Взаимодействие специалистов ДОО в сопровождении ребенка с ОВЗ
Оценка 4.7
Особые потребности
doc
дефектология
Детсад
22.12.2017
в статье описано тесное взаимодействие специалистов дошкольной образовательной организации (учитель - логопед, воспитатель, музыкальный руководитель, инсруктор по физо, педагог - психолог) в коррекционной работе с детьми общим недоразвитием речи. Описаны задачи в работе каждого из специалистов и формы их взаимодействия.
взаимодействие специалистов.doc
Как уже было сказано, на консилиуме специалисты обосновывают свои
выводы и дают коллегиальное заключение на ребенка с ОВЗ.
Разрабатывается АОП.
индивидуальноориентированных мероприятий с ребенком.
Каждый специалист разрабатывает план
Далее начинается непосредственно коррекционная работа. Очень важно,
чтобы коррекция велась слажено всеми специалистами, поэтому необходим
координатор действий. В случае с детьми с ТНР координатором выступает
учитель – логопед.
Здесь необходимо сделать отступление и напомнить, что задача логопеда не
простая постановка нарушенного звукопроизношения о чем мы неустанно
говорим родителям, а иногда и педагогам работающим с данным ребенком, а
коррекция всех нарушений системы языка. Которые включают в себя, конечно
же, звукопроизношение, лексикограмматические категории и связную речь, а
также развитие коммуникативной функции речи, воспитание речевой
активности в повседневной жизни ребенка.
Итак, успех коррекционной логопедической работы с детьми дошкольного
возраста с речевой патологией во многом зависит от слаженности в работе
педагогического коллектива, а особенно от теснейшей взаимосвязи,
преемственности в работе логопеда и воспитателя. И здесь необходимо
обратить внимание на правильное распределение обязанностей логопеда и
воспитателя, чтобы исключить дублирование.
Для этого желательно чтобы воспитатели присутствовали на фронтальных
занятиях логопеда (хотя мы понимаем что в современных условиях инклюзии
и требований санпина к учебному плану это достаточно трудно осуществить),
а логопед может посещать отдельные занятия воспитателей с целью как
контроля за речью детей, так и оказания методической помощи воспитателям.
При определении содержания работы логопед знакомит воспитателей с
перспективным планом работы, а в течение всего учебного года систематически информирует их об изменении требований, предъявляемых к
речевому развитию детей на разных этапах обучения.
Воспитателям следует слышать дефекты речи детей не только в
фонетическом, но и в грамматическом ее оформлении и знать, что ошибки
детей — не случайность, а симптом их речевого неблагополучия.
Вместе с тем речь воспитателей должна быть предельно грамотной,
фонетически правильной, так как она служит образцом для детей с речевой
патологией.
Воспитатели обязаны содействовать развитию всех сохранных
анализаторов детей, тем самым укрепляя и расширяя компенсаторные
возможности детей, осуществляя коррекционную работу в различных
направлениях в зависимости от задач, поставленных логопедом в
определенный период обучения.
Во многих случаях воспитатели проводят предшествующую
логопедическим занятиям работу по накоплению, расширению, активизации
словаря, обеспечивая необходимую познавательную и мотивационную базу
для формирования речевых умений, в то время как логопед проводит работу с
речевым материалом, требующим специального отбора (например, слова с
определенными морфемами).
Итак, в результативности и успешности коррекционной работы с детьми с
ТНР крайне важно теснейшее взаимодействие воспитателя и учителя –
логопеда.
При общем недоразвитии речи у детей отмечается нарушение фонетико
фонематических категорий (слуха, восприятия), а также страдает
просодическая культура речи. (темп, ритм, паузация, громкость, интоация). В
коррекции данных нарушений большие возможности у музыкального
руководителя. В арсенале которого распевки, логоритмические упражнения,
Музыкальный руководитель осуществляет подбор
театрализация.
музыкальных произведений в соответствии с лексическими темами для
слушания и пения. Здесь же необходимо сказать о накоплении чувственного опыта, формировании ассоциаций, развитии образного мышления, чему
способствует прослушивание музыкальных произведений, участие в
Движение помогает осмыслить слово. Образно
танцевальных номерах.
игровые движения развивают способность к импровизации, слух, внимание,
мышление, творческую фантазию, память, раскрывают понятные детям
образы, формируют умения творчески передавать характер и повадки
изображаемого объекта.
двигательную сферу детей,
Слово и музыка организуют и регулируют
что активизирует их познавательную
деятельность, эмоциональную сферу, помогает адаптации к условиям внешней
среды. Вот такие шарочайшие возможности в коррекционной работе есть у
музыкального руководителя.
Известно, что чем выше двигательная активность ребёнка, тем интенсивнее
развивается его речь. С другой стороны, формирование движений тоже
происходит при участии речи.
Если учительлогопед развивает и совершенствует речевое общение детей, то
инструктор по физической культуре решает задачи общего физического
развития, укрепления здоровья, развития двигательных умений и навыков, что
способствует формированию психомоторных функций. Особое внимание
обращается на возможность автоматизации поставленных учителем
логопедом звуков, закрепления лексикограмматических средств языка путем
специально подобранных подвижных игр и упражнений, разработанных с
учетом изучаемой лексической темы.
Особенности планирования дальнейшей деятельности с детьми на занятиях по
физической культуре состоят в том, что тот раздел, в который входят задания
по развитию общих двигательных умений и навыков, дополняется заданиями на коррекцию и исправление двигательных нарушений, характерных для
детей с общим недоразвитием речи.
Зачастую в силу особенностей развития детей с ОНР инструктору по
физкультуре приходится менять правила игры, то есть «раздвигать»
регламентированные рамки. Это может проявляться как в усложнении, так и в
упрощении правил.
У детей рассматриваемой категории дыхательные мышцы слабы, поэтому им
нужны специальные дыхательные упражнения, которые являются прекрасным
средством для развития как физиологического так и речевого дыхания.
Известно: положительный эмоциональный настрой способствует более
быстрому усвоению любого материала. Включение в занятие по физическому
воспитанию загадок, считалок, поговорок способствует развитию интереса к
подражательным упражнениям, а также желанию представить в воображении
и показать в движении услышанное: загадку, оказывается, можно не только
отгадать, но и показать! Упражняясь в выполнении таких движений, дети
развивают силу, ловкость, координацию движений, учатся ориентироваться в
пространстве, приобретают навык двигаться в заданном темпе и ритме.
У детей при сохранном интеллекте наряду с тяжёлым нарушением речи,
зачастую наблюдаются проблемы в развитии:
1 Познавательная сфера: объём запоминания и воспроизведения материала
снижен, неустойчивость внимания, быстрая утомляемость, истощаемость
психических процессов, снижение уровня осмысления и обобщения
действительности; затруднена развёрнутая связная речь.
Эмоциональноволевая
2
возбудимость,
раздражительность или общая заторможенность, многократная смена
сфера:
повышенная
настроения. 3.Социальнокоммуникативная сфера: трудности в общении и взаимодействии
ребенка с взрослыми и сверстниками, замкнутость, обидчивость, плаксивость.
Задачи логопедической работы сводятся к социальной адаптации ребенка,
имеющего речевое нарушение, в среду сверстников.
Деятельность психолога охватывает комплексное психологическое
сопровождение детей в образовательном процессе.
Реализация этих целей возможна только при тесном взаимодействии
специалистов в развитии (коррекции) речи и внеречевых психических
процессов и функций.
Целью сотрудничества учителялогопеда и педагогапсихолога являются:
содействие личностному развитию ребёнка; определение психологических
(логопедических) причин нарушения личностного и социального развития,
трудностей в освоении образовательных программ;
своевременное предупреждение и преодоление нарушений развития;
разъяснение специальных психологических (логопедических)знаний среди
участников образовательного процесса (родителей, воспитателей).
Мы кратко рассмотрели возможности воздействия на ребенка
специалистов ДОУ с целью коррекции и преодоления нарушений.
Взаимодействие специалистов ДОО в сопровождении ребенка с ОВЗ
Взаимодействие специалистов ДОО в сопровождении ребенка с ОВЗ
Взаимодействие специалистов ДОО в сопровождении ребенка с ОВЗ
Взаимодействие специалистов ДОО в сопровождении ребенка с ОВЗ
Взаимодействие специалистов ДОО в сопровождении ребенка с ОВЗ
Взаимодействие специалистов ДОО в сопровождении ребенка с ОВЗ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.