Статья «Реализация индивидуального и дифференцированного подходов в обучении и воспитании детей с ОВЗ»
Оценка 4.9

Статья «Реализация индивидуального и дифференцированного подходов в обучении и воспитании детей с ОВЗ»

Оценка 4.9
Лекции
doc
дефектология
Детсад
20.03.2017
Статья «Реализация  индивидуального и дифференцированного подходов в обучении и воспитании детей с ОВЗ»
В статье описана работа в группе детей группе с тяжелым нарушением речи. О том как строится вся коррекционно-воспитательная работа с детьми с ОВЗ: проводится как на специальных занятиях, так и в повседневной жизни; о том как педагоги группы — логопед, психолог, воспитатели - работают в тесном содружестве, стремясь создать единый подход в коррекционно-воспитательной работе с детьми; о том какая в группе была создана предметно-развивающая среда, обеспечивающая оптимальные условия развития дошкольников с ограниченными возможностями здоровья.Статья «Реализация индивидуального и дифференцированного подходов в обучении и воспитании детей с ОВЗ»
индивидульный дифференцированный подход.doc
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №1 «Реализация  индивидуального и дифференцированного подходов в обучении и воспитании детей с ОВЗ» Реферат подготовила воспитатель  Разумова Наталья Ивановна                                                                                                                                         г. Саров  2014 Введение   Общеизвестно, что детство ­ уникальный период в жизни человека. Именно в это время   формируются   основы   психофизического   здоровья,   происходит вида осуществляется индивидуальное становление   личности.   Опыт   детства   во   многом   определяет   взрослую   жизнь человека,   поэтому   одной   из   приоритетных   задач   государства   является обеспечение каждому ребёнку право на жизнь, здоровье, образование, труд, на свою индивидуальность.  Развитие речи – специальный раздел, посвященный содержанию коррекционно­ развивающей   работы   с   детьми,   направленной   на   формирование   всех компонентов   языковой   системы,   на   развитие   познавательных   способностей, внимания, памяти, мышления  В дошкольном   образовательном   учреждении   компенсирующего   или комбинированного и дифференцированное обучение и воспитание детей. Индивидуальный   подход   –   один   их   главных   принципов   педагогики.   Сама проблема индивидуального подхода носит творческий характер, но существуют основные моменты при осуществлении дифференцированного подхода к детям: ­      знание и понимание детей. ­      любовь к детям. ­      основательный теоретический баланс. ­      способность педагога размышлять и умение анализировать. Педагог не должен забывать, что ребенок – это субъект собственного развития. Но дети всегда должны чувствовать поддержку педагога.  Индивидуально­дифференцированный подход не есть разовое мероприятие. Он должен пронизывать всю систему воздействия на ребенка, и именно потому это общий   принцип   воспитания.   Вместе   с   тем   в   разных   сферах   воспитания   и обучения этот подход проявляется в разной мере.   Индивидуально­дифференцированный   подход   нацелен   в   первую   очередь   на укрепление положительных качеств и устранения недостатков. При умении и своевременном вмешательстве можно избежать нежелательного, мучительного процесса перевоспитания. Индивидуально­дифференцированный   подход   требует   от   педагога   большого терпения, умения разобраться в сложных проявлениях поведения и является органической частью педагогического процесса, он помогает вовлечь всех детей в активную деятельность по овладению программным материалом. Основная часть                    Мы   работаем в группе детей группе с тяжелым нарушением речи. Вся  коррекционно­воспитательная работа       проводится  как  на  специальных занятиях, так и в повседневной жизни. Педагоги группы — логопед, психолог, воспитатели  ­     работаем   в  тесном   содружестве,  стремимся     создать   единый подход   в   коррекционно­воспитательной   работе.   Для   этого   мы   совместно изучаем содержания программы обучения и воспитания  проводим мониторинг и составляем   совместный   план   работы.   Нам   воспитателям   необходимо   знать содержание не только тех разделов программы, по которым мы непосредственно проводит   занятия,   но   и   тех,   которые   проводит   учитель­логопед,   так   как правильное   планирование   занятий   воспитателя   обеспечивает   необходимое закрепление   материала   в   разных   видах   деятельности   детей;   обсуждаем результаты   совместного   изучения   детей,   которое   велось   на   занятиях   и   в повседневной жизни; совместно ведем подготовку ко всем детским праздникам (учитель­логопед   отбирает  речевой   материал,  а  воспитатель   закрепляет   его); разрабатываем общие рекомендации для родителей.                      В этот период вместе с логопедом осуществляем целенаправленное наблюдение за детьми в группе и на занятиях, выявляем структуры речевого нарушения, поведение, личностные характеристики детей.            Основная задача этого периода ­ создание дружного детского коллектива в группе. Формирование детского коллектива начинается с объяснения детям правил   и   требований   поведения   в   группе,   обучения   спокойным   совместным играм,   создания   атмосферы   доброжелательности   и   внимания   к   каждому ребенку.   В   процессе   создания   коллектива   также   выявляются   особенности поведения детей, их характера, тактично корригируются отклонения во время проведения   соответствующих   игр,   бесед,   выполнения   режимных   моментов. Опыт работы показывает, что если не создать спокойной обстановки в группе, не   научить   детей   вместе   играть,   правильно   общаться   друг   с   другом   и   со взрослыми, не проводить коррекцию личностных и поведенческих отклонений, то переход непосредственно к речевой работе будет невозможен.               документацию.  Проведя мониторинг в начале учебного года нами были обозначены следующие задачи: Свободное речевое общение, закрепление речевых навыков детей в совместной деятельности в специально организованной предметно­пространственной среде. Преодоление   отставания   в   приобретении   навыков   и   умений   по   основным разделам программы. Развитие общей, тонкой, артикуляционной моторики; Закрепление   произношения поставленных учителем­логопедом звуков; Развитие коммуникативных функций; Развитие и совершенствование психических процессов Формирование социокультурных речевых образцов в повседневном общении со сверстниками и взрослыми.                  Заканчивая   этап   обследования,   оформляем   соответствующую Обогащение, уточнение и активизация отработанной лексики в соответствии с лексическими темами программы.       Для реализации коррекционной программы в своей группе была создана предметно­развивающая среда, обеспечивающая оптимальные условия развития дошкольников с ограниченными возможностями здоровья.   В группе были оформлены: центр речевого развития; центр развития зрительно­моторной координации; центр художественно­театрализованной деятельности; центр экспериментальной деятельности; макет: «Наша улица»; «Окно в природу»; центр музыки;    «Магазин»,  «Почта», «Парикмахерская»; разные виды театров; мобиль «воздушное облако» ­ оно знакомит детей с временами года, развивает экологические знания, речь, мышление и др.                                  Эти центры организованы таким образом, что представляет возможность не только для проведения речевой коррекции, развития зрительного восприятия, развития логики, мышления, памяти и других психических процессов, но и для нравственно­этических   упражнений   и   художественно­эстетического восприятия, а также для двигательной активности детей.         В центрах созданы условия, как для самостоятельной активности детей, так и   для   организованной   деятельности   с   педагогом.   Находящиеся   в   центрах развития   дидактические   пособия,   иллюстративный   материал,   фонотека, библиотека   детских   книжек,   книжек­самоделок,   оформленные   с   учетом специальных   требований   к   наглядности,   поддерживают   интерес   ребенка   к данным видам деятельности, побуждают к выполнению заданий, стимулируют детей к творческому самовыражению. Отличительными особенностями работы воспитателя   коррекционной   группы   является   обеспечение   индивидуально­ дифференцированного   подхода   к   детям   и   решение   образовательных, воспитательных   и   коррекционных   задач   на   основе   культурологического принципа, в том числе.          В нашем дошкольном учреждении учителями­логопедами и воспитателями разработаны и апробированы такие формы взаимодействия между участниками коррекционно­развивающего процесса. Выполнение воспитателем заданий учителя­логопеда в вечернее время. Применение   воспитателями   комплексов   артикуляционной,   пальчиковой гимнастик, проведение речевых утренних гимнастик, физкультминуток. Взаимопосещения занятий. Оформление картотек по разным разделам коррекционной работы. Планирование   и   проведение   итоговых   мероприятий   после   прохождения лексической темы.           В нашей группе в начале учебного года  совместно с учителем­логопедом составляются   перспективный   тематический   план.   Все   лексические   темы распределены в течение календарного года. Изучение каждой лексической темы проходит одна неделя. По этим темам   проводятся все свои занятия. На всех занятиях по рекомендациям логопеда   планируется    словарная работа, речь с движением или стихотворный текст и дидактические игры.                    Лексическая тема, которую мы отрабатывается учителем­логопедом, находит   продолжение   на   наших   занятиях   и   вне   их.   Лексические   темы подбираются   и   сочетаются   таким   образом,   чтобы   материал,   усвоенный   при изучении одних тем, обобщался и расширялся при изучении других. Например, темы «Фрукты и овощи», «Грибы и ягоды» находят отражение в теме «Осень», на занятиях по теме «Одежда» закрепляются знания по «Мебели». Выбрав тему, согласую   содержание   работы   на   занятиях   с   воспитателями,   подбор   игр   и упражнений, методы обучения и закрепления речевых навыков.     На   занятиях   стараемся   создавать   спокойную,   комфортную   обстановку,   способствующую   говорить правильно. Поощрять успех, чаще хвалить, ни в коем случае не ругать ребёнка при неудачах.     Стараемся не забывать, что эти дети эмоционально неустойчивы, истощаемы психически,   легко   возбудимы   или,   наоборот,   заторможены.   Поэтому   при организации занятий учитываем психо­физические, возрастные индивидуальные особенности детей.         На занятиях  стремимся к максимальной индивидуализации взаимодействия с   менее   активными   ребятами   и   стремимся   к   тому,   чтобы   они   постоянно находились   в   фокусе   внимания   и   получали   задания,   соотносимые   с   их особенностями   и   потребностями   развития.   Часто   составляем   рассказы   из собственного опыта: на занятиях, на прогулках и в свободное время. Рассказы описательные,   повествовательные   и   смешанные.   Учим   детей   понимать   тему воспитанию   интереса   и   желания высказывания,   строить   различные   зачины   повествования,   развивать   сюжет   в логической последовательности, уметь его завершить, озаглавить.             В течение всего дня мы следим за правильным звукопроизношением в бытовой   речи   у   детей. Если   ребёнок   сказал   неправильно,   мы   тактично останавливаем его и предлагаем правильно проговорить самому в замедленном темпе.   При этом     тщательно следим за своей речью: говорим чётко, ясно, правильно, избегая многословия.            В утренний отрезок времени в совместной деятельности мы организуем различные игры со всеми детьми. Это могут быть различные игры: речевые (на развитие лексико­грамматического строя речи, формирования грамматического строя   речи,   фонетико­фонематического   развития,   психических   процессов   и т.д.),   хороводные,   игры   малой   подвижности,   пальчиковые   игры,   речь   с движением и т.д.                       Ежедневно   в   группе   проводится   артикуляционная   гимнастика (с элементами дыхательной и голосовой) выполняется в течение дня 3­5 раз. Цель артикуляционной   гимнастики ­   выработка   полноценных   движений   и определенных   положений   органов   артикуляционного   аппарата,   необходимых для правильного произношения звуков.               Комплексы артикуляционной, дыхательной гимнастики подбираются учителем­логопедом и предлагаются воспитателям.                        Это   специальные   целенаправленные   упражнения,   которые   подготавливают   артикуляционный   аппарат   ребёнка   к   правильному произнесению   нужных   звуков.   Мы   следим   за   чётким   выполнением   каждого комплекса (на каждый   звук ­ свои упражнения), соблюдая все рекомендации, данные   учителем­логопедом.   Большую   помощь   нам   оказывает   «Сказки   о Весёлом   язычке»,   и   другие,   которые   в   игровой   форме   помогают   создать благоприятные   условия   для   успешного   речевого   развития.     Работа   по исправлению звуков в нашей группе состоит из 3­х этапов, которые нами должен учитываться при организации своей внеурочной деятельности: – подготовительного; – этапа появления звука; – этапа введения звука в речь. На   подготовительном   этапе в  обычной  или   игровой   форме  выполняются артикуляционные   упражнения,   сидя   перед   зеркалом,   при   достаточном освещении,   чтобы   и   мы,   и   ребёнок   могли   контролировать   выполнение упражнений. На   этапе   появления   звука нами   закрепляется   произношение   изолированного звука на материале записей по логопедической тетради. При этом фиксируем внимание ребёнка на звучании и артикуляции звука (т.е . на положении губ, языка, зубов). Этап   введения   звука   в   речь   или   автоматизация   звука. Это   последовательное введение   звука   в   речь:   слог,   слово,   словосочетание,   предложение,   текст   (по логопедической   тетради).   Здесь   главное   не   нарушать   последовательность,  не спешить, вводить ещё слабый неотработанный звук в речь. Это может привести к его распаду. Этап  автоматизации  звука  у  детей  с ТНР – наиболее   длительный.  Это  нами учитывается   при   работе.   В   данном   случае   больше   используем   опору   на наглядность – зрительный анализатор у речевых детей самый сохранный. Это схемы упражнений, речевые профили, буквы разрезной азбуки, макеты слогов, слов и др. наглядность. Например, на занятии по теме «Фрукты» мы не только закрепляем у детей представления о вкусе, форме фруктов, но и следим, чтобы воспитанники   правильно   употребляли   автоматизируемый   звук   (в   стихах, загадках и другом речевом материале о фруктах). То есть здесь   сочетаются цель занятия с целью индивидуально­коррекционной  работы.    Даже, если звук поставлен,   артикуляционную гимнастику мы не прекращаем. При всех возникающих затруднениях   обращаемся к своему учителю­логопеду, согласовывает с ним всю работу. Приведу   примеры   некоторых   артикуляционных   упражнений,   которые   мы используем   в   своей   работе:   выдвижение   языка   вперед   –   назад;   высовывание языка   лопаткой;   поочередное   высовывание   языка   распластанного   и заостренного;   присасывание   спинки   языка   к   небу   (сначала   при   закрытых челюстях, потом при открытых); круговое облизывание губ кончиком языка и др. Немаловажная роль нами отводится    речевому дыханию. Важнейшие условия   правильной   речи   ­   это   плавный   и   длительный   выдох,   четкая   и ненапряженная артикуляция. В каждом упражнении внимание детей направляем на   спокойный,   ненапряженный   выдох,   на   длительность   и   громкость произносимых звуков.  Проводя игровые дыхательные паузы, следим, чтобы при вдохе поза была свободной, плечи опущены, а сам вдох и выдох правильный (в соответствии с заданием).            Дыхательные упражнения: сделав активный вдох, на выдохе отрывисто произносят звуки «х», «ш», «с», энергично работая мышцами живота. Во время упражнения руки кладут ладонями на живот. «Тыква». Положить руки ниже ребер, сделать вдох и надуть живот. Выдох ­ живот втянуть.           Практически всегда у детей с нарушениями речи, наблюдаются нарушения в формировании общей моторики: недостаточная четкость и организованность движений, недоразвитие чувства ритма и координации. Мы наблюдаем у детей нарушения   костно­мышечного   аппарата,   недостаточно   развитое   дыхание, моторные, сенсорные функции, чувство равновесия, нарушение осанки, походки и грации движений.     Так   как   развитие   общей   моторики   способствует   развитию   речи,   большое внимание я уделяю на занятиях логоритмическим упражнениям. Логоритмика ­ это   система   двигательных   упражнений,   в   которых   различные   движения сочетаются   с   произнесением   специального   речевого   материала.   Это   форма активной  терапии,  преодоление   речевого   и сопутствующих   нарушений  путем развития и коррекции неречевых и речевых психических функций и в конечном итоге адаптация ребенка к условиям внешней и внутренней среды. Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. С другой стороны, формирование движений происходит при участии речи. Речь является одним из основных элементов в двигательно­пространственных упражнениях. Ритм речи, особенно ритм стихов, поговорок, пословиц, способствует развитию координации,   общей   и   тонкой   произвольной   моторики.   С   помощью стихотворной ритмической речи вырабатывается правильный темп речи, ритм дыхания, развиваются речевой слух, речевая память.       Мы  включаем такие паузы и в занятия, и используют их в течение дня.             Изучение выбранной темы осуществляется нами благодаря организации разнообразных занятий (беседа, рисование, лепка, аппликация, игра) и во время режимных   моментов.   Т.   о.   обеспечивается   многократность   повторения изучаемого   материала   на   протяжении   определенного   периода.   В   работе   над фразовой речью мы широко используем речевые игры и упражнения, группируя их в зависимости от поставленных коррекционных задач и этапа обучения. В группе       читаем   детям   сказки,   рассказы,   беседуем   о   прочитанном,   учим пересказывать.   Полученные   знания   дети   воплощают   в   своих   играх, инсценировках, в театрализованной деятельности.   Упражнение: «Медвежата» (движения детей соответствуют тексту). Медвежата в чаще жили, Головой своей крутили: Вот так и вот так, Еще эдак, еще так. Медвежата мед искали, Дружно дерево качали: Вот так и вот так, Дружно дерево качали. Вперевалочку ходили И из речки воду пили: Вот так и вот так Они из речки воду пили. А потом они плясали, Дружно лапы поднимали: Вот так и вот так Дружно лапы поднимали.          Велика роль и пальчиковой гимнастики, пальчиковых игр. Это различные упражнения, которые делаются с помощью пальцев.                 На   пальцах   и   на   ладонях   есть   «активные»   точки,   массаж   которых положительно   сказывается   на   самочувствии,   улучшает   работу   мозга. Регулярные   занятия   пальчиковой   гимнастикой   будут   способствовать поддержанию   хорошего   тонуса.   Пальчиковая   гимнастика   обязательно присутствует   как   на   занятиях,   так   и   вне   занятий.   Такая   гимнастика   часто сопровождается   произнесением   небольших   весёлых   стишков,   то   это   ещё   и развитие   чувства   ритма   (совмещение   ритма   движения   с   ритмом   слова)   и координации движения.                Развивая мелкую моторику, мы также готовим руку ребёнка к письму. Исчезает   скованность   движений,   кисть   становится   более   гибкой,   что   в дальнейшем облегчает навык письма.         Роль мелкой моторики очень велика в развитии речи.     Пальчиковая гимнастика нами выполняется  в комплексе с артикуляционной 3­5 раз в день.   Это и рисование, и штриховка, рисование фигур по точкам, по контуру,   обводка,   дорисовывание   фигуры   до   целого   образа,   рисование пальцами,   рисование   по   клеточкам.   Выкладывание   различных   предметов   и геометрических   фигур   из   спичек,   счётных   палочек,   вырезание   ножницами. Хорошо   развивают   пальцы   и   элементарные   навыки   самообслуживания   такие, как: завязывание шнурков, расстёгивание и застёгивание пуговиц, пришивание пуговиц и.т.п. В нашей группе есть такие пособия. Если ребёнок не владеет этими навыками, то мы его  учим этому. Например: Пальчиковая игра «Орехи». Мы научимся орехи Между пальцами катать. Дети катают орехи между пальцами сначала одной руки, потом другой. Это в школе нам поможет Буквы ровные писать. Упражнение «Воздушный шар». Цель: автоматизация изолированных звуков С и Ш. Описание упражнения. Дети стоят в кругу, держась за руки. воспитатель говорит: Надуваем шар воздушный. Будет он большой­большой. (Дети идут от центра спиной, образуя большой круг, и длительно произносят звук С). Затем логопед продолжает: Вышел воздух – сдулся шар, Был большой и вдруг пропал. (Дети быстро идут к центру круга, произнося звук Ш). Упражнения     артикуляционной, дыхательной   и   пальчиковой   гимнастики проводятся со всеми детьми фронтально. В это время следим за правильностью выполнения.   Обращаем   внимание   на   тех   детей   у   кого   не   получается.   Затем проводим эти упражнения в индивидуальном порядке.           Осуществление коррекционной работы во всех режимных моментах: в виде различных   заданий,   например:   во   время   сборов   на   прогулку   мы   предлагаем детям придумать слова со звуком в середине, в начале, в конце слова, назвать предметы одежды (в зависимости от сезона), предложить различные задания на закрепление   лексических   понятий   и   т.д.   Во   время   еды     также   закрепляем лексические   понятия   (овощи,   фрукты,   посуда),   на   этом   же   материале формируем грамматические категории. Например, предлагаем ребенку сказать, как   можно   назвать   пюре,   приготовленное   из   моркови   (морковное),   морс   из яблок, лимона, назвать овощи, которые были в супе и т.д.                       Коррегирующая гимнастика для профилактики нарушений осанки и стопы выполняется ежедневно после сна.   Цели   гимнастики:  совершенствовать   навыки   правильной  осанки   в различных исходных положениях, с различными движениями рук; укреплять мышцы спины и брюшного   пресса;   совершенствовать   координацию   движения;   упражнять в правильной   постановке   стоп   при   ходьбе;   укреплять   мышцы   и связки   стоп с целью   предупреждения   плоскостопия;   воспитывать   сознательное   отношение к правильной осанке.  Приведу примеры гимнастики:  "Футбол" Дети лежат на животе по кругу, лицом в центр круга, руки под подбородком, ноги   вместе.  Водящий   бросает   мяч   любому   игроку,  тот   отбивает   его   двумя руками,   при   этом,   прогибаясь,   поднимает   голову   и грудь.   Ноги   остаются прижатыми к полу. "Кораблики" Дети лежат на ковриках на животе. Руки под подбородком, ноги вместе. Перед лицом   чашка   с водой   и лодочкой   с парусом.   Нужно   прогнуться,   поднимая голову и грудь, выдыхая спокойно воздух на лодочку. Дуть следует спокойно, чтобы лодочка поплыла, но не опрокинулась.  Эстафета "Загрузи машину" Оборудование: машины, палочки, карандаши, фломастеры. Дети стоят босиком, руки на поясе, спина прямая, пальцами ног поочередно берут   палочки   и передают   их друг   другу   по цепочке,   последний   складывает в машину. Усложненный вариант. Соревнуются две команды.   "Нарисуй картину" Оборудование: палочки (фломастеры, карандаши различной длины и цвета). Дети, стоя босиком, пальцами ног составляют разнообразные сюжеты, используя палочки различного цвета и длины.  "Найди клад" Оборудование: таз с водой, мелкие камешки и любой предмет, отличающийся от камней формой и величиной. Ребенок становится в таз с водой и, перебирая камушки, ищет спрятанный предмет. В   данном   случае   мы   следим   за   соблюдением   правил   и   правильностью выполнения заданий и упражнений. При необходимости помогает, поправляет, напоминает   детям   о   правилах,   поддерживает   спокойную   и   бесконфликтную обстановку в группе.         Индивидуальная работа по заданию учителя­логопеда проводится нами во второй   половине   дня   в   специально   отведенное   в   режиме   дня   время   по индивидуальным   (логопедическим)   тетрадям.     Учитель­логопед   заранее обговорил с нами отдельные моменты предстоящей индивидуальной работы с детьми в коррекционный час, подбирает необходимые пособия, игры, обозначает некоторые моменты и особенности их проведения.         Что такое индивидуальная логопедическая тетрадь? Это тетрадь, которая заводится учителем­логопедом для каждого ребёнка. В ней записывается дата проведения занятия, задания для отработки, например, отдельные упражнения для   постановки   звуков,   картинки   для   закрепления   звукопроизношения предметные, если ребёнок сам ещё не читает, сюжетные, повторение слогов, слов,   предложений,   стихов,   потешек,   текстов,   отработанных   ранее   на логопедических занятиях. Могут быть разные варианты упражнений на развитие внимания,   памяти,   на   различение   звуков;   по   формированию   лексико­ грамматических компонентов языка отдельные артикуляционные упражнения, повторение   текстов,   стихотворений,   игры   по   совершенствованию   словарного запаса детей и грамматического строя речи, включены варианты упражнений по развитию   мышления,   внимания,   памяти,   различению   звуков.   и.т.д.   Все   виды заданий   детям   знакомы   и   ранее   подробно   разъяснены   и   пройдены   на логопедическом   занятии.   Мы     отрабатывает   задание   с   ребёнком,   отмечает трудности, которые у  него возникают.          Во время индивидуального занятия с ребенком все остальные дети   заняты тихими играми. Например, если у ребенка трудности мелкой моторики ­ ему предлагаем   собрать   мозаику   или   нанизать   бусы,   если   трудности   с конструктивной деятельностью ­ сложить по образцу разрезные картинки или специальные кубики и т.п.         Занятия с детьми проводятся в специально оборудованном логопедическом уголке.   Здесь   устанавливается   зеркало,   в   котором   могут   отразиться   лица ребенка   и   воспитателя   одновременно.   Кроме   того,   здесь     имеется изобразительный материал для закрепления звуков.                Занимаясь с ребенком, мы обязаны помнить, что проговаривание всего  фонетического   материала   по   тетради   должно   проходить   с   обязательным выделением   закрепляемого   звука   голосом   –   утрировано.   Стараемся     не  пропустить   ни   одной   фонетической   или   грамматической   ошибки   в   речи ребенка, и продолжаем занятие лишь в том случае, если ребенок все скажет правильно. Весь речевой материал   проговаривается громко, четко, медленно и добиваясь того же о ребенка.         Во время режимных моментов, самообслуживания, хозяйственно­бытового труда и труда на природе, на прогулке, экскурсии, в играх и развлечениях мы проводим индивидуальную   работу по коррекции речи воспитанников. Особая значимость этой работы в том, что она предоставляет возможность широкой практики свободного речевого общения детей и закрепления речевых навыков в повседневной жизни и деятельности детей. Например, при одевании детей на прогулку,       спрашиваем:   «Что   ты   делаешь?»,   «Что   ты   надеваешь?»,   «Что надевает Маша?», «Скажи, Маше, чтобы она надела шапку» и т.д.         Раздевалка, умывальная комната, спальня, уголок природы, игровой уголок и другие места групповой комнаты и участка – это широкая наглядная база для формирования словарного запаса у детей. В течение дня мы имеем возможность многократно   активизировать   и   закреплять   новые   слова,   без   чего   не   может происходить   их   введение   в   самостоятельную   речь.   Идет   обогащение   и активизация   словаря,  упражняется  в  грамматически   правильном   оформлении предложений.  Так, например, с целью закрепления навыков дифференциации гласных звуков А – У мы проводим "Логопедические пятиминутки": ­ Посмотрите, пожалуйста, на меня: какой звук я хочу произнести? (воспитатель четко артикулирует звук А не произнося его). У кого в имени есть звук А? Произнесите   свои   имена,   выделяя   голосом   этот   звук.   (Дети   называют   свои имена). Сейчас встанет (сядет) тот, у кого в имени один звук А; два звука А. ­ Я сейчас буду показывать артикуляцию звуков А и У без голоса, а вы должны догадаться, какой звук я показываю. ­ Я сейчас буду показывать артикуляцию звуков А и У без голоса, а вы должны назвать слова, которые начинаются со звука, который я показываю. Или упражнение на выделение гласных звуков А и У на материале пословиц: ­   Послушайте,   пожалуйста,   пословицу:   "Весна   красна   цветами,   а   осень   ­ плодами". Какой звук я выделила голосом? ­ Звук А. ­ Назовите слова со звуком А, которые вы запомнили, выделите этот звук голосом и правильно произнесите этот   звук   в   словах.   (Весна,   красна,   цветами,   плодами).   ­Еще   раз   повторите хором пословицу, четко произнося звук А. ­   Послушайте,   пожалуйста,   еще   одну   пословицу.   Какой   гласный   звук   часто повторяется в этой пословице? "Дружба дружбой, а служба службой". ­Звук У ­ Повторим эту пословицу, правильно произнося звуки У и А, выделяя голосом звук У. Игра "Эхо в горах": ­ Давайте поиграем. Представьте, что мы в горах. Вы будете называть звук А (У) громко, а эхо вам будет отвечать тихо (воспитатель ­ дети; дети ­ воспитатель; девочки ­ мальчики; А ­ низким голосом, У ­ высоким и наоборот). Такая работа проводится как с 2­3 детьми, так и индивидуально.                    При   планирование   и   проведение   итоговых   мероприятий   после прохождения лексической темы мы взаимодействуем с учителем­логопедом и обсуждаем     кому из детей поручить, например, чтение стихов, загадывание загадок и др., предусматриваем привлечение родителей к жизни детей в ДОУ.          Только тесная взаимосвязь в работе учителей­логопедов и воспитателей позволяет   добиваться   положительных   результатов   в   коррекции   речи дошкольников. Заключение. Индивидуально­дифференцированный   подход   является   важнейшим   условием коррекционной работы, которая осуществляется под руководством и контролем логопеда.   Его   главенствующая   роль   объясняется   тем,   что   он   лучше   знает речевые и психологические особенности детей, степень отставания каждого от возрастной нормы, динамику всех коррекционных процессов. В течении первых 2­х недель учебного года логопед обследует каждого ребенка индивидуально.   Устанавливает   характер   речевого   и   сопутствующего   им нарушений, определяет степень выраженности всех нарушений, выбирает пути коррекции. Создание благоприятного психологического микроклимата в группе для детей   с   нарушениями   речи   –   это   важнейшее   условия   коррекционной деятельности.           Психологическая атмосфера складывается из отношения к детям каждого педагога, а также взаимоотношений самих педагогов в группе. Комфортным для ребенка является доброжелательный, ласковый и эмоционально положительный тон   воспитателя.   При   таком   стиле   поведения   педагога   необходимость порицания детей сводится к минимуму. Ласку, мягкость и доброжелательность воспитателя   не   следует   путать   с   вседозволенностью.   Важно   в   общении   с воспитанниками   добиться   сочетания   требовательности   и   тонкого   понимания ребенка.            Дети с проблемами в развитии зачастую ранимы, обидчивы, повышено эмоциональны. Воспитателю группы для детей с нарушениями речи необходимо уметь правильно оценить состояние ребенка, его поступки, их причины; уметь сопереживать ребенку, добиваться его расположения и взаимопонимания, а не беспрекословного подчинения. Выбор индивидуальных мер воздействия на ребенка.            Воспитатель часто сталкивается с нестандартным поведением ребенка (отказ   идти   на   прогулку,   участвовать   в   занятии,   отсутствие   дистанции   в общении   со   взрослыми   и   т.д.).   Использование   традиционных   методов   в подобных случаях безрезультатно. Педагог должен понимать, что негативизм (противодействие просьбам) обычно возникает как защитная реакция ребенка на психологическое давление. Единственный способ – отвлечь внимание ребенка, найти ему интересное, активное двигательное занятие. Важно учитывать, что бережный, вдумчивый, сугубо индивидуальный подход к каждому проблемному ребенку будет способствовать преодолению речевого нарушения.                  Воспитатель находится с детьми в течение всего дня в самой разной обстановке: на занятиях; во время проведения артикуляционной, пальчиковой гимнастики;   в   раздевалке,   в   умывальной   комнате,   спальне,   уголке   природы, игровом уголке, на участке и в других местах, где имеется широкая наглядная база для формирования словарного запаса у детей с общим недоразвитием речи. Кроме того, в продолжение дня (в отличие от учителя­логопеда), воспитатель имеет возможность многократного повторения и закрепления новых слов, без чего не может происходить введение их в самостоятельную речь ребенка.                      Во   время  умывания,  дежурств,  коллективного  труда,  одевания  на прогулку воспитатель своими вопросами побуждает детей к речевому общению. Не следует стремиться для таких вербальных упражнений каждый раз собирать всю   группу.   Достаточно   объединить   для   этой   цели   четверых­пятерых   детей. Главное,   чтобы   они   занимались   добровольно,   с   желанием   и   всегда   с положительными эмоциями.                     Воспитателю   необходимо   внимательно   следить   за   речью   детей   и исправлять   их   ошибки   не   только   на   занятиях,   но   и   на   протяжении   всех режимных моментов. Очень важно, чтобы ошибки исправлялись воспитателем корректно.   Нельзя   дразнить   ребенка,   высмеивать   его,   так   как   это   может спровоцировать   снижение   речевой   активности   или   речевой   негативизм, замкнутость,   отрицательное   отношение   ребенка   к   воспитателю. Методика исправления ошибок на занятии и вне занятия отличаются друг от друга. Во время игры, бытовой деятельности не следует привлекать внимание детей  к   ошибкам   кого­либо   из   них.  Воспитатель,   используя   перерыв   в  игре, подзывает   к   себе   ребенка   и   работает   с   ним   над   исправлением   ошибки индивидуально.   Если   ошибка   встречается   в   обращении   к   педагогу,   то воспитатель   предлагает   ребенку   правильный   ответ   и   просит   повторить сказанное.          На занятиях ошибки ребенка фиксируются воспитателем, к исправлению неточностей  привлекаются   все дети  подгруппы.  Сам  воспитатель  исправляет грамматические ошибки в том случае, если это не могут сделать дети. Ошибки в произношении   также   исправляются   по   ходу   ответа,   от   ребенка   следует добиваться проговаривания правильного варианта.              Воспитатель,   совместно с учителем­логопедом участвует в исправлении речевого   нарушения,   а   также   процессов,   связанных   с   ним,   и,   кроме   того, осуществляет   ряд   общеобразовательных   мероприятий,   предусмотренных массовой программой детского сада (умственное, нравственное, эстетическое, патриотическое  и др.) Однако, необходимо учитывать, что из двух направлений первое   –   коррекционно­воспитательное   –   является   наиболее   значимым, ведущим. А второе – общеобразовательное – подчиненным.         Для осуществления успешной речевой и психофизической коррекции важна системность   индивидуально­ дифференцированный   подход,   а   также   правильное   понимание   воспитателем общей проблемы и личная его заинтересованность в осуществлении совместной коррекционной работы.   и   последовательность   в   работе, Литература: 1. Баряева   Л.Б.,   Зарин   А. Обучение   сюжетно­ролевой   игре   детей   с проблемами   интеллектуального   развития:   Учеб. –   метод,   пос.   СПб.:   Изд­во РГПУ им. А.И.Герцена; Изд­во «СОЮЗ»,  2001 – 416с.. 2. Борисова   Е.А.   Индивидуальные   логопедические   занятия   с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи. М.: Тц сфера, 2008. 3. Гаркуша   Ю.Ф.   Возможности   изучения   динамики   индивидуального развития ребенка дошкольного возраста с нарушением речи //Логопед. 2004. №1. 4. Дмитриева Е.Е. Проблемные дети. Развитие через общение: Пособие для педагогов, психологов­практиков, родителей. М. … Монография. М.,2005. 5. Кирьянова   Р.А.   Вопросы   организации   и   содержания   логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении. // Логопед в детском саду. 2007. №9. 6. Кучергина   О.В.   Использование   речевой   карты   в   работе   логопеда дошкольного образовательного учреждения // Логопед. 2005. №2. 7. Мамайчук И.И., Ильина М.Н. Помощь психолога ребенку с задержкой психического развития. Научно­практическое руководство. СПб.: Речь, 2004. – 252 с. 8. Степанова   О.А.   Индивидуализация   как   принцип   современного дошкольного образования // Управление ДОУ. 2005. №7. 9. Ткачева В.В. Психологическое изучение семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии. М., УМК «Психология», 2004. 10. Шевченко С.Г. Коррекционно­развивающее обучение: Организационно­ педагогические аспекты: ­ М.: Гуманитарный издательский центр Владос, 1999. 11. Автор фотографий: Разумова Наталья Ивановна.

Статья «Реализация индивидуального и дифференцированного подходов в обучении и воспитании детей с ОВЗ»

Статья «Реализация  индивидуального и дифференцированного подходов в обучении и воспитании детей с ОВЗ»

Статья «Реализация индивидуального и дифференцированного подходов в обучении и воспитании детей с ОВЗ»

Статья «Реализация  индивидуального и дифференцированного подходов в обучении и воспитании детей с ОВЗ»

Статья «Реализация индивидуального и дифференцированного подходов в обучении и воспитании детей с ОВЗ»

Статья «Реализация  индивидуального и дифференцированного подходов в обучении и воспитании детей с ОВЗ»

Статья «Реализация индивидуального и дифференцированного подходов в обучении и воспитании детей с ОВЗ»

Статья «Реализация  индивидуального и дифференцированного подходов в обучении и воспитании детей с ОВЗ»

Статья «Реализация индивидуального и дифференцированного подходов в обучении и воспитании детей с ОВЗ»

Статья «Реализация  индивидуального и дифференцированного подходов в обучении и воспитании детей с ОВЗ»

Статья «Реализация индивидуального и дифференцированного подходов в обучении и воспитании детей с ОВЗ»

Статья «Реализация  индивидуального и дифференцированного подходов в обучении и воспитании детей с ОВЗ»

Статья «Реализация индивидуального и дифференцированного подходов в обучении и воспитании детей с ОВЗ»

Статья «Реализация  индивидуального и дифференцированного подходов в обучении и воспитании детей с ОВЗ»

Статья «Реализация индивидуального и дифференцированного подходов в обучении и воспитании детей с ОВЗ»

Статья «Реализация  индивидуального и дифференцированного подходов в обучении и воспитании детей с ОВЗ»

Статья «Реализация индивидуального и дифференцированного подходов в обучении и воспитании детей с ОВЗ»

Статья «Реализация  индивидуального и дифференцированного подходов в обучении и воспитании детей с ОВЗ»

Статья «Реализация индивидуального и дифференцированного подходов в обучении и воспитании детей с ОВЗ»

Статья «Реализация  индивидуального и дифференцированного подходов в обучении и воспитании детей с ОВЗ»

Статья «Реализация индивидуального и дифференцированного подходов в обучении и воспитании детей с ОВЗ»

Статья «Реализация  индивидуального и дифференцированного подходов в обучении и воспитании детей с ОВЗ»

Статья «Реализация индивидуального и дифференцированного подходов в обучении и воспитании детей с ОВЗ»

Статья «Реализация  индивидуального и дифференцированного подходов в обучении и воспитании детей с ОВЗ»

Статья «Реализация индивидуального и дифференцированного подходов в обучении и воспитании детей с ОВЗ»

Статья «Реализация  индивидуального и дифференцированного подходов в обучении и воспитании детей с ОВЗ»

Статья «Реализация индивидуального и дифференцированного подходов в обучении и воспитании детей с ОВЗ»

Статья «Реализация  индивидуального и дифференцированного подходов в обучении и воспитании детей с ОВЗ»

Статья «Реализация индивидуального и дифференцированного подходов в обучении и воспитании детей с ОВЗ»

Статья «Реализация  индивидуального и дифференцированного подходов в обучении и воспитании детей с ОВЗ»

Статья «Реализация индивидуального и дифференцированного подходов в обучении и воспитании детей с ОВЗ»

Статья «Реализация  индивидуального и дифференцированного подходов в обучении и воспитании детей с ОВЗ»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.03.2017