Я - гражданин России!
Цели:
· Формировать у учащихся стремление к усвоению правовых знаний, чувство гражданской ответственности за свое поведение и поступки окружающих;
· Воспитывать в них сознательное отношение к труду и народному достоянию;
· Затронуть сокровенные чувства в сердцах ребят, высветлить в их душевном мире искреннее гуманное отношение к святым понятиям "Родина”, "Отечество”.
Показ видеоролика с песней «Я - гражданин России!».
- Ребята, как вы думаете, о чем мы сегодня с вами будем говорить?
- Правильно, о гражданине России. Как вы понимаете эту тему?
Ответы детей: а) Гражданин России – это
человек, который любит свою Родину.
б) Это человек, который во имя счастья Родины, жертвует собой.
в) Человек, который старается работать так, чтобы наша страна была богатой.
Верно. Задача нашего государства – воспитать настоящего гражданина своей страны, человека с активной жизненной позицией. – Выскажите свои мнения, кто такой гражданин и каким он должен быть?
Ответы детей:
а) Жить в стране, соблюдая все законы.
б) С уважением относиться друг к другу.
в) Не выдавать тайны чужой стране.
Гражданин – это человек, мысли и поступки которого направлены на благо Отечества, на благо своего народа
Какие понятия включает в себя слово “гражданин”?
· Патриотизм
· Боль за родную природу
· Высокая нравственность
· Любовь к родной природе, земле, близким, к своей Родине
Осознавать свою ответственность за судьбу Родины , ее будущее, любить свою родину, защищать ее от врагов.
ДОЛЖЕН знать ее государственные символы
По символам, можно узнать о какой стране идет речь.
Флаг – имеет 3 цвета: белый, синий, красный. Что означают эти цвета?
Белый цвет- цвет чистоты, мира, надежды;
Синий – цвет безоблачного чистого неба, верности и правды;
Красный – цвет крови, жизни.
Герб: На российском гербе изображен воин, олицетворяющий добро, а черный змей символ зла.
Крылья подняты – показывает свою силу мощь, чтобы все знали, что Россия могучая страна. Современный герб древний ему уже более 500 лет.
Гимн – торжественная песня о красоте и величии Родины. Гимну 50 лет авторы? (Александров и Михалков).
Молодцы! Мы вспомнили о символах России, сказали, кто является гражданином России, а знаете ли вы, что такое гражданственность?
Давайте посмотрим на экран.
Показ презентации: «Я - гражданин России» (слайд №1)
- Как вы понимаете термин «гражданственность»?
Ответы детей:
а) Как человек относится к государству, доверяет ли ему.
б) Нужно быть к нарушителям нетерпимым.
в) Надо быть дисциплинированным, выполнять свой долг.
г) Быть честным, правдивым
д) Красива наша страна и невозможно ее не любить (слайд №2)
П: Вы правильно говорили , ребята, надо любить свою землю, уважать друг
друга, быть друг к другу терпимее, иметь чувство собственного достоинства,
нужно, чтобы подрастающее поколение вырастало высоконравственным. А теперь
давайте посмотрим на экран и прочитаем как в философском словаре дается
определение слову «гражданственность». (слайд №3,4)
П: - Какие преимущества дает «гражданственность» (слайд №5)?
- Как проявляется гражданственность в повседневной жизни (слайд №6)?
- Как можно развить в себе гражданственность (слайд №7)?
- Крылатые выражения о гражданственности известных людей (слайд №8).
- Как называется документ, где записаны законы государства? Вам необходимо собрать рассыпанные буквы.
(ЯЦИУТИОКСТН) - конституция.
Конституция – это главный закон, который определяет жизнь нашего государства, права и обязанности граждан.
Конституция была принята 12 декабря 1993 года. Все права и обязанности граждан России записаны в конституции.
-Как вы понимаете слова « права», «обязанности»?
( Права - это то, что ты можешь делать, а можешь и не делать, обязанности - это то, что ты должен выполнять, независимо от своего желания.
А вы, как граждане России, какие имеете права и обязанности?
Как вы понимаете, что такое права человека, права ребёнка?
А теперь внимание на экран.
И так вы услышали, какие права имеют граждане России и дети. А теперь давайте немного поиграем и узнаем, какие права были нарушены у сказочных героев в нашей презентации «Права и обязанности» (слайд №1)
Что вы можете сказать, глядя на иллюстрацию?
Подарив Буратино азбуку, папа Карло хотел, чтобы Буратино воспользовался правом на бесплатное образование.
(слайд №2) Буратино хотел попасть в театр, у него было право наслаждаться искусством.
Карабас Барабас нарушил право Буратино на неприкосновенность.
Напавшие на Буратино кот Базилио и лиса Алиса пытались отнять деньги и лишить Буратино принадлежащего ему имущества.
Лиса Алиса: «Буратино, отдай мне эти денежки!» Буратино… (Не имеешь права лишать меня имущества. ст.17)
Лиса: «Колобок, колобок, я тебя съем!» Колобок …(Не имеешь права посягать на мою жизнь. ст. 3.)
Волк: «Козлятушки - ребятушки, отоприте-ка, отворите-ка». Козлята…(Не имеешь право вторгаться в наше жилище, оно неприкосновенно. Ст. 12.)
Медведь: «Машенька, будешь у меня жить, печку топить, кашу варить». Маша:…(Не имеешь права посягать на мою свободу. Ст.4.)
Шерхан: «Человеческий детеныш мой, отдайте мне его». Волчица:… (Не имеешь права лишать его жизни. Ст.3)
Рассмотрим на примерах обязанности. Анализ ситуаций (слайд №4) Ира: Настя, ты сегодня дежурная, останься, пожалуйста, и вымой доску, полей цветы.
Настя: Ира, не имеешь права! Конвенцией запрещён труд ребёнка.
Кто прав?
Ваня: Дима, ты уже который понедельник не готов к чтению!
Дима: Вчера было воскресенье. Я имею полное право на отдых.
(слайд №5) Посмотрите, условно на столе лежат ваши телефоны, а ведь вы имеете право пользоваться достижениями современной техники. Не нарушены ли ваши права? (часто во время занятий приходят СМС или звонки, которые отвлекают всех и мешают полноценному получению знаний. Перед занятием дети обязаны их отключить, но часто этого не делают, поэтому собрав все телефоны – обеспечиваются права остальных, а ребятам лишний раз напоминание об их обязанностях).
Вывод. Защищая свои права нельзя забывать и о своих обязанностях.
(слайд №6) Кроме прав и обязанностей, существует еще и ответственность за совершенные поступки.
Существует ответственность – административная и уголовная, за то, что нам часто кажется совсем безобидной шалостью. Это все прописано в гражданском и уголовном кодексе нашей страны.
(слайд№7) На территории РФ уголовная ответственность за многие правонарушения наступает с 14лет (ст. 20 УК), законом предусмотрены различные наказания, в том числе и штрафы.
Ложный звонок (слайд №8)
Без всякого предупреждения в класс вбегает первый «правонарушитель»:
– Сейчас бомба взорвется, по телефону позвонили, все бежим из школы!
(слайд №9) : ложное сообщение о готовящемся террористическом акте – это статья Уголовного кодекса Российской Федерации ...
Оказывается, это вовсе не шутка, избавляющая от очередной контрольной, а статья УК, предусматривающая конкретное наказание!
Тоже самое можно сказать и о ложных вызовах пожарных (сейчас часто по вечерам срабатывает сигнализация в школе из-за того, что кто-то просто развлекается. А ведь может случится так, что при настоящем пожаре уже никто не поверит прозвучавшему сигналу и это приведет к большой трагедии), ложных вызовов скорой помощи, милиции.
(слайд №10)Нанесение побоев
К «сообщившему о теракте» подходит ученик и условно бьет его учебником по голове, «сообщивший» падает, встает, держась за голову, стонет, дает сдачи, начинается драка.
Воспитатель зачитывает: Обычная драка вполне может быть рассмотрена как ст. 116 УК - побои. Нанесение побоев или иные насильственные действия, но не повлекшие расстройства здоровья, наказываются штрафом в размере до 100 МРОТ, или принудительными работами, или арестом до трех месяцев.
– Это нас-то, маленьких?!! Какой с нас штраф?
– В этом случае действует Гражданский кодекс, ст. 1074 п. 2 гласит: ответственность за вред, нанесенный несовершеннолетним, лежит на его родителях или лицах, их заменяющих, которые в полной мере расплачиваются (и в прямом, и в переносном смысле) за действия своего чада. Например, оплата медицинской помощи - ст. 1087 ГК.
(слайд №11) Порча чужого имущества
На перемене:
– Дай телефон, музыку послушать, а то скучища!
– Не дам, он новый, только вчера купили.
– Ах, тебе жалко! Ну, у меня нет, и у тебя не будет.
Выбрасывает телефон.
Если говорить о вреде, то причинен он может быть не только гражданину, но и его имуществу (ст. 167 УК - умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества наказывается штрафом от 50 до 100 МРОТ, либо лишением свободы сроком до пяти лет). А ст. 1064 ГК предписывает еще и возмещение материального ущерба в полном объеме лицом, причинившим вред.
Причинение вреда бывает и неумышленное (по-нашему, это «Я ведь ненарочно!»), но это ст. 168 УК штраф до 200 МРОТ, либо лишение свободы до двух лет.
(слайд №12) Угроза «болтовней»
В класс входят ребята, якобы продолжая разговор:
– ... Еще раз прицепишься убью. Знаешь, сколько у меня друзей? Мне стоит только им пожаловаться – и тебе не жить.
ст. 119 УК - Угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью наказывается штрафом или лишением свободы сроком до двух лет.
(слайд №13) Оскорбление
Две девочки входят в класс, якобы ссорятся:
– А ты ...
– А ты сама ...
ст. 130 УК РФ - оскорбление - штраф в размере до 100 МРОТ, либо исправительные работы на 6 – 12 месяцев.
(слайд №14) Осквернение зданий и транспорта
В класс вбегают мальчишки:
– А «Спартак» выиграл, а никто не знает!
– Давай на стене напишем, чтоб завтра утром все увидели!
– Клево, вот люди порадуются!
– Давай на стене маркером, чтоб лучше видно было!
Пишут.
Каждый день, заходя в подъезд, мы видим следы пребывания там наших детей. Разрисованные стены, сожженные кнопки лифта или звонков, сломанные почтовые ящики. А знают ли детишки, что действия их попадают под статью?
ст. 214 УК – вандализм - осквернение зданий и сооружений, порча имущества на общественном транспорте или в иных общественных местах - штраф от 50 до 100 МРОТ и возмещение ущерба.
А так как гуляют детки компаниями, следовательно, и шалят компаниями (в одиночку-то страшно), то следует им знать, что по ст. З5 УК совершение преступлений группой лиц - влечет более строгое наказание.
Вывод. Всегда надо помнить о том, что за совершенные поступки надо отвечать. И во многих случаях можно было найти какое-то другое решение проблемы.
Итог (слайд № 15)
Ребята, а все ли так хорошо в ваших классах? Бывают ли среди вас конфликты? Легко ли бывает их разрешить? Ребята, я думаю, что и вам можно разработать свои законы, которые вы сможете в дальнейшем соблюдать в своем коллективе и жизнь в классе станет лучше.
Например такой: «Принятие законов жизни класса»
1. Закон правды.
Запомни, правда нужна не только тебе, но и окружающим тебя людям. Будь
справедлив.
2. Закон добра.
Будь добр к ближнему, и добро вернется к тебе.
3. Закон заботы.
Прежде чем требовать внимания к себе, прояви его к одноклассникам. Помни об их
интересах, потребностях, нуждах.
4. Закон милосердия.
Тебе сегодня хорошо, но рядом могут быть люди, у которых слезы на глазах. Не
забывай о них!
5. Закон уважения.
Хочешь, чтобы тебя уважали – уважай других!
6. Закон чести.
Вспоминай о своей физической силе только наедине с собой. Помни о своей
духовной силе, долге, благородстве, достоинстве.
- Ребята! Вам строить новую Россию, преумножать её славу и богатства. И тогда действительно будет идеальное государство. Я надеюсь, что вы вырастите достойными гражданами своей страны. Гражданские качества человека проявляются в его поступках. За плохие поступки надо отвечать, а вот хорошие, героические, люди совершают, не задумываясь. Приятно чувствовать себя уверенным человеком и быть гражданином идеального государства. Расправьте плечи, и с гордостью скажите: « Я- гражданин России!» Мы - частица нашей истории. И мы гордимся тем, что живем в нашей замечательной стране, мы вершим ее судьбу. Нам приумножать ее богатства и прославлять нашу Отчизну своими делами. В конце нашего мероприятия хочется предложить вам песню «Моя Россия» в исполнении Ярославы Дегтярёвой..
Приложение№1
Приложение№2
Презентация: «Я - гражданин России»
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.