Взаимосвязь совладающего поведения (копинг-стратегий) со склонностью к отклоняющему поведению
Оценка 4.9
Научно-исследовательская работа
doc
психологическая работа +1
Взрослым
17.04.2017
В отечественной психологии совладающее поведение (копинг) рассматри-вается как осознанное рациональное поведение, направленное на устране-ние стрессовой ситуации. Оно зависит по крайней мере от двух факторов – личности субъекта и реальной ситуации и может проявляться на поведен-ческом, эмоциональном и познавательном уровнях функционирования личности. Основные функции совладания – обеспечение внешнего и внут-реннего благополучия человека
Копинг направлен на устранение ситуации психологической угрозы, то есть поддержание баланса между требованиями среды и ресурсами, удо-влетворяющими этим условия.
копинг-стратегии.doc
Отчет по экспериментальнопсихологическому исследованию
Тема: «Взаимосвязь совладающего поведения (копингстратегий) со
склонностью к отклоняющему поведению» Содержание:
I.
Теоретические предпосылки исследования взаимосвязи
совладающего поведения (копингстратегий) со склонностью к
отклоняющемуся поведению
1.1. Объективнопредметный блок
1.2. Методы и задачи исследования
1.3. Концептуальное обоснование
1.4.Таблица переменных
1.5.Экспериментальный план
1.6.Характеристика выборки
II.
Эмпирическое исследование взаимосвязи совладающего
поведения со склонностью к отклоняющему поведению.
2.1. Результаты исследования совладающего поведения и склонности к
отклоняющему поведению.
2.2. Результаты корреляционного анализа с применением ранговой корреляции
Спирмена
2.3. Интерпретация полученных результатов.
III. Выводы.
IV. Список используемой литературы.
V.
Приложения. I. Теоретические предпосылки исследования взаимосвязи совладающего
поведения (копингстратегий) со склонностью к отклоняющему
поведению.
1.1. Объективнопредметный блок
Процесс взаимодействия личности со средой, опосредованный
индивидуальными особенностями и внутренней активностью личности,
имеющий форму преимущественно внешних действий и поступков называют
поведением. Имеется информация о том, что совладающее поведение и
отклоняющее поведение имеют тесную взаимосвязь.
Объекты исследования: совладающее поведение, отклоняющее поведение.
Предмет исследования: взаимосвязь совладающего поведения (копинг
стратегий) со склонностью к отклоняющему поведению.
Цель исследования: исследовать уровень совладающего поведения, уровень
отклоняющего поведения, взаимосвязь совладающего и отклоняющего
поведения. Гипотеза: Если уровень совладающего поведения (копингстратегии)
высокий, то уровень склонности к отклоняющему поведению низкий.
1.2. Методы и задачи.
Задачи
Теоретическая задача:
Формирование концептуальной модели
взаимосвязи совладающего поведения со
склонностью к отклоняющему поведению
Эмпирические задачи:
1. Исследовать уровень совладающего
поведения (копингстратегий)
2. Исследование уровня склонности к
отклоняющему поведению.
Провести сравнительный анализ взаимосвязи
совладающего поведения (копингстратегий)
со склонностью к отклоняющему поведению
Методы
Копингповедение в
стрессовых ситуациях
(С. Норманн, Д.Ф.
Эндлер, Д.А. Джеймс,
М.И Паркер;
адаптированный вариант
Т.А. Крюковой)
Склонность к
отклоняющему
поведению (А.Н. Орел)
Мужской, женский
вариант.
Использование методов
математической
статистики обработки
данных и представление
полученных результатов.
1.
2.
3 1.3. Экспериментальный план.
План для двух зависимых переменных и одной группы.
Корреляционный экспериментальный план.
Для проверки гипотезы о статической связи нескольких переменных проведем
многомерное корреляционное исследование. Оно реализуется по следующей
программе. Отбирают группу, которая представляет собой либо генеральную
совокупность, либо интересующую нас популяцию. Отбираются тесты. Затем
группа тестируется по определенной программе.
R A(O1) B(O2) N(On)
Где А, В, N … тесты;
O1, O2, On… – операция тестирования.
Данное исследование представлены в форме матрицы: mn, где m
количество испытуемых, n – тесты. Матрица «сырых» данных обрабатывается
подсчитывая коэффициент корреляции.
1.4. Характеристика выборки.
Общий объем выборки составил 20 учеников – учащихся МОУ «Касторенской
средней общеобразовательной школы №2»
Общий объем экспериментальной группы составил 20 человек.
Номер
1
2
3
4
5
6
7
8
Код испытуемого
АТВ
ВМВ
ВОА
ЗДА
КАА
КНИ
ЛАК
ЛЮА 9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
МВС
ОНА
ПИЛ
РАА
РВН
САИ
СИА
СИВ
СГН
САС
ТИС
ХАВ
1.5. Таблица переменных.
Вид переменной Содержа
Зависимая
Зависимая
ние
переменной
Совладаю
щее
поведение
Отклоняющ
ее
поведение
Способ
контролиро
вания
переменной
Способ
измерения
переменной
Уровень градации
переменной
Опросник
Копинг
поведение в
стрессовых
ситуациях
Опросник
Определение
склонности к
отклоняющем
у поведению
Дополнительные Место
Элиминаци
проживания
я
Архивный
метод
Поселок
Эксперимен
татор
Контакт
условный
ФИО Место
проведения
Контакт
условный
Социальны
й статус
Элиминаци
я
Архивный
метод
МОУ
«Касторенская
средняя
общеобразовательн
ая школа №2»
Ученик
1.6. Концептуальное основание.
1. Совладающее поведение (копингстратегии).
В отечественной психологии совладающее поведение (копинг)
рассматривается как осознанное рациональное поведение, направленное на
устранение стрессовой ситуации. Оно зависит по крайней мере от двух
факторов – личности субъекта и реальной ситуации и может проявляться на
поведенческом, эмоциональном и познавательном уровнях функционирования
личности. Основные функции совладания – обеспечение внешнего и
внутреннего благополучия человека
Копинг направлен на устранение ситуации психологической угрозы, то
есть поддержание баланса между требованиями среды и ресурсами,
удовлетворяющими этим условия.
Психологическая значимость копинга заключается в том, чтобы
эффективнее адаптировать человека к требованиям ситуации, позволяя ему
овладеть ею, ослабить или смягчить эти требования, постараться избежать
или привыкнуть к ним и , таким образом, погасить стрессовые действия
ситуации.
Главная задача копинга – обеспечение и поддержание благополучия человека,
физического и психического здоровья и удовлетворенности социальными
отношениями.
И.М Никильская и Р.М. Рановская предлагают дифференцировать стратегии
совладания на три группы: поведенческие, эмоциональные, познавательные.
Первый тип подразумевает разнообразные поведенческие стратегии снятия
очага напряженности, обусловленного внешними и внутренними факторами. Ко второму относится эмоциональное разрядка с целью снятия очага
напряжения или поиска социальной поддержки.
Третий включает в себя стратегии, позволяющие нейтрализовать
напряженность стресса через изменение субъективной оценки ситуации и
соответствующее изменение уровня контроля.
Л.И Инцеферова, основываясь на качественной конструктивности, выделяет
следующие стратегии.
Преобразующие стратегии совладания.
Приемы приспособления
Вспомогательные приемы самосохранения в ситуациях трудностей и
несчастий.
В большинстве психологических источников критерий эффективного
совладания связывается с психологическим благополучием человека, что
выражается в снижении уровня тревожности, раздражительности,
психосоматической симптоматики, депрессивных показателей. Надежным
показателем эффективного копинга считается ослабление чувства уязвимости
к стрессам.(с. 436 Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально
психологическая диагностика развития личности и малых групп.)
Для измерения уровня развития совладающего поведения целесообразно
использовать опросник «Копинг поведение в стрессовых ситуациях» (С.
Норман, Д.Ф. Эндлер, Д.А. Джеймс, М.И Паркер; адаптированный вариант
Т.А. Крюковой).
Опросник содержит 48 вопросов. С его помощью может быть выявлен
обобщенный показатель индивидуального копинга, инвариантный к частным
показателям деятельности:
копинг на решение задач;
копинг на эмоции;
копинг на избегание;
копинг на отвлечение;
копинг на социальное отвлечение.
Для проведения опроса используется опросник с инструкцией и таблицей для
ответов, далее обрабатывают заполненные таблицы по приведенному ниже
ключу.
2. Отклоняющее поведение.
Отклоняющее поведение выражает социальнопсихологический статус
личности на оси «социализация – дезадаптация изоляция»
Отклоняющее поведение личности – это поведение, которое не
соответствует общепринятым или официально установленным социальным
нормам. Особенностью отклоняющего поведения является то, что оно наносит
реальный ущерб самой личности или окружающим людям. Данный признак
означает, что отклоняющее поведение является разрушительным: в
зависимости от формы – деструктивным или аутодеструктивным.
Рассматриваемое поведение преимущественно можно охарактеризовать
как стойко повторяющееся (многократное или длительное).
Для того чтобы поведение можно было квалифицировать как
отклоняющееся, оно должно согласовываться с общей направленностью
личности.
Особенностью отклоняющего поведения является то, что оно
сопровождается различными проявлениями социальной дезадаптации
В качестве признака отклоняющегося поведения можно отметить его
выраженное индивидуальное и возрастнополовое своеобразие.
Индивидуальные различия людей затрагивают мотивы поведения, формы
проявления, динамику, частоту и степень выраженности.
Другая важная особенность касается того, как человек переживает
отклоняющееся поведение – как нежелательное чуждое для себя, как
временно удовлетворяющее или как обычное и привлекательное.
Отклоняющее поведение – это устойчивое поведение личности,
отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее
реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся ее
социальной дезадаптацией
На социальном уровне отклоняющееся поведение – это только одна из
возможных форм взаимоотношений между обществом и личностью.
На личностном уровне отклоняющееся поведение – это социальная позиция
личности, выступающая в форме девиантного стиля и образа жизни. (с. 1116
Е.В. Змановская. Девиантология. Психология отклоняющегося поведения 2е
издание)
Для исследования склонности к отклоняющему поведению используется
методика Орла (СОП), мужской и женский вариант. Опросник представляет
собой набор специализированных психодиагностических шкал, направленных
на измерение склонности к реализации отдельных форм отклоняющего
поведения. Шкалы опросника делятся на содержательные и служебную.
Содержательные шкалы направлены на изменение психологического
содержания комплекса связей между собой форм девиантного поведения.
Служебная шкала предназначена для изучения предрасположенности
испытуемого давать о себе социальноодобряемую информацию, оценки достоверности результатов опросника в целом. Испытуемые получают
инструкцию и работают по ней.
Обработка результатов происходит по ключу для подсчета первичных
«сырых»баллов по следующим шкалам:
1. Шкала установки на социальножелательные ответы
2. Шкала склонности к нарушению норм и правил
3. Шкала склонности к аддиктивному поведению
4. Шкала склонности к самоповреждающему и саморазрушающему
поведению
5. Шкала склонности к агрессии и насилию
6. Шкала волевого контроля эмоциональных реакций
7. Шкала склонности к делинквентному поведению
8. Шкала принятия женской социальной роли.
2. Эмпирическое исследование взаимосвязи совладающего поведения
(копингстратегий) со склонностью к отклоняющему поведению.
2.1. Первичные результаты исследования совладающего поведения и
склонности к отклоняющему поведению.
Таблица №1. Сводная таблица первичных результатов.
№ Код
1
2.
3.
4.
АТВ
ВМВ
ВОА
ЗДА
3
2
Отклоняющее
поведение.
Балл по шкале
1
4
Совладающее
поведение
Балл по шкале
1
8
4
62 65 67 32 23 36 51 49 61 57 67 60 39
61 62 53 27 16 55 39 45 54 64 58 48 53
48 40 37 17 17 50 75 60 73 68 58 60 0
62 55 41 25 12 44 72 57 63 57 51 60 42
6
7
5
2
3
5 КАА
5.
КНИ
6.
ЛАК
7.
ЛЮА
8.
9. МВС
10. ОНА
11. ПИЛ
РАА
12.
13.
РВН
14. САИ
15. СИА
16. СИВ
17. СГН
18. САС
19. ТИС
20. ХАВ
57 40 57 27 18 55 31 37 40 41 40 39 0
54 31 53 23 17 44 54 47 45 59 58 50 44
60 52 67 28 24 50 40 53 51 60 51 55 0
54 49 68 33 24 44 42 63 51 58 48 53 42
49 40 48 16 20 65 60 38 54 68 62 55 44
62 40 32 12 15 50 42 34 52 47 51 43 53
38 28 37 19 13 35 43 44 62 51 69 55 0
51 44 44 21 14 35 27 44 54 58 58 43 0
61 27 39 17 17 50 27 39 32 34 26 37 0
55 37 47 20 19 50 40 55 43 53 62 53 0
58 29 33 11 17 50 42 38 61 55 40 39 44
55 30 26 9
62 39 38 38 51 48 43 67
54 44 35 23 15 44 72 38 52 59 58 48 53
52 44 65 26 22 50 75 62 77 72 67 70 39
57 57 73 27 27 44 51 66 57 55 58 63 42
58 41 31 12 10 44 48 43 52 51 51 53 42
9
Для того, чтобы выяснить, значима ли взаимосвязь уровня совладающего
поведения и уровня склонности к отклоняющему поведению в данной
выборке, перейдем к проведению корреляционного анализа, использую
ранговую корреляцию по Спирмену.
2.2. Результаты корреляционного анализа с применением метода
ранговой корреляции по Спирмену.
Сформулируем гипотезы:
Н0 – корреляцая между взаимосвязью совладающего поведения со
склонностью к отклоняющемуся поведению не отличается от нуля.
Н1 корреляцая между взаимосвязью совладающего поведения со склонностью
к отклоняющемуся поведению статистически значимо отличается от нуля.
Определим эмпирическое значение Rsэмп
Расчет произведем по формуле:
n
6 ∑ di
Rs = 1 n n
Где Rs – Коэффициент ранговой корреляции по Спирмену;
di – разница между рангами показателей одних и тех же испытуемых в
упорядоченных рядах;
n – число испытуемых или цифровых данных (рангов) в коррелируемых рядах.
Для того, чтобы произвести расчеты, нам необходимо провести
ранжирование.Таблица рангов (1 – по совладающему поведению, 2
склонность к отклоняющему поведению).
Таблица № 2. Ранжирование значений по СП
№
Совладающее поведение
2 шкала
3 шкала
4 шкала
5 шкала
Ранг Код
Ранг Код
Ранг Код
Ранг Код
Бал
Бал
л
л
1
9
СИВ
1
26
СИВ
2
11
СИА
2
31
ХАВ
3. 5
12
ХАВ
3
32
ОНА
3. 5
12
ОНА
4
33
СИА
5
16
МВС
5
35
СГН
6,5
17
ВОА
6, 5
37
ВОА
6, 5
17
РВН
6, 5
37
ПИЛ
8
19
ПИЛ
8
39
РВН
9
20
САИ
9
41
ЗДА
10
21
РАА
10
44
РАА
11,5
23
КНИ
11
47
САИ
11,5
23
СГН
12
48
МВС
13
25
ЗДА
13,5
53
ВМВ
14
26
САС
13,5
53
КНИ
16
27
ВМВ
15
57
КАА
16
27
КАА
16
65
САС
16
27
17,5
ТИС
67
АТВ
18
28
17,5 ЛАК
ЛАК
67
19
32
19
АТВ
ЛЮА 68
ЛЮА 33
ТИС
20
20
73
210
210
Ранг
Бал
л
1
9
СИВ
2
10
ХАВ
3
12
ЗДА
4
13
ПИЛ
5
14
РАА
6, 5
15
СГН
6, 5
15
ОНА
8
16
ВМВ
10,5
17
ВОА
10,5
17
КНИ
10,5
17
РВН
10,5
17
СИА
13
18
КАА
14
19
САИ
15
20
МВС
16
21
ТИС
17
22
САС
18
23
АТВ
19,5
24
ЛАК
ЛЮА 24
19,5
210
1 шкала
Код
Бал
л
38
ПИЛ
48
ВОА
49
МВС
51
РАА
52
САС
КНИ
54
ЛЮА 54
54
СГН
55
САИ
55
СНВ
ТИС
57
57
КАА
58
СИА
58
ХАВ
ЛАК
60
61
ВМВ
61
РВН
62
АТВ
ЗДА
62
62
ОНА
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
210
1
2
3
4
5
7
7
7
9,5
9,.5
11,5
11,5
13,5
13,5
15
16,5
16,5
19
19
19
Бал
л
1
27
РВН
2
28
ПИЛ
3
29
СИА
4
30
СНВ
5
31
КНИ
6
37
САИ
8, 5
40
ВОА
8,5
40
КАА
8, 5
40
МВС
8,5
40
ОНА
11
41
ХАВ
13
44
РАА
13
44
СГН
13
САС
44
15
ЛЮА 49
16
52
ЛАК
17
55
ЗДА
18
57
ТИС
19
ВМВ
62
АТВ
20
65
210
Таблица № 3. Ранжирование значений по СОП
№
1 шкала
Ко
Б
ал
д
л
35
2 шкала
Ко
Б
ал
д
л
27
3 шкала
Ко
Б
ал
д
л
34
Р
ан
г
1
4 шкала
Ко
Б
ал
д
л
32
РВ
Н
Р
ан
г
1,
5
1,
5
3
6,
5
6,
Р
ан
г
1,
5
1,
5
3
4,
5
4,
О
Н
А
К
А
А
М
В
С
С
И
А
С
Р
А
А
РВ
Н
К
А
А
В
М
В
С
27
31
39
39
2
1 П
И
Л
Р
А
А
3 А
Т
В
ЗД
А
4
35
36
44
5 К
44
37
2
38
43
4,
5
4
38
4,
С
И
В
К
А
А
С
А
И
К
38
40
43
45
5 шкала
Ко
Б
ал
д
л
34
РВ
Н
К
А
А
О
Н
А
П
И
Л
С
41
47
51
51
Р
ан
г
1
2
3
5
5
6 шкала
Ко
Б
ал
д
л
26
РВ
Н
К
А
А
С
И
А
Л
Ю
А
С
40
40
48
48
Р
ан
г
1
2,
5
2,
5
4,
5
4,
7 шкала
Ко
Б
ал
д
л
37
РВ
Н
К
А
А
С
И
А
О
Н
А
Р
39
39
43
43
Р
ан
г
1
2,
5
2,
5
5
5
Р
ан
г
1
2
3
4
5
8 шкала
Ко
Б
ал
д
л
0
В
О
А
К
А
А
Л
А
К
П
И
Л
Р
0
0
0
0
Ра
нг
4
4
4
4
4 5
6,
5
6,
5
9
9
9
1
1
1
2
1
3,
5
1
3,
5
1
5
1
6
40
40
42
42
42
43
48
51
51
54
60
И
В
СГ
Н
РВ
Н
Х
А
В
П
И
Л
Р
А
А
В
М
В
К
Н
И
А
Т
В
Л
А
К
С
А
И
ЗД
А
5
4,
5
7
8
9,
5
9,
5
1
1
1
2
1
3
1
4
1
5
1
6
38
39
43
44
44
45
47
49
53
55
57
И
В
Л
А
К
С
А
И
Л
Ю
А
О
Н
А
С
И
А
П
И
Л
Х
А
В
А
Т
В
Т
И
С
К
Н
И
М
В
С
ЗД
А
75
72
72
СГ
Н
1
7,
5
1
7,
5
1
В
9,
О
5
А
1
С
9,
А
С
5
210
75
1
7
63
62
60
1
8
В
О
А
С
А
С
Л
Ю
А
Т
И
С
210
2
0
66
1
9
Н
И
Л
А
К
Л
Ю
А
О
Н
А
СГ
Н
Х
А
В
В
М
В
М
В
С
Р
А
А
Т
И
С
А
Т
В
С
И
А
П
И
Л
ЗД
А
51
51
52
52
52
54
54
54
57
61
61
62
63
6,
5
6,
5
9
9
9
1
2
1
2
1
2
1
4
1
5,
5
1
5,
5
1
7
1
8
1
9
77
73
В
О
А
С
А
С
210
2
0
Н
И
6 Л
Ю
А
СГ
Н
7
9
1
0
8 Х
А
В
Т
И
С
В
О
А
Л
А
К
О
Н
А
РВ
Н
1
2
1
3
1
1
5
6,
5
6,
5
6,
5
6,
5
1
3
1
3
1
3
1
3
44
44
44
44
50
50
50
50
1
3
55
50
50
50
1
3
1
3
С
А
И
С
И
А
С
А
С
В
М
В
К
А
А
С
И
В
М
В
С
210
1
7,
5
1
7,
5
1
9
2
0
55
62
65
1
4
1
5
1
6
1
7
1
8
1
9
2
0
И
В
ЗД
А
Л
А
К
О
Н
А
Х
А
В
В
М
В
В
О
А
К
Н
И
Р
А
А
СГ
Н
51
51
51
51
58
58
58
58
58
И
В
Х
А
В
С
А
И
С
И
А
Т
И
С
А
Т
В
ЗД
А
Л
Ю
А
Р
А
А
К
Н
И
СГ
Н
51
53
55
55
57
57
58
58
59
59
5
7
8,
5
8,
5
1
0,
5
1
0,
5
1
2,
5
1
2,
5
1
4,
5
1
4,
5
1
6
67
62
62
58
Т
И
С
М
В
С
С
А
И
А
Т
В
С
А
С
П
И
Л
210
67
69
1
7
68
64
60
Л
А
К
В
М
В
В
О
А
М
В
С
С
А
С
210
1
8,
5
1
8,
5
2
0
68
72
5
7,
5
7,
5
7,
5
7,
5
1
2,
5
1
2,
5
1
2,
5
1
2,
5
1
2,
5
1
2,
5
1
6,
5
1
6,
5
1
8,
5
1
8,
5
2
0
А
А
С
И
В
В
М
В
СГ
Н
К
Н
И
Л
Ю
А
С
А
И
Х
А
В
Л
А
К
М
В
С
П
И
Л
А
Т
В
В
О
А
ЗД
А
43
5
48
48
50
53
53
53
55
55
55
60
60
60
7,
5
7,
5
9
1
1
1
1
1
1
1
4
1
4
1
4
1
7
1
7
1
7
1
9
70
63
Т
И
С
С
А
С
210
2
0
А
А
РВ
Н
С
А
И
А
Т
В
С
А
С
ЗД
А
Л
Ю
А
Т
И
С
Х
А
В
К
Н
И
М
В
С
С
И
А
В
М
В
О
Н
А
СГ
Н
0
0
39
39
42
42
42
42
44
4
4
8,
5
8,
5
11
,5
11
,5
11
,5
11
,5
15
44
15
44
15
53
18
53
18
53
18
20
67
С
И
В
210
Найдем среднее по рангам всех шкал
Таблица №4 Таблица среднего ранга по СП
№
1
2
3
4
5
6
7
8
Код
ПИЛ
ВОА
МВС
РАА
САС
КНИ
ЛЮА
СГН
Р 1 шкалы
1
2
3
4
5
7
7
7
Р2 шкалы
2
8,5
8,5
13
13
5
15
13
Совладающее поведение
Р3 шкалы
6,5
6,5
12
10
16
13,5
19
5
Р4 шкалы
8
6,5
5
10
14
11,5
20
11,5
Р5 шкалы
4
10,5
15
5
17
10,5
19,5
6,5
Рср
4,3
6,8
8,7
8,4
13
9,5
16,1
8,6 9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
САИ
СИВ
ТИС
КАА
СИА
ХАВ
ЛАК
ВМВ
РВН
АТВ
ЗДА
ОНА
9,5
9,5
11,5
11,5
13,5
13,5
15
16,5
16,5
19
19
19
6
4
18
8,5
3
11
16
19
1
20
17
8,5
11
1
20
15
4
2
17,5
13,5
8
17,5
9
3
9
1
16
16
2
3,5
18
16
6,5
19
13
3,5
Таблица №5 Таблица среднего ранга по СОП.
14
1
16
13
10,5
2
19,5
8
10,5
18
3
6,5
9,9
3,3
16,3
12,8
6,6
6,4
17,2
14,6
8,5
18,7
12,2
8,1
210
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
Код
ПИЛ
ВОА
МВС
РАА
АТВ
ЗДА
КНИ
ЛЮА
СГН
ХАВ
ТИС
ЛАК
ОНА
РВН
САИ
СИА
САС
ВМВ
КАА
СИВ
Склонность к отклоняющему поведению
Р 1шк.
1,5
13
20
1,5
3
6,5
6,5
6,5
6,5
6,5
6,5
13
13
13
13
13
13
17,5
17,5
19
Р 2 шк.
11
19,5
16
1,5
13,5
17,5
15
9
17,5
12
13,5
6,5
9
1,5
6,5
9
19,5
4,5
3
4,5
Р 3шк.
9,5
17
4,5
9,5
13
16
12
19
4,5
8
20
14
1
7
15
4,5
18
11
2
4,5
Р 4шк.
17
19
12
12
15,5
18
5
6,5
9
9
14
6,5
9
1
4
15,5
20
12
3
2
Р 5шк
5
18,5
18,5
12,5
10,5
10,5
14,5
12,5
14,5
5
8,5
16
3
1
7
8,5
20
17
2
5
Р 6шк.
20
12,5
16,5
12,5
18,5
7,5
12,5
4,5
12,5
7,5
12,5
7,5
7,5
1
16,5
2,5
18,5
12,5
2,5
4,5
Р 7шк
14
17
14
5
17
17
9
11
7,5
11
19
14
5
1
11
2,5
20
7,5
2,5
5
Р 8шк
4
4
15
4
8,5
11,5
15
11,5
18
11,5
11,5
4
18
4
4
15
8,5
18
4
20
Р ср
10
15
14
6
12
13
11
10
11
8,5
13
10
8
9,5
9,4
8,6
17
12
4
8
210
Сумма рангов СП=210; СОП=210
Расчетная сумма:
N(N+ 1) 20 (20+1)
(Ri)= = = 210
2 2
Равенство реальной и расчетной сумм соблюдено.
Таблица №5. Таблица разницы показателей (d, d). № Код
ПИЛ
1
ВОА
2
МВС
3
РАА
4
САС
5
КНИ
6
ЛЮА
7
СГН
8
9
САИ
10 СНВ
11
ТИС
12 КАА
13 СИА
14 ХАВ
15 ЛАК
16
ВМВ
17
РВН
18 АТВ
19
ЗДА
20 ОНА
Числовое выражение
разницы рангов
4,310
6,815
8,714
8,46
1317
9,511
16,110
8,611
9,99,4
3,38
16,313
12,84
6,68,6
6,48,5
17,210
14,612
8,59,5
18,712
12,213
8,18
5,7
8,2
5,3
2,4
4
1,5
6,1
2,4
0,5
4,7
3,3
8,8
2
2,1
7,2
2,6
1
6,7
0,8
0,1
d
d
32,49
67,24
28,09
5,76
16
2,25
37,21
5,76
0,25
22,09
10,89
77,44
4
4,41
51,84
6,76
1
44,89
0,64
0,1
419,11
6*419,11 2514,66
Rs =1 = 1 = 1 0,32
2020 7980
Rs = 0,68
0,45 (р ≤ 0,05)
Rsкр.=
0,57 (р ≤ 0,01)
Rsэмп = 0,68 > Rsкр.
Следовательно Н0 отвергается. Принимается Н1 . Корреляция между
взаимосвязью совладающего поведения со склонностью к отклоняющемуся
поведению статистически значима (0,68) и является положительной.
2.3. Интерпретация результатов. В связи с тем, чтобы проверить гипотезу: Если уровень совладающего
поведения (копингстратегии) высокий, то уровень склонности к
отклоняющему поведению низкий, был проведен анализ полученных данных
метода статистической обработки: сравнительный корреляционный анализ и
использованием коэффициента ранговой корреляции Спирмена.
Проведенный корреляционный анализ с применением коэффициента ранговой
корреляции Спирмена Rs показал : полученный коэффициент (0,68)
достаточно высок Rsэмп > Rsкр., что и говорит о существующей достаточно
значимой взаимосвязи между совладающем поведением и склонностью к
отклоняющему поведению.
Иными словами, мы констатируем взаимосвязь между совладающем
поведением и склонностью к отклоняющему поведению, что подтверждает
гипотезу: если уровень совладающего поведения (копингстратегии)
высокий, то уровень склонности к отклоняющему поведению низкий.
III. Выводы.
1.
2.
Задачи
Теоретическая задача:
Формирование
концептуальной модели
взаимосвязи совладающего
поведения со склонностью к
отклоняющему поведению
Эмпирические задачи:
1. Исследовать уровень
совладающего поведения
(копингстратегий)
Выводы
Концептуальная модель взаимосвязи
совладающего поведения со склонностью к
отклоняющему поведению сформирована
на основании изученной литературы и
создания концептуального основания
Проведено исследование уровня
совладающего поведения с использованием
опросника Копингповедение в стрессовых
ситуациях (С. Норманн, Д.Ф. Эндлер, Д.А.
Джеймс, М.И Паркер; адаптированный
вариант Т.А. Крюковой)
2. Исследование уровня
склонности к отклоняющему
поведению.
3
Провести сравнительный
анализ взаимосвязи
Проведено исследование уровня
склонности к отклоняющему поведению с
использованием опросника Склонность к
отклоняющему поведению (А.Н. Орел)
Мужской, женский вариант.
По результатам сравнительного анализа
сделан вывод о том, что в группе совладающего поведения
(копингстратегий) со
склонностью к
отклоняющему поведению
испытуемых наблюдается тенденция роста
уровня совладающего поведения со
склонностью к отклоняющему поведению (
корреляционный анализ с применением
ранговой корреляции Спирмена)
Список используемой литературы. 1. Е.В. Змановская
Девиантология Психология отклоняющего поведения.
2е изд. М.: Издательский центр «Академия» 2004 г. 288с.
2. Н.П. Фетискин, Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально
психологическая диагностика развития личности и малых групп.
М.: Издво Институт Психотерапии. 2002 г.
3. Сидоренко Е.В.
Методы математической обработки в психологии. СПб.:
Речь, 2006. – 350с. Приложения
Взаимосвязь совладающего поведения (копинг-стратегий) со склонностью к отклоняющему поведению
Взаимосвязь совладающего поведения (копинг-стратегий) со склонностью к отклоняющему поведению
Взаимосвязь совладающего поведения (копинг-стратегий) со склонностью к отклоняющему поведению
Взаимосвязь совладающего поведения (копинг-стратегий) со склонностью к отклоняющему поведению
Взаимосвязь совладающего поведения (копинг-стратегий) со склонностью к отклоняющему поведению
Взаимосвязь совладающего поведения (копинг-стратегий) со склонностью к отклоняющему поведению
Взаимосвязь совладающего поведения (копинг-стратегий) со склонностью к отклоняющему поведению
Взаимосвязь совладающего поведения (копинг-стратегий) со склонностью к отклоняющему поведению
Взаимосвязь совладающего поведения (копинг-стратегий) со склонностью к отклоняющему поведению
Взаимосвязь совладающего поведения (копинг-стратегий) со склонностью к отклоняющему поведению
Взаимосвязь совладающего поведения (копинг-стратегий) со склонностью к отклоняющему поведению
Взаимосвязь совладающего поведения (копинг-стратегий) со склонностью к отклоняющему поведению
Взаимосвязь совладающего поведения (копинг-стратегий) со склонностью к отклоняющему поведению
Взаимосвязь совладающего поведения (копинг-стратегий) со склонностью к отклоняющему поведению
Взаимосвязь совладающего поведения (копинг-стратегий) со склонностью к отклоняющему поведению
Взаимосвязь совладающего поведения (копинг-стратегий) со склонностью к отклоняющему поведению
Взаимосвязь совладающего поведения (копинг-стратегий) со склонностью к отклоняющему поведению
Взаимосвязь совладающего поведения (копинг-стратегий) со склонностью к отклоняющему поведению
Взаимосвязь совладающего поведения (копинг-стратегий) со склонностью к отклоняющему поведению
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.