ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ШКОЛЫ И СЕМЬИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ И РАЗВИТИЮ ПАТРИОТИЗМА

  • Мероприятия
  • docx
  • 17.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Предлагаемый методический материал может быть использован при реализации патриотического воспитания в общеобразовательных учреждениях с детьми разных ступеней обучения. Применим для организации и проведения различных тематических мероприятий по данному направлению воспитательной работы. Может быть использован классными руководителями при составлении планов воспитательной работы, учителями – предметниками.
Иконка файла материала Взаимодействие школы и семьи.docx
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ШКОЛЫ И СЕМЬИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ И РАЗВИТИЮ ПАТРИОТИЗМА «Без семьи невозможно полноценно воспитать человека. Семья – это малый мир, малое общество. Только в семье человек может быть по­настоящему счастлив, обрести мир души, равновесие, тишину сердца. Здесь кристаллизуются лучшие его качества, здесь созревает личность. Однако многим из нас сегодня, увы, не ведомо, что такое истинная семья, простые семейные радости. Мы утратили семейную преемственность, отошли от традиций, разорили уклад. Нам почти нечего передать своим детям. Вот почему на помощь семье сегодня призвана прийти школа». «Как   показывают   многочисленные   исследования,   большинство   россиян идентифицируют себя с семьей. И в этом есть определенная закономерность. Социальный   мир,   воспринимаемый   как   мир   родины,   отчего   дома,   родства, позитивно влияет на развертывание жизненных сил личности, снижает уровень напряженности и конфликтности. В   сегодняшней   России   традиционное   общество   ставится   в   соответствие   с метафорой семьи, а современное – с метафорой рынка. Несмотря   на   трансформационные   изменения,   Россия   относится   в   большей степени   к   традиционному   обществу.   Для   нее   характерно   ориентирование   на национальные ценности, воплощаемые прежде всего в человеческой духовности, всесторонне развитой личности, полноценной семье и здоровом образе жизни. Родители,   род,   Родина,   народ   –   не   случайно   однокоренные   слова.   Это своеобразная   формула   гражданского   патриотизма,   в   основе   которой   лежат чувства Родины, родства, укорененности в ментальной культуре, сопричастности к   иному,   к   миру   других,   ответственности   и   солидарности,   любви,   которая обусловлена на уровне инстинктов. Она обязательна: мы не выбираем родителей, детей,   Родину,   место   своего   рождения.   Родина   наделяет   человека родственниками, верой, любовью, надеждой, совестью и нравственностью. У   каждой   состоявшейся   личности,   у   каждого   человека   есть   Родина.   Как строятся отношения человека со своей малой и большой Родиной, Отечеством, так   же   должны   строиться   и   отношения   гражданина   со   своим   государством. Интересы Родины, Отечества превыше всего. Для российского полиэтнического сознания   унаследовать   прошлое   –   значит   не   уходить   от   предшествующих поколений, а идти по их путям, дорогам: с преданиями, традициями, обычаями, заветами предков.Взаимоотношения   малого   Отечества   и   большого,   своей   региональной, этнической   родины   и   другой,   огромной,   называемой   Россией,   определяют   во многом процесс патриотического воспитания. Этот процесс должен замыкаться этническими, хозяйственными, политическими   рамками,   а   определяться   их   совокупностью,   интеграцией. Каждая из этих позиций выступает в различные исторические периоды жизни личности,   государства   основанием   для самоидентификации, поиска собственного «я».  конфессиональными, культурными,     нации,   народа,   страны,     Гражданский   патриотизм   –   взаимоотношения,   которые   возникают   между гражданином и государством, человеком и Родиной. В   качестве   ключевых   ценностей   социального   мира   выступают   отношения взаимопонимания и поддержки. Отчий дом притягивает людей своей теплотой и открытостью, создавая возможности для самореализации и самовыражения. «Мы живем в замечательном городе, городе российской славы. Нам есть чем гордиться. И прежде всего героями Сталинграда. История подтверждает, что в обществе не существует таких материальных ресурсов развития, которые могли бы   быть   равны   силе   духовной.   Именно   на   этом   может   строиться   стратегия формирования патриотизма. Мы сегодня – наследники славы Сталинграда. Поэтому должны продолжать традиции, заложенные защитниками Сталинграда: стойкость, мужество, героизм, боевой   дух,   необходимые   для   выхода   из   тяжелой   ситуации.   Сегодня   России почти столь же тяжело, как и сражающемуся Сталинграду, хотя мы не имеем явных   внешних   врагов   и   состояния   войны.   Но   упадок   экономики,   кризис социальных   отношений,   деформация   культуры,   отсутствие   у   многих   граждан материального   достатка   –   это   и   многое   другое   ставит   страну   на   грань выживания.   Опыт   победы   под   Сталинградом   свидетельствует:   нам   следует, прежде   всего,   опираться   на   себя,   рассчитывать   на   свои   собственные   силы   и внутренние духовно­нравственные ресурсы.  Сегодня   такое   движение   обозначилось:   это   патриотизм,   ориентация   на возрождение   значимости   Державы,   Отечества,   государственности,   социальной справедливости и свободы для широких масс населения, каждой личности. Это путь, завещанный героическими защитниками Сталинграда».  Все начинается с дома, семьи. Государство начинается с семьи. Какова семья, таково и государство. Сегодня мы находимся в кризисной ситуации. И выйти из кризиса   возможно   лишь   при   возрождении   духовности,   а   духовность присутствует лишь там, где есть вера и любовь. Вот два начала, на которых держалась во все времена  русская семья.В   этом   мы   убеждаемся   при   изучении   литературных   источников,   где зафиксированы   духовные   традиции   семьи.   Источников   таких   великое множество. В систему включены наиболее известные и важные. Из века в век авторы   «Слова   о   Законе   и   Благодати»,   «Поучения   Владимира   Мономаха», «Домостроя»   прилежно   констатируют   духовные   ценности,   которые   лежат   в основе русской семьи. При изучении памятников литературы – поучений, житий – учащиеся видят, что все положения, лежавшие в основе семьи тысячу, пятьсот, двести, сто лет назад, актуальны и по сегодняшний день, а качества, которые всегда ценились в детях, женах, отцах, являются ныне самыми ценными. В работе по патриотическому воспитанию главным направлением является изучение   духовных   традиций   русской   семьи   –   истории   духовного   развития народа,   истории   борьбы   добра   и   зла,   истории   развития   конкретной   семьи. Постепенно ребята знакомятся с категориями добродетелей и пороков. Изучают, как раньше строились взаимоотношения между детьми и родителями, детьми и школой. На уроках и во внеурочное время знакомятся с Библией.  Одним   из   основных   направлений   можно   считать   «Краеведение».   Ребятам предлагается изучить историю своей семьи, своего района, города. Из истории семьи,   отчего   края   учащиеся   черпают   немало   полезного   для   души.   История нашего края поистине велика и благодатна, и очень важно, чтобы школьники знакомились с историей Отечества через конкретных людей.  Живой интерес вызывают занятия, связанные с темой «Моя родословная». Ребята вместе с родителями составляют родовое древо своей семьи, собирают старые фотографии, изучают семейный архив. Одним   из   любимых   занятий   у   ребят   является   составление   «Народного календаря».   Это   дает   им   представление   о   русском   фольклоре,   народных   и православных праздниках, которые постепенно входят в дома наших учеников. К основам духовности учащиеся прикасаются также при изучении предмета «Мировая художественная культура» в 9–11 классах, на уроках литературы. При общей   установке   на   духовно­нравственное   воспитание   эти   уроки   являются поистине   неисчерпаемым   источником   нравственных   истин.   Все   русское искусство   (и   не   только   русское)   на   протяжении   многих   веков   собирало   по крупицам образы духовного опыта народа.