X городская конференция «Язык мой, друг мой (лезгинский язык)», в рамках муниципальной программы «Укрепление межнационального и межконфессионального согласия, профилактика экстремизма в муниципальном образовании городское поселение Лянтор на 2023-2025 годы»
Оценка 4.8

X городская конференция «Язык мой, друг мой (лезгинский язык)», в рамках муниципальной программы «Укрепление межнационального и межконфессионального согласия, профилактика экстремизма в муниципальном образовании городское поселение Лянтор на 2023-2025 годы»

Оценка 4.8
docx
31.05.2023
X городская конференция «Язык мой, друг мой (лезгинский язык)», в рамках муниципальной программы «Укрепление межнационального и межконфессионального согласия, профилактика экстремизма в муниципальном образовании городское поселение Лянтор на 2023-2025 годы»
Язык мой - друг мой.docx

МИНОБРНАУКИ  РОССИИ


федеральное государственное бюджетное учреждение высшего образования

«Югорский государственный университет» (ЮГУ)

 

Лянторский нефтяной техникум

(филиал) федерального государственного  бюджетного образовательного учреждения

высшего образования «Югорский государственный университет»

(ЛНТ (филиал) ФГБОУ ВО «ЮГУ»)

 

 

 

 

 

 

X городская конференция

«Язык мой, друг мой (лезгинский язык)», в рамках муниципальной программы «Укрепление межнационального и межконфессионального согласия, профилактика экстремизма в муниципальном образовании городское поселение Лянтор на 2023-2025 годы»

 

 

 

 

Автор: Хесмиков Ваха, обучающийся группы 6РЭ92

 

Специальность 21.02.01  Разработка и эксплуатация  нефтяных  и газовых  месторождений

 

Руководитель: Абдулманафова Г.С., преподаватель высшей квалификационной категории

 

 

Лянтор, 2023

Содержание

 

 

 

Введение…………………………………………………………………………….3

 

 

1. История развития языка (где возник, интересные факты структуры языка, особенности использования в коммуникации)…………………………………..4

2. Краткий рассказ о культуре и жизни народа, говорящего на данном языке…………………………………………………………………………………6

3. Знакомство с алфавитом и произношением звуков…………………………….

4. Представление  о том, как звучит язык (это может быть монолог, чтение отрывка из литературного произведения, стихотворение, песня, игра)…………

5. Ареал распространения. Какие народы говорят на этом языке. Рассказ о культуре страны, в которой говорят на данном языке…………………………….

 

Литература……………………………………………………………………………

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Аннотация

Актуальность этой темы не вызывает сомнения. Большинство молодежи не знают родного языка, обычаи, традиции, культуру народа. Доминирующий язык проникает и в частные области - в семейную жизнь. Многие языки в результате оказываются невостребованными, так как все функции переходят к одному языку. Молодежь выехала за пределы родной страны, учатся в русской  Подобная ситуация приводит к тому, что только доминирующий язык принимается следующим поколением, другим же грозит исчезновение. 

Данная проблема может быть решена положительно только при желании

 

 проделана исследовательская работа, в которой отражены: история развития языка (где возник, интересные факты структуры языка, особенности использования в коммуникации); культура и жизнь народа, культура страны, говорящего на данном языке; звучание родного языка (стихотворение)

Представленный материал хорошо систематизирован и содержит практическую значимость. Степень проработанности темы, обусловленная анализом статистических данных, позволяет говорить о практической значимости исследования.

Работа содержит ряд выводов, представляющих интерес для подрастающего поколения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

         Цель  работы:

 

- стимулирование интереса молодежи к культуре языка;

- воспитание толерантного отношения к языкам и культурам народов мира;

-  развитие общей языковой культуры;

- воспитание уважения к родному языку;

- формирование представлений о культуре общения.

 

        Задачи:

-  воспитывать чувства значимости распространения знаний о родном языке в области межкультурной коммуникации;

-  способствовать развитию мышления и коммуникативной культуры;

- совершенствовать навыки владения нормами устной речи;

- развивать познавательные способности и творческие возможности учеников, помочь им осознать особую роль родного языка в повседневной жизни каждого человека;

- заинтересовать учащихся в посещении данного курса с помощью подбора разнообразных форм занятий.

 

        Методы и приемы:

1. Исследовательский метод.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.     История развития языка (где возник, интересные факты структуры языка, особенности использования в коммуникации).

 

Лезги́нский язы́к (само название: лезги чӀал) — язык лезгин, живущих в южной части Дагестана и на севере Азербайджана.

Этноним «лезги» появился с захватом Кавказской Албании персами в III в. нашей эры от племенного названия леги, описанного античными историками Страбоном, Плутархом и др. По поводу происхождения эпонима «лезги» профессор  А.Агаев пишет: «В транскрипции фарсидского языка суффикс «з» показывает происхождение. Поэтому иранцы употребляли этноним «лег» с этим суффиксом — «лекз», подвергшимся позже огласовке — «лезг», «лезги».

В первой половине VIII века районы расселения народностей лезгинской группы становятся известными под названием «Лезгистан». В источниках этого периода правители гор именовались «эмирами Лезгистана».

Народности лезгинской группы, как по языку, так и в этнокультурном отношении близки с другими народами Дагестана. Предки этих народностей исторически входили в состав многоплеменного государственного объединения — Кавказскую Албанию, и были известны под общим именем «леков», «албанцев».

Лезгинский язык входит в лезгинскую подгруппу   нахско-дагестанской группы северокавказской языковой семьи. Среди лезгин распространены также русский и азербайджанский языки. Лезгины Азербайджана кроме родного лезгинского пользуются ещё азербайджанским языком и письменностью. Лезгинский язык делится на 3 наречия: кюринское, самурское и кубинское. Кюринское наречие включает в себя гюнейский, яркинский и курахский диалекты; самурское — докузпаринский переходный диалект и ахтынский диалект.  Помимо этого имеются самостоятельные говоры: курушский, гилиярский, фийский и гелхенский. В 1905 году царское правительство, с целью облегчения русификации народа, предприняла попытку создать лезгинскую письменность на основах, разработанных бароном П. К. Усларом, в рамках чего в том же году была издана «История восьми пророков, упоминаемых в Коране», а в 1911 году — «Кюринская азбука». Однако эта попытка потерпела неудачу. В 1928 году для лезгинского языка был введён латинский алфавит, а в 1938 году — новый алфавит на основе кириллицы.  В основу литературного лезгинского языка лёг гюнейский диалект кюринского наречия.

По данным переписи 2010 года  в России лезгинским языком владело 402 173 человек. В настоящее время в Дагестане растёт доля лезгинской молодёжи, не владеющей родным языком, что в будущем может привести к исчезновению сначала литературного, а позже и разговорного лезгинского языка.

7 июля 2012 году, лезгины были приняты в UNPO (организа́ция на́ций и наро́дов, не име́ющих представи́тельства).

 В  2014 году, лезгины  были приняты в Федералисткий Союз Европейских Национальных Меньшинств (независимая ассоциация организаций  национальных  меньшинств  и  народностей  Европы).

 

Выдающиеся личности

 

При своей богатой истории, насчитывающей не одну тысячу лет, среди лезгин выросло немало величайших личностей, деятелей науки, культуры и искусства, спортсменов, которые своими делами прославили наш Дагестан. Приведем лишь некоторых из них.

 

Исторические, политические и государственные деятели

 

Хаджи-Давуд Мюшкюрский – хан Ширвана и Кубы (1723–1728) и других территорий Лезгистана со столицей в Шемахе. Крупный государственный деятель в истории Южного Кавказа. Организатор и руководитель народно-освободительной борьбы против персов, турков и других захватчиков на территории Лезгистана первой трети XVIII века.

Хаджи-Давуд Мюшкюрский

Мухаммад Ярагский (1770–1838) – выдающийся мыслитель, ученый, поэт. Духовный вождь дагестанского осовободительного движения XIX века. В медресе, которое он основал и которым руководил, учились многие юноши Дагестана и других областей Кавказа, в том числе будущие имамы Гази-Магомед и Шамиль. Похоронен в селе Согратль Гунибского района. Его могила стала местом паломничества. "Каждый, кто хоть однажды услышал проповеди шейха Мухаммада, превращается в тигра ислама и непобедим в битвах с врагом", – говорил имам Шамиль.

Абрек Кири-Буба (конец XIX– начало ХХ в.) – наиболее почитаемый народный мститель-абрек, лезгинский Робин Гуд. Собирал дань с богатых на юге Дагестана, в окрестностях Баку и раздавал беднякам. Его отважные поступки оставили глубокий след в памяти многих поколений. О любви народа к своему герою повествуется в многочисленных песнях, которые до сих пор звучат как гимн доблести, отваги на свадьбах в сёлах Южного Дагестана.

Агасиев Кази-Магомед (1882–1918) и Айдинбеков Мухтадир (1884–1918) – известные революционеры.

Магомед Гусейнов (Михаил Лезгинцев) (1914–1941) – принимал участие в подготовке Октябрьского вооружённого восстания, штурме Зимнего дворца и аресте Временного буржуазного правительства. После Октябрьского переворота в 1917 году он – член Всероссийской коллегии по формированию Красной Армии. Был генералом армии, главным военным финансистом страны. По инициативе М. Лезгинцева были созданы первые военно-финансовые учебные заведения: Военно-хозяйственная академия, Высшая военная и морская финансово-хозяйственная школа.

Нажмудин Самурский (1892–1938) – первый Председатель Дагестанского Центрального Исполнительного Комитета. Его активное социальное и духовное творчество, талант государственного и общественного деятеля, ученого и публициста вошли в историю народов Дагестана.

Мирзабег Ахундов (1897–1928) – самый молодой министр (народный комиссар) в истории Дагестана (23 года).

Сфибуба Сфиев (1924–2010) – первый в истории Дагестана министр юстиции. Заслуженный юрист РФ и РД. Имеет более двадцати государственных наград, среди них медаль им. А. Ф. Кони – высшая награда Минюста России. Писатель.

Рза Шихсаидов (1891–1930) – первый министр здравоохранения Дагестана, первый в Дагестане профессиональный врач и доктор медицинских наук. Окончив Военную медицинскую академию в Петербурге в 1916 году, изобрёл лекарство против малярии.

 

Крупные бизнесмены

 

Сулейман Керимов – член Совета Федерации от Республики Дагестан. По оценке журнала "Forbs" (2007 г.), по размеру состояния занимает 2-е место в России и 35-е место в мире. Контролирует финансово-промышленную группу "Нафта-Москва". С 2011 г. владелец футбольного клуба "Анжи".

Асанбуба Нюдюрбегов – депутат Государственной Думы Федерального собрания РФ с 2007 года. Ему принадлежит одна из крупнейших в России рыбопромышленная компания "Морская звезда" в Калиниград-ской области.

Разим Абасов – президент Союза строителей Красноярского края, председатель правления ООО "Монолитхолдинг".

Салман Бабаев – генеральный директор ОАО "Первая грузовая компания" (дочерняя компания ОАО "Российские железные дороги").

Рашид Сардаров – президент Южноуральской промышленной группы.

 

Ученые

 

Ал Лакзи Маммус (прибл. 1040–1110 гг.) – влиятельный шейх Дербента, автор хроники "История Дербента и Ширвана".

Мирза-Али Ахтынский (1770–1859) – известный мыслитель, ученый, поэт. Писал стихи на арабском, персидском, тюркском, лезгинском языках.

Гасан-эфенди Алкадари (1834–1910) – крупный ученый, философ, историк, руководитель медресе, автор многих книг по истории, праву и другим наукам. Его основные историческое сочинение "Асари Дагестан" посвящено многовековой истории Дагестана от V века до второй половины XIX века.

Абуталиб Абилов – организатор и первый ректор Дагестанского государственного университета.

Кудрат Абдулкадыров – заслуженный врач РФ, действительный член Нью-Йоркской академии наук, член Всемирного регистра по трансплантации костного мозга, главный гематолог Санкт-Петербурга.

Агед Агаев (1924–2003) – крупнейший ученый-обществовед, литературовед, критик, прозаик, заслуженный деятель науки России и Дагестана.

Аликбер Аликберов – руководитель Центра изучения Центральной Азии, Кавказа и Урало-Поволжья Института востоковедения РАН, исполнительный директор Центра арабских и исламских исследований.

Генрих Гасанов (1910–1973) – главный конструктор атомных двигателей-реакторов, контр-адмирал Военно-Морского Флота СССР, лауреат Ленинской и Государственной премий СССР, Герой Социалистического труда.

Салих Гейбатов – высококлассный специалист по хирургии печени и вен, его имя занесено в книги "Самые лучшие хирурги России" и "Лучшие 100 хирургов мира", член Международной Нью-Йоркской академии хирургов.

Абдусалам Гусейнов – философ, академик Российской академии наук, директор Института философии РАН.

Георгий Лезгинцев – сын Михаила Лезгинцева (Магомеда Гусейнова), доктор технических наук, адмирал Военно-Морского Флота СССР, автор более 70 изобретений, запатентованных в России, США, Канаде и Японии.

Амри Шихсаидов – доктор исторических наук, востоковед, профессор, лауреат Премии правительства Российской Федерации, автор многих работ по истории Дагестана.

Эмирбек Эмирбеков – доктор биологических наук, член-корреспондент РАЕН, создатель новых научных направлений – криоби-охимии и экологической биохимии, академик Нью-Йоркской академии наук.

Видади Юсибов – исполнительный директор Центра молекулярной биотехнологии в Нью-Йорке. Признан журналом "Эсквайр" одним из 10 "самых лучших и прославленных умов" американской науки.

 

Военные деятели

 

Махмуд Абилов (1898–1972) – генерал, получивший это звание во время Великой Отечественной войны. Соединения, которыми командовал генерал-майор М.Абилов, неоднократно успешно решали боевые задания командования в оборонительных и особенно в наступательных операциях. Его приветствовали в своих личных посланиях Председатель Президиума Верховного Совета СССР М. И. Калинин и президент США Г. Трумэн.

Араз Алиев (Александр) (1925–1984) – за мужество и храбрость, проявленные при форсировании реки Свирь удостоин звания Героя Советского Союза.

Гасрет Алиев (1922–1981) – Герой Советского Союза (посмертно). Награжден орденами Ленина, Красной Звезды, Отечественной войны II степени, медалями.

Шамсулла Алиев (1915–1943) – Герой Советского Союза (посмертно). Награждён двумя орденами Красного Знамени, двумя орденами Отечественной войны I степени, медалями.

Мирза Велиев (1923–1944) – совершил подвиг на подступах к городу Будапешт (Венгрия), вступив в неравный бой с 20-ю вражескими танками. Герой Советского Союза (посмертно). Награждён орденами Ленина, Красного Знамени, Славы III степени, медалями "За отвагу", "За оборону Кавказа".

Хаирбек Заманов – один из военачальников-дагестанцев, командовавший в годы Великой Отечественной войны дивизией.

Абас Исрафилов (1960–1981) – Герой Советского Союза (посмертно). Награждён орденами Ленина, Красного Знамени, медалью "За отвагу". 17 октября 1981 года в районе населённого пункта Алишанг афганской провинции Лагман, будучи тяжело раненным, отважный сапёр-десантник не покинул поля боя, продолжал руководить взводом. Скончался от ран 26 октября 1981 года.

Халид Мамедханов (1904–1924) – первый лётчик из Закавказья. Его могила находится у Кремлёвской стены, рядом с могилой И. В. Сталина.

Эсед Салихов (1919–1924) – Герой Советского Союза (посмертно). Награжден орденом Александра Невского, Красного Знамени, Отечественной войны I степени, Медалью "За отвагу".

Валентин Эмиров (1914–1942) – вступил в бой с 6-ю истребителями противника, сбил одного из них, но и сам был сбит. Потому ценой совей жизни, своим горящим самолетом протаранил еще один самолет врага. Герой Советского Союза (посмертно). Награждён орденами Ленина и двумя орденами Красного Знамени.

 

Лезгинская литература

 

Саид из Кочхюра (1767–1812) – классик лезгинской и дагестанской литературы, ашуг, и поэт-бунтарь. Учился в медресе, изучал арабский, фарсидский, тюркский языки. Рано начал слагать стихи и петь песни о горькой доле трудового народа, злодеяниях ханов и беков, призывал простых людей к борьбе против притеснителей. За вольнолюбивую поэзию и "бунтарские" настроения Аслан-хан приказал выколоть поэту глаза.

Етим Эмин (1838–1884) – классик лезгинской литературы, оказавший большое влияние на развитие родной поэзии.

Сулейман Стальский (1869–1937) – народный поэт Дагестана. М. Горький, подчеркивая значение таланта С. Стальского, назвал его "Гомером XX века".

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Краткий рассказ о культуре и жизни народа, говорящего на данном языке.

В материальной культуре заметно влияние Азербайджана, особенно у лезгин живущих в Азербайджане. 

В песенном фольклоре центральное место принадлежит лирическим песням танцевального характера с яркими инструментальными разделами; сама инструментальная музыка насыщена мелизматикой (распев текста, при котором на один слог слова приходится четыре и более мелодических звуков).

Народное искусство также представлено танцами, среди которых, в частности, знаменитая «лезгинка», распространённая среди народов Кавказа. Существуют более спокойный мужской танец зарб макьам, а также медленные плавные танцы Ахты-чай, Перизат Ханум, Усейнел, Бахтавар.

Первый лезгинский театр возник в 1906 году в селе Ахты.

В 1935 году на базе полупрофессионального коллектива был создан Государственный Лезгинский музыкально-драматический театр имени С. Стальского.

В 1998 году в Азербайджане был открыт Государственный лезгинский театр, расположенный в Кусарах.

Эпическим памятником лезгинского фольклора является героический эпос «Шарвили», который, как считают собиратели этого литературного памятника, относится к XI—XII вв. Эпос сохранился лишь в прозаических и стихотворных отрывках.

Классиком лезгинской литературы был поэт XIX века Етим Эмин. Среди видных представителей того периода также можно выделить Молла Нури, Хпедж Курбана, Сайфуллу Курахского, Гаджи Ахтынского и др.

В начале XX века начинает своё творчество поэт-ашуг Сулейман Стальский, прозванный М. Горьким «Гомэром XX века». Поэт своим творчеством поднял фольклор до уровня литературы, обогатив её жизнеспособными традиционными формами.

Традиционная одежда лезгин сходна с одеждой других народов Дагестана: у мужчин — рубаха, шаровары, бешмет, черкеска, папаха, в холодную погоду — башлык и овчинная шуба, которая имела разновидности. Женщины носили рубаху-платье, цветные шаровары, бешмет, чухту, головные платки разнообразной формы и цвета. Из украшений были распространены мужские и женские серебряные пояса, головные и нагрудные украшения, браслеты, кольца. Детская одежда по покрою не отличалась от одежды взрослых: она была её уменьшенной копией.

Основа традиционной пищи — растительная (зерно, бобы) и мясомолочная. Хлеб из пресного и кислого теста, выпеченный в традиционных хлебных печах —хъаре. Лезгинский тонкий хлеб пользуется в городах Дагестана популярностью. Кроме хлеба, наибольшей популярностью пользовались и пользуются сегодня различные пироги (афарар) с начинкой из съедобных трав, мяса, творога, цкIан. Популярны хинкал, суп с мясом (шурпа), голубцышашлык. Мясо использовали как в свежем, так и сушеном виде, значительное место в рационе занимали молоко и молочные продукты.

Из напитков наибольшее распространение имел тIач — слабокислый напиток, приготовленный из проросших зерен пшеницы. Ритуальной едой служили гитI (сваренные вместе зерна пшеницы, кукурузы и сушеные бараньи ножки), иситIа (халва из пшеничной муки), хашил (мучная каша).

Лезгины характер имеют довольно яркий и взрывной. Этот кавказский народ с давних пор чтил обычаи гостеприимства, куначества и, конечно же, кровной мести. Примечательно, что очень большую роль в их культуре играет правильное воспитание детей. Удивительно, но малыша начинают воспитывать еще тогда, когда он находится в материнской утробе. Так гласит лезгинская поговорка.  Аял – кьепIинамаз, дана – епинамаз (Ребенка воспитывать пока в колыбели, теленка - пока на привязи). Этим, наверное, и отличаются лезгины. Национальность имеет много интересных традиций. Вот одна из них. Если женщины не могли иметь детей, то есть были бездетные, их отправляли к священным местам Кавказа. В случае успеха, а именно рождения детей разных полов, дружащие между собой семьи, обещали друг другу в будущем сочетать детей браком. Они искренне верили в целительную силу священных мест и относились к таким путешествиям со всей серьезностью.

Некоторые утверждают, что подобный обычай сформировался в результате желания укрепить дружеские и родственные связи между определенными семьями.

Как и все народы Дагестана, лезгины выращивали культурные растения, в особенности пшеницу, рис и кукурузу, разводили домашний скот. Лезгины изготовляли чудесные ковры, которые известны далеко за пределами их края. Также распространенными ремеслами были ткачество, прядение, производство войлока и ювелирных изделий. Известны лезгины и своим народным танцем – лезгинкой, которая стала традиционной для всех народов Кавказа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Знакомство с алфавитом и произношением звуков

 

Письменность на основе арабского алфавита  не имела широкого распространения,  как и созданная в 1928 году письменность на основе латинского алфавита.

С 1938 года для письма на гюнейском диалекте кюринского наречия используется письменность на основе кириллицы.

Звуковой состав гюнейского диалекта: 9 гласных и 54 согласных. 

Существительные имеют категории  падежа (18) и числа.

Исходной формой для образования косвенных падежей служит  эргатив (Эргати́в (эргативный падеж, от греч. ergasia - действие;    «действенный  падеж»). 

Числительные делятся на количественные, порядковые, дробные и кратные (или разделительные). 

Глагол не изменяется по лицам и числам.

Наклонений 7.

Сложная система временных форм.

Основные конструкции простого предложения:  номинативнаяэргативная  и  дативная (переходность).

 

А а

Б б

В в

Г г

Гъ гъ

Гь гь

Д д

Е е

Ё ё

Ж ж

З з

И и

Й й

К к

Къ къ

Кь кь

КӀ кӀ

Л л

М м

Н н

О о

П п

ПӀ пӀ

Р р

С с

Т т

ТӀ тӀ

У у

Уь уь

Ф ф

Х х

Хъ хъ

Хь хь

Ц ц

ЦӀ цӀ

Ч ч

ЧӀ чӀ

Ш ш

Щ щ

Ъ ъ

Ы ы

Ь ь

Э э

Ю ю

Я я

 

 

 

 

4. Представление  о том, как звучит язык (это может быть монолог, чтение отрывка из литературного произведения, стихотворение, песня, игра).

 

Доброе утро - Пакаман хийир! Экуьнин хийир!

Здравствуй(те) - Саламалейкум! Хийирар! / 

 Как дела? - КIвалахар гьикI я?

Спасибо – Сагърай.

До свидания  -Аквадалди! / Сагърай! / Гьелелиг!

Я тебя люблю - Заз вун кIанзва

История -тарих.

Эпоха -девир.

Мир -дуьнья.

Земля -чил.

Родина -ватан.

Страна -уьлкве.

Государство -гьукумат.

Народ -халкь.

Люди -инсанар.

Нация -миллет.

Неприятель -душман.

Крепость -кьеле.

Гора - дагъ.

Река - вацI.

Лес - там.

Дерево - тар.

Трава - векь.

Цветок - цуьк.

Животное - гьайван.

Корова - кал.

Овца - хеб.

Лошадь - балкIан.

Волк - жанавур.

Заяц - къуьр.

Лев - аслан.

Тигр - пеленг.

Лиса - сикI.

Медведь - сев.

Тур - суван яц.

Птица - нуькI.

Орел - лекь.

Сокол - кард.

Соловей - билбил.

Ласточка - чубарук.

Ворона - пехъ.

Птенец - шараг.

5. Ареал распространения. Какие народы говорят на этом языке.

Рассказ о культуре страны, в которой говорят на данном языке.

 

Лезгиноязычные народы живут компактно в южной части Дагестана и сопредельных районах Азербайджана.

Лезгинский язык относится к лезгинской подгруппе нахско-дагестанской группы кавказской языковой семьи.

Лезгинский язык делится на 3 группы  диалектов: кюринский, самурский и кубинский.

Имеются самостоятельные говоры: курушский, гилиярский, фийский и гелхенский.

 

Кюринское наречие

Распространено в Сулейман-Стальском, Магарамкентском, Курахском и частично в Дербентском и Хивском районах Дагестана.

§  Гюнейский диалект — лёг в основу литературного языка. Распространён в Дагестане, по левобережью нижнего течения реки Самур. В Магарамкентском, Сулейман-Стальском и Дербентском районах.

§  Яркинский диалект — распространён в среднем течении реки  Чирагчай. В северо-западной части Сулейман-Стальского района и юго-восточной части Хивского.

§  Курахский диалект — распространён в бассейне реки Курах — Курахский район Дагестана.

§  Гелхенский говор — распространён в верхнем течении реки Курах, в селении Гельхен на западе Курахского района.

§  Гилиярский говор  — распространён в селе  Гильяр  Магарамкентского  района.

 

Самурское наречие 

Распрастранено в Ахтынском, Докузпаринском, Рутульском,  Магарамкентском и Дербентском районах Дагестана, а также в Огузском,  Кабалинском, ИсаиллинскомШекинском,  АгдашскомГёйчайском  и других районах  Азербайджана.

§  Докузпаринский диалект — распространён в среднем течении реки Самур, в бассейне реки Усухчай. Докузпаринский район Дагестана, а также сопредельные районы Азербайджана.

§  Ахтынский диалект — распространён в среднем течении реки Самур, в бассейне реки Ахтычай. Ахтынский район Дагестана, а также сопредельные районы Азербайджана.

§  Фийский диалект — распространён в селе Фий Ахтынского района и у переселенцев в Огузском и Кабалинском районах Азербайджанской Республики.

§  Мазинский диалект — был ранее распространён в селе Маза Ахтынского района. На нём говорят мазинцы, переселившиеся в село Бут-казмаляр Магарамкентского района и в другие населенные пункты Республики Дагестан, а также в Огузский и Кабалинский районы Азербайджанской Республики.

§  Гутумский диалект — распространён в селе Гдым Ахтынского района. На нём говорят выходцы из этого села, переселившиеся главным образом в Магарамкентский район Республики Дагестан, а также в Азербайджанскую Республику.

§  Курушский говор — распространён в долине реки Чехичай. Селение Куруш на юге Докузпаринского района Дагестана и Новый Куруш Хасавюртовского района Дагестана.

§  Джабинский диалект — распространён в селении Джаба близ райцентра Ахты Ахтынского района Дагестана, а также в Кабалинском районе Азербайджанской Республики.

§  Говор Дашагиль-Фильфили — распространён в Огузском районе Азербайджана.

 

Кубинское наречие

Распространено на территории Северного Азербайджана в  КубинскомКусарском  и  Хачмазском, также частично в  Кабалинском  и   Исмаиллинском   районах. Кубинское наречие испытало заметное  влияние  азербайджанского  языка.

§  Кубинский диалект. Распространён в Кубинском районе Азербайджана.

§  Кузунский диалект. Распространён в Кусарском районе Азербайджана.

 

В лезгинскую группу входят следующие языки:

§  агульский язык,

§  арчинский язык,

§  будухский язык,

§  крызский язык,

§  лезгинский язык,

§  рутульский язык,

§  табасаранский язык,

§  удинский язык,

§  цахурский язык.

По генетическому признаку лезгинские языки подразделяются на следующие подгруппы:

а) восточно-лезгинская  - лезгинскийтабасаранский  и  агульский (причем  последние два языка более близки друг к другу);

б) западно-лезгинская — рутульский и цахурский языки;

в) южно-лезгинская — крызский и будухский языки.

Иногда для обозначения этих трёх подгрупп встречается термин «самурские языки» (по названию реки Самур).

Отдельную подгруппу составляет арчинский язык, который образует общность с перечисленными тремя группами, но не является более близким к какой-то одной из них.

Эти четыре подгруппы образуют так  называемую собственно лезгинскую группу, противопоставленную удинско-агванской группе. Таким образом, удинский  язык  (и его предок агванский язык) занимает в составе группы наиболее периферийное положение: он раньше всего отделился от пралезгинского языка (по разным оценкам, 3-3,5 тыс. лет назад)

Подавляющее большинство лезгинских языков имеют диалекты, которые порой различаются весьма сильно (вплоть  до  отсутствия  взаимопонимания).

В современном лезгинском языке также много персидских, арабских, тюркских слов. Это тоже результат заимствования. Лезгинский народ опреде­ленное время находился под игом государств персов, арабов, тюрков.

В Дагестане лезгины населяют Ахтынский, Докузпаринский, Курахский, Магарамкентский, Сулейман-Стальский районы, частично Дербентский, Хивский, Рутульский и Хасавюртовский районы, а также проживают в городах Дербент, Дагестанские Огни, Махачкала, Каспийск. В Азербайджане лезгины компактно проживают в Кусарском, Кубинском, Хачмасском, Кабалинском, Исмаиллинском, Огузском, Шекинском и Кахском районах, в городах Баку, Сумгаит.

Лезгины проживают и в других государствах – Казахстане, Киргизии, Турции.

Дагестан в переводе с тюркского значит «страна гор». Еще его часто называют «кавказским Вавилоном».

Дагестан – республика России, которая расположена в самом южном крае страны. Кроме того, она является многонациональной и объединяет 102 народности, 36  из них коренные. Среди них как коренное, так и заезжее население. К коренным национальностям относят аварцев, агульцев, андийцев, кубачинцев, даргинцев, лакцев, рутулов, лезгинов, табасаранцев, цезов и других.

Национальный фактор как объективная реальность, обусловил наличие таких составляющих современной культурной сферы республики, как наличие национальных театров, газет и радиовещания на многих языках, национальные секции Союза писателей, и в целом учёт национального представительства во многих звеньях общественной жизни.      

В течение последних 10 лет состоялось открытие новых зданий Кумыкского и Даргинского театров, Республиканской государственной библиотеки - одной из самых крупных на Северном Кавказе, Академический коллектив танца "Лезгинка" получил новую репетиционную базу. Завершаются работы по реконструкции зданий Лезгинского, Азербайджанского и театра кукол, ведётся подготовка к строительству новой филармонии.

Задаче развития всей музыкальной культуры отвечает создание Государственного театра оперы и балета, Государственного концертного симфонического оркестра. Государственного оркестра народных инструментов и государственного хора. Деятельность этих коллективов постоянно связана с творчеством дагестанских композиторов, признанным одной из лучших национальных композиторских школ России.

Получили развитие новые для республики жанры искусства - национальная опера и балет, монументальная живопись, делаются первые шаги по возрождению традиционного циркового искусства Дагестана.

Дербентский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник включен в список Всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО.

Функционирование в республике 9 театров на языках народов, проживающих на территории Дагестана, свидетельствует о претворении в жизнь утвержденных в конституции республики прав каждого народа на удовлетворение своих духовных запросов. Отрадно, что эти театры принимают участие во всероссийских и региональных фестивалях театрального искусства, достойно представляя достижения республики и занимая призовые места.

Библиотечное обслуживание населения Республики Дагестан осуществляют 4 республиканских библиотеки и 1077 библиотек муниципальных образований, из которых 1010 библиотек расположено в сельской местности. 

Взаимодействию библиотек различного уровня и статуса Южного Федерального округа способствовало также проведение по Президентскому гранту региональной научно-практической конференции "Мир на Северном Кавказе через развитие культур и взаимодействие библиотек".

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

 

1.       Ахмедов Г. И. Коммуникативные типы высказывания в лезгинском языке (в сопоставлении с русским). — М.: МГЛУ, 1999.

2.     Лезгинско-русский словарь. / М. Гаджиев, Б. Талибов. — 1966.

3.      Гаджиев Г. А., Ризаханова М. Ш. Лезгины. // Народы Дагестана / Отв. ред. С. А. Арутюнов, А. И. Османов, Г. А. Сергеева. — М.: Наука, 2002. — С. 377

4.      Лезгины, лезги. Брокгауз-Ефрон. Архивировано 3 февраля 2012 года.

5.     М. Ш. Ризаханова. Лезгины. XIX– начало XX вв. Историко-этнографическое исследование. Махачкала, 2005.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

МИНОБРНАУКИ РОССИИ федеральное государственное бюджетное учреждение высшего образования «Югорский государственный университет» (ЮГУ)

МИНОБРНАУКИ РОССИИ федеральное государственное бюджетное учреждение высшего образования «Югорский государственный университет» (ЮГУ)

Содержание

Содержание

Аннотация Актуальность этой темы не вызывает сомнения

Аннотация Актуальность этой темы не вызывает сомнения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.05.2023