлечения. Высокий эмоциональный подъем, ожидание торжественного события обостряют чувства детей, они лучше воспринимают и усваивают содержание песен, стихов, что делает коррекционно-воспитательную работу более эффективной.
Планирование и подбор материалов для утренников и развлечений осуществляет совместно музыкальным руководителем, учителем-дефектологом и воспитателем. При этом учитываются возраст детей, уровень речевого развития и индивидуальные особенности каждого дошкольника. В проведении праздников для детей с тяжелыми нарушениями речи есть своя специфика.
На начальных этапах обучения детей с ОВЗ, на утреннике основными исполнителями являются взрослые, дети принимают лишь посильное участие. Так, например, у детей первого года обучения ко времени проведения новогоднего утренника речь оказывается еще крайне ограниченной, страдает ее лексико-грамматический строй и звукопроизношение. Поэтому на этом празднике стихи и песни, доступные пониманию детей, исполняют взрослые или старшие ребята. Можно показать на празднике кукольный спектакль. Дети же принимают участие в танцах, играх с несложными движениями, хороводах.
· Дети могут участвовать в небольших сценках, где их действия будут сопровождаться комментариями воспитателя.
· Для активизации речи детей возможны хоровые односложные ответы детей при отгадывании загадок, ответы на вопросы героев сказок.
· Дети могут подпевать мелодию песни, произнося слоговые ряды «та-та-та» или «ля-ля-ля»
· В дальнейшем при составлении сценариев необходимо подбирать материал, доступный детям по содержанию. Каждому ребенку следует дать возможность выступить на празднике и продемонстрировать свои успехи. Например, дети читают стихотворение не целиком, а по две строчки каждый.
· Сценарии утренников и развлечений должны быть занимательными по форме, с обязательным наличием сюрпризных моментов, и непродолжительными по времени (от 20 до 45 мин.)
· К утреннику в группах для детей с ЗПР готовят не более 4 песен и 2-3 танцев. При подборе текстов песен стараются избегать тех звуков, которые дети еще не умеют произносить правильно и сложных по структуре слов, а также нежелательны для исполнения песни в быстром темпе. Небольшие по объему и мелодичные произведения в спокойном темпе легче всего запоминаются и заучиваются детьми.
При подготовке праздников и развлечений музыкальному руководителю и воспитателю необходимо помнить, что начинать разучивать песни, стихи, инсценировки следует после проведения тщательной словарной работы, когда тексты станут понятны каждому ребенку.
Дети с тяжелыми речевыми нарушениями с трудом усваивают новый материал, у них недостаточно развито произвольное внимание, заученное наизусть быстро забывают. Детям требуется для устойчивого запоминания многократное повторение стихов, песен и другого речевого материала. Однако следует избегать механического повторения, необходимо создавать разнообразные ситуации, побуждающие ребенка воспроизвести заученные стихи, песни, сопровождать их движениями, пантомимикой.
Не следует включать в репертуар речевой материал, построения, танцы, песни, которые требуют усиленной тренировки, большого физического напряжения детей. Дополнительные репетиции накануне праздников сильно утомляют и истощают детей. Праздники и развлечения в детском саду – это, прежде всего радость для детей, а не для гостей, присутствующих на утреннике.
При подготовке праздников и развлечений:
учитель-дефектолог, музыкальный руководитель и воспитатель совместно подбирают стихи, песни, инсценировки и другой речевой материал;
учитель-дефектолог первоначально отрабатывает тексты, добиваясь правильного звукопроизношения;
воспитатель проводит словарную работу, закрепляет речевой материал;
музыкальный руководитель разучивает танцы, хороводы, осуществляет пропевание с детьми под музыку.
Взаимодействие музыкального руководителя,
воспитателя и учителядефектолога
при подготовке праздников и развлечений
Особое место в системе воспитания детей с ОВЗ, занимают утренники и
развлечения. Высокий эмоциональный подъем, ожидание торжественного события
обостряют чувства детей, они лучше воспринимают и усваивают содержание песен,
стихов, что делает коррекционновоспитательную работу более эффективной.
Планирование и подбор материалов для утренников и развлечений
осуществляет совместно музыкальным руководителем, учителемдефектологом и
воспитателем. При этом учитываются возраст детей, уровень речевого развития и
индивидуальные особенности каждого дошкольника. В проведении праздников для
детей с тяжелыми нарушениями речи есть своя специфика.
На начальных этапах обучения детей с ОВЗ, на утреннике основными
исполнителями являются взрослые, дети принимают лишь посильное участие. Так,
например, у детей первого года обучения ко времени проведения новогоднего
утренника речь оказывается еще крайне ограниченной, страдает ее лексико
грамматический строй и звукопроизношение. Поэтому на этом празднике стихи и
песни, доступные пониманию детей, исполняют взрослые или старшие ребята.
Можно показать на празднике кукольный спектакль. Дети же принимают участие в
танцах, играх с несложными движениями, хороводах.
∙ Дети могут участвовать в небольших сценках, где их действия будут
сопровождаться комментариями воспитателя.
∙ Для активизации речи детей возможны хоровые односложные ответы детей
при отгадывании загадок, ответы на вопросы героев сказок.
∙ Дети могут подпевать мелодию песни, произнося слоговые ряды «татата»
или «ляляля»
∙ В дальнейшем при составлении сценариев необходимо подбирать материал,
доступный детям по содержанию. Каждому ребенку следует дать возможность
выступить на празднике и продемонстрировать свои успехи. Например, дети читают
стихотворение не целиком, а по две строчки каждый.
∙ Сценарии утренников и развлечений должны быть занимательными по форме,
с обязательным наличием сюрпризных моментов, и непродолжительными по
времени (от 20 до 45 мин.)
∙ К утреннику в группах для детей с ЗПР готовят не более 4 песен и 23 танцев.
При подборе текстов песен стараются избегать тех звуков, которые дети еще не
умеют произносить правильно и сложных по структуре слов, а также нежелательны
для исполнения песни в быстром темпе. Небольшие по объему и мелодичные
произведения в спокойном темпе легче всего запоминаются и заучиваются детьми.При подготовке праздников и развлечений музыкальному руководителю и
воспитателю необходимо помнить, что начинать разучивать песни, стихи,
инсценировки следует после проведения тщательной словарной работы, когда
тексты станут понятны каждому ребенку.
Дети с тяжелыми речевыми нарушениями с трудом усваивают новый материал, у
них недостаточно развито произвольное внимание, заученное наизусть быстро
забывают. Детям требуется для устойчивого запоминания многократное повторение
стихов, песен и другого речевого материала. Однако следует избегать
механического повторения, необходимо создавать разнообразные ситуации,
побуждающие ребенка воспроизвести заученные стихи, песни, сопровождать их
движениями, пантомимикой.
Не следует включать в репертуар речевой материал, построения, танцы, песни,
которые требуют усиленной тренировки, большого физического напряжения детей.
Дополнительные репетиции накануне праздников сильно утомляют и истощают
детей. Праздники и развлечения в детском саду – это, прежде всего радость для
детей, а не для гостей, присутствующих на утреннике.
При подготовке праздников и развлечений:
учительдефектолог, музыкальный руководитель и воспитатель
совместно подбирают стихи, песни, инсценировки и другой речевой
материал;
учительдефектолог первоначально отрабатывает тексты, добиваясь
правильного звукопроизношения;
воспитатель проводит словарную работу, закрепляет речевой материал;
музыкальный руководитель разучивает танцы, хороводы, осуществляет
пропевание с детьми под музыку.
Для проведения праздничных утренников даже на первомвтором году
обучения не стоит объединять детей из основных и специальных групп. Дети с
выраженными нарушениями речи будут поставлены при этом в неравные условия.
С дошкольниками проводятся разнообразные развлечения:
* инсценировки сказок с использованием игрушек, шапочекмасок;
* кукольный театр;
* музыкальнолитературные развлечения;
* игры, викторины;
* концерты и т.д.
Праздники духовно обогащают ребенка, расширяют его представления об
окружающем мире, способствуют закреплению знаний и умений, полученных на
различных видах занятий, побуждают ребенка к творчеству и общению.