ВЗАИМОДЕЙСТВИИ СЕМЬИ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ
Нравственно - патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Об этом говорит нам социальный заказ государства.
«Система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость». Проект "Национальной доктрины образования в Российской Федерации»
Задачами, обозначенными в рабочей программе воспитания нравственно-патриотического дошкольного образования являются:
· воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
· формирование бережного отношения к природе и всему живому;
· воспитание уважения к труду;
· развитие интереса к русским традициям и промыслам;
· формирование элементарных знаний о правах человека;
· расширение представлений о городах России;
· знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
· развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
· формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
Воспитательная работа, ориентирована на приобщение детей к ценностям российского общества, проектируется в трех формах взаимодействия:
• «ПЕДАГОГ — ДЕТИ»
• «ПЕДАГОГ — РОДИТЕЛИ»
• «РОДИТЕЛИ — РЕБЕНОК»
Семья и дошкольное учреждение - два главных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития личности ребенка необходимо их взаимодействие.
«За воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность», о чем говорит нам Семейный кодекс РФ ст.63.
Чувство Родины начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе… И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
Тем более что в законе об образовании говорится «Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка»
Опыт детства во многом определяет взрослую жизнь. В начале пути рядом с беззащитным доверчивым малышом находятся самые главные люди из его окружения - его семья. Нам кажется, что родители наших детей более грамотны и образованы в педагогическом плане, чем их предшественники, более уверенны в себе, четче определяют свои запросы в отношении уровня и качества образования своего ребенка. Поэтому построить систему взаимодействия с современными родителями непросто. Не вызывает сомнения важность взаимодействия воспитателей и родителей. В процессе воспитания детей возникают различные проблемы нравственного, духовного, патриотического, эмоционального, речевого, физического развития, которые эффективно решать всем вместе.
Роль семьи в воспитании в настоящее время чрезвычайна низка, у родителей либо нет времени этим заниматься, либо в нашем желании оградить их от трудных задач, работы, духовных усилий. Сегодня страна переживает сложный этап своего развития. Появилась необыкновенная легкость и безответственность в супружеских отношениях, а трагедия распада семьи часто стала восприниматься как обыденная практика. Страдают при этом, к глубокому сожалению, дети, одинаково любящие маму и папу.
К сожалению, в современном обществе материальные ценности стали преобладать над моральными. Что считает ценным среднестатистический молодой человек? Деньги, машину, хорошую одежду, тусовки по выходным. Для патриотизма в этом случае совсем не остается места.
Таким образом, нравственно - патриотическое воспитание детей - одна из основных задач дошкольного образовательного учреждения, важным условием которой является тесная взаимосвязь с родителями, семьей, как ячейкой общества и хранительницей национальных традиций.
На становление гражданской позиции наиболее сильное положительное влияние оказывают семья и авторитетные взрослые; СМИ (особенно телевидение), ближайшее социальное окружение (друзья, любимые); учебное заведение. Но, безусловно, в первые годы жизни решающее воздействие в данном отношении оказывает
· совместный отдых;
· забота о старшем поколении;
· забота о животных;
· семейные праздники;
· культурные традиции.
В семье дети получают первые уроки гражданственности. Моральные нормы общества первоначально предстают перед ребенком в форме требований, предъявляемых к нему родителями, образе жизни семьи и усваиваются как единственно возможный способ поведения.
Какие традиции отношений с людьми перенесет ребенок из семьи в ДОУ, школу, а затем в наше общество в целом? Это во многом зависит от отношений, которые сложились у ребенка в его самой первой социальной среде - семье.
Чтобы ребенок рос хорошим человеком, ему очень важно повседневно быть свидетелем и участником самых дружеских, самых справедливых отношений между членами семьи.
Необходимо, чтобы родители вместе с детьми читали детские книги, смотрели фильмы, ходили в походы, слушали и напевали вместе песни о дружбе, добре, любви к Родине, занимались вместе творчеством (рисовали, лепили, вышивали). Именно в кругу семьи прививаются детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «ненависть к врагу», «трудовой подвиг» и т. д., потому что задача родителей заключается в том, чтобы как можно раньше пробудить в растущем человеке любовь к родной земле, с первых шагов формировать у детей черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином общества. Успех патриотического воспитания наших детей во многом зависит от родителей, от семьи, от той атмосферы, которая царит дома.
Методы и приемы для родителей, используемые для формирования патриотизма:
· чтение литературы;
· беседы;
· совместный просмотр сказок, мультфильмов, передач по ТВ;
· совместные походы и экскурсии;
· путешествия по РФ;
· прогулки по городу;
· поощрения;
· личный пример;
· примеры из жизни великих людей.
Дошкольное образовательное учреждение на сегодняшний день является единственным общественным институтом, регулярно и неформально взаимодействующим с родителями воспитанников и имеющим возможность оказывать определенное влияние на семью.
Как показывает практика, и подтверждают педагогические исследования, родители признают приоритет дошкольного учреждения в решении воспитательно - образовательных задач, но не считают нужным участвовать в педагогическом процессе.
Поэтому необходимо привлекать родителей к взаимодействию с воспитателями и сотрудниками ДОУ.
Методы и приемы для педагогов ДОУ в работе с родителями:
· беседы;
· консультации;
· родительские собрания;
· круглый стол;
· совместные конкурсы поделок из природного материала, поделки из овощей, сезонные выставки совместных работ;
· совместные работы детей и родителей на различные темы;
· проектная деятельность;
· фотовыставки;
· игры: театрализованные, подвижные;
· день дублера;
· прогулки;
· досуги, праздники;
· поручения родителям;
· наглядно - информационные стенды.
Воспитывая будущее поколение, мы должны помнить, что обществу нужен здоровый, полный сил и энергии строитель-созидатель нашего государства, и от того, как мы будем решать задачи патриотического воспитания, во многом зависит будущее нашей страны.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.