Взгляд сквозь время на деятельность учителя в учебном процессе.
Оценка 4.9

Взгляд сквозь время на деятельность учителя в учебном процессе.

Оценка 4.9
Научно-исследовательская работа
docx
преподавание
Детсад
10.05.2022
Взгляд сквозь время на деятельность учителя в учебном процессе.
Деятельность учителя является могучим источником, при помощи которого совершается преемственность опыта прошлых поколений, происходит опосредованное приобретение молодым поколением нового опыта и прогнозирование процессов формирования человека будущего. В учебном процессе роль деятельности учителя в разное время решалась различно в зависимости от политических устоев общества, философских основ педагогики и требования к образовательным стандартам.
Взгляд сквозь время на деятельность учителя в учебном процессе.docx

Взгляд сквозь время на деятельность учителя в учебном процессе.

         Деятельность учителя является могучим источником, при помощи которого совершается преемственность опыта прошлых поколений, происходит опосредованное приобретение молодым поколением нового опыта и прогнозирование процессов формирования человека будущего.

         В учебном процессе роль деятельности учителя в разное время решалась различно в зависимости от политических устоев общества, философских основ педагогики и требования к образовательным стандартам.

         В царской России учителя рассматривали как выразителя идей правящего класса, а его деятельность – как главный фарватер усмирения масс. Превалирование информативных методов преподавания определяли собой значительные ограничения познавательной деятельности учащихся. В учителе видели эпицентр процесса обучения.

         Другая крайность в анализе деятельности учителя берет свое начало в теории свободного воспитания. Позже – на идеалистической философии, согласно которой идеальная природа человека (представители этого направления: Ж.Ж. Руссо, Л.Н. Толстой) не требует вмешательства и давления извне, поэтому деятельность учителя не должна вторгаться в процесс свободного становления человека. Учителю следует предоставить ребенку свободно развиваться под влиянием условий жизни – «сохранить зависимость ребенка только от вещей».

         Американский педагог Дж. Дьюи утверждал, что главным источником обучения и развития является личный опыт ребенка. Деятельность учителя как особая форма преподавания не нужна, «обучение в процессе делания», по методу проектов – единственно верный путь, на котором учитель выступает только как консультант, если потребуется это самому ученику (подобную мысль можно отследить в современном понимании «тьютерства»). Такое экзистенциальное видение процесса обучения по существу принижает роль деятельности учителя, рассматривая становление личности обучающегося как процесс сугубо спонтанный, имманентно присущий самой неповторимой индивидуальности. Какова же линия деятельности учителя? Это оградить человека от помех в самовыражении, предоставить ему возможности для раскрытия неповторимо индивидуальных свойств.

         Педагогическая психология социалистического мира (как и современная дидактика) рассматривает деятельность учителя в соответствии с задачами обучения и с деятельностью ученика. В этом свете отвергаются обе крайности. Сама цель, поставленная перед школой социалистическим обществом: формирование всесторонне развитой личности, не допускает такой деятельности учителя, которая преподносит знания в готовом виде, которая формирует пассивный характер, созерцательность деятельности ученика. Полагаться в обучении только на свободные действия учащихся, только на их самостоятельный поиск, на их пробы и ошибки также было невозможно для решения задач обучения, поставленных обществом.

          Обобщенный опыт человечества систематизирован и дидактически обработан в учебном предмете. Проникнуть ученику в систему научных знаний, в логику научного познания без излишней, часто бесполезной затраты времени и сил возможно только при помощи организующей, регулирующей, направляющей деятельности учителя. Это руководство, направляющее и корректирующее деятельность учащихся, будет иметь нужный эффект только при активном, деятельном участии в процессе овладения знаниями самих учеников. Не будем, однако, забывать, что активность, сознательность, самостоятельность учащихся составляют в значительной мере результат плодотворной деятельности учителя, его верных представлений об ученике как о субъекте деятельности. В этом и состоит диалектика деятельности учителя, который опирается на поисковую, творческую самостоятельность учеников, вызываемую и формируемую им самим в русле системы знаний и логики науки.

          При непосредственном участии учителя происходит развертывание, протекание и завершенность познания ученика. Любой компонент познавательной деятельности ученика сопряжен с прогнозирующей, организующей регулирующей, корректирующей деятельностью учителя.

 

 

                                                                      


 

Взгляд сквозь время на деятельность учителя в учебном процессе

Взгляд сквозь время на деятельность учителя в учебном процессе

Полагаться в обучении только на свободные действия учащихся, только на их самостоятельный поиск, на их пробы и ошибки также было невозможно для решения задач обучения,…

Полагаться в обучении только на свободные действия учащихся, только на их самостоятельный поиск, на их пробы и ошибки также было невозможно для решения задач обучения,…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.05.2022