Ученые, изучающие деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Исследователями доказано, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно влияют на функционирование речевых зон коры головного мозга. Подготовить руку к письму, развить координацию, почувствовать ритм и одновременно с этим развить речь ребенка помогают разине виды игрового массажа, пальчиковые игры.
Чтобы не зевать от скуки,
взяли и потёрли руки,
А затем ладошкой в лоб – хлоп, хлоп…,
Чтобы щёчки не дремали,
Мы пощиплем их немножко.
Носик мы погладим, пусть он дышит хорошо…
Научить детей самомассажу рук несложно. С помощью граненых карандашей ребенок массирует запястья, кисти рук: пальцы, ладони, тыльные поверхности ладоней, межпальцевые зоны. Такой массаж и игры с карандашами будут стимулировать речевое развитие малыша, способствовать овладению тонкими движениями пальцев, улучшат трофику тканей и кровоснабжение пальцев рук. Особый интерес массажные упражнения вызывают у детей, если их выполнение сочетается с проговариванием коротких стихотворений и рифмовок.
Покатаю карандаш меж своих ладошек,
А потом возьму и карандашик пальцами кручу.
Буду пальцами крутить – значит, буду говорить.
Прищепковая терапия, тоже достаточно распространённая методика, очень благоприятно воспринимается детьми за счёт яркости цветов прищепок, развивает тактильные ощущения и мелкую моторику.
Мы с прищепками играем
лучик солнцу добавляем,
Березке – сережки,
осьминожке – ножки.
В Китае ещё с древности были распространены упражнения с каменными и металлическими шариками. Можно использовать знакомые детям металлические или полиэстеровые сеточки для чистки посуды.
Ежик прячется в ладошке.
( прячем в одной руке)
Хочет ёжик убежать.
(перекладываем в другую ладонь)
А теперь другой ладошкой
Будем мы его держать
.(сжать двумя руками)
В Японии играли с грецкими орехами. Нашим детям очень нравятся такие игры.
Я катаю свой орех, (катаем по ладони одной руки)
Чтобы был круглее всех.(по ладони другой руки)
И с обратной стороны
мы орех катать должны
(по тыльной стороне одной руки)
Чтоб крепка была ладошка,
покатай орех немножко.
(по тыльной стороне другой руки)
Пальчиковая гимнастика с грецким орехом «Колобок»
Жил да был Колобок
(катать орех по раскрытой ладошке в одну сторону)
Колобок-румяный бок.
( затем в другую сторону.)
Повторить два раза.
На окошке он студился,
( орех лежит на раскрытой ладошке)
Потом взял и покатился.
( Катим орех сверху вниз по тыльной стороне ладони)
На пенёчке посидел,
(собрать пальцы левой руки в щепотку, орех положить сверху на пальцы.
Раскрыть пальцы, чтобы орех упал в ладошку и)
Песню Зайчику пропел.
( сжимать разжимать ладонь)
С Волком, Мишкой повидался, (перекладывать из одной руки в другую руку)
И Лису не испугался.
( вкручивать орех одной рукой в ладошку другой)
Только хитрая Лиса
(перекладывать орех с одной руки в другую в ритм стиха)
Съела нашего певца!
(сжать орех в кулачке и подержать)
Улиточка
У улитки-крошки
(грецкий орех зажать в кулачок)
Вырастают рожки.
(вдвинуть вперед указательный палец и мизинец)
Научу ее ходить,
(кулачок продвигается вперед)
Если будут ножки
(«улитка» шевелит «рожками»).
«Коврик – травка» Массаж всей ладони и кончиков пальцев, воздействие на все речевые зоны.
Большие ноги идут по дороге топ-топ, топ-топ (прикладывание к коврику всей ладонью поочередно)
Маленькие ножки бежали по дорожке топ-топ-топ (кончиками пальцев)
Массажные ёжики, или Су-джок терапия – последнее достижение восточной медицины. Может овладеть каждый, не обращаясь к врачу и помочь себе. Это эффективно, безопасно и просто.
Веселый
счёт.
«Ежик» в руки нужно взять,
(берем массажный мячик)
Чтоб иголки посчитать.
(катаем между ладошек)
Раз, два, три, четыре, пять! (пальчиками одной руки нажимаем на шипики)
Начинаем счет опять.
(перекладываем мячик в другую руку)
Раз, два, три, четыре, пять! (пальчиками другой руки нажимаем на шипики)
Использование такого массажа способствует повышению физической и умственной работоспособности. Даёт возможность перехода на другой уровень двигательной активности.
Эти методы терапии принадлежат к числу эффективных средств коррекции, все чаще применяемых в специальной педагогике и помогающих достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей у детей.
ГБДОУ ЛНР №12 «Родничок»
Я БУДУ ГОВОРИТЬ!
Нетрадиционные техники развития речи
Алчевск
2024
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.